Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 23:35, дипломная работа
Основная цель дипломной работы: рассмотреть анализ и аудит бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
- изучить бухгалтерскую отчетность, ее роль, значение и состав;
- определить роль и значение анализа и аудита в формировании бухгалтерской отчетности;
- рассмотреть виды и методы анализа и аудита;
- исследовать порядок аудита бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках;
- проанализировать формы №1 «Бухгалтерский баланс» и №2 «Отчет о прибылях и убытках»;
- выявить пути совершенствования анализа и аудита бухгалтерской отчетности.
Введение................................................................................................... 3
1 Теоретические аспекты и аудита бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках……………………………………….
1.1 Бухгалтерская отчетность, ее роль, значение и состав………..
1.2 Роль и значение анализа и аудита в формировании бухгалтерской отчетности……………….…………………………….
1.3 Виды и методы анализа и аудита бухгалтерской отчетности...
2 Анализ бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках…………………………………………………………………
2.1 Анализ структуры, ликвидности и платежеспособности…......
2.2 Анализ финансовой устойчивости предприятия и деловой активности………………...…….............................................................
2.3 Анализ отчета о прибылях и убытках………………..…………
3 Аудит бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках и его совершенствование………..………………………...
3.1 Аудит бухгалтерского баланса………………………………….
3.2 Аудит отчета о прибылях и убытках…………………………...
3.3 Совершенствование аудита бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках и взаимосвязь их показателей……………….
Заключение……………………………………………………………. 87
Список использованных источников……………………………… 92
Аудит расчетов по оплате труда и единому социальному налогу (счета 69,70,73 и т.п.) - аудит расчетов по оплате труда: имеются ли случаи выплаты материальной помощи, заработной платы или премиальных выплат физическим лицам, не состоящим в штате филиала; аудит расчетов по налогу на доходы физических лиц и ЕСН: имели ли место случаи не начисления НДФЛ и ЕСН на основании того, что выплаты физическим лицам были произведены за счет чистой прибыли (по возможности указать сумму таких выплат), имеется ли подтверждение того, что такие вышиты действительно были произведены за счет чистой прибыли).
Аудиторская программа проверки расчетов включает следующие аудиторские процедуры и рабочие документы:
Аудиторские процедуры по проверке расчетов по дебиторской и кредиторской задолженностям: проведение опроса; участие в инвентаризации счетов расчетов (проведение опроса, наблюдение за работой комиссии по инвентаризации (выборочно и по согласованию с руководством организации), проверка правильности оформления материалов инвентаризации и отражения ее результатов в учете).
Рабочие документы аудитора: опросный лист по планированию проверки дебиторской задолженности; опросный лист по планированию проверки обязательств организации; опросный лист для наблюдения за инвентаризацией расчетов; протокол наблюдения за проведением инвентаризации; рабочие документы аудитора по разделу, области аудита.
Аудиторские процедуры по проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками, расчетов с покупателями и заказчиками, расчетов с прочими дебиторами-кредиторами: ознакомление с опросным листом по планированию проверки дебиторской задолженности; ознакомление с опросным листом по планированию проверки обязательств организации; изучение структуры счета учета расчетов; проведение анализа дебиторской задолженности, определение дебиторской задолженности с истекшим сроком давности и долгов, нереальных для взыскания, своевременность их списания, начисление НДС в соответствии с Налоговым кодексом РФ; проведение анализа кредиторской задолженности, определение кредиторской задолженности с истекшим сроком давности, своего временность списания; проверка правильности оформления первичных документов по приобретению (поставке) товарно-материальных ценностей и получению (оказанию) услуг с целью подтверждения обоснованности и своевременности возникновения кредиторской (дебиторской) задолженности; проверка правильности оформления и своевременности отражения на счетах бухгалтерского учета операций с прочими дебиторами-кредиторами; арифметическая проверка точности бухгалтерских записей и соответствия данных аналитического, синтетического учета данным Главной книги и бухгалтерского баланса.
Рабочие документы аудитора: опросный лист по планированию проверки дебиторской задолженности; опросный лист по планированию проверки обязательств организации; рабочие документы аудитора по разделу, области аудита; анкета (контрольный лист) по проверке дебиторской задолженности; анкета (контрольный лист) по проверке обязательств организации.
Аудиторские процедуры по проверке расчетов с бюджетом по налогам: ознакомление с опросным листом по планированию проверки обязательств организации в части расчетов с бюджетом; изучение структуры счета; проверка операций на соответствие действующему законодательству и учетной политике организации; проверка правомерности применения льгот; проверка правильности применения ставок налогов; проверка полноты формирования налоговой базы; проверка правильности составления налоговой отчетности; арифметическая проверка точности бухгалтерских записей и соответствия данных аналитического, синтетического учета данным Главной книги и бухгалтерского баланса; формирование выводов по результатам проверки.
Рабочие документы аудитора: опросный лист по планированию проверки обязательств организации — в части расчетов с бюджетом; рабочие документы аудитора по разделу, области аудита; анкета (контрольный лист) по проверке обязательств организации — в части расчетов с бюджетом.
Аудиторские процедуры по проверке расчетов с персоналом организации: изучение структуры счета; проверка операций на соответствие законодательству, своевременности и правомерности их отражения в бухгалтерском учете.
Аудиторская программа проверки доходов и расходов, налогов, финансовых результатов включает в себя следующие аудиторские процедуры и рабочие документы аудитора.
При проведении аудиторских процедур обращается внимание на следующие виды расходов (затрат): материальные затраты; затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств; прочие расходы; авансовые отчеты; распределение общепроизводственных, общехозяйственных затрат, затрат вспомогательного производства; расходы обслуживающих производств и хозяйств.
Аудиторские процедуры проверки расходов по обычным видам деятельности: ознакомление с опросным листом по планированию проверки расходов от обычных видов деятельности; проведение опроса по оплате труда; ознакомление с опросным листом по планированию проверки учета денежных средств и расчетов с подотчетными лицами; анализ договоров с поставщиками работ, услуг; анализ договоров подряда и трудовых договоров; проверка правильности, полноты, своевременности формирования расходов, соответствия операций ПБУ 10/99, Налоговому кодексу РФ, валютному законодательству; проверка на соответствие фактического учета операций положениям принятой учетной политики; арифметическая проверка точности бухгалтерских записей и соответствия данных аналитического, синтетического учета данным Главной книги и бухгалтерского баланса (форма № 2); формирование выводов по результатам проверки.
Рабочие документы аудитора: опросный лист по планированию проверки расходов от обычных видов деятельности; опросный лист по планированию проверки расчетов по оплате труда; опросный лист по планированию проверки учета денежных средств и расчетов с подотчетными лицами — в части расчетов с подотчетными лицами; рабочие документы аудитора по разделу аудита; анкета (контрольный лист) по проверке расходов от обычных видов деятельности; анкета (контрольный лист) по проверке расчетов по оплате труда; анкета (контрольный лист) по проверке учета денежных средств и расчетов с подотчетными лицами — в части расчетов с подотчетными лицами.
Аудиторские процедуры проверки прочих расходов: анализ прочих расходов; проверка операций на соответствие законодательству, своевременности и правомерности их отражения в бухгалтерском учете в составе прочих расходов, соответствие ПБУ.
Аудиторские процедуры проверки формирования финансовых результатов: рассмотрение прибыли (убытков) от реализации продукции, товаров, работ, услуг;
Рабочие документы аудитора: опросный лист по проверке правильности применения ПБУ 18/02; рабочие документы аудитора по доходам и расходам организации; анкета (контрольный лист) по проверке доходов от обычных видов деятельности, прочих операционных и внереализационных доходов; анкета (контрольный лист) по проверке расходов от обычных видов деятельности; анкета (контрольный лист) но проверке расчетов по оплате труда; рабочие документы аудитора по разделам аудита.
Аудиторские процедуры проверки доходов организации: проверка доходов по обычным видам деятельности, анализ договоров с покупателями; проверка правильности, полноты, своевременности формирования доходов, соответствия операций ПБУ 9/99, валютному законодательству; арифметическая проверка точности бухгалтерских записей и соответствия данных аналитического, синтетического учета данным Главной книги и бухгалтерского баланса
Рабочие документы аудитора: опросный лист во планированию проверки доходов от обычных видов деятельности, прочих доходов; рабочие документы аудитора по разделам аудита; анкета (контрольный лист) до проверке доходов от обычных видов деятельности, прочих доходов.
Аудиторские процедуры проверки системы налогового учета по налогу на прибыль: анализ системы налогового учета на соответствие законодательству; проверка регистров налогового учета; проверка полноты формирования налогооблагаемой базы по прибыли; формирование выводов по результатам проверки.
Рабочие документы аудитора: рабочие документы аудитора по разделам, областям аудита; анкета (контрольный лист) по проверке системы налогового учета организации - в части прибыли.
Аудиторские процедуры проверки текущих расходов по налогу на прибыль: проверка правильности расчета текущего налога на прибыль исходя из условного расхода по налогу на прибыль, постоянных налоговых обязательств (активов) и отложенных налогов, полученных по данным аудита, и сверка результата с данными налоговой декларации; проверка правильности заполнения налоговой декларации и расчета по налогу на прибыль; сверка сальдо по счету «Задолженность перед бюджетом по налогу на прибыль» с информацией в отчетности; формирование выводов по результатам проверки.
Рабочие документы аудитора составляются по каждому разделу, области аудита.
Аудиторские процедуры проверки достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности — проверка формы № 1 «Бухгалтерский баланс», формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках», формы № 3 «Отчет об изменениях капитала», формы № 4 «Отчет о движении денежных средств», формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»: проведение опроса; проверка на соответствие данных Главной книги и форм отчетности; проверка состава и содержания форм бухгалтерской отчетности, увязка ее показателей; выражение мнения о достоверности показателей отчетности во всех существенных отношениях; проверка правильности оценки статей отчетности.
Рабочие документы аудитора: опросный лист по планированию проверки наличия аффилированных лиц и раскрытия информации о них; рабочие документы аудитора по разделу, области аудита; анкета (контрольный лист) по проверке наличия аффилированных лиц и раскрытия информации о них; анкета (контрольный лист) по проверке событий после отчетной даты; анкета (контрольный лист) по проверке условных фактов хозяйственной деятельности; сравнение фактических отклонений с уровнем существенности; существенные отклонения; таблица обнаруженных искажений бухгалтерской отчетности.
3.2 Аудит отчета о прибылях и убытках
Отчет о прибылях
и убытках - основная отчетная форма,
характеризующая порядок
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н, в состав бухгалтерская отчетности должен входить Отчет о прибылях и убытках.
Выполняя процедуру проверки достоверности показателей Отчета о прибылях и убытках, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:
- При разработке
организацией формы N2 «Отчет о
прибылях и убытках»
- Порядок формирования показателей Отчета о прибылях и убытках (ф.N 2) соответствует положениям нормативных актов.
При проведении аудита необходимо проверить выполняются ли требования нормативных актов при формировании показателей Отчета о прибылях и убытках.
В отчете о прибылях и убытках данные о доходах, расходах и финансовых результатах представляются в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 выделяет и требует раздельно раскрывать как минимум доходы и расходы от обычных видов деятельности и прочие. Перед началом проверки аудитор должен ознакомиться с положениями учетной политики, касающимися порядка признания доходов организации в качестве доходов от обычных видов деятельности. Для этого он должен проанализировать, какие виды деятельности в соответствии с учетной политикой отнесены организацией к основным, и проверить правильность классификации доходов и расходов по отчету.
Для подтверждения достоверности и точности определения показателей отчетной формы сверяется тождественность показателей «За отчетный год» данным главной книги и регистров аналитического учета по счетам учета доходов и расходов.
Проверка формирования показателей по строкам «Прочие доходы», «Прочие расходы» должна быть направлена и на подтверждение достоверности состава этих расходов.
Важно обратить внимание на соблюдение принципа существенности (п. 11 ПБУ 4/99), согласно которому доходы и расходы должны приводиться обособленно, если они существенны (показатель может быть признан существенным, если его сумма по отношению к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%). При формировании показателей отчета о прибылях и убытках следует:
• при отражении видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет 5% и более общей суммы доходов организации за отчетный период, показывать в отчете соответствующую каждому виду часть расходов;
• графу 4 заполнять на основании данных графы 3 отчета за предыдущий год. Если данные за аналогичный период предыдущего года несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из изменений учетной политики, законодательных и иных нормативных актов;
• доходы от обычных видов деятельности в случае их существенности отражать обособленно в виде расшифровки к строке «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг» или в приложении к отчету.