Учет и аудит расчетов с персоналом по оплате труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:44, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является исследование бухгалтерского учета и аудита расчетов по оплате труда на современном предприятии.
Объектом исследования является муниципальное автономное учреждение Пролетарского района «Расчетный центр образования», (далее МАУ «РЦО»).
Предмет исследования - организация бухгалтерского учета и аудита расчетов по оплате труда в организации.
Для осуществления поставленной цели в рамках дипломной работы были рассмотрены следующие задачи:
- общетеоретическая сущность и регулирование бухгалтерского учета и аудита по оплате труда,
- документальное оформление расчетов по оплате труда,
- анализ организацию бухгалтерского учета оплаты труда в МАУ «РЦО»,
- аудит учета по оплате труда применительно к деятельности МАУ «РЦО».

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Содержание и нормативное регулирование учета и аудита расчетов по оплате труда 6
1.1 Характеристика, задачи учета и аудита расчетов по оплате труда 6
1.2 Нормативное регулирование учета и аудита расчетов по оплате труда 13
1.3 Формы и системы оплаты труда, виды заработной платы и их удержание 18
ГЛАВА 2. Организация учета расчетов по оплате труда в муниципальном автономном учреждении Пролетарского района «Расчетный центр образования» 26
2.1 Характеристика Муниципального автономного учреждения Пролетарского района «Расчетный центр образования» и его учетной политики 26
2.2 Документальное оформление расчетов по оплате труда 32
2.3 Отражение расчетов по оплате труда в учете, регистрах бухгалтерского учета и отчетности 36
ГЛАВА 3. Аудит учета заработной платы в муниципальном автономном учреждении Пролетарского района «Расчетный центр образования». 54
3.1 Методика аудита расчетов по заработной плате 54
3.2 Контроль расчета и оплаты труда 62
3.3 Рекомендации по учету оплаты труда в муниципальном автономном учреждении Пролетарского района «Расчетный центр образования» 68
Заключение 71
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 469.00 Кб (Скачать документ)

     В феврале месяце Косарьковой  С.С. в соответствии с ее заявлением предоставляются стандартные налоговые вычеты: личный – 400,00 рублей и по расходам на содержание ребенка – 1000,00 рублей. Совокупный доход с начала года не превысил 40000,00 рублей для предоставления личного стандартного налогового вычета и не превысил 280000,00 рублей для предоставления вычета на содержание ребенка.

     Материальная  помощь, не превышающая 4000,00 рублей, освобождается  от налогообложения (НК РФ22).

     Сумма налога за расчетный месяц (после  зачета сумм налога, удержанного ранее) составила:

     Заработная  плата за месяц: 5000 + 5000 = 10000

     Суммы не подлежащие налогообложению: 400 + 1000 + 4000 = 5400

     10000 – 5400 = 4600 * 13%  = 598 – сумма НДФЛ

     Таким образом, сумма к выдаче составила: 10000 – 598 = 9402 рубля

     Бухгалтером будут сформированы следующие проводки, которые представлены в таблице 7.

Таблица 7

Бухгалтерские проводки

Содержание  операции Сумма, рублей Корреспондирующие счета
Дебет Кредит
Начислена заработная плата Косарьковой С.С. за Февраль месяц 5000,00 26 70
Начислена материальная помощь 5000,00 26 70
Удержан НДФЛ за февраль месяц 598,00 70 68
Выплачена заработная плата Косарьковой С.С. за Февраль месяц 9402,00 70 51
Перечислен  налог на доходы физических лиц в  бюджет 598,00 68 51

     

     Центр предоставляет в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по утвержденной форме.

Глава 3. Аудит учета заработной платы в МАУ «РЦО»

     3.1. Методика аудита расчетов по заработной плате.

 

     Целью аудита операций по учету труда и  его оплате является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам, для того чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.

     Проверка  носит комплексный характер и  включает контроль соблюдения нормативно-правовых актов, касающихся трудового законодательства, правильности начисления различных  видов оплат и удержаний, правильности ведения бухгалтерского учета расчетов как по физическим лицам, так и в целом по учреждению, а также начисления налогов и платежей с фонда оплаты труда (ФОТ) и выплат социального характера.

     Источниками информации служат: документы по зачислению, увольнению и переводу работников учреждения, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность. В качестве первичных документов преимущественно используются унифицированные формы первичной документации (Постановление Госкомстата РФ от 5 января 2004г. № 1 «Об утверждении Порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации»23 .

     Ведение первичного учета труда и его  оплаты по унифицированным формам, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004г. № 1, распространяется на юридических лиц всех форм собственности. Так, по учету личного состава используются: приказ (распоряжение) о приеме на работу (ф. № Т-1), личная карточка (ф. № Т-2), приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (ф. № Т-5), приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (ф. № Т-6), приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (ф. № Т-8).

     По  учету использования рабочего времени  и расчетов с персоналом по оплате труда применяются: табель учета  использования рабочего времени  и расчета заработной платы (ф. №  Т-12), расчетно-платежная ведомость (ф. № Т-49), расчетно-платежная ведомость (ф. № Т-53), расчетная ведомость (ф. № Т-53), лицевой счет (ф. № Т-54).

     К регистрам, которые подлежат проверке, относятся сводные ведомости  распределения заработной платы (по видам, шифрам затрат и др.), регистры по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»24 в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате, журналы-ордера, Главная книга, бухгалтерская отчетность.

     Рассмотрим  основные этапы аудиторской проверки оплаты труда.

     К числу основных комплексов задач, которые  необходимо проверить, относятся25:

  • соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям;
  • учет и контроль выработки и начисления заработной платы работников;
  • учет и начисление повременных и прочих видов оплат;
  • расчеты удержаний из заработной платы физических лиц;
  • аналитический учет по работающим (по видам начислений и удержаний);
  • сводные расчеты по заработной плате;
  • расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с ФОТ;
  • расчеты по депонированной заработной плате.

     Представленные  комплексы задач охватывают типовые  учетные задачи, а также общие  принципы организации расчетов по соблюдению трудового обязательства. Для составления  программы проверки и выбора процедур сбора аудиторских доказательств целесообразно составить вопросник аудитора по всем выделенным комплексам задач. Примерная форма вопросника приводится в приложении № 4.

     По  данным заполненного справочника (вопросника) можно сделать выводы об организации системы внутреннего контроля (низкий уровень, высокий уровень и т.д.), бухгалтерского учета этого раздела (отвечает или не отвечает требованиям оперативности, достоверности).

     Выводы, сделанные на основании информации справочника, позволяют аудитору назначить соответствующие процедуры для сбора аудиторских доказательств, обратить внимание на те или иные моменты при выполнении проверки отдельных расчетов26.

     Для облегчения работы аудитор может  составит перечень основных наиболее часто встречающихся нарушений. (Приложение 8).

     Подготовка  рабочей документации аудита.

     Цель  подготовки рабочих документов - это  документальное подтверждение того, что проверка была должным образом  спланирована, реализация плана аудиторами ежедневно контролировалась и в ходе аудита подвергалась рассмотрению, что при необходимости выполнялись соответствующие исследования.

     Федеральным правилом (стандартом) аудиторской  деятельности «Документирование аудита»  предусмотрено описание использованных аудиторской организацией процедур и их результатов.

     Поскольку аудиторская проверка соблюдения трудового  законодательства и расчетов по оплате труда весьма трудоемка, то для сокращения сроков ее проведения можно использовать схему аудита синтетического и аналитического учета при журнально-ордерной форме счетоводства и схему соответствия операций, отраженных в бухгалтерском учете, совершенным хозяйственным операциям. (Приложение № 6). 

     Методы  получения аудиторских доказательств.

     При проведении аудита операций по соблюдению трудового законодательства и расчетов по оплате труда используют следующие методы и приемы:

  • проверка арифметических расчетов исследуемого учреждения (пересчет);
  • проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, подтверждение;
  • устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны;
  • проверка документов, прослеживание, аналитические процедуры.

     Для аудитора очень важно знание наиболее распространенных ошибок и нарушений, встречающихся при расчетах по оплате труда. Наиболее характерные из них:

    1. отсутствие системных документов (положения об оплате труда, положения о премировании, штатного расписания, трудовых договоров, лицевых счетов и т.д.);

    2. несоответствие формы и содержания  системных и первичных документов (трудовых договоров, расчетных ведомостей, приказов, налоговых карточек) установленным требованиям;

    3. отсутствие полного комплекта  документов, подтверждающих право на налоговые вычеты;

    4. необоснованное невключение/включение выплат в налогооблагаемую базу НДФЛ;

    5. необоснованное невключение/включение выплат в налогооблагаемую базу ЕСН;

    6. необоснованное невключение/включение выплат в облагаемую базу страховых взносов от несчастных случаев на производстве;

    7. типичные ошибки в больничных листах можно разделить условно на два вида:

    - ошибки, касающиеся самого работника  (неправильно произведен расчет  стажа или среднего заработка);

    - ошибки, касающиеся оформления больничного  листа (неправильное наименование  организации, где работает сотрудник;  неразборчивые подписи;

    8. в нарушение требований ТК РФ27 заработная плата выплачивается реже, чем каждые полмесяца. Необходимо учитывать, что наличие заявлений работников с просьбой о выплате заработной платы один раз в месяц, не может считаться основанием для невыполнения требований ТК РФ;

    9. при возможности применения регрессивной шкалы единого социального налога он в нарушение НК РФ28 начисляется по максимальным ставкам и полностью учитывается в целях налогообложения;

    10. на работающих по договорам гражданско-правового характера в нарушение НК РФ29 начисляется единый социальный налог в части, подлежащей уплате в Фонд социального страхования России;

    11. продолжительность рабочей недели для совместителей превышает 40 часов (нарушение требований ТК РФ30);

    12. несоответствие начисленной заработной платы и стимулирующих выплат условиям трудовых договоров (отсутствует экономическая оправданность расходов);

    13. невключение в облагаемую базу выплат работникам, предусмотренных трудовым или коллективным договором.

     Наряду  с проверкой аналитических и синтетических данных расчетов по оплате труда важное значение приобретает работа по улучшению организации этого участка учета. Для этой цели аудиторы могут рекомендовать: автоматизировать расчеты по оплате труда, использовать унифицированные формы документов, уточнить правильность выполнения расчетов, применять наиболее рациональные системы ведения аналитического учета по работающим и др.

     Внешний аудит расчетов по оплате труда и  налогам в МАУ «РЦО» проводился в период с 24 февраля 2010г. по 04 марта 2010г. за период с 1 марта 2009 г. по 31 декабря 2009г.

     Для подтверждения достоверности бухгалтерской  отчетности МАУ «РЦО» во всех существенных аспектах мною был рассчитан уровень  существенности. При расчете уровня существенности я руководствовалась  соображениями, что рассчитанный уровень точности показателей бухгалтерской отчетности позволит квалифицированному пользователю этой отчетности делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения. Уровень существенности - предельное значение допустимой ошибки показателей бухгалтерской отчетности. Ввиду того, что учреждение начало функционировать с начала исследуемого периода и данные по итогам за предыдущий отчетный период отсутствуют, принят уровень существенности в размере 50% от предельно допустимой планки искажения отчетности в 10 %31 и рассчитан мной в размере 5% от месячного фонда оплаты труда.

Информация о работе Учет и аудит расчетов с персоналом по оплате труда