Учет и анализ основных средств Гомельского вагонного депо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:48, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – изучить особенности учета основных средств Гомельского вагонного депо, провести анализ их наличия, движения, технического состояния и эффективности использования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть теоретические аспекты анализа основных средств;
 выявить особенности организации бухгалтерского учета основных средств на рассматриваемом предприятии;
 провести анализ движения и технического состояния основных средств на примере Гомельского вагонного депо;
 изучить анализ интенсивности и эффективности использования основных средств.

Работа состоит из  1 файл

Диплом весь.docx

— 527.69 Кб (Скачать документ)

Если  прибывшие вагоны принадлежат белорусским  юридическим лицам, то с ними заключаются  договора, на основании которых и  ведутся расчеты за оказанные услуги. После осуществления ремонта таких вагонов, в присутствии представителей обеих сторон – заказчика и исполнителя (вагонного депо) – составляется акт приемки вагонов (приложение 34), в котором указывается номера осмотренных и отремонтированных вагонов, количество замененных деталей и узлов. На основании данного документа заказчику выставляется счет-фактура (приложение 35) на стоимость оказанных услуг с приложением к нему акта приемки выполненных работ (приложение 36). В учете это отражается проводками, представленными в таблица 2.13.

 

Таблица 2.13 – Корреспонденция счетов бухгалтерского учета по проведению

ремонта основных средств  белорусскому юридическому лицу

Содержание 

хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Первичный документ

(учетный регистр)

Дебет

Кредит

1 Отражены расходы по ремонту  думпкарных вагонов КУП «Гомельоблдорстрой-

комплект»

2303

10,70,69,76...

2 140 068

Акт приемки думкарных вагонов

2 Предъявлен счет КУП «Гомельоблдор-

стройкомплект

6206192833

9001027014

2 568 082

Счет-фактура

3 Начислен НДС 

9005027013

68049004

428 014

Счет-факура

4 Списаны расходы по ремонту  думпкарных вагонов

9002

2303

2 140 068

Акт выполненных работ

5 Оплачены услуги заказчиком

51010000

6206192833

2 568 082

Счет-фактура


 

В целях  совершенствования взаимоотношений  Белорусской железной дороги с собственниками приватных вагонов в части производства текущего отцепочного ремонта (ТОР) грузовых вагонов действует приказ «О текущем отцепочном ремонте приватных вагонов» от 28.03.2008 (приложение 37). Согласно данного приказа ТОР приватных грузовых вагонов осуществляется на основе договоров между Белорусской железной дорогой и экспедиторскими организациями, осуществляющими оплату за перевозки грузов в приватных вагонах по Белорусской железной дороге. При этом данный вид ремонта в вагонном депо осуществляется следующим образом.

Поступление приватных вагонов в ремонт оформляется  уведомлением на ремонт вагонов (приложение 38), составляемым  на станции, на которую прибыл вагон (например, ст. Гомель Сорт.-Нечетный). В нем указывается номер вагона, требующего ТОР, номер поезда, в составе которого он прибыл, время прибытия, вид, дата и место последнего планового ремонта, наименование неисправностей, вид требуемого ремонта, куда подать вагон для ремонта. На вагонном депо приемщиком вагонов и вагонным мастером осуществляется осмотр поступивших вагонов и составляется дефектная ведомость с указанием предстоящих работ: замена колесных пар, ремонт рессорсного подвешивания, букс и подшипников, проверка работы автосцепного устройства и автотормозного оборудования и др. По окончании работ составляется калькуляция ТОР грузового вагона (приложение 39) согласно утвержденных отделением дороги норм расхода материалов, топливно-энергетических ресурсов, нормативов оплаты труда по каждому типу тягового подвижного состава при подаче и уборке вагонов на пути текущего ремонта. После проведения работ по ТОР в полном объеме  Гомельским вагонным депо составляется акт выполненных работ (приложение 40) с приложением к нему дефектной ведомости (приложение 41), уведомления, калькуляции и при необходимости акта о повреждении вагонов. В данном акте также указывается стоимость выполненных работ по ТОР вагонов в белорусских рублях и в рублях страны, представителем которой является собственник вагонов, пересчитанной по официальному курсу валют национального банка Республики Беларусь, действующего на дату составления калькуляции. Данный комплект документов передается на ст. Гомель Сорт.-Нечетный, где, в составленную в депо калькуляцию, включается согласно утвержденных норм стоимость подачи одного грузового вагона на пути текущего ремонта. Затем весь комплект документов пересылается в РУП «Главный расчетный информационный центр», работники которого предъявляют расходы за ремонт приватных грузовых вагонов их собственникам и производят окончательный расчет.

Исходя  из вышеизложенного следует, что затраты на восстановление объектов основных средств  отражаются  в бухгалтерском учете того отчетного периода, к которому они относятся, резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств и ремонтный фонд на рассматриваемом предприятии не создаются. Восстановление основных средств на Гомельском вагонном депо осуществляется как хозяйственным, так и подрядным способом, операции по которым отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с действующей законодательной базой.

 

2.4 Порядок расчета и учет  амортизационных отчислений

 

В процессе эксплуатации основные средства, сохраняя первоначальную вещественную форму, постепенно изнашиваются, то есть теряют свои потребительские и физические качества. Механизм постепенного переноса  стоимости основных средств на готовую продукцию (работы, услуги) и накопление средств для замены изношенных внеоборотных активов называется амортизацией.  

Так как все объекты основных средств Гомельского вагонного  депо являются собственностью Белорусской железной дороги, то счет 02 «Амортизация основных средств» имеет лишь один субсчет – 0201 «Амортизация собственных основных средств», на котором и отражается  движение амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.

Аналитический учет по счету 02 «Амортизация основных средств» как и по счету 01 «Основные  средства» ведется по отдельным  инвентарным объектам основных средств  в ведомости аналитического учета (приложение 42).

Начисление  амортизации основных средств производится в соответствии с Инструкцией  о порядке начисления амортизации  основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 (с изменениями и дополнениями от 30.09.2010 N 141/106/28).

При начислении амортизации депо по всем объектам основных средств без исключения применяет линейный способ начисления амортизации, что закреплено в учетной политике предприятия на 2011 год.

В связи  с ускоренным моральным износом  компьютерного оборудования для  всех организаций, входящих в состав Белорусской железной дороги, по группе амортизируемых объектов «Вычислительная  техника, оргтехника» установлен максимальный нормативный срок службы 5 лет.

По машинам, механизмам и подвижному составу, эксплуатируемым  сезонно, начисление амортизации производится по месячным нормам амортизационных отчислений, установленным комиссионно, исходя из годовой нормы амортизационных отчислений и длительности срока эксплуатации объектов в течение года. К данной группе основных средств на Гомельском вагонном депо относятся все виды кусторезов, период эксплуатации которых установлен с апреля по ноябрь.

Амортизация по объектам основных средств, не используемых в предпринимательской деятельности (непроизводственным основным средствам), относится на внереализационные расходы в соответствии с пунктами 5 и 45 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов.

В таблице 2.14 представлена корреспонденция счетов бухгалтерского учета амортизации основных средств Гомельского вагонного депо.

 

Таблица 2.14 – Корреспонденция счетов бухгалтерского учета амортизации

основных средств

Содержание хозяйственной

 операции

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Первичный документ (учетный регистр)

Дебет

Кредит

Начислена амортизация на транспортные средства, используемые во вспомогательных производствах.

23057536

02010106214

82263

Ведомость отнесения начисленного износа по кодам затрат

Начислена амортизация по рабочим машинам и оборудованию общепроизводственного назначения

25027186

02010105814

842190

Ведомость отнесения начисленного износа по кодам затрат

Начислена амортизация на бильярдный стол

29097896

02010104564

61062

Ведомость отнесения начисленного износа по кодам затрат

Начислена амортизация по зданиям  общехозяйственного назначения

26027896

02010101014

663713

Ведомость отнесения начисленного износа по кодам затрат


 

Как видно  из данных таблицы 2.14, амортизация основных средств не списывается прямым путем на затраты основного производства, а отражается на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». И так как данные счета являются собирательно-распределительными, то сумма начисленного износа ежемесячно распределяется пропорционально основной заработной плате между основным производством и иными видами деятельности согласно справке по распределению общепроизводственных и общехозяйственных расходов (приложение 43). Причем, например, затраты, отраженные по статье 718 «Амортизация производственных основных средств и нематериальных активов», распределяются в доле 99,7% - на счет 20 и 0,3% - на иные виды деятельности, а затраты по статье 788 «Амортизация нематериальных активов», учтенные на счете 26, прямо относятся на счет 2001 «Железнодорожные перевозки».

С 1 января 2011г. вступило в силу Постановление  Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.09.2009 N 141/106/28, которым внесены существенные изменения и дополнения в Инструкцию о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов.

Так, впервые  в законодательстве Республики Беларусь введено новое понятие амортизационной ликвидационной стоимости основного средства. Пунктом 7.1 новой редакции Инструкции определено, что организация вправе (но не обязана) определить амортизируемую стоимость за вычетомамортизационной ликвидационной стоимости объекта. Для целей начисления амортизации амортизационная ликвидационная стоимость представляет собой оценочную величину в текущих ценах, которую организация планирует получить от реализации объекта основных средств или нематериальных активов, за вычетом предполагаемых затрат, связанных с их реализацией, в конце установленного срока полезного использования указанного объекта. Амортизационная ликвидационная стоимость рассчитывается исходя из предположения, что данный объект уже достиг того состояния, в котором, как можно ожидать, он будет находиться в конце срока полезного использования.

Решение о применении амортизационной  ликвидационной стоимости при расчете  амортизируемой стоимости принимается  организацией самостоятельно и закрепляется учетной политикой организации по объектам, вводимым в эксплуатацию с 1 января 2011 года. При этом определение амортизационной ликвидационной стоимости организация вправе произвести как самостоятельно, пользуясь сведениями об уровне цен на аналогичные объекты основных средств и нематериальных активов, полученными от торговых организаций, из средств массовой информации, специальной литературы, так и с привлечением оценщика.

Комиссия  по проведению амортизационной политики на предприятии получила полномочия на осуществление пересмотра сроков полезного использования и (или) нормативных сроков службы основных средств с начала отчетного года. Такая возможность обязательно должна быть предусмотрена учетной политикой организации.

Также пункт 35 Инструкции дополнен нормой, в соответствии с которой в случае проведения модернизации объектов основных средств, их дооборудования, полной или частичной реконструкции, достройки, технического диагностирования и освидетельствования с полной остановки части объекта начисление амортизации не производится только по указанной части в зависимости  от соотношения натуральных показателей данного использования. Предыдущая редакция инструкции предусматривала, что при полной остановке части объекта по мере проведения вышеуказанных работ начисление амортизации не производится по всему объекту.

В том  числе  с 01.01.2011 организации потеряли право производить индексацию амортизационных отчислений. Но, пожалуй, наиболее важным моментом является отмена необходимости учитывать формирование и использования амортизационных фондов как источников финансирования капитальных вложений. Остатки амортизационных фондов, числящиеся по состоянию на 31 декабря 2010 года на забалансовых счетах 010 «Амортизационный фонд воспроизводства основных средств» и 013 «Амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов», списываются методом «красное сторно» по дебету или кредиту соответствующих счетов.

Таким образом, введение понятия амортизационной  ликвидационной стоимости можно рассматривать как шаг в сторону сближения законодательства о бухгалтерском учете с международными стандартами бухгалтерской отчетности, в частности МСФО 16 «Основные средства», который содержит определение остаточной стоимости, которое по своей сути аналогично вновь введенному в Инструкции понятию амортизационной ликвидационной стоимости. Также, на наш взгляд, значительным изменением является отмена амортизационных фондов, которые по своей сути не являлись реальными источниками финансирования капитальных вложений.

Важным  моментов в деятельности депо является проведение обязательной переоценки основных средств и нематериальных активов  на первое января каждого года, что требует правильного ее документального оформления и отражения результатов в учете.

Проведение переоценки имущества  депо осуществляется комиссией по проведению амортизационной политики, состав которой  также оговаривается в приказе. По окончании работ по переоценке, проводимой индексным методом,  составляется акт результатов переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов, неустановленного оборудования (приложение 44) и ведомость переоценки основных средств (приложение 45). По результатам переоценки имущества на 01.01.2011 в учете были составлены бухгалтерские записи, представленные в таблица 2.15.

Таким образом, начисление амортизации  на все объекты основных средств  Гомельского вагонного депо производится с использованием линейного метода, переоценка проводится индексным методом.

 

Таблица 2.15 –Корреспонденция счетов бухгалтерского учета при переоценке

основных средств

Содержание операции

Корреспонденция

счетов

Сумма, руб.

Документ-основание

Дебет

Кредит

1 Увеличена первоначальная стоимость зданий депо после проведения переоценки

010101011

8301010004

633309437

Ведомость переоценки основных средств (приложение 45)

2 Увеличена стоимость затрат по разработке проекта  системы оповещения о пожаре

081104211

8301080004

123897

Ведомость переоценки основных средств

3 Увеличена сумма амортизации, начисленная по силовым машинам

8301020003

02010104111

3504652

Ведомость переоценки основных средств


 

Что касается законодательной базы в области учета основных средств, то 2011 год внес в нее  значительные изменения, наиболее значительными  из которых являются введение понятия амортизационной ликвидационной стоимости и отмена амортизационных фондов, ранее учитываемых на забалансовых счетах. На наш взгляд, правительство Республики Беларусь в области учета основных средств и других активов предприятия будет и в дальнейшем предпринимать меры, направленные на сближение с международной практикой учета, что позволит вести учет по общим принципам и как следствие приведет к сопоставимости отчетности нашей страны и западноевропейских стран. 

Информация о работе Учет и анализ основных средств Гомельского вагонного депо