Налоговые органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 14:06, реферат

Описание

Тема данной дипломной работы особенно актуальна в настоящий момент, т. к. происходящие преобразования в связи с реформой внесли изменения во всю систему налогообложения, что привело к изменениям как в правовом статусе, так и в регулировании деятельности самих налоговых органов.

Работа состоит из  1 файл

налоговые органы.doc

— 283.50 Кб (Скачать документ)

                                Введение 

    Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

    Применение  налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

    Происходящие  в России преобразования  в  области  политики  и  экономики, изменение  правовых и бюджетных отношений между уровнями и ветвями власти, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют проведения адекватной  налоговой  политики,  построения эффективной,  справедливой,  стабильной налоговой системы, а также четкости формулирования правового положения налоговых органов.

    Тема  данной дипломной работы особенно актуальна  в  настоящий момент,      т. к. происходящие преобразования в  связи с реформой внесли изменения  во всю    систему налогообложения, что привело к изменениям как в правовом статусе, так и  в регулировании деятельности самих налоговых  органов. 

  Проработанность  данной темы не велика, конечно  вопросы налогового права широко  рассматривались в литературе  такими авторами, как Пепеляев  С.Г., Брызгалин А.В., Гуреев В.И., Черник Д.Г.,  Кучеров И.И.  и др., однако  в связи с  изменениями в налоговом законодательстве некоторые из работ устарели, другие- рассматривают   общую теорию  налогового права, лишь затрагивая вопросы правового регулирования деятельности  органов, без которых  существование самого налогового права  затруднительно.

    В данной работе предпринята попытка  выделить изменения в правовом положении  налоговых органов после придания им статуса  Министерства РФ по налогам  и сборам, а также  в связи  с принятием Налогового кодекса РФ,   показать насколько происходящие изменения  отвечают требованиям сегодняшнего времени и какие задачи стоят сейчас перед налоговыми органами для выполнения возложенных на них государством функций – это и является основным объектом предлагаемого исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               ГЛАВА I.  Становление и развитие налоговых

                                органов.   

        

    1.1. Возникновение и  развитие налогообложения 

          По Налоговому кодексу  РФ  налог - это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований ( п.1 ст.8 НК РФ).1

    В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется  определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

    В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме  этой чисто финансовой функции, налоги используются для экономического воздействия  государства на  общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

          Проблемы налогообложения  постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723-1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.2

          Итак, как уже говорилось выше, налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних стадиях государственной организации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом.

          По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных  князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течение многих столетий: от Древнего Египта до Средневековой Европы. Так В Древней Греции в VII - VI вв. до н.э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, строительство храмов, укреплений и т.д.

          В то же время в  древнем мире имелось и серьезное  противодействие прямому налогообложению. В Афинах, например, считалось, что  свободный гражданин не должен платить прямых налогов. Другое дело - добровольные пожертвования. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.

          Современное государство  раннего периода новой истории появилось в XVI-XVII вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налога обычно являлись люди, принадлежащие к 3-му сословию.

          Государство не имело  достаточного количества профессиональных чиновников, и в результате сборщиком  налогов стал, как правило, откупщик. В Европе практиковался метод  продажи  с аукциона права взимания налога. К чему это приводило - понятно. Поэтому проблема справедливости налогообложения стояла очень остро и привлекала внимание многих ученых и государственных деятелей. Так Ф. Бэкон в книге «Опыты или наставления нравственные и политические»  писал: «Налоги, взимаемые с согласия народа не так ослабляют его мужество; примером тому могут служить пошлины в Нидерландах. Заметьте, что речь у нас сейчас идет не о кошельке, а о сердце. Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не  одинаково ее действие на дух народа». 1

          Но только в конце XVII-XVIII в. в европейских странах  стало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и рациональную налоговую  систему, состоявшую из косвенных (главная роль-акциз) и прямых (главная роль - подушный и податной) налогов.

          Но отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических мер приводила порой к тяжелым  последствиям (например: соляные бунты  в царствование Алексея Михайловича)

          Эпоха Петра I (1672-1725) характеризуется постоянной нехваткой  финансовых  ресурсов из-за многочисленных войн, большого строительства, крупномасштабных государственных преобразований. Для  пополнения казны вводились все  новые налоги (гербовый сбор, подушный налог с извозчиков и так далее). Но в то же время был принят ряд мер для обеспечения справедливости налогообложения, была введена подушная подать.

          В последней трети XVIII  в Европе активно разрабатывались  проблемы теории и практики налогообложения.

          В 1770 г. министр финансов Франции Тэрре писал: «Я больше стараюсь добиться равенства в распределении  налога, чем точной уплаты десятины» 2 и, хотя Тэрре был вынужден вводить новые налоги (в связи с финансовым кризисом), он отдавал предпочтение косвенным налогом, которые дифференцировались исходя из того класса, к которому принадлежал предмет (товар первой необходимости, товар  роскоши и так далее).

          В это же время  в России  прямые налоги в бюджет играли второстепенную роль по сравнению  с косвенными ( где основная роль - отчисления от казенной питейной продажи).

          В этот же период создавалась  теория налогообложения. Ее  основоположником считается  шотландский экономист  и философ А. Смит.

    В вышедшей в  1776 г. книге «Исследование  о природе и причинах богатства народов» он сформулировал основные принципы налогообложения:

    1)Принцип  справедливости, утверждающий всеобщность  обложения и равномерность распределения  налога между гражданами соразмерно  их доходам.

    2)Принцип  определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику.

    3)Принцип  удобности предполагает, что налог  должен взиматься в такое время  и таким способом, которые представляют  наибольшие удобства для плательщика.

    4)Принцип  экономии, заключающийся в  сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.2

    Именно  в конце XVIII  в. закладывались основы современного государства, проводящего  активную экономическую, в том числе  финансовую и налоговую, политику. Это  касается, как стран Западной Европы, так и России.

    На  протяжении XIX в главным источником доходов оставались  государственные  прямые (главные - подушная подать и  оброк) и косвенные (главный-акцизы) налоги. Отмена подушной подати началась с 1882 г. Кроме государственных прямых налогов существовали земские сборы, специальные государственные сборы, пошлины.

          В  80-х гг. XIX в. начало внедряться подоходное налогообложение. Ставки налога в России вне всякого  сомнения стимулировали промышленников  к получению максимальной прибыли (так как рост ставки налога на прибыль в зависимости от размеров прибыли был достаточно мал).

    В России  к  XIX в. начался период урбанизации и развития капитализма, росли доходы бюджета, происходили  не только количественные, но и качественные изменения.

    Но  развитие России было прервано: сначала I мировая война (увеличение бумажно-денежной эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение покупательной  способности рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и  внешнего долгов и прочее), потом февральская революция (нарастание инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег). Очередной спад во всей финансовой системе наступил после Октября 1917 г. Основным источником доходов власти опять стала эмиссия и контрибуция, что отнюдь не способствовало налаживанию хозяйства.

          Важную роль в  налоговой системе играл налог  с оборота. В Европейских странах  он эволюционировал в НДС, в России же он больше тяготел в сторону  акцизов. На протяжении многих лет налог  с оборота вызывал отклонение цен на товары от их стоимости, препятствовал установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных отношений. Другим важным налогом был подоходно-поимущественный налог. Он представлял собой прежде всего налог на капитал. Поимущественное обложение было прогрессирующим. В результате всякое слияние капиталов было практически невозможным. Плюс к этому, дважды облагались налогом доходы участников АО: сначала как совокупный доход АО, а затем как выплаченные дивиденды. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь спекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном уровне.

    Надо  сказать, что с октября 1917 г., в  связи с отменой права собственности  на землю, аннулированием ценных бумаг, национализацией промышленности и запрещением частной собственности были уничтожены почти все возможные объекты налогообложения. Налоговая политика новой власти сводилась только лишь к принудительному сбору с крестьянства, так называемой продразвёрстки, которая не носила даже характер налога. По декрету от 30.10.1918 г. принудительно изымались все излишки сельскохозяйственной продукции   сверх

Информация о работе Налоговые органы