Поскольку
вместе с ликвидируемыми фирмами
могут исчезнуть и значительные
суммы неуплаченных налогов, инспекция
должна организовать проверку очень оперативно;
- организации,
которые, по сведениям инспекции, ведут
хозяйственную деятельность, но отчетность
не представляют (или сдают «нулевые»
балансы);
- налогоплательщики,
чья деятельность заинтересовала налоговиков
из других инспекций. По мотивированным
запросам такие предприятия тоже попадут
в текущий план проверок в обязательном
порядке.
Вслед
за «обязательными» упоминаются «первоочередные»
налогоплательщики. В их число входят:
- предприятия,
чья отчетность вызывает
подозрения у сотрудников камерального
и аналитического отделов;
- налогоплательщики,
которые систематически
опаздывают с представлением деклараций
и документов, необходимых для налогового
контроля;
- организации,
где в ходе последней проверки были вскрыты
серьезные правонарушения;
- фирмы, которые
не проверялись более
шести лет;
- убыточные
предприятия или фирмы, которые в течение
нескольких лет показывают в отчетности
небольшую прибыль. «Отягчающими»
обстоятельствами в такой ситуации могут
быть крупные суммы, которые в течение
года прошли через счет фирмы, покупка
дорогой недвижимости, автомобилей, оборудования
и т. д.;
- фирмы, которые
платят мало налогов, но при этом много
тратят на благотворительность;
- предприятия,
на учредителей или руководителей которых
есть компромат, позволяющий сомневаться
в законности их доходов;
- налогоплательщики,
использующие для расчетов с бюджетом
и клиентами счета в разных банках
(в проблемных и благополучных);
- предприятия,
работающие в тех сферах деятельности,
где практикуется масштабный «уход»
от налогообложения (комиссионная торговля,
снабженческо-сбытовые организации, посредничество
в экспортно-импортных операциях и т. п.);
- налогоплательщики,
показатели которых существенно отличаются
от средних по отрасли.
Порядок
назначения выездных
налоговых проверок
- В соответствии
со ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка
проводится на территории
налогоплательщика на основании
решения руководителя (заместителя
руководителя) налогового органа.
- В случае,
если у налогоплательщика отсутствует
возможность предоставить помещение для
проведения выездной налоговой проверки,
выездная налоговая проверка может
проводиться по месту
нахождения налогового
органа.
Указанное
решение должно
содержать:
- полное и
сокращенное наименования либо фамилию,
имя, отчество налогоплательщика;
- предмет проверки,
то есть налоги, правильность исчисления
и уплаты которых подлежит проверке;
- периоды,
за которые проводится проверка;
- должности,
фамилии и инициалы сотрудников налогового
органа, которым поручается проведение
проверки.
Форма
решения руководителя (заместителя
руководителя) налогового органа о проведении
выездной налоговой проверки утверждена
приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г.
№САЭ-3-06/892@ «Об утверждении
форм документов, применяемых
при проведении и оформлении
налоговых проверок;
оснований и порядка
продления срока проведения
выездной налоговой
проверки; порядка взаимодействия
налоговых органов по
выполнению поручений
об истребовании документов;
требований к составлению
акта налоговой проверки».
- Приказом
ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281@ «Об
утверждении рекомендуемых
форм документов, используемых
налоговыми органами
при реализации своих
полномочий в отношениях,
регулируемых законодательством
о налогах и сборах» утверждены следующие
формы:
- форма Решения
о внесении изменений в Решение о проведении
выездной налоговой проверки;
- форма Решения
о продлении срока проведения выездной
налоговой проверки;
- форма Решения
о продлении срока рассмотрения материалов
налоговой проверки.
Решение
является организационно-распорядительным
документом, на основании которого
совершаются все последующие процессуальные
действия при осуществлении налогового
контроля в форме выездной налоговой проверки.
При принятии
решения о назначении выездной налоговой
проверки руководитель налогового органа
должен учитывать следующие ограничения,
установленные НК РФ:
- не
допускается назначение в течение одного
календарного года двух или более выездных
налоговых проверок налогоплательщика
(налогового агента, плательщика сбора)
по одним и тем же налогам
за один и тот же период;
- назначение
выездных налоговых проверок филиалов
или представительств налогоплательщика
(налогового агента, плательщика сбора)
может проводиться независимо от проведения
проверок самого налогоплательщика (налогового
агента, плательщика сбора);
- выездной
налоговой проверкой могут быть охвачены
только три календарных
года деятельности налогоплательщика(плательщика
сбора, налогового агента), непосредственно
предшествовавших году проведения проверки;
- запрещается
назначение повторных выездных налоговых
проверок по одним
и тем же налогам, подлежащим уплате
или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком
сбора) за уже проверенный налоговый период,
(за исключением случаев,
когда такая проверка
назначается в связи
с реорганизацией или
ликвидацией налогоплательщика
или в порядке контроля
вышестоящего налогового
органа за деятельностью
налогового органа,
проводившего проверку).
- Если в период
с момента вынесения решения о проведении
выездной налоговой проверки до момента
ее окончания возникают обстоятельства,
вызывающие необходимость расширения
(изменения) состава проверяющей группы,
руководителем (заместителем руководителя)
налогового органа может
быть вынесено решение (постановление)
о внесении соответствующих
дополнений (изменений).
- Выездная
налоговая проверка не может продолжаться
более двух месяцев.
- Указанный
срок может быть продлен до
четырех месяцев, а в исключительных
случаях - до шести
месяцев.
- Основания
и порядок продления срока проведения
выездной налоговой проверки утверждены
приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г.
№САЭ-3-06/892@ .
- проведение
проверок налогоплательщика, отнесенного
к категории крупнейших;
- получение
в ходе проведения выездной (повторной
выездной) налоговой проверки информации
от правоохранительных органов либо из
иных источников, свидетельствующей
о наличии у налогоплательщика, плательщика
сбора, налогового агента нарушений
законодательства о налогах и сборах и
требующей дополнительной проверки;
- Проведение
проверок организаций, имеющих в своем
составе несколько обособленных подразделений:
- четыре
и более обособленных подразделений
- до четырех месяцев;
- менее
четырех обособленных подразделений
- до четырех месяцев, в случае если
доля уплачиваемых налогов, приходящаяся
на данные обособленные подразделения,
составляет не менее 50% от общей суммы
налогов, уплачиваемых организацией, и
удельный вес имущества на балансе обособленных
подразделений составляет не менее 50%
от общей стоимости имущества организации;
- десять
и более обособленных подразделений
- до шести месяцев;
- наличие
форс-мажорных обстоятельств (затопление,
наводнение, пожар и т.п.) на территории,
где проводится проверка;
- непредставление
налогоплательщиком, плательщиком сбора,
налоговым агентом в
установленный срок
документов, необходимых для проведения
выездной (повторной выездной) налоговой
проверки;
- иные обстоятельства.
Для
продления срока проведения выездной
(повторной выездной) налоговой проверки
налоговым органом, проводящим проверку,
в вышестоящий налоговый орган направляется
мотивированный запрос о продлении
срока проведения выездной (повторной
выездной) налоговой проверки.
Решение
о продлении срока выездной (повторной
выездной) налоговой проверки принимает
руководитель ФНС России:
- при продлении
срока повторной выездной налоговой проверки,
проводимой управлением
ФНС России по субъекту
Российской Федерации в порядке контроля
за деятельностью налогового органа, проводившего
проверку;
- при продлении
срока выездной (повторной выездной) налоговой
проверки, проводимой
межрегиональной инспекцией
ФНС России по крупнейшим
налогоплательщикам;
- при продлении
срока выездной (повторной выездной) налоговой
проверки, проводимой
ФНС России.
- В остальных
случаях решение о продлении срока выездной
(повторной выездной) налоговой проверки
принимает руководитель
управления ФНС России
по субъекту Российской
Федерации.
- В рамках
выездной налоговой проверки налоговый
орган вправе проверять деятельность
филиалов и представительств налогоплательщика.
- Налоговый
орган вправе проводить
самостоятельную выездную налоговую
проверку филиалов и представительств
по вопросам правильности исчисления
и своевременности уплаты региональных
и (или) местных налогов.
- При проведении
самостоятельной выездной налоговой проверки
филиалов и представительств налогоплательщика
срок проверки не может
превышать один месяц.
Руководитель
(заместитель руководителя) налогового
органа вправе приостановить проведение
выездной налоговой проверки для:
- истребования
документов (информации);
- получения
информации от иностранных государственных
органов в рамках международных договоров
Российской Федерации;
- проведения
экспертиз;
- перевода
на русский язык документов, представленных
налогоплательщиком на иностранном языке.
Приостановление
проведения выездной налоговой проверки
по указанным основаниям, допускается
не более одного раза по каждому лицу,
у которого истребуются документы.
Приостановление
и возобновление проведения выездной
налоговой проверки оформляются
соответствующим решением руководителя
(заместителя руководителя) налогового
органа, проводящего указанную проверку.
- Общий срок
приостановления проведения выездной
налоговой проверки не
может превышать шесть
месяцев.
- В случае,
если проверка была приостановлена и
в течение шести месяцев налоговый орган
не смог получить запрашиваемую информацию
от иностранных государственных органов
в рамках международных договоров Российской
Федерации, срок приостановления указанной
проверки может быть
увеличен на три месяца.
- На период
действия срока приостановления проведения
выездной налоговой проверки приостанавливаются
действия налогового органа по
истребованию документов у налогоплательщика,
ему возвращаются
все подлинники, за исключением документов,
полученных в ходе проведения выемки,
а также приостанавливаются
действия налогового органа на территории
(в помещении) налогоплательщика.
- Повторной
выездной налоговой проверкой налогоплательщика
признается выездная налоговая проверка,
проводимая независимо от
времени проведения предыдущей проверки
по тем же налогам и
за тот же период.
При проведении
повторной выездной налоговой проверки
может быть проверен
период, не превышающий
трех календарных лет, предшествующих
году, в котором вынесено решение о проведении
повторной выездной налоговой проверки
Повторная
выездная налоговая проверка может
проводиться:
- вышестоящим
налоговым органом - в порядке контроля
за деятельностью налогового органа, проводившего
проверку;
- налоговым
органом, ранее проводившим проверку,
на основании решения его руководителя
(заместителя руководителя) - в
случае представления налогоплательщиком
уточненной налоговой
декларации, в которой указана сумма
налога в размере, меньшем ранее заявленного.
В
рамках этой повторной выездной налоговой
проверки проверяется период, за
который представлена уточненная налоговая
декларация.
- Если при
проведении повторной выездной налоговой
проверки выявлен
факт совершения налогоплательщиком
налогового правонарушения, которое
не было выявлено при
проведении первоначальной
выездной налоговой
проверки, к налогоплательщику не
применяются налоговые
санкции, за исключением
случаев, когда невыявление факта налогового
правонарушения при проведении первоначальной
налоговой проверки явилось
результатом сговора между налогоплательщиком
и должностным лицом налогового органа.
- Выездная
налоговая проверка, осуществляемая
в связи с реорганизацией
или ликвидацией организации-налогоплательщика,
может проводиться независимо от времени
проведения и предмета предыдущей проверки.
- При этом
проверяется период, не
превышающий трех календарных
лет, предшествующих году, в котором
вынесено решение о проведении проверки.
- В последний
день проведения выездной налоговой проверки
проверяющий обязан
составить справку о проведенной проверке,
в которой фиксируются предмет проверки
и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику
или его представителю.
- В случае,
если налогоплательщик (его представитель)
уклоняется от получения справки о проведенной
проверке, указанная справка направляется
налогоплательщику заказным письмом по
почте.
- При подготовке
к проверке обязательно
составляется программа (план) ее проведения.
Программа
(план) проверки представляет собой перечень
вопросов, подлежащих выяснению в ходе
предстоящей проверки:
- правильности
и полноты отражения в бухгалтерском
учете и отчетности выручки от реализации
товаров, работ и услуг;
- достоверности
данных учета о фактических издержках
обращения, полноты и правильности отражения
в бухгалтерском учете фактических затрат
на производство и реализацию продукции
(работ, услуг);
- правильности
и полноты отражения в бухгалтерском
учете и отчетности доходов и расходов
от внереализационных операций;
- правильности
отражения операций с ценными бумагами;
- правильности
определения валовой прибыли;
- правильности
определения налогооблагаемой прибыли;
- правильности
исчисления, полноты и своевременности
уплаты в бюджет налога на добавленную
стоимость;
- правомерности
использования льгот по всем проверяемым
видам налогов;
- проведения
расчетов с использованием наличных денежных
средств;
- наличия
лицензий на осуществляемые виды деятельности,
которые подлежат лицензированию и т.д.;