- выявлен
факт неуплаты (неполной уплаты) сумм налога
(сбора), пени и установлены основания
для привлечения к налоговой ответственности;
- выявлен
факт неуплаты (неполной уплаты) налога
(сбора), пени, но не установлены основания
для привлечения к налоговой ответственности;
- не
выявлено факта неуплаты (неполной уплаты)
налога (сбора), однако выявлены
основания для привлечения к налоговой
ответственности (например, предусмотренной
ст.119 НК РФ) за непредставление налоговой
декларации;
- не
выявлено ни факта неуплаты (неполной
уплаты) налога (сбора), ни оснований для
привлечения к налоговой ответственности.
- В
первых трех случаях налоговым органом
должен быть составлен акт проверки
и (или) принято решение о привлечении
к налоговой ответственности, или об отказе
в привлечении к налоговой ответственности,
или о проведении дополнительных мероприятий
налогового контроля, направлено требование
об уплате налога.
- В
последнем, четвертом случае налоговым
органом никаких актов не
составляется.
Материалы
проверки, в ходе которой установлено
налоговое правонарушение, рассматривает
руководитель налогового органа или его
заместитель.
- привлечении
налогоплательщика к налоговой ответственности
за совершение налогового правонарушения;
- отказе
в привлечении налогоплательщика к ответственности;
- проведении
дополнительных мероприятий налогового
контроля.
- Решение должно
быть вынесено не позднее последнего
дня срока, установленного для проведения
проверки.
- Иными словами,
не позднее трех месяцев
со дня представления налогоплательщиком
налоговой декларации и документов, служащих
основанием для исчисления и уплаты налога.
- В
решении о привлечении налогоплательщика
к налоговой ответственности за совершение
налогового правонарушения излагаются
обстоятельства совершенного правонарушения,
как они установлены проведенной проверкой.
Приводятся
документы и иные сведения, подтверждающие
данные обстоятельства, а также обстоятельства,
отягчающие ответственность.
- Кроме того,
указываются статьи Налогового кодекса,
предусматривающие меры ответственности
за конкретные правонарушения и применяемые
к налогоплательщику меры ответственности.
- Также приводятся
предложения об уплате неуплаченного
или не полностью уплаченного налога,
уплате пени за несвоевременное перечисление
налога, начисленных на дату вынесения
решения, и соответствующих налоговых
санкций.
- В
решении об отказе в привлечении налогоплательщика
к налоговой ответственности за совершение
налогового правонарушения указываются
обстоятельства совершенного правонарушения,
как они установлены проведенной проверкой.
- Приводятся
документы и иные сведения, подтверждающие
эти обстоятельства, а также установленные
в процессе производства по делу о налоговом
правонарушении обстоятельства,
которые исключают привлечение налогоплательщика
к ответственности.
- Кроме того,
указывается пункт ст. 109 НК РФ, исключающий
привлечение налогоплательщика к ответственности.
- В
решении о проведении
дополнительных мероприятий
налогового контроля указываются обстоятельства,
вызывающие необходимость проведения
этих мероприятий, а также решение о назначении
конкретных мероприятий налогового контроля.
- Копия
решения налогового органа вручается
налогоплательщику либо его представителю
под расписку.
- Она может
быть также передана
иным способом, свидетельствующим
о дате получения ее налогоплательщиком
либо его представителем.
- Если такими
способами вручить решение налогоплательщику
или его представителю невозможно, решение
можно отправить по
почте заказным письмом.
- В 10-дневный
срок с момента вынесения решения налоговый
орган направляет налогоплательщику
требование об уплате неуплаченного
или не полностью уплаченного налога и
пени.
Оформление
результатов выездной
налоговой проверки
- Непосредственно
в последний день выездной налоговой проверки
руководитель проверяющей группы составляет
справку о проведенной проверке.
- Справка о
проведении выездной налоговой проверки
составляется по форме, предусмотренной
приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@
«Об утверждении форм
документов, используемых
налоговыми органами
при реализации своих
полномочий в отношениях,
регулируемых законодательством
о налогах и сборах».
В справке
указываются следующие данные:
- наименование
населенного пункта и дата
составления, номер акта проверки
(присваивается акту при его регистрации
в налоговом органе);
- должности,
классные чины, фамилии, имена, отчества
(полностью) проверяющих или проверяющего;
- дату
и номер решения проводимой выездной
налоговой проверки и кем выдано;
- наименование
налогоплательщика с указанием ИНН/КПП;
- указывается
вид(ы) проверяемых налогов или программа
проверки;
- за какой
период проведена выездная налоговая
проверка;
- какие филиалы
(представительства) проверены в ходе
выездной налоговой проверки (если такие
проверялись);
- когда
начата выездная налоговая проверка
(дата), когда закончена (дата);
- подписывается
справка руководителем проверяющей группы.
- Одновременно
идет оформление результатов выездной
налоговой проверки посредством составления
по установленной форме акта выездной
налоговой проверки.
- Форма акта
установлена приказом ФНС России от 25
декабря 2006 г. №САЭ-3-06/892@ «Об утверждении
форм документов, применяемых при проведении
и оформлении налоговых проверок; оснований
и порядка продления срока проведения
выездной налоговой проверки; порядка
взаимодействия налоговых органов по
выполнению поручений об истребовании
документов; требований к составлению
акта налоговой проверки».
- По результатам
выездной налоговой проверки в
течение двух месяцев со дня составления
справки о проведенной выездной налоговой
проверке уполномоченными должностными
лицами налоговых органов должен
быть составлен в установленной форме
акт налоговой проверки.
- Акт составляется
на бумажном носителе, на
русском языке и имеет сквозную нумерацию
страниц.
- Составляется,
как правило, в двух
экземплярах.
- При выявлении
налоговыми органами фактов уклонения
налогоплательщика от уплаты налогов
в крупных и особо крупных размерах, акт
проверки составляется в
трех экземплярах.
- В акте выездной
(повторной выездной) налоговой проверки
не допускаются помарки, подчистки и
иные исправления, за
исключением исправлений, оговоренных
и заверенных подписями проверяющего
и проверяемого лица (его представителя).
Состав
и содержание акта
выездной налоговой
проверки
- Акт выездной
налоговой проверки должен состоять из
трех частей: вводной, описательной
(основной) и итоговой (выводы и предложения).
Вводная
часть акта выездной (повторной выездной)
налоговой проверки представляет собой
общие сведения о проводимой проверке
и проверяемом лице, его филиале, представительстве.
Она должна содержать:
- номер
акта проверки (присваивается акту при
его регистрации в налоговом органе);
- наименование
места составления акта выездной (повторной
выездной) налоговой проверки;
- дату
акта проверки. Под указанной датой
понимается дата подписания акта лицами,
проводившими проверку;
- должности,
фамилии, имена, отчества лиц,
проводивших проверку, их классные чины,
с указанием руководителя проверяющей
группы (бригады), а также наименование
налогового органа, который они представляют.
- В случае
привлечения к проведению налоговой проверки
сотрудников органов внутренних дел во
вводной части акта указываются их должности,
фамилии, имена, отчества, а также наименование
правоохранительного органа, который
они представляют;
- дату
и номер решения руководителя (заместителя
руководителя) налогового органа о проведении
выездной (повторной выездной) налоговой
проверки;
- полное
и сокращенное наименование либо фамилию,
имя, отчество проверяемого лица;
- идентификационный
номер налогоплательщика (ИНН);
- код причины
постановки на учет (КПП);
- период,
за который проведена проверка, с указанием
конкретных дат;
- указание
на то, что проверка проведена в соответствии
с Налоговым кодексом Российской Федерации,
иными актами законодательства о налогах
и сборах;
- место
проведения проверки (указать, где проводилась
проверка - либо на территории (в помещении)
проверяемого лица, либо по месту нахождения
налогового органа);
- даты
начала и окончания проверки;
- фамилии,
имена и отчества должностных
лиц проверяемой организации (ее филиала,
представительства или иного обособленного
подразделения или представительства)
- руководителя, главного бухгалтера либо
лиц, исполняющих их обязанности в проверяемом
периоде;
- место
нахождения организации (ее филиала,
представительства или иного обособленного
подразделения) или место жительства физического
лица, индивидуального предпринимателя;
- сведения
о наличии лицензируемых
видов деятельности (номер и дата выдачи
лицензии, наименование органа, выдавшего
лицензию, сроки начала и окончания действия
лицензии;
- сведения
о фактически осуществляемых
организацией (ее филиалом, представительством
или иным обособленным подразделением),
физическим лицом, индивидуальным предпринимателем
видах финансово-хозяйственной
деятельности;
- сведения
о методе проведения
проверки по степени охвата ею первичных
документов (сплошной, выборочный;
- сведения
о мероприятиях налогового контроля, проведенных
при осуществлении налоговой проверки:
- допросах
свидетелей;
- осмотрах
территорий, помещений налогоплательщика,
в отношении которого проводилась налоговая
проверка, документов и предметов;
- истребовании
документов при проведении налоговой
проверки;
- истребовании
документов (информации) о налогоплательщике,
плательщике сборов и налоговом агенте
или информации о конкретных сделках;
- выемке
документов и предметов;
- экспертизе;
- иных
мероприятиях налогового контроля,
проведенных при осуществлении налоговой
проверки;
- иные
необходимые сведения.
Описательная
часть акта выездной (повторной выездной)
налоговой проверки содержит систематизированное
изложение документально подтвержденных
фактов нарушений законодательства о
налогах и сборах, выявленных в ходе проверки,
или указание на отсутствие таковых и
связанных с этими фактами обстоятельств,
имеющих значение для принятия обоснованного
решения по результатам проверки.
Содержание
описательной части акта выездной (повторной
выездной) налоговой проверки должно
соответствовать
следующим требованиям:
- объективность
и обоснованность;
- полнота
и комплексность отражения в акте всех
существенных обстоятельств, имеющих
отношение к фактам нарушений законодательства
о налогах и сборах.
- четкость,
лаконичность и доступность
изложения;
- системность
изложения.
Итоговая
часть акта выездной (повторной выездной)
налоговой проверки должна содержать:
- сведения
об общих суммах выявленных при проведении
проверки неуплаченных (не полностью уплаченных
(неудержанных и неперечисленных)) налогов
(сборов);
- об исчисленных
в завышенных размерах налогах (сборах)
с разбивкой по налогам (сборам) и налоговым
периодам;
- о неудержании
и неперечислении налогов и т.д.;
- предложения
проверяющих по устранению выявленных
нарушений;
- выводы
проверяющих о наличии в деяниях налогоплательщика
признаков налоговых правонарушений;
- указание
на количество листов приложений;
- указание
на право представления возражений по
результатам выездной (повторной выездной)
налоговой проверки.
- Акт выездной
(повторной выездной) налоговой проверки
подписывается лицами, проводившими
проверку, и лицом, в отношении которого
проводилась проверка (его представителем).
- До
вручения лицу, в отношении которого
проводилась проверка (его представителю),
акт выездной (повторной выездной) налоговой
проверки подлежит
регистрации в налоговом
органе.
- Акт выездной
налоговой проверки составляется
в трех экземплярах, один из которых
хранится в налоговом органе, второй
- в установленном порядке вручается руководителю
организации, индивидуальному предпринимателю
либо физическому лицу (их представителям),
третий - направляется органу внутренних
дел, сотрудники которого участвовали
в проведении проверки.
- Акт выездной
(повторной выездной) налоговой проверки
вручается лицу, в отношении которого
проведена проверка, или его представителю
с приложением ведомостей и таблиц, содержащих
сгруппированные факты однородных массовых
нарушений.
- При
отказе лица, в отношении которого проводилась
налоговая проверка, или его представителя
подписать акт выездной (повторной выездной)
налоговой проверки на последней странице
акта делается запись.
- Акт выездной
(повторной выездной) налоговой проверки
направляется по почте заказным письмом
по месту нахождения организации или месту
жительства физического лица, индивидуального
предпринимателя.
- Датой
вручения акта в считается шестой рабочий
день считая с даты отправки заказного
письма.