Учёт расчётов с бюджетом по налогам и сборам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание

Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием ресурсов и предприятия. Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, План счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности. В соответствии с Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета на предприятии большое значение имеет разработка плана его организации.

Содержание

Введение 3
1. Правовое и теоретическое обоснование организации бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам 5
1.1 Нормативное обоснование бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам 5
1.2 Теоретические основы организации бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам 9
1.3 Анализ основных направлений оптимизации налогообложения юридических лиц 17
2. Организация бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам ООО «Система» 27
2.1 Организационная и финансово-экономическая характеристика предприятия 27
2.2 Организация бухгалтерского и налогового учета на предприятии 31
2.3 Организация учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам 35
3. Основные направления по совершенствованию организации бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам ООО «Система» 39
3.1 Основные направления совершенствования организации бухгалтерского учета на предприятии 39
3.2 Совершенствование организации учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам 45
3.3 Оптимизация системы налогообложения на предприятии 52
Заключение 62
Список используемой литературы 65

Работа состоит из  1 файл

Готовая курсовая на тему Учёт расчётов с бюджетом по налогам и сборам.doc

— 514.00 Кб (Скачать документ)
 

     Рис. 2. – Связь видов учета и отчетности в единой системе

     бухгалтерского  учета 

     На  выходе бухгалтерской информационной системы формируются отчеты для:

     1) внешних пользователей бухгалтерской  информации;

     2) целей периодического планирования и контроля;

     3) принятия решений в нестандартных  ситуациях и выбора политики  организации [6, с. 9-11].

Прерогативой  финансового учета является составление отчетов первой группы (внешних отчетов). При этом внешними пользователями бухгалтерской информации могут быть владельцы акций и кредиторы  

41

(настоящие  и потенциальные), поставщики, покупатели, представители налоговых служб и внебюджетных фондов, служащие предприятия.

     Держатели акций стремятся иметь сведения о стоимости их капиталовложений и о том, какая прибыль извлекается из акций. Наемные работники хотят располагать данными о способности предприятия удовлетворять требованиям повышения заработной платы и воздерживаться от избытка рабочей силы. Кредиторы и владельцы ссудного капитала нуждаются в информации о способности той или иной фирмы выполнить взятые финансовые обязательства. Такие государственные организации, как Госкомстат России и налоговая инспекция, также собирают бухгалтерскую информацию и при этом уделяют внимание детализированным данным о декларируемой прибыли, начисляемых налогах, об объемах капиталовложений, имуществе и т.д.

     Задачей бухгалтерского управленческого учета  является составление отчетов второй и третьей групп, информация которых предназначена для собственников предприятия (организации), где проводится учет, и его управляющих (менеджеров), т.е. для внутренних пользователей бухгалтерской информации. Эти отчеты должны содержать информацию не только об общем финансовом положении предприятия, но и о состоянии дел непосредственно в области производства [6, с. 12].

     Содержание  отчетов может меняться в зависимости  от их целевого назначения и должности  администратора, для которого они  предназначены, например: анализ себестоимости  изделия – с целью определения себестоимости продукции; сметы – для планирования будущих операций; текущие оперативные отчеты центра ответственности (производственного участка) – для оценки результатов его работы; отчеты о понесенных затратах – для принятия краткосрочных решений; анализ сметы капитальных вложений – для целей долгосрочного планирования и т.д.

     Менеджеры нуждаются в информации, которая  поможет им в принятии решений, контроле и регулировании управленческой деятельности. К такой информации можно отнести, например, продажные  цены, затраты на производство, спрос, конкурентоспособность, рентабельность товаров, выпускаемых их предприятием.

     При составлении отчетов для внешних  пользователей в системе финансового  учета бухгалтер обязан руководствоваться  действующими нормативными документами, однако принципы отчетности, заложенные в них, не всегда способствуют истинному отражению дел на предприятии, что приводит к искажению его реального финансового состояния, а следовательно, ошибочным управленческим решениям.

     В первую очередь это касается порядка формирования информации о важнейшем учетном показателе – себестоимости продаж. С учетом существующей законодательной базы в финансовом учете определяется свод

затрат  на производство в разрезе экономических  элементов. В  
 

42

управленческом  учете, в зависимости от задач, решаемых этой системой, возможны различные подходы к исчислению себестоимости.

     В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О бухгалтерском  учете» «...бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации – в рублях». При падении курса рубля это занижает реальную стоимость активов и искажает информацию о финансовом состоянии предприятия, поскольку статьи баланса с учетом индекса инфляции не корректируются, как это практикуется в странах с развитой рыночной экономикой.

     Согласно  той же статье бухгалтерский учет по валютным счетам организации и  операциям в иностранной валюте ведется на основании пересчета  иностранной валюты по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции. Но в условиях нестабильности рубля в стране представление в рублевом эквиваленте валютных счетов также затрудняет восприятие руководителем финансовых показателей предприятия [11, с. 18-19].      Статья 12 Закона гласит: «...недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм – на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи и порчи списываются на финансовые результаты организации».

     В соответствии с действующим законодательством  это не ведет к уменьшению налогооблагаемой прибыли организации. Данное положение  позволяет списывать предприятиям недостачи материальных ценностей  на издержки обращения только в пределах установленных законом норм, оставшаяся же часть относится на финансовые результаты, что затрудняет в дальнейшем их анализ. Данные бухгалтерского учета и составляемой на их основе бухгалтерской (финансовой) отчетности призваны охарактеризовать результаты деятельности хозяйствующего субъекта как самостоятельного юридического лица, без учета вклада в эти результаты отдельных структурных подразделений (сегментов бизнеса). Однако подобной информации для целей управления предпринимательской деятельностью не достаточно.

     На  сегодняшний день общепризнанным является факт выделения налогового учета в самостоятельное направление бухгалтерской деятельности. Статьей 313 главы 25 НК РФ цель налогового учета определена как «формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций».

     При осуществлении, этого вида учета  организация должна руководствоваться  специально разработанной учетной  политикой для целей налогообложения  и использовать аналитические регистры (в ряде случаев отличные от регистров финансового учета).

     Несмотря  на то, что первичная база всех трех видов учета (финансового, управленческого  и налогового) должна быть одинакова,  
 

     43

     каждый  факт хозяйственной деятельности классифицируется и отражается ими по-своему, в  соответствии с требованиями данного вида учета. Это совершенно разные направления бухгалтерской деятельности, отличающиеся собственными целями, задачами и конечными информационными результатами, что подтверждается данными таблицы 3. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

44

 

     Таблица 3. - Сравнение финансового, управленческого и налогового учета

Область сравнения Финансовый  учет Управленческий  учет Налоговый учет
Обязательность  ведения учета Ведение учета  обязательно Ведение учета  необязательно Ведение учета  обязательно
Цель  ведения учета Составление финансовых документов для внешних пользователей Информационное  обеспечение внутрифирменного управления Контроль за полнотой, правильностью, своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов
Правила ведения учета Основан на общепринятых принципах Учетные принципы формируются организацией самостоятельно исходя из целей и задач внутрифирменного управления Основной принцип  учета – обеспечение непрерывного отражения фактов хозяйственной  деятельности, влекущих за собой изменение размера налоговой базы
Пользователи  информации Внешние и внутренние пользователи Различные уровни внутрифирменного управления Внешние и внутренние пользователи
Основной  внутренний документ, определяющий порядок  ведения учета Учетная политика для целей ведения финансового учета Учетная политика для целей ведения управленческого  учета Учетная политика для целей ведения налогового учета
Принцип группировки расходов По экономическим  элементам По статьям  калькуляции По экономическим  элементам
Основной объект учета и отчетности Организация как  юридическое лицо Структурные подразделения  организации Организация как  юридическое лицо
Периодичность представления отчетности Устанавливается законодательными нормативными актами По мере необходимости, в соответствии с принципами целесообразности и экономичности По мере окончания  налогового периода
Необходимость использования метода двойной записи Использование обязательно Использование возможно, но не обязательно Использование не предусмотрено
 

 

     3.2 Совершенствование организации учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам 

     Налоговая нагрузка по налогу на прибыль по различным  причинам может неравномерно распределяться в течение года, что отрицательно влияет на деятельность хозяйствующего субъекта. Добиться более равномерного учета расходов с начала налогового периода, а также увеличить расходы и, соответственно, снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль налогоплательщик может за счет создания различных резервов.

     В соответствии с положениями гл. 25 НК РФ налогоплательщики, использующие в целях налогообложения по налогу на прибыль метод начисления, вправе создавать следующие виды резервов (табл. 4).

     Однако  многие из перечисленных резервов являются весьма специфическими. Поэтому наиболее часто используются резервы по сомнительным долгам, предстоящих расходов на ремонт, оплату отпусков и выплату ежегодных вознаграждений, а также резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию продаваемых товаров.

     В налоговом учете налогоплательщик вправе создавать только данные виды резервов, бухгалтерское же законодательство предоставляет организациям в этом плане более широкие возможности. Суммы начисленных резервов, не предусмотренных налоговым законодательством, для целей налогообложения прибыли не признаются, они могут быть признаны только в бухгалтерском учете. На создание того или иного резерва существенно влияет отраслевая специфика организации, ее имущественное состояние, численность работников и другие объективные факторы. Создавая резервы, организации могут также временно сберечь свои оборотные средства, так как благодаря резервам уплата части налоговых платежей переносится на более поздние сроки. 
 
 
 
 
 
 
 
 

45

 

     Таблица 4. - Виды создаваемых резервов

Вид резерва Какие расходы формирует Нормативная база
1. Резерв по сомнительным долгам Внереализационные (пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ) ст. 266 НК РФ
2. Резерв по гарантийному ремонту  и обслуживанию Прочие расходы, связанные с производством и  реализацией (пп. 9 п. 1 ст. 264 НК РФ) ст. 267 НК РФ
3. Резерв на ремонт основных  средств Прочие расходы, связанные с производством и  реализацией (ст. 260 НК) ст. 324 НК РФ
4. Резерв на оплату отпусков  и выплату ежегодного вознаграждения  за выслугу лет Расходы на оплату труда (п. 24 ст. 255 НК РФ) ст. 324.1 НК РФ
5. Резерв предстоящих расходов, направляемых  на цели, обеспечивающие социальную  защиту инвалидов Создавать резерв имеют право общественные организации  инвалидов и организации, использующие труд инвалидов, при условии, если от общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50% и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25% (пп. 39.2 п. 1 ст. 264 НК РФ) ст. 267.1 НК РФ
6. Резерв под обесценение ценных  бумаг Вправе учитывать  только профессиональные участники  рынка ценных бумаг, в иных случаях  расходы не учитываются в целях  налогообложения (п. 10 ст. 270 НК) ст. 300 НК РФ
7. Резерв на возможные потери  по ссудам Вправе учитывать  только коммерческие банки, включаются в состав внереализационных расходов (ст. 292 НК РФ) ст. 292 НК РФ
 

 

     Свое  решение о создании резервов организация  должна закрепить в учетной политике. Кроме того, она должна установить и порядок, в соответствии с которым  будет формировать тот или  иной вид резерва. Резервы выгодно формировать в том случае, когда расходы планируются на конец года. Тогда ежемесячно можно уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму отчислений в них. По расходам же, намеченным на начало года, резервы создавать нецелесообразно, так как из-за этого отодвинется момент признания уже понесенных расходов на конец года.

     Резерв  по сомнительным долгам – самый популярный и эффективный в смысле налогового планирования резерв. Он дает возможность равномерно сокращать свои налоговые потери, получая таким образом страховку от неисполнения покупателями обязательств по оплате товаров, услуг.

     Резервы по сомнительным долгам начисляются  в конце отчетного (налогового) периода, что установлено п. 3 ст. 266 НК РФ, согласно которому суммы отчислений в эти резервы уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Например, организация, отчитывающаяся поквартально, вправе зарезервировать сумму на создание этих резервов 30 сентября, а организация, отчитывающаяся ежемесячно, – 31 августа.

     Сомнительным  долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, если эта задолженность не погашена в срок, установленный договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (ст. 266 НК РФ).

Безнадежными  долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный  срок исковой давности, а также  долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

     При создании резерва по сомнительным долгам дебиторская задолженность учитывается  в размерах, предъявленных продавцом покупателю, в том числе с учетом налога на добавленную стоимость (Письмо Минфина России от 1 февраля 2010 г. N 03-02-07/1/34 "О списании дебиторской задолженности"). Резерв по сомнительным долгам, согласно п. 4 ст. 266 НК РФ, может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном НК РФ. То есть если налогоплательщик создает резерв по сомнительным долгам, то расходы по списанию безнадежных долгов осуществляются только за счет суммы созданного резерва. Если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов (за счет чего налогоплательщик может уменьшить платежи по налогу на прибыль) в тот день, когда появился очередной безнадежный долг.

Информация о работе Учёт расчётов с бюджетом по налогам и сборам