В
зависимости от специфики проверяемой
организации в Программу могут
включаться и другие
вопросы, например, проверка внешнеэкономических
операций, проверка соблюдения установленного
порядка использования контрольно-кассовой
техники при осуществлении денежных расчетов
с населением т.п.
- Программы
проверок по отдельным
видам налогов включают вопросы, связанные
с исчислением этих налогов.
- Программа
выездной налоговой проверки утверждается
руководителем налогового органа или
его заместителем.
Срок
проведения выездной налоговой проверки
исчисляется со дня вынесения решения
о назначении проверки и до дня составления
справки о проведенной проверке.
- Ранее в срок
проведения проверки включалось только
время фактического
нахождения проверяющих на территории
налогоплательщика, то есть общий срок
мог быть гораздо больше.*
* Постановление
Конституционного Суда
РФ от 16.07.2004 № 14-П «По
делу о проверке конституционности
отдельных положений
части второй Налогового
кодекса Российской
Федерации в связи с
жалобами граждан А.Д.
Егорова и Н.В. Чуева»),
- В результате
этого на практике могла сложиться ситуация,
при которой должностные лица налогового
органа за все время проверки лишь на несколько
дней посещали налогоплательщика, скажем,
для вручения решения о начале проверки,
осмотра помещений, проведения инвентаризации.
- В остальное
время проверяющие исследовали на территории
налогового органа истребованные у налогоплательщика
документы, и это время не засчитывалось
в общий срок проверки.
- Подобная
проверка могла длиться сколь угодно долго.
- Внесенными
в НК РФ с 2007 года изменениями четко определен
срок проведения проверки, и поэтому теперь
налогоплательщику не
нужно вести учет фактического времени
нахождения проверяющих на своей территории.
В новой
редакции ст. 89 НК РФ предусмотрено
право налогового органа приостановить
проведение выездной проверки по решению
руководителя (или заместителя руководителя)
(п. 9 ст. 89 НК РФ).
Ранее
такое право налоговых органов
в НК РФ закреплено не было, но это
не мешало им в отдельных случаях
приостанавливать проверки по собственному
усмотрению.
- Суды поддерживали
налоговые органы и подтверждали их право
приостанавливать налоговые проверки,
указывая, что НК РФ запрета на приостановление
налоговых проверок не содержит.*
- * Постановления
ФАС Западно-Сибирского округа от 03.11.2005
№ Ф04-7651/2005(16311-А46-7), ФАС Северо-Западного
округа от 13.02.2006 № А42-3174/2005, ФАС Центрального
округа от 26.09.2005 № А36-850/2005, от 05.04.2005 №
А48-7896/04-18, ФАС Уральского округа от 24.08.2006
№ Ф09-7231/06-С2, от 17.01.2006 № Ф09-5668/05-С2.
Теперь
право налоговых органов приостанавливать
проведение выездной налоговой проверки
закреплено в НК РФ, но в пользу налогоплательщиков
тот факт, что ст. 89 НК РФ установлен
исчерпывающий перечень оснований
для приостановления:
- необходимость
истребовать документы (информацию)
о налогоплательщике от иных лиц (п. 1 ст.
93.1 НК РФ);
- необходимость
получить информацию от иностранных
государственных органов;
- проведение
экспертиз;
- перевод
документов на русский язык.
- Общий срок,
на который может быть приостановлена
проверка, - не более
шести месяцев.
- Если же проверка
приостанавливалась для получения сведений
от иностранных госорганов и в шестимесячный
срок сведения получены не были - срок
приостановления продлевается еще на
три месяца.
Организационная
работа налоговых органов
в ходе проведения выездной
налоговой проверки
- По прибытии
в организацию проверяющая группа в полном
составе должна быть представлена
руководству организации, которому и
предъявляет свои полномочия по вопросам
проведения выездной налоговой проверки.
- Руководство
организации имеет
право ознакомиться с решением о
проведении выездной налоговой проверки
и сделать ее копию, а также ознакомиться
со служебными удостоверениями должностных
лиц группы и переписать
их содержание.
- Согласно
подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ, налогоплательщик
имеет право присутствовать при проведении
выездной налоговой проверки лично
или через своего представителя.
- В
случае отсутствия на момент прибытия
проверяющей группы руководителя
организации и иных должностных лиц,
непосредственно связанных с финансово-хозяйственной
деятельностью организации, следует принять
меры по установлению их местонахождения.
- Одновременно
следует установить
полномочия присутствующего
должностного лица проверяемой организации
и возможность проведения проверки и предъявить
ему решение о проведении проверки для
фиксации ее начала.
- Налогоплательщик
обязан выполнить законные требования
должностных лиц по
их допуску в помещения и на территории,
в которых должна проводиться проверка,
предъявлять необходимые для проверки
документы.
В
случае воспрепятствования доступу
проверяющей группы на территорию организации
или в помещения (кроме жилых), руководителем
группы составляется
акт, подписываемый им и налогоплательщиком,
на основании которого налоговый орган
вправе самостоятельно определить суммы
налогов, подлежащих уплате, на основании
оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике
или по аналогии.
Порядок
истребования документов
- Должностное
лицо налогового органа, проводящее выездную
налоговую проверку, истребует у проверяемого
налогоплательщика (налогового агента,
плательщика сбора) необходимые для проверки
документы.
- Для этого
должностное лицо налогового органа
предъявляет под роспись налогоплательщику
требование о предоставлении документов.
- Истребуемая
документация должна быть предъявлена
налоговому органу в
течение пятидневного
срока.
- Отказ
налогоплательщика о представлении их
в установленные сроки признается налоговым
правонарушением и влечет
ответственность, предусмотренную ст.
126 НК РФ, — штраф 50 руб. за каждый не представленный
документ.
- Требование
оформляется в двух экземплярах.
Первый экземпляр под расписку во втором
экземпляре (копии) вручается налогоплательщику,
копия требования прилагается к
акту выездной налоговой проверки.
- По смыслу
абз. 2 ст. 93 НК РФ, для
исчисления пятидневного
срока, в течение которого должны быть
представлены налоговому органу документы,
должен быть зафиксирован момент получения
соответствующим лицом запроса налогового
органа.
- Исходя
из задач проверки, могут быть истребованы
любые документы.
В первую
очередь следует получить следующие
документы:
- устав организации;
- протоколы
заседаний совета директоров, собраний
акционеров либо других аналогичных органов
управления экономического субъекта;
- документы,
регламентирующие учетную политику организации
и внесение изменений в нее;
- бухгалтерскую
отчетность;
- статистическую
отчетность;
- документы
планирования деятельности экономического
субъекта (планы, проекты);
- контракты,
договора, соглашения экономического
субъекта;
- документы,
регламентирующие производственную и
организационную структуру организации;
- другие документы.
Организационная
работа налоговых
органов по проверке
бухгалтерских документов
- Документальная
проверка начинается с анализа первичной
бухгалтерской документации.
- Это товарно-транспортные
накладные, счета, наряды, приемно-сдаточные
акты, расходные и приходные ордера, банковские
платежные документы и выписки из расчетных
счетов.
Что должно
интересовать в документах?
В
первую очередь:
- полнота документа;
- подлинность
документов;
- достоверность
документа.
В случае
необходимости документы подвергаются
криминалистической экспертизе на подлинность,
которая включает:
- выявление
подчисток и дописок, других признаков
механического воздействия на бумагу;
- восстановление
первичного текста;
- графологический
(почерковедческий) анализ;
- сверка почерков
и подписей на различных документах (платежных
ведомостях, письмах);
- анализ машинописных
документов с целью выяснения, на какой
технике они изготовлены.
Признаками
умышленного искажения бухгалтерских
балансов и отчетов являются:
- несоответствие
балансовых статей аналогичным данным,
приведенным в других формах отчетности
(форма 2, форма 5);
- несоответствие
баланса данным бухгалтерского учета,
несоответствие синтетического и аналитического
учета;
- несоответствие
записей в бухгалтерском учете и первичных
документах реальному содержанию хозяйственных
операций, недостоверность первичных
документов.
- Важным моментом
при анализе документов является проверка
соответствия их содержания действующим
нормативам (списание материалов в производство,
амортизация основных средств, применение
ставок налогов и прочее).
При проверке
уплаты налогов необходимо обращать
внимание на правильность и полноту
расчетов с бюджетом по объектам налогообложения.
Важнейшими
из них являются налог на прибыль и НДС,
где прежде всего обращается внимание
на два момента, с помощью которых искусственно
занижается сумма налога на прибыль.
- То есть это
учет выручки и определение себестоимости
продукции.
- Вскрывая
налоговое преступление, проверяющие
прежде всего ищут «апробированные» механизмы
сокрытия доходов.
К таковым
относятся: искусственное завышение
данных о расходах в первичных
документах, совершенное при помощи:
- включения
в затраты на материалы материалов заказчиками
одновременно собственных материалов;
- фиктивного
списания материалов на производство;
- фиктивных
командировочных расходов, т.е. командировок,
не связанных с производством;
- фиктивных
затрат на транспорт и горюче-смазочные
материалы;
- фиктивного
ремонта;
- фиктивных
чеков на приобретение за наличный расчет;
- завышения
накладных цен на приобретенные товары;
- фиктивных
договоров с подставными лицами и фиктивных
ведомостей на выдачу заработной платы;
- фиктивной
выплаты пособий, премий и иных средств
из категории материального поощрения;
- завышение
данных о расходах в документах учета;
- завышение
в балансе данных о затратах на счетах
учета затрат;
- сокрытие
валютной выручки путем перевода ее на
счета иностранных партнеров, а не в уполномоченные
российские банки;
Занижение
выручки в первичных
документах путем:
- занижения
количества приобретенного товара (так
называемый «левый» товар);
- реализации
не оприходованного товара с последующим
взаимным уничтожением накладных;
- фиктивного
занижения цены;
- черного бартера
(оплата одного неучтенного товара другим
неучтенным товаром);
Занижение
выручки в документах
учета с использованием следующих методов:
- не отражаются
в учете «левые» торговые точки;
- не отражается
в документах сдача в аренду основных
средств;
- «черный нал»
(покупка и реализация за наличный расчет,
не отраженная в документах);
Занижение
выручки в балансе путем:
- - изменения
данных в главной книге;
- - изменения
выручки в отчетности;