Статья
5. Заключительные положения
1.
Настоящий Закон вступает в силу с 1
января 2005 года, но не ранее чем по истечении
одного месяца со дня его официального
опубликования.
2.
Со дня вступления в силу
настоящего Закона утрачивают
силу:
1)
Закон города Москвы от 21 января
1998 года N 1 "О ставках земельного
налога";
2)
Закон города Москвы от 11 октября
2000 года N 32 "О льготах по земельному
налогу".
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская
Дума
24 ноября 2004 года
N 74
Налоговые
проверки
Выездная
налоговая проверка
Под выездной
налоговой проверкой понимается комплекс
мероприятий (действий), осуществляемых
налоговыми органами:
- по
проверке первичных
учетных и иных бухгалтерских
документов налогоплательщика, регистров
бухгалтерского учета, бухгалтерской
отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных
и иных договоров, актов о выполнении договорных
обязательств, внутренних приказов, распоряжений,
протоколов, любых других документов,
отражающих факты хозяйственной жизни
налогоплательщика;
- по
осмотру (обследованию) предметов, любых
используемых налогоплательщиком для
извлечения прибыли объектов налогообложения
производственных, складских, торговых
и иных помещений и территорий;
- по проведению
инвентаризации принадлежащего налогоплательщику
имущества;
- иных,
предусмотренных НК РФ действий налоговых
органов (их должностных лиц), осуществляемых
по месту нахождения налогоплательщика
(месту его деятельности, месту расположения
объекта налогообложения) и иных местах
вне места нахождения налогового органа.
Под организацией
выездной налоговой проверки понимается
проведение комплекса мероприятий по:
- подготовке
к ней;
- распределению
обязанностей между участниками проверочной
группы;
- составлению
плана (программы) ее проведения;
- непосредственной
проверке всех запланированных вопросов;
- оформлению
результатов проверки;
- принятию
мер по устранению и предупреждению налоговых
правонарушений.
Подготовка
выездной налоговой
проверки представляет комплекс следующих
мероприятий:
- формирование
информационных ресурсов о налогоплательщиках;
- анализ результатов
камеральных налоговых проверок, налоговых
деклараций и иных документов;
- анализ налоговой
и бухгалтерской отчетности, проводимой
в рамках камеральной налоговой проверки;
- анализ основных
финансовых показателей деятельности
налогоплательщика по отраслевому признаку;
- выбор объектов
проверки;
- подготовка
и составление перечня вопросов проверки
по видам налогов;
- предварительная
подготовка предложений о предполагаемых
затратах времени на проведение выездной
налоговой проверки, о количестве специалистов
налоговых органов, необходимых для проведения
проверки, необходимости привлечения
к проверке правоохранительных органов;
- подготовка
и утверждение плана проведения выездных
налоговых проверок.
Формирование
информационных ресурсов
о налогоплательщике
- Для сбора
информации о налогоплательщике налоговые
органы используют для этих целей два
вида источников: внешние и внутренние.
- К информации
из внешних источников относится информация,
получаемая налоговыми органами в соответствии
с действующим законодательством или
по соглашению об обмене информацией.
- К информации
из внутренних источников относится
информация, получаемая налоговыми органами
самостоятельно из бухгалтерского и налогового
отчета, по проверкам, об исполнении обязанностей
по уплате налога, данные по контролю за
алкогольной и табачной продукцией и т.
п.
Идентификационная
часть:
- ИНН, КПП,
ОГРН, сведения о руководителях;
- данные о
ликвидации, реорганизации, банкротстве
и т.п.;
- данные об
экспортных операциях;
- данные о
размере уставного капитала, наличии филиалов
и т.п.;
- данные о
наличии сертификатов;
- наличие акцизных
складов.
Данные
о хозяйственных операциях или иных
сделках:
- засчитанная
сумма НДС к возмещению;
- сведения
о выданных и полученных векселях;
- сведения
таможенных органов об экспортерах;
- крупные финансовые
вложения;
- крупные благотворительные
выплаты;
- сделки, осуществляемые
с давальческим сырьем;
- приобретение
крупных партий алкогольной продукции;
- информация
о долгосрочных и краткосрочных кредитах;
- эмиссия и
др.
Косвенные
данные о хозяйственной деятельности:
- информация
органов ГИБДД, Минтранса о перевозках
крупных партий товаров;
- средства
массовой информации и Интернет;
- информация
о росте потребительских ресурсов;
- информация
о пользователях природных ресурсов;
- информация
о взыскании государственной пошлины,
несопоставимой с оборотами и наличными
платежами;
- сведения
о начислениях ЕСН и в Пенсионный фонд.
Сигнальная
информация о результатах проведения
контрольной работы:
- нарушение
законодательства РФ взаимозависимыми
лицами;
- информация
о крупных сделках и участие в больших
проектах;
- информация
о результатах встречной проверки;
- информация,
полученная из нескольких внешних источников,
противоречащих друг другу.
Все поступающие
сведения накапливаются в постоянно
пополняющемся досье налогоплательщика,
которое состоит из четырех
основных разделов.
- В идентификационную
часть досье заносятся регистрационные
данные, сведения об
учетной политике, о
руководителе, филиалах
предприятия и т. п.
- Второй
раздел - информация о крупных сделках
и хозяйственных операциях, которые могут
оказать существенное влияние на формирование
суммарной налоговой базы.
- Речь идет
о значительных суммах НДС, предъявленных
к вычету, крупных финансовых вложениях,
сделках с давальческим сырьем, пожертвованиях
на благотворительные цели, а также о непрофильных
сделках.
- В
третьем разделе отражаются сведения,
поступившие от таможенников и правоохранительных
органов, нотариальных контор, внебюджетных
фондов, других организаций, а также «компромат»,
почерпнутый из СМИ.
- В
четвертом разделе накапливается
информация о налоговых нарушениях,
которые выявлены у аффилированных лиц,
результатах встречных проверок, а также
противоречивые сведения, поступившие
из разных внешних источников.
Подготовка
и утверждение
плана выездных налоговых
проверок
- Не позднее
чем за 15 дней до начала
квартала, следующего за отчетным кварталом,
план проведения выездных налоговых проверок
представляется на
утверждение руководителю налогового
органа.
- План проведения
выездных налоговых проверок является
конфиденциальным документом.
- Содержащиеся
в нем сведения не
подлежат разглашению налоговыми
органами и их сотрудниками.
План
включает следующие реквизиты:
- наименование
налогоплательщика-организации (фамилия,
имя, отчество индивидуального предпринимателя),
в отношении которого запланирована выездная
налоговая проверка;
- идентификационный
номер налогоплательщика / код причины
постановки на учет (ИНН /
КПП);
- номер
и дата акта последней выездной налоговой
проверки;
- виды
налогов, сборов, других обязательных
платежей, подлежащих проверке;
- сведения
об участии в предстоящей проверке правоохранительных
органов;
- период
финансово-хозяйственной деятельности
налогоплательщика, подлежащий проверке;
- Ф.И.О
начальника отдела (отделов), ответственного
(ответственных) за проведение проверки;
- отметка
о корректировке плана выездных налоговых
проверок.
Корректировка
плана может проводиться при
наличии следующих оснований:
- получение
срочных заданий от вышестоящих налоговых
органов;
- наличие
поручений правоохранительных органов;
- наличие
мотивированных запросов других налоговых
органов о проведении проверок;
- отсутствие
возможности для проведения выездной
налоговой проверки в связи с временным
отсутствием руководителя и (или) главного
бухгалтера организации-налогоплательщика
(индивидуального предпринимателя) и их
представителей (отпуска, болезни и т.д.).
Анализ
финансовых показателей
- Аналитический
этап предварительной работы направлен
на поиск противоречий между данными,
отраженными в налоговой отчетности, и
сведениями, полученными из других источников.
- Прежде всего,
нехорошие сомнения у налоговиков могут
возникнуть в отношении фирм, которые
небрежно составляют отчетность.
- Поэтому очень
важно, чтобы в декларациях были правильно
подсчитаны итоговые суммы, чтобы
данные разных разделов отчета увязывались
друг с другом и расхождения между взаимосвязанными
показателями были понятны и объяснимы.
- Кроме того,
отбирая кандидатов на проверку, инспекторы
попытаются выяснить, насколько суммы
уплаченных налогов соответствуют реальному
состоянию бизнеса.
- Для этого
они исследуют динамику развития фирмы,
сопоставляют показатели бухгалтерской
и налоговой отчетности, сравнивают их
с оперативной информацией, полученной
из компетентных органов.
В самом
деле, как объяснить, почему, например,
по сравнению с прошлым годом
производственная фирма стала потреблять
электроэнергии в два раза больше, а ее
доходы от реализации сократились?
Или почему
транспортная компания, снизившая, судя
по отчетности, объем перевозок, вдруг
увеличила закупки бензина?
Или как
небольшая торговая фирма, не обращаясь
в банк за кредитом, сумела построить
себе просторный магазин на центральной
улице города?
- Особое внимание
уделяется анализу финансовых показателей
по так называемому отраслевому принципу.
- Используя
ведомственную компьютерную систему «Налог»,
инспекторы могут сравнить данные конкретной
фирмы с усредненными показателями деятельности
однородных предприятий, работающих в
сходных условиях на подведомственной
территории.
- И если, например,
уровень рентабельности или средней
зарплаты в организации существенно
отличается от отраслевых показателей,
а суммарная налоговая база сопоставима
с ними, налоговики могут сделать
вывод о необходимости выездной проверки.
Критерии
отбора кандидатов на
проверку
- Инспекции
должны проверять каждую фирму раз
в три года. На практике сделать это
невозможно. Поэтому налоговики вынуждены
отбирать те фирмы, где можно найти
нарушения.
- Такой подход
называется «оптимальным
выбором».
Критериям,
по которым инспекции будут выбирать
объект проверки. В нем различаются
две группы налогоплательщиков:
- предприятия,
которых обязательно
включат в текущий план проверок;
- предприятия,
которые подлежат первоочередной проверке,
но будут включены в план, как только
позволят кадровые ресурсы инспекции.
В число
«обязательных» кандидатов на проверку
входят:
- крупнейшие
(основные) налогоплательщики. Имеются
в виду предприятия, которые на территории
инспекции приносят бюджету наибольший
доход;
- фирмы, попавшие
в поле зрения правоохранительных органов
или региональных налоговых управлений.
В этих случаях инспекциям направляют
поручения на проведение адресных
проверок. Получив такое поручение,
руководитель инспекции должен исполнить
его в экстренном порядке;
- предприятия,
которые решили ликвидироваться.