К акту
выездной (повторной выездной) налоговой
проверки, остающемуся на хранении
в налоговом органе, прилагаются:
- решение
руководителя (заместителя руководителя)
налогового органа о проведении выездной
(повторной выездной) налоговой проверки;
- решение
о внесении дополнений (изменений) в решение
о проведении выездной (повторной выездной)
налоговой проверки (при наличии);
- решение
о приостановлении и возобновлении выездной
(повторной выездной) налоговой проверки
(при наличии);
- решение
о продлении выездной (повторной выездной)
налоговой проверки (при наличии);
- требование
о представлении документов;
- решение
о продлении (об отказе в продлении) сроков
представления документов (при наличии);
- акт инвентаризации
(в случае проведения инвентаризации);
- разделы
актов проверок филиалов (представительств);
- документы
(информация), истребованные в ходе проверки;
- заключение
эксперта (в случае проведения экспертизы);
протоколы:
- допроса свидетелей;
- осмотра (обследования)
производственных, складских и торговых
и иных помещений, используемых налогоплательщиком
для извлечения дохода либо связанные
с содержанием объектов налогообложения
и т.д.;
- составленные
при производстве иных действий по осуществлению
налогового контроля;
- постановления
о назначении экспертизы и производстве
выемки документов и предметов;
- справка
о проведенной проверке;
- документы,
подтверждающие факт вручения либо направления
справки о проведенной проверке, а также
акта налоговой проверки налогоплательщику
(плательщику сборов, налоговому агенту)
или его представителю;
- копии
первичных документов, регистров налогового
и бухгалтерского учета, подтверждающих
наличие фактов нарушения законодательства
о налогах и сборах, заверенных в установленном
порядке;
- иные
материалы, имеющие значение для подтверждения
отраженных в акте фактов нарушений и
для принятия обоснованного решения по
результатам проверки.
Все
экземпляры акта выездной (повторной
выездной) налоговой проверки (за исключением
акта, вручаемого проверенному лицу), а
также материалы проверки и документы,
приложенные к акту, подтверждающие нарушения
законодательства о налогах и сборах,
остающиеся в налоговом органе, являются
документами для служебного
пользования.
Лицо, в
отношении которого проводилась
налоговая проверка (его представитель),
в случае несогласия с фактами, изложенными
в акте налоговой проверки, а также
с выводами и предложениями проверяющих
в течение 15 дней со дня получения акта
налоговой проверки вправе
представить в соответствующий налоговый
орган письменные возражения по указанному
акту в целом или по его отдельным положениям.
Реализация
материалов выездной
налоговой проверки
- Заключительным
этапом организации и проведения выездной
налоговой проверки является реализация
ее результатов.
- По своему
содержанию этап отличается повышенной
ответственностью со стороны налоговых
органов с точки зрения соблюдения
процедурных действий, поскольку их
нарушение или несоблюдение, в случае
обжалования решения налогового органа
налогоплательщиком в арбитражном суде
последний в большинстве случаев занимает
сторону налогоплательщика.
- Под
реализацией результатов выездной налоговой
проверки понимается выполнение налоговым
органом предусмотренных п. 6 ст. 100 и ст.
101 НК РФ действий по рассмотрению материалов
проверки и вынесению соответствующего
решения.
- Пунктом 5
ст. 100 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик
вправе в 15 дневный срок со дня получения
акта проверки представить в соответствующий
налоговый орган письменное возражение
по акту в целом или по его отдельным положениям.
- При этом
налогоплательщик вправе приложить
к письменному объяснению (возражению)
или в согласованный срок передать налоговому
органу документы (их заверенные копии),
подтверждающие обоснованность возражений.
- Акт налоговой
проверки, а также представленные проверяемым
лицом письменные возражения по указанному
акту должны быть рассмотрены руководителем
налогового органа и решение по ним должно
быть принято в течение 10
дней со дня истечения срока, представления
возражений по акту (15
дней).
- Указанный
срок может быть продлен, но не более чем
на один месяц.
- Руководитель
налогового органа извещает о времени
и месте рассмотрения материалов налоговой
проверки лицо, в отношении которого проводилась
эта проверка.
- Лицо, в отношении
которого проводилась налоговая проверка,
вправе участвовать в процессе рассмотрения
материалов указанной проверки лично
и (или) через своего представителя.
- Неявка
лица, в отношении которого проводилась
налоговая проверка, извещенного надлежащим
образом о времени и месте рассмотрения
материалов налоговой проверки, не
является препятствием для рассмотрения
материалов налоговой проверки.
- Исключение
– когда участие этого лица будет
признано руководителем налогового
органа обязательным для рассмотрения
этих материалов.
Перед
рассмотрением материалов налоговой
проверки по существу руководитель налогового
органа должен:
- объявить,
кто рассматривает дело и материалы какой
налоговой проверки подлежат рассмотрению;
- установить
факт явки лиц, приглашенных для участия
в рассмотрении;
- в
случае участия представителя лица,
в отношении которого проводилась налоговая
проверка, проверить полномочия этого
представителя;
- разъяснить
лицам, участвующим в процедуре рассмотрения,
их права и обязанности;
- вынести
решение об отложении рассмотрения
материалов налоговой проверки в случае
неявки лица, участие которого необходимо
для рассмотрения.
При рассмотрении
материалов налоговой проверки может
быть оглашен:
- акт налоговой
проверки;
- иные материалы
мероприятий налогового контроля;
- письменные
возражения лица, в отношении которого
проводилась проверка.
Отсутствие
письменных возражений не
лишает это лицо права давать свои объяснения
на стадии рассмотрения материалов налоговой
проверки.
В ходе
рассмотрения материалов руководитель
налогового органа устанавливает
и выявляет:
- совершало
ли лицо, в отношении которого был составлен
акт налоговой проверки, нарушение законодательства
о налогах и сборах;
- образуют
ли выявленные нарушения состав налогового
правонарушения;
- имеются ли
основания для привлечения лица к ответственности
за совершение налогового правонарушения;
- обстоятельства,
исключающие вину лица в совершении налогового
правонарушения, либо обстоятельства,
смягчающие или отягчающие ответственность
за совершение налогового правонарушения.
В случае
необходимости получения дополнительных
доказательств для подтверждения
факта совершения нарушений законодательства
о налогах и сборах или отсутствия
таковых руководитель налогового органа
вправе вынести решение о проведении
в срок, не превышающий один месяц, дополнительных
мероприятий налогового
контроля.
- В решении
о назначении дополнительных мероприятий
налогового контроля излагаются
обстоятельства, вызвавшие необходимость
проведения таких дополнительных мероприятий,
указываются срок и конкретная форма
их проведения.
В качестве
дополнительных мероприятий налогового
контроля может проводиться:
- истребование
документов;
- опрос свидетеля;
- проведение
экспертизы.
- По результатам
рассмотрения материалов налоговой проверки
руководитель налогового органа выносит
решение:
- о
привлечении к ответственности за совершение
налогового правонарушения;
- об
отказе в привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения.
Решение
о привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения
и решение об отказе в привлечении
к ответственности за совершение налогового
правонарушения вступают
в силу по истечении 10
дней со дня вручения лицу, в отношении
которого было вынесено соответствующее
решение.
- В случае
подачи апелляционной
жалобы на решение налогового органа,
указанное решение вступает в силу со
дня его утверждения вышестоящим налоговым
органом полностью или в части.
- В случае,
если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий
апелляционную жалобу, не
отменит решение нижестоящего налогового
органа, решение нижестоящего налогового
органа вступает в силу с
даты его утверждения вышестоящим налоговым
органом.
- В случае,
если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий
апелляционную жалобу, изменит
решение нижестоящего налогового органа,
решение нижестоящего налогового органа,
с учетом внесенных изменений, вступает
в силу с даты принятия соответствующего
решения вышестоящим налоговым органом.
- Решение
о привлечении к ответственности за совершение
налогового правонарушения или решение
об отказе в привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения
может быть обжаловано
в судебном порядке только после обжалования
этого решения в вышестоящем налоговом
органе.
- Применяется
к правоотношениям, возникающим с 1 января
2009 года.
- После вынесения
решения о привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения
руководитель налогового органа вправе
принять обеспечительные
меры, направленные на обеспечение возможности
исполнения указанного решения, если есть
достаточные основания полагать, что непринятие
этих мер может затруднить или сделать
невозможным в дальнейшем исполнение
такого решения и (или) взыскание недоимки,
пеней и штрафов, указанных в решении.
- Для принятия
обеспечительных мер руководитель налогового
органа выносит решение, вступающее
в силу со дня его вынесения и действующее
до дня исполнения
решения о привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения
или решения об отказе в привлечении
к ответственности за совершение налогового
правонарушения либо до
дня отмены вынесенного решения вышестоящим
налоговым органом или судом.
- Руководитель
налогового органа вправе
отменить обеспечительные меры и до
указанного выше срока.
Обеспечительными
мерами могут быть запрет
на отчуждение (передачу в залог) следующего
имущества налогоплательщика без согласия
налогового органа:
- недвижимого
имущества, в том числе не участвующего
в производстве продукции (работ, услуг);
- транспортных
средств, ценных бумаг, предметов дизайна
служебных помещений;
- иного
имущества, за исключением готовой продукции,
сырья и материалов;
- готовой
продукции, сырья и материалов.
- Обеспечительными
мерами могут быть приостановление
операций по счетам в банке.
Приостановление
операций по счетам в банке может применяться
только после наложения запрета на отчуждение
(передачу в залог) имущества и в случае,
если совокупная стоимость такого имущества
по данным бухгалтерского учета меньше
общей суммы недоимки, пеней и штрафов.
- По просьбе
лица, в отношении которого было вынесено
решение о принятии обеспечительных мер,
налоговый орган вправе заменить
обеспечительные меры на:
- банковскую
гарантию, подтверждающую, что банк
обязуется уплатить указанную в решении
о привлечении к ответственности за совершение
налогового правонарушения сумму недоимки,
а также суммы соответствующих пеней и
штрафов;
- залог
ценных бумаг, обращающихся на организованном
рынке ценных бумаг, или залог иного имущества;
- поручительство
третьего лица.
При
предоставлении налогоплательщиком
на сумму, подлежащую уплате в бюджетную
систему Российской Федерации банковской
гарантии банка с инвестиционным рейтингом
рейтингового агентства, включенного
в перечень, утверждаемый Министерством
финансов Российской Федерации, налоговый
орган не вправе отказать налогоплательщику
в замене обеспечительных мер.
Налоговый
контроль
Действия
при проведении налоговой
проверки
Действия
при проведении налоговой проверки
- участие свидетеля
(ст. 90 НК РФ);
- осмотр (ст.
92 НК РФ);
- выемка документов
и предметов (ст. 94 НК РФ)
- экспертиза
(ст. 95 НК РФ);
- привлечение
специалиста для оказания содействия
в осуществлении налогового контроля
(ст. 96 НК РФ);
- участие переводчика
(ст. 97 НК РФ);
- участие понятых
(ст. 98 НК РФ);
- инвентаризацию
имущества налогоплательщика (пп. 6 п. 1
ст. 31 НК РФ).
- Приказом
ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ «Об
утверждении форм документов,
используемых налоговыми
органами при реализации
своих полномочий в
отношениях, регулируемых
законодательством
о налогах и сборах» утверждены следующие
приложения:
- Приложение
№ 1. Уведомление о
вызове налогоплательщика (плательщика
сбора, налогового агента);
- Приложение
№ 2. Справка о проведенной
выездной налоговой
проверке;
- Приложение
№ 3. Протокол допроса
свидетеля;
- Приложение
№ 4. Протокол осмотра
территорий, помещений,
документов, предметов;
- Приложение
№ 5. Требование о представлении
документов (информации);
- Приложение
№ 6. Поручение об истребовании
документов (информации);
- Приложение
№ 7. Постановление
о производстве выемки
документов и предметов;
- Приложение
№ 8. Протокол выемки
документов и предметов.