Налогообложение малых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 00:57, дипломная работа

Описание

Цель работы - исследование особенностей налогообложения в сфере малого бизнеса и путей его совершенствования.
Объект исследования - ООО «ЦентрЭнергоСервис».

Предмет исследования - налогообложение предприятий малого бизнеса.

Содержание

Введение 6

ГЛАВА 1. Проблемы и пути совершенствования налогообложения в сфере малого бизнеса

1.1 Изменения законодательства о налогообложении малого бизнеса 10

1.2 Недостатки действующей налоговой системы и способы совершенствования 24

Глава 2. Налогообложение ООО «ЦентрЭнергоСервис»

2.1 Краткая характеристика и основные показатели деятельности ООО «ЦентрЭнергоСервис» 40

2.2 Виды налогов, уплачиваемых предприятием 46

2.2 Налоговое бремя 56

ГЛАВА 3. Совершенствование налогообложения в ООО «ЦентрЭнергоСервис»

3.1 Схемы минимизации налогов и сборов 58

3.2 Резервы как один из элементов налогового планирования 66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70

Список литературы 72

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 131.99 Кб (Скачать документ)

     Многим  не нравится, что налоги слишком  высокие. Одни по наивности думали, что в условиях рынка государство  устанавливает низкие налоги, что-то вроде десятины в античном мире. Другие полагали, что свобода предпринимательства  распространяется и на налоги: хочу - плачу, хочу - скрываю. Но при этом все  дружно возмущаются и обвиняют Правительство, когда задерживается выплата  заработной платы работникам бюджетных  учреждений, пенсий, не во время оплачивается государственный заказ.

     Далее, предметами для критики выступают: излишне фискальный характер налоговой  системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение имущества; высокое  налогообложение физических лиц  при небольшой по сравнению с  западными странами оплате труда; низкое налогообложение физических лиц, поскольку  в других странах оно выше; слишком  жесткие финансовые санкции к  уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность  принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изменения отдельных  налогов; низкое налогообложение природных  ресурсов. [17]

     Обобщить  и свести воедино все эти точки  зрения невозможно, хотя во многих критических  высказываниях и предложениях содержится рациональное зерно.

     Налоговая система, конечно, нуждается в совершенствовании. Но не на базе случайных идей, порой  подхваченных, точнее выхваченных из комплекса, в западных странах, а  порой просто дилетантских.

     России  остро не хватает собственной  научной школы или нескольких школ в области налогообложения, способных не только усовершенствовать  действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все  экономические и социальные последствия  от проведения в жизнь того или  иного комплекса мероприятий.

     Оценивая  прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивалась в  условиях экономического кризиса. В  тяжелейшей ситуации она сдерживала нарастание бюджетного дефицита, обеспечивала функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяла, хотя и  не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в  основном отвечала текущим задачам  перехода к рыночной экономике. К  созданию налоговой системы РФ был  широко привлечен опыт развития зарубежных стран. [7]

     Естественное  и вполне объяснимое желание большинства  населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными  нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки, обеспечения  обороноспособности государства. С  другой стороны, помимо насущных потребностей в расходах величина налогов должна определяться условиями расширения налоговой базы, которая может  расти только тогда, когда учитываются  интересы товаропроизводителей. В 70--80-е  гг. все страны признали учение А. Лэффера  о соотношении налоговых ставок и доходов.

     Однако  нельзя и снижать налоги сверх  меры. Вспомним, что они играют не только стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно низкие налоги могут привести к резкому взлету предпринимательской активности, что также может вызвать ряд негативных последствий.

     Налоговая система не сможет быть застывшей. Она  реформируется сейчас и должна реформироваться  дальше. Она, следуя общему ходу всей экономической  реформы, является её неотъемлемым звеном. Сегодняшняя стабилизация экономики  пока проявляется лишь как тенденция  в условиях продолжающегося спада  производства и инфляции. Реформирующаяся  налоговая система призвана противостоять  экономическому и финансовому кризису.

     В течение года в Налоговый кодекс РФ поправки  вносятся 2 раза в месяц (за 2010 год - поправки вносились в НК РФ - 26 раз, в 2009 году - 35 раз). За новшествами не успевают следить даже профессионалы, а что говорить о простых бухгалтерах и юристах? 

     В настоящее время ООО «ЦентрЭнергоСервис» сетуют, и вполне обоснованно, на нестабильность российских налогов, постоянную смену их видов, ставок, порядка уплаты, налоговых льгот и т.д., что объективно порождает значительные трудности в организации производства и предпринимательства, в анализе и прогнозировании финансовой ситуации, определении перспектив, исчислении бюджетных платежей.

     Сегодня в стране ставки налогов устанавливаются  без достаточного экономического анализа  их воздействия на производство, на стимулирование инвестиций и т.д. Между  тем при установлении ставок налогов  необходимо учитывать их влияние  не только на это, но и на ликвидацию условий, способствующих вполне легальному уходу налогоплательщика от уплаты налогов. Аксиомой является тот факт, что последствия уклонения от налогов меньше, если различные виды доходов облагаются по одинаковым ставкам. В противном же случае наблюдается  тенденция к перераспределению  доходов в пользу тех, которые  облагаются налогом по наименьшей ставке. [27]

     Действующая в стране налоговая система со слабо проработанными теоретически и экономически ставками налогов  вынуждает вводить новые (и подчас совсем не рыночные) виды изъятий, способные, по мнению властей, нивелировать негативные последствия, связанные с произвольностью  ставок налогов на отдельные доходы. Поэтому сейчас из-за более низкой ставки выгоднее направлять средства на оплату труда, нежели платить налог  с прибыли. Завтра это может привести к тому, что все доходы уйдут  в личное потребление. Поэтому важно, чтобы доходы облагались по одинаковым средним ставкам, чтобы при прочих равных условиях у предпринимателя  не было мотива перераспределять доходы в целях “легального” снижения размера уплачиваемого налога.

     Как видим, нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, а также  препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

     В настоящее время во всем мире наблюдается  тенденция к упрощению налоговой  системы. В нашей же стране система  налогов имеет очень сложную  структуру. В ней присутствуют различные  налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются.

     Однако  такая масса платежей приводит к  тому, что бухгалтерия предприятий  очень часто ошибается при  отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную  уплату налога. Такое впечатление, что  налоговую систему специально усложняют, чтобы получать пени от налогов.

     Кроме того, многие законы, в которых установлены  ставки налогов, и доходы из которых  они отчисляются, очень не однозначно указывают все необходимые элементы налогов. Поэтому спустя несколько  месяцев после опубликования  Закона (который тоже не всегда можно  найти) начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как этот налог правильно считать. [15]

     Еще один недостаток нашей налоговой  системы - это ее нестабильность. Налоги вводятся и тут же отменяются, не проработав и года.

     Ситуация  в России, резко отличается от мировых  тенденций, так как доля косвенных  налогов в значительной мере превышает  долю прямых. Причем в России такая  ситуация изменяется в сторону уменьшения доли прямых налогов. Но доля подоходного  налога с физических лиц мала, хотя в настоящее время появилась  тенденция к ее увеличению, что  связано с введением налоговой  декларации и улучшением учета доходов  с физических лиц.

     В последнее десятилетие у нас  много говорится об исключительной важности малого бизнеса для развития экономики, формирования "среднего класса", обеспечения политической и социальной стабильности в обществе. В эти же годы принято немало законов, указов, постановлений и других нормативных  актов, направленных на поддержку малого предпринимательства. Однако даже невооруженным  глазом видно, что, несмотря на все это  жить представителям малого бизнеса  в России легче не стало. И самая  главная причина этому - непосильные  налоги. [13]

     По  сути, все недостатки существующей налоговой системы можно свести к трем основным:

     1. Она сложна и запутанна. Фактически  не соблюдается норма п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ, предусматривающая  формулировку актов законодательства  о налогах и сборах таким  образом, чтобы "каждый точно  знал, какие налоги и сборы  и в каком порядке он должен  платить". Сегодня уплата налогов  требует от предпринимателя профессиональных  знаний по учету и налогообложению  либо найма высокооплачиваемых  специалистов по бух. учету  и налогам. 

     2. Чрезмерно высоко налоговое бремя.  Очевиден приоритет фискальных  интересов государства над всеми  остальными.

     3. Нестабильность законодательства.

     Сегодня необходимо снижать налоги и возвращать отмененные ранее льготы, прежде всего  инвестиционную. Напомним, что в  свое время именно этой преференцией пользовались многие промышленные предприятия  для ухода от налогообложения. Теперь их руководители заявляют, что честь  бизнес мундира для них дороже сомнительных сделок и пользоваться столь щедрым подарком они будут  исключительно с целью обновления основных фондов.

     Средний срок службы станков на отечественных  предприятиях составляет двадцать один год, в то время как на Западе их меняют каждые 7-9 лет.

     Также предлагается снять с плеч фирм часть  налоговой нагрузки и переложить ее на плечи граждан. Во многих развитых странах физические лица отдают в  госказну едва ли не больше денег, чем  юридические, а вот в России налоговая  система - это калека, стоящий на одной ноге. Страна, которая хочет  быстро развиваться, должна брать меньше налогов с бизнеса. В этой связи, по мнению экономистов, налог на добавленную  стоимость следует снизить до 10-12 процентов. Только тогда сами люди будут вкладывать средства в свои пенсии, а у предприятий появится мощный стимул для дальнейшего роста. При этом, конечно же, бизнесмены должны поднять зарплаты сотрудникам.

     Страховые взносы в нынешнем виде не дают развиваться российским предприятиям, препятствует росту заработной платы, а стало быть, и привлечению квалифицированной рабочей силы. Поэтому их надо снижать как минимум в два раза. Также снизить нагрузку на фирмы возможно, если сдвинуть границу пенсионного возраста для мужчин и женщин соответственно до 65 и 55 лет.

     Кроме того, отмечается, что развитию малых, средних, да и крупных компаний препятствуют главным образом система налогового администрирования. Причем за свои неправомерные  действия они не несут абсолютно  никакой ответственности.

     Варианты  снижения НДС активно обсуждаются  в Госдуме, как, впрочем, и перспективы  уменьшения ставки налога на прибыль. В правительстве все еще витает идея замены налога на добавленную  стоимость налогом с продаж.

     Стремление  превратить налоговую систему в  образец простоты и эффективности, снять все налоговые преграды на пути экономического роста - таковы основные стимулы реформирования налогообложения  во всех развитых странах мира. Положительный  эффект при этом достигается лишь при соблюдении важнейшего принципа любой налоговой системы - приоритета производства над интересами бюджета. [3]

     Если  не следовать этому основополагающему  правилу, то налоговая политика правительства  неизбежно приведет к негативным последствиям, а именно: к постоянному "вытеснению" капиталов из производственного сектора и отсутствию нормального инвестиционного процесса, поскольку сформировавшаяся система налогообложения станет блокировать важнейший источник внутренних инвестиций - добавочный доход. В результате образуется постоянный отток национального капитала за рубеж и низкий встречный поток иностранного капитала.

     Мы  выяснили, что налоговая система  в России имеет множество недостатков, несмотря на то, что было проведено  несколько реформ в области налогообложения, и постоянно вводятся какие-то изменения  в налоговое законодательство и  т.д.

     Поэтому можем говорить о том, что налоговую  систему необходимо совершенствовать.

     Мы  рассмотрим некоторые направления  совершенствования налоговой системы. [23]

     1. Достижение стабильности и определенности  налоговой системы. Основными  способами реализации являются:

  • Определение исчерпывающего перечня налогов и сборов;
  • Установление предельных ставок региональных и местных налогов;
  • Отказ от практики применения в качестве объекта налогообложения выручки от реализации;
  • Сокращение числа налогов;
  • Устранение противоречий налогового и иных видов законодательства;
  • Выравнивание условий налогообложения за счет сокращения налоговых льгот;
  • Упорядочение системы ответственности за налоговые правонарушения.

Информация о работе Налогообложение малых предприятий