Занижение
фактической прибыли путем:
- создания
«левых цехов» незарегистрированных предприятий,
нередко на базе ликвидированного;
- завышения
расходов на заработную плату и другие
выплаты в том числе социального характера;
- завышения
численности работников;
- получения
льгот по налогам путем манипулирования
численностью инвалидов, участников ВОВ,
других работающих, пользующихся льготами;
Наличие
фиктивных договоров с другими предприятиями,
путем заключения:
- фиктивных
договоров на выполнение работ, включаемых
в затраты на производство, но «не оставляющих
следов», например, проведение исследований,
консультаций, маркетинга, анализа сырья,
материалов и т.п.;
- фиктивных
договоров аренды основных средств с предприятиями,
пользующимися налоговыми льготами, и
перечисления им прибыли;
- обналичивания
прибыли за фиктивное выполнение работы
или услуги;
Камеральная
налоговая проверка
бухгалтерской и налоговой
отчетности
- Камеральная
налоговая проверка по-прежнему остается
приоритетной и практически всеобъемлющей
формой налогового контроля, зачастую
не уступающей по степени эффективности
выездным проверкам.
- Камеральная
налоговая проверка решает две самостоятельные
задачи налогового контроля.
- Во-первых,
камеральная налоговая проверка является
формой налогового контроля по проверке
правильности и достоверности сведений,
указанных в налоговой декларации.
Во-вторых,
камеральная налоговая проверка
выступает как основное
средство целенаправленного
отбора налогоплательщиков для проведения
выездных налоговых проверок, с учетом
того, что выездные налоговые проверки
являются наиболее трудоемкой формой
налогового контроля.
- Камеральная
проверка легче поддается
автоматизации, что позволяет проводить
внутридокументный контроль показателей
налоговой декларации и междокументный
контроль налоговой отчетности.
- В соответствии
со ст. 88 НК РФ камеральная
налоговая проверка — это проверка,
проводящаяся по месту нахождения налогового
органа на основе налоговых деклараций
и документов, представленных налогоплательщиком.
К основным
особенностям камеральной проверки
относятся следующие:
- Массовый
характер операций, осуществляемых
налоговой инспекцией при камеральных
налоговых проверках.
- Фактически
каждый налогоплательщик, сдающий отчетность,
проверяется 1 раз в квартал, некоторые
(крупные) — 1 раз в месяц.
- Каждый раз
проверке подвергается не одна декларация,
а несколько — от 7 до 13, плюс бухгалтерская
отчетность (3—5 форм), плюс неограниченное
количество справок, расчетов, пояснительных
записок, прилагаемых к декларациям.
- Массовый
характер ошибок, допускаемых плательщиками
при заполнении декларации, в расчетах
сумм налогов, что приводит к массовым
камеральным доначислениям на весьма
значительные суммы, и, следовательно,
массовое применение налоговых и административных
санкций.
- Жесткий
срок на начисление в карточках лицевых
счетов сумм налогов «по данным плательщика»:
5 дней по квартальной отчетности и 10 дней
по годовой, по отдельным налогам (например,
НДС, налогу на землю) — иные сроки.
- Обязанность
плательщика подтверждать свое право
на льготы, заявленные в декларации,
первичными документами (договорами, платежными
поручениями, выписками банков и т.д.).
Целью
камеральной налоговой
проверки является контроль соблюдения
налогоплательщиками законодательных
и иных нормативных правовых актов о налогах
и сборах, в том числе:
- выявление
и предотвращение налоговых правонарушений;
- взыскание
сумм неуплаченных (не полностью уплаченных)
налогов и соответствующих пени;
- возбуждение
при наличии оснований процедуры взыскания
в установленном порядке налоговых санкций;
- подготовка
необходимой информации для обеспечения
рационального отбора налогоплательщиков
для проведения выездных налоговых проверок.
Камеральная
налоговая проверка включает:
- проверку
полноты представления налогоплательщиком
документов налоговой отчетности;
- визуальную
проверку правильности
оформления документов налоговой отчетности
(полноты заполнения всех необходимых
реквизитов, ясности их заполнения и др.)
и своевременности представления налоговых
деклараций;
- проверку
правильности арифметического
подсчета итоговых сумм налогов и сборов,
подлежащих уплате в бюджет;
- проверку
обоснованности примененных налогоплательщиком
ставок налога, правомерности использования
льгот по налогу;
- проверку
правильности исчисления
налогооблагаемой базы посредством
камерального анализа.
Cрок проведения
камеральной налоговой проверки составляет
три месяца. Этот срок отсчитывается
со дня представления налогоплательщиком
налоговой декларации и документов, служащих
основанием для исчисления и уплаты налога.
- Однако какие-либо
последствия нарушения налоговым органом
указанного срока Налоговым кодексом
не установлены.
В соответствии
со ст. 88 НК РФ при проведении камеральной
налоговой проверки налоговый орган
вправе истребовать у налогоплательщика
дополнительные сведения, получить объяснения
и документы, подтверждающие правильность
исчисления и своевременность уплаты
налогов.
- Требование
о представлении документов может
быть направлено налогоплательщику
заказным письмом.
- В этом случае
налоговые органы считают его полученным
по истечении 6 дней после отправки на
основании части второй п. 6 ст. 69 НК РФ.
Основные
этапы камеральной
проверки
- проверка
полноты представления налогоплательщиком
документов налоговой отчетности, предусмотренных
законодательством о налогах и сборах;
- визуальная
проверка правильности оформления документов
налоговой отчетности (полноты заполнения
всех необходимых реквизитов, четкости
их заполнения и т.д.);
- арифметический
контроль данных налоговой отчетности;
- проверка
своевременности представления налоговой
отчетности;
- проверка
обоснованности применения налоговых
ставок, льгот;
- проверка
правильности исчисления налоговой
базы.
Налоговый
орган при проведении камеральной
налоговой проверки на этапе проверки
правильности исчисления налоговой
базы в обязательном
порядке проводит:
- проверку
сопоставимости отчетных показателей
налоговой отчетности текущего периода
с аналогичными показателями налоговой
отчетности предыдущего отчетного (налогового)
периода;
- сопоставление
показателей проверяемой налоговой
декларации с показателями налоговых
деклараций по другим видам налогов и
бухгалтерской отчетностью;
- оценку
достоверности показателей налоговой
отчетности на основе
анализа всей имеющейся в налоговом
органе информации о финансово-хозяйственной
деятельности налогоплательщика;
- анализ
соответствия уровня и динамики показателей
налоговой отчетности, отражающих объемы
производства реализации товаров (продукции,
работ, услуг), с уровнем и динамикой показателей
объемов потребления налогоплательщиком
энергетических (электро- и теплоэнергии),
водных, сырьевых и иных материальных
ресурсов.
В соответствии
со ст. 88 НК РФ проверка проводится по
месту нахождения налогового
органа уполномоченными должностными
лицами данного налогового органа в соответствии
с их служебными обязанностями без
какого-либо специального
решения руководителя налогового органа.
- О начале
проверки налогоплательщик не
информируется.
- О ее результатах
он узнает только в том случае, если в ходе
проверки были выявлены
ошибки в заполнении документов или
противоречия между содержащимися в них
сведениями.
- В соответствии
с действующим законодательством налоговая
отчетность может быть представлена налогоплательщиками,
налоговыми агентами как
лично (через канцелярию налогового
органа), так и по почте.
- Отчетность
по каждому налогу и сбору имеет свою четко
выраженную форму представления в виде
– налоговой декларации.
- Формы налоговых
деклараций на основании ст. 31 НК РФ имеют
нормативно-правовой
характер, т.е. соблюдение установленной
формы обязательно как для налогоплательщиков,
налоговых агентов, так и для налоговых
органов.
Налоговые
органы не вправе требовать от налогоплательщиков,
налоговых агентов включения в налоговую
декларацию сведений,
не связанных с исчислением и уплатой
налогов и не предусмотренных формой декларации.
При оформлении
отчетности, представляемой в налоговый
орган, недопустимо отсутствие какого-либо
из обязательных реквизитов, например,
ИНН или периода, за который представлена
декларация, нечеткое заполнение отдельных
реквизитов или заполнение карандашом
и как следствие — невозможность их однозначного
прочтения.
- Недопустимы
исправления, не оговоренные подписью
налогоплательщика или его представителя.
- В этих случаях
налоговый орган должен
уведомить налогоплательщика о необходимости
представить документ, входящий в налоговую
отчетность, по форме, утвержденной для
данного документа, в установленный налоговым
органом срок.
- На основании
п. 7 ст. 84 Налогового кодекса в подаваемой
в налоговый орган декларации обязательно
должен быть указан единый по всем видам
налогов и сборов идентификационный
номер организации.
- Налоговые
декларации представляются в налоговые
органы в сроки, установленные законодательством
о налогах и сборах.
- В случае
непредставления налоговой декларации
в установленный законодательством о
налогах и сборах срок организация-налогоплательщик
подлежит привлечению
к ответственности, установленной ст.
119 НК РФ.
При
самостоятельном
выявлении налогоплательщиком в поданной
им налоговой декларации неотражения
или неполноты отражения сведений,
а равно ошибок, приводящих к занижению
суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик
обязан подать заявление о внесении
дополнений и изменений в налоговую декларацию.
- В соответствии
со ст. 81 НК РФ, в случае если заявление
о внесении дополнений и изменений в налоговую
декларацию производится до
истечения срока подачи налоговой декларации,
она считается поданной
в день подачи заявления.
- Налогоплательщик,
представивший в налоговый орган декларацию,
содержащую недостоверные
сведения, приведшие к занижению подлежащих
внесению в бюджет сумм налога, сбора,
может быть освобожден от установленной
ст. 122 Н К РФ ответственности
в следующих случаях:
- заявление
о дополнении и изменении налоговой декларации
делается после истечения срока
подачи налоговой декларации, но
до истечения срока
уплаты налога;
- если заявление
было сделано до момента, когда налогоплательщик
узнал об обнаружении
налоговым органом в поданной декларации
неотражения или неполноты отражения
сведений, а равно ошибок, приводящих к
занижению суммы налога, подлежащей уплате,
либо о назначении выездной налоговой
проверки.
- В отличие
от выездной проверки составление
акта по результатам камеральной проверки
Налоговым кодексом
предусмотрено в том случае если выявлены
нарушения.
- Порядок оформления
результатов проверки зависит от того,
выявлены ли ошибки в заполнении документов
или противоречия между содержащимися
в них сведениями.
- Если ошибок
или противоречий нет, инспектор
подписывает декларацию и указывает
дату проверки на ее титульном листе.
- На этом проверка
завершается.
Если
в ходе проверки обнаружились ошибки
или противоречия, инспектор обязан
зафиксировать их в
акте.
Для этого
необходимо заполнить те графы или
строки декларации, которые предназначены
для отражения показателей, исчисленных
по данным налогового
органа либо заполняются строки, предусмотренные
в декларации для отметок
и замечаний инспектора по результатам
проведенной им проверки.
В результате
проведенной проверки может быть
установлено следующее: