Выборка и ее применение при аудиторских проверках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 08:55, доклад

Описание

При использовании нестатистических (например, эвристических) методов произвольно отбираются и оцениваются какие-либо особо важные позиции, как правило, на основании опыта или интуиции аудитора. Например, обязательно проверяются те операции, которые не имеют четкого нормативного регулирования (это долгое время касалось операций лизинга, вексельных операций, операций доверительного управления и т.п.). Практически всегда необходимо проверять особо крупные операции или операции, оформленные нестандартным договором.

Работа состоит из  1 файл

Выборка и ее применение при аудиторских проверках.docx

— 263.10 Кб (Скачать документ)

• выявляют существенные, связанные  с бухгалтерским учетом и аудитом  проблемы, встречающиеся в ходе проверки, или дают оценку проблемам и принимают  в пределах своих полномочий решения  о корректировке общего плана  аудита и программы аудита;

• принимают в пределах своих полномочий решения, основанные на профессиональном суждении аудитора, в случаях, когда однозначно и  жестко определить порядок действий аудитора не представляется возможным, либо принимают решения о необходимости  прибегнуть к консультациям.

Проверка результатов  выполненной работы должна осуществляться в отношении каждого исполнителя  сотрудниками, по крайней мере не уступающими  в знаниях, умениях и навыках  тем, кого они проверяют. При проверке результатов следует основное внимание уделять следующим вопросам:

• выполнялась ли работа в соответствии с программой аудита;

• документировались ли надлежащим образом проделанная  работа и ее результаты;

• все ли существенные замечания, возникшие по ходу проверки, были прояснены  и нашли отражение в выводах  аудитора;

• достигнуты ли цели соответствующих  аудиторских процедур;

• вытекают ли сделанные  аудитором выводы из полученных им результатов и служат ли результаты работы основой для мнения аудитора.

Сотрудники, осуществляющие проверку результатов работ, обязаны  поставить на проверяемых рабочих  документах свою подпись либо свое легко идентифицируемое условное обозначение. Проверяющие могут в случае необходимости  дать в рабочих документах оценку действиям проверяемого, изложить замечания, комментарии или рекомендации.

В ходе аудита сотрудники, отвечающие за проверку результатов работы, обязаны  регулярно выполнять следующие  действия:

• следить за ходом выполнения общего плана аудита и программы  аудита;

• производить оценки внутрихозяйственного риска, риска средств контроля, в  том числе по итогам тестирования средств контроля, риска необнаружения и при необходимости вносить в пределах своей компетенции корректировки в общий план аудита и программу аудита;

• следить за надлежащим документированием аудиторских  доказательств, полученных в результате аудиторских процедур по существу, и проверять правильность выводов, сделанных по ходу работы, в том  числе по итогам проведенных консультаций;

• выяснять и оценивать  степень влияния отмечаемых в  ходе аудита ошибок и искажений и  рекомендуемых в связи с этим исправлений на достоверность бухгалтерской  отчетности проверяемого экономического субъекта.

Руководители аудиторской  организации могут поручать проверку результатов проделанной работы не только членам той группы сотрудников, которые проводили аудит у  данного экономического субъекта, но и другим специалистам, обладающим необходимой квалификацией. Такая  независимая параллельная проверка в рамках аудиторской организации  рекомендуется в случае аудита крупных  и сложных экономических субъектов.

Документирование  аудита

Аудиторская документация является доказательством проделанной работы и может быть использована для  разрешения конфликтных ситуаций, но главное – она помогает упорядочить  процесс аудита, вести его по разработанной  для аудиторской фирмы схеме. Сведения, содержащиеся в рабочих  документах, могут быть использованы в дальнейших контактах с фирмой-клиентом, в процессе проверки которой они  созданы, или в работе с другими  клиентами, в аналогичных ситуациях, в процессе обучения молодых аудиторов.

Порядок подготовки рабочей  документации, требования к ее содержанию, оформлению и хранению содержатся в  федеральном правиле (стандарте) аудиторской  деятельности «Документирование аудита».

К рабочей документации аудита относятся:

• информация об организационно-правовой форме и организационной структуре  экономического субъекта;

• извлечения или копии  учредительных документов экономического субъекта, а также его иных важных для проверки юридических документов (договоры, контракты, протоколы), в  том числе фотокопии документов экономического субъекта (с его согласия);

• описание системы внутреннего  контроля и организации бухгалтерского учета экономического субъекта;

• планы и программы  проведения аудита;

• описание использованных аудиторских процедур и их результатов, сведения о том, кем и когда  они выполнялись;

• объяснения, пояснения  и заявления экономического субъекта;

• описание проведенных  аналитических процедур и их результатов;

• второй экземпляр письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

Этот перечень примерный. В него могут быть включены также  сведения о том, кем и когда  выполнялись аудиторские процедуры, копии переписки с другими  аудиторскими организациями, экспертами и прочими лицами в связи с  проводимым аудитом, копии переписки  или записи обсуждений во время встреч с экономическим субъектом по поводу вопросов, возникших в процессе аудита, включая условия проведения аудита, письма-подтверждения, полученные от экономического субъекта, копии  бухгалтерской и иной финансовой документации экономического субъекта (с его санкции) (рис. 10).

Рис. 10. Рабочая документация аудита 

Состав и формы документов разрабатывает сама аудиторская  организация. Они являются ее собственностью, но действия с ними не должны нарушать права и охраняемые законом интересы экономического субъекта, в отношении  которого проводится аудит, и других лиц.

Сведения, содержащиеся в  рабочей документации аудиторской  организации конфиденциальны.

Ни проверяемый экономический  субъект, ни представители налоговых  и иных государственных органов  не имеют право требовать от аудиторской  организации представить рабочую  документацию или ее копии полностью  или частично, кроме случаев, прямо  предусмотренных законодательством  РФ.

В рабочих документах должно быть убедительно показано соответствие финансовых отчетов общепринятым бухгалтерским  принципам и адекватность их раскрытия; зафиксировано отступление от общепринятых бухгалтерских принципов и необычные  вопросы учета и дано их объяснение.

Рабочая документация должна создаваться своевременно, ее оформление завершается к моменту представления  аудиторского заключения.

Рабочая документация создается  на любых носителях, обеспечивающих сохранность сведений, содержащихся в ней, в течение времени, установленного для ее хранения в архиве аудиторской  организации.

Каждый документ должен иметь  идентификационных номер (система  их построения и присвоения устанавливается  аудиторской организацией).

Примерный состав реквизитов рабочей документации включает в  себя:

• наименование документа;

• наименование экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит;

• период, за который проводится аудит;

• дата выполнения аудиторской  процедуры или составления документа;

• содержание документа;

• личная подпись лица, создавшего документ, и ее расшифровка либо легко идентифицируемое условное обозначение  такого лица.

Если в рабочей документации имеются условные обозначения (символы), они должны быть расшифрованы.

Документы должны, как правило, содержать ссылку на источник сведений, включенных в них.

Рабочие документы ведутся  аудиторскими фирмами нашей страны, как и за рубежом, по каждому клиенту. Вся документация, которая создается  в процессе аудиторской проверки клиента, собирается в отдельной  папке.

Используя зарубежный опыт, эти документы можно разделить  на три части: непрерывно ведущиеся  документы, документы аудиторской  администрации и документы текущей  аудиторской информации.

Документы должны храниться  в сброшюрованном виде в архиве аудиторской  организации. Срок их хранения – не менее 5 лет.

Аудитору необходимо устанавливать  надлежащие процедуры для обеспечения  конфиденциальности и сохранности  рабочих документов.

Рабочее документы – собственность  аудитора, хотя часть их может быть представлена аудируемому лицу. Вместе с тем аудитор должен оговорить, что такие документы не могут быть заменой бухгалтерских записей.

Учитывая особое значение документирования аудита для обеспечения  его качества и эффективности, в 2002 г. принято федеральное правило (стандарт) «Документирование аудита».

Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта

Перед тем как передать аудиторское заключение, аудиторская  фирма (аудитор) должна представить  письменную информацию по результатам  проведения аудита. В ней содержатся сведения об обнаруженных недостатках, которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности, и рекомендации по их устранению.

Письменная информация или  отчет по результатам проведения аудита представляется аудиторской  организацией руководству или собственникам  организации клиента в соответствии с правилами (стандартом) аудиторской  деятельности. Этот документ необходим  при обязательном аудите, а при  инициативном аудите, если это предусмотрено  договором.

Первую страницу письменной информации рекомендуется оформлять  на бланке аудиторской организации  либо с угловым штампом, либо в  соответствии с требованиями, предъявляемыми при оформлении официальной переписки. Страницы должны иметь сквозную нумерацию.

Каждая аудиторская фирма  обязана разработать единые внутрифирменные  требования по форме подготовки письменной информации, а аудитор – аккуратную и единообразную форму ее представления.

В письменной информации должны содержаться следующие сведения.

Обязательные:

1. Реквизиты аудиторской  организации, по аналогии с  вводной частью аудиторского  заключения, а также перечень  и специализация всех аудиторов  и иных специалистов, принимавших  участие в аудите, их фамилии,  инициалы, номера и даты выдачи  квалификационных аттестатов, указание  обязанностей в ходе проведения  аудита.

2. Реквизиты проверяемого  экономического субъекта, тоже аналогично  вводной части аудиторского заключения, а также перечень должностных  лиц (фамилии, инициалы, должности), ответственных за составление  бухгалтерской отчетности юридического  лица.

3. Период, к которому относится  проверенная документация, дата  подписания письменной информации.

4. Выявленные существенные  нарушения установленного законодательством  порядка ведения бухучета и  составления отчетности, которые  влияют или могут повлиять  на ее достоверность.

5. Результаты проверки  организации и ведения бухгалтерского  учета, составления соответствующей  отчетности и состояния СВК  экономического субъекта.

Дополнительные:

Особенности проведения аудиторской  проверки, обусловленные договором  или возникшие в результате проверки, данные о штате бухгалтерии, перечень областей или направлений проверки, сведения о ее методике, результаты проверки представительств, филиалов и дочерних фирм и влияние частных  результатов на итоги проверки всего  экономического субъекта в целом  и т.д.

Сведения, содержащиеся в  письменной информации, должны быть четкими, краткими, содержательными, без фактических  неточностей. В необходимых случаях  должны быть представлены обоснования  количественных расчетов и оценок, ссылки на законодательные документы.

Обязательно следует указать, какие замечания являются существенными, какие – нет. В случаях подготовки аудиторского заключения в форме, отличной от безоговорочно положительного, должна быть приведена развернутая аргументация этого.

Письменная информация составляется в двух экземплярах. Один передается лицу, подписавшему договор (контракт, письмо-обязательство) на оказание аудиторских  услуг, или прямо указанному в  тексте этих документов в качестве получателя этой информации, а также  другому лицу в случае письменного  указания об этом от лица, подписавшего договор (контракт, письмо-обязательство). Второй экземпляр остается у аудиторской  организации.

В процессе проверки предварительный  вариант письменной информации может  быть представлен руководству проверяемой  фирмы для внесения в бухгалтерский  учет и отчетность исправлений и  уточнений. В этом случае вместе с  аудиторским заключением представляется окончательный вариант письменной информации.

Письменная информация аудитора является конфиденциальным документом.

В случае смены аудиторской  организации руководство проверяемого экономического субъекта обязано предоставить новой аудиторской организации  копии письменной информации не менее  чем за три предшествующих финансовых года.

Подготовка аудиторского заключения

Требования к содержанию и видам аудиторского заключения определены в федеральном правиле (стандарте) «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности», принятом в 2002 г. Федеральный стандарт существенно отличается от ранее  действовавшего аудиторского стандарта. Изложенные в федеральном правиле  требования обязательны для заключения, которое составляется при проведении обязательного аудита, но могут быть распространены и на аудиторские  заключения, составляемые при других проверках.

Аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности. Оно должно содержать заявление аудитора или аудиторской фирмы относительно того, что аудит представляет достаточные основания для выражения мнения о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Для оценки соответствия отчетности законодательству РФ аудитор устанавливает максимально допустимые размеры отклонений путем определения существенности показателей отчетности.

Информация о работе Выборка и ее применение при аудиторских проверках