Учет и анализ основных средств Гомельского вагонного депо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:48, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – изучить особенности учета основных средств Гомельского вагонного депо, провести анализ их наличия, движения, технического состояния и эффективности использования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть теоретические аспекты анализа основных средств;
 выявить особенности организации бухгалтерского учета основных средств на рассматриваемом предприятии;
 провести анализ движения и технического состояния основных средств на примере Гомельского вагонного депо;
 изучить анализ интенсивности и эффективности использования основных средств.

Работа состоит из  1 файл

Диплом весь.docx

— 527.69 Кб (Скачать документ)

Основные  фонды – отражённые в бухгалтерском или налоговом учёте основные средства организации в денежном выражении.

В настоящее  время существует множество трактовок  термина «основные средства». Рассмотрим некоторые из них.

Экономист А. С Головачева под основным капиталом понимала часть финансовых ресурсов предприятия, вложенную в производственные объекты, многократно участвующую в повторяющихся циклах производства, сохраняющую свою форму и переносящую свою стоимость на выпущенную продукцию (работы, услуги) частями в форме амортизационных отчислений. Поэтому главным объектом оценки основного капитала являются основные средства, т.е. основные фонды. В данном случае основной капитал и основные средства являются синонимами, а основные фонды представляют материальное их воплощение [5, c.65] .

Так, профессор  Тишков считал, сто основные средства предприятия–совокупность материально-вещественных ценностей, действующих в натуральной форме в течение длительного периода времени как в сфере производства, так и в нематериальной сфере. Это здания, сооружения передаточные устройства, рабочие и силовые машины, оборудование, инвентарь, скот, многочисленные насаждения и прочие аналогичные средства.

Другой  отечественный экономист Калинка  А. А. определяет основные фонды как «средства производства, которые многократно участвуют в процессе производства, постепенно, по мере износа, по частям переносят свою стоимость на готовую продукцию и при этом не меняют своей первоначальной материально-вещественной формы».

По мнению Стражевой Н. С., основные средства – это орудия труда, которые используются продолжительное время, сохраняя при этом свою натуральную форму, и переносят свою стоимость на готовую продукцию, товары, услуги, по мере износа.

Кейлер В. А., в отличие от всех остальных экономистов, характеризует основные фонды с двух сторон: материально-вещественной и социально-экономичес-кой. С материально-вещественной стороны они представляют собой средства труда, включающие в себя единство орудий и условий труда. Социально-экономическая сущность основных фондов состоит в том, что они отражают отношения собственности, складывающиеся  в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

СогласноИнструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001 № 118 (в редакции от 25.06.2010 N 77) основные средства – это часть средств производства, которые в течение многих производственных циклов сохраняют свою натуральную форму, и переносит свою стоимость по частям на готовую продукцию или оказываемые услуги. Активы, имеющие материально-вещественную форму, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при одновременном выполнении условий, предусмотренных пунктом 2 данной инструкции.

Результаты проведенного исследования по вопросам трактовки  капитала и постепенного перехода к  понятию основные средства представим в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 – Трактовка понятия «капитал»

Автор

Определение капитала

Аристотель

«Хремастика» – искусство обеспечения достатка, или деятельность, направленная на накопление богатства, получение прибыли, вложение и накопление капитала.

А. Смит

Капитал – это та часть запасов, которая предназначена для дальнейшего производства и приносит доход.

К. Маркс

Постоянный капитал – капитал, участвующий в процессе труда  своим вещественным содержанием, являющийся фактором производства, создания потребительных стоимостей, но не участвующий в процессе увеличения стоимости.

Л. Вальрас,

И. Фишер

Капитал – элемент богатства, приносящий его владельцу регулярный доход на протяжении длительного времени.

Д. Хайман,

П. Самуэльсон

Определяют капитал как ресурс длительного пользования, создаваемый с целью производства большего количества товаров и услуг.

А.С. Головачева

Основной капитал – это часть  финансовых ресурсов предприятия, вложенная в производственные объекты, многократно участвующие в повторяющихся циклах производства, сохраняющие свою форму и переносящие свою стоимость на выпущенную продукцию (работы, услуги) частями в форме амортизационных отчислений. Поэтому главным объектом оценки основного капитала являются основные средства, т.е. основные фонды. В данном случае основной капитал и основные средства являются синонимами, а основные фонды представляют материальное их воплощение [5, c.65] .


Окончание таблицы 1.1

Автор

Определение капитала

А. А. Калинка

Основные средства – средства производства, которые многократно участвуют в процессе производства, постепенно, по мере износа, по частям переносят свою стоимость на готовую продукцию и при этом не меняют своей первоначальной материально-вещественной формы


 

Наиболее полно, на наш взгляд сущность основных средств раскрывается в  определении, предложенном экономистом  Калинка А. А., который трактует их как средства производства, многократно  участвующие в процессе производства, постепенно, по мере износа, по частям переносящие свою стоимость на готовую продукцию и при этом не меняющие своей первоначальной материально-вещественной формы.

Рассмотрев различные  трактовки понятий основных средств, фондов, капитала, сущности основных средств можно выделить основные критерии отнесения имущества к основным средствам (рисунок 1.1).

 



 








 

Рисунок 1.1 – Критерии отнесения  имущества к основным средствам

 

Для правильной организации учета  основных средств большое значение имеет их классификация, представленная на рисунке 1.2.

В зависимости  от использования в предпринимательской деятельности основные средства делятся на производственные и непроизводственные –это наиболее распространенная классификация.

Основные производственные средства многократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою вещественно-натуральную форму (металлорежущее оборудование, силовые машины и оборудование, теплотехническое оборудование, вычислительная техника и др.).

Основные непроизводственные средства не участвуют в процессе производства и не переносят своей стоимости на готовый продукт, они предназначены для удовлетворения бытовых и культурных потребностей людей (жилые дома, детские и спортивные учреждения и другие объекты культурно-бытового назначения).


 


Рисунок 1.2 – Признаки классификации основных средств

 

В зависимости от вещественно-натурального состава основные производственные средства, в соответствии с Временным Республиканским классификатором основных средств и нормативных сроков их службы (в редакции от 02.11.2009 №173), разделяют на группы, представленные на рисунке 1.2. Так как предприятия железной дороги очень разнообразны по видам своей деятельности и имеют множество особенностей, то в данной классификации для рационального построения бухгалтерского учетамогут появляться дополнительные группы, отражающие специфику деятельности тех или иных предприятий. Так, например, на Гомельском вагонном депо такой группой является группа «Грузовые вагоны».

Роль основных средств в процессе производства различна. Часть из них  непосредственно воздействует на предмет труда и является активной, другая часть создает необходимые условия для труда и является пассивной [5, c. 65].

Большинство экономистов считают  что, к активной части средств  относятся машины и оборудование (силовые и рабочие машины и  оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование, вычислительную технику, прочие машины и оборудование), а также транспортные средства. Пассивную часть средств образуют здания и сооружения.

Активные средства обслуживают процесс производства, непосредственно влияют на уровень технической вооруженности труда на предприятии.

Пассивные средства принимают косвенное участие в процессе производства, создают условия для его осуществления.

Деление основных средств на активные и пассивные  в основном применяется при проведении анализа основных средств. Так, например, при анализе коэффициента обновления необходимо сравнить данный показатель, рассчитанный по активной части, с показателем по всем основным фондам предприятия и выяснить, за счет какой части основных фондов в большей степени происходит их обновление. Более высокий коэффициент обновления по активной части, чем по всем основным средствам, покажет, что их обновление в организации осуществляется как раз за счет активной части и при прочих равных условиях положительно влияет на показатель фондоотдачи.

На железной дороге к активной части  основных фондов относятся транспортные средства, машины и оборудование, передаточные устройства, т. е. примерно 60% стоимости всех основных средств железной дороги.

По принадлежности основные средства подразделяются на собственные и арендованные.

Собственные основные средства полностью принадлежат предприятию.

Арендованные основные средства, являясь собственностью других предприятий, в соответствии с договором аренды или лизинга временно используются на данном предприятии.

На предприятиях железной дороги также  применяется классификация основных средств по возрастному составу, которая позволяет провести анализ их технического состояния и выявить те группы основных средств, которые нуждаются в обновлении. Возрастные группы основных средств не обязательно должны соответствовать предложенным в таблице 1.2, для различных групп имущества могут применяться различные возрастные группы. Так, на Гомельском вагонном депо группировка основных средств по предложенному на рисунке возрастному составу применяется  только для сооружений, машин и оборудования и производственного транспорта. Для таких объектов основных средств, как здания, группировка осуществляется по следующему возрастному составу: до 5 лет, от 5 до 20 лет, от 20 до 50 лет, от 50  до 75 и более 75 лет. Иная классификация возрастных групп также применяется для грузовых вагонов и легковых автомобилей. Поэтому деление различных основных средств по возрастным группам не является принципиальным, а обуславливается особенностями и условиями эксплуатации объектов основных средств.

Приведенная классификация основных средств показывает, что не все их виды играют одинаковую роль в производственном процессе. Например, одни (машины и оборудование, транспортные средства и т.д.)принимают непосредственное участие в процессе производства, другие (здания, сооружения, инвентарь и т.п.) оказывают на него косвенное влияние. В связи с этим большое экономическое значение имеет соотношение отдельных видов основных средств в общей их стоимости, или, иначе, – видовая структура средств.

Существуетнесколько видовых структур основных средств: технологическая, производственная и отраслевая (рисунок 1.3).

 


 

 

 


 


 

 

 

 

Рисунок 1.3 – Видовые структуры основных средств

 

Структура основных средств неодинакова для предприятий различных отраслей промышленности, что объясняется спецификой самих отраслей, технической оснащенностью предприятия, уровнем специализации, характером выпускаемой продукции и прочими особенностями. Прогрессивной и оптимальной считается такая структура основных средств, которая обеспечивает высокое качество выпускаемой продукции и максимальный уровень использования активной части при отсутствии простоев оборудования.

Подводя итог вышеизложенному следует отметить, что основные средства играют основополагающую роль в деятельности каждого предприятия и железная дорога не является исключением. Основные средства железнодорожных предприятий составляют основу их деятельности и материально-технической базы, рост и совершенствование которых является важнейшим условием повышения качества и конкурентоспособности продукции. Благодаря исправности и своевременному ремонту основных средств всех структурных подразделений дороги обеспечивается непрерывность перевозочного процесса, безопасность движения пассажиров и грузов на всем пути следования.

Для более полного понимания  сущности основных средств необходимо четко определить критерии отнесения  имущества к основным средствам, а также понятие таких объектов как основные средства. Исходя из проведенного исследования на базе различных позиций  экономистов прошлого и современности, а также изучения нормативной литературы в области бухгалтерского учета, под основными средствами следует понимать средства производства, которые длительное время участвуют в производственном процессе, сохраняют натуральную форму в течение всего срока эксплуатации и переносят свою стоимость на вновь созданную продукцию по частям в виде амортизационных отчислений.

 

 

1.2 Основные средства  как объект бухгалтерского учета  и анализа

 

Для осуществления своей производственной деятельности предприятия должны иметь  необходимые средства производства. Они являются  важнейшим элементом производительных сил и определяют их развитие. В бухгалтерском учете средства производства принимают форму основных и оборотных средств.

Исходя из проведенного в пункте 1.1 исследования экономической сущности рассматриваемого объекта,основные средства представляют собой часть средств производства, которые в течение многих производственных циклов сохраняют свою натуральную форму, и переносит свою стоимость по частям на готовую продукцию или оказываемые услуги. Активы, имеющие материально-вещественную форму, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при одновременном выполнении условий, предусмотренных пунктом 2 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001 № 118 (в редакции от 25.06.2010 N 77).

Информация о работе Учет и анализ основных средств Гомельского вагонного депо