Налоговые органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 14:06, реферат

Описание

Тема данной дипломной работы особенно актуальна в настоящий момент, т. к. происходящие преобразования в связи с реформой внесли изменения во всю систему налогообложения, что привело к изменениям как в правовом статусе, так и в регулировании деятельности самих налоговых органов.

Работа состоит из  1 файл

налоговые органы.doc

— 283.50 Кб (Скачать документ)

    Указы Президента РФ, постановления и распоряжения  Правительства РФ  также относятся к правовой основе  деятельности налоговых органов. В этих нормативных актах фиксируются задачи и структура налоговых органов, их основные и факультативные функции, права, обязанности и социальные гарантии сотрудникам  налоговых органов.

    К правовой основе деятельности налоговых  органов относятся подзаконные  акты издаваемые Министерством РФ но налогам и сборам и содержащие предписания, обязательные для своих  подразделений, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами.

      Кроме названных нормативных  актов к источникам налогового  законодательства относятся нормативные  акты субъектов РФ - органов законодательной  власти субъектов РФ, представительных  органов местного самоуправления  и органов государственных внебюджетных фондов. Учитывая, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом, вышеупомянутые акты не могут входить в противоречие с общероссийским налоговым законодательством, либо дополнять его.

    Правовые  основы деятельности  МНС РФ не исчерпываются названными актами. Их перечень содержит десятки наименований, они изменяются и дополняются в связи с переменами в экономической и политической жизни общества.

    Следующим этапом данной работы стало рассмотрение системы, структуры и функций  налоговых органов. После придания им статуса  Министерства  РФ по налогам  и сборам, а также с введением  в действие Налогового кодекса РФ,  в системе и  структуре этих органов мало, что изменилось, зато прибавилось функций.

    Структура налоговых органов  в РФ трехуровневая:

  • Федеральный уровень - Министерство  РФ по налогам и сборам – центральный федеральный орган исполнительной власти;
  • Региональный – управления МНС РФ по субъектам РФ,  межрегиональные инспекции МНС России;
  • Местный – инспекции МНС РФ  по районам, городам без районного деления, районам в городах и межрайонного уровня.

             Система налоговых органов построена  в соответствии  с административным и национально-территориальным делением, принятым  в РФ. Основным элементом в этой системе являются инспекции МНС РФ  по районам, городам без районного деления и районам в городах, на них возлагается  основная  нагрузка по непосредственному  контролю  за исполнением  налогового законодательства  всеми  физическими   и   юридическими  лицами  на обслуживаемой  территории. Второе звено включает в себя межрегиональные инспекции МНС  РФ субъектов Российской Федерации, они решаю те же задачи, но в большей степени путем организационно – методических функций.   Возглавляет систему налоговых органов Министерство  РФ по налогам и сборам. Центральный аппарат в дополнение к тем функциям, которые выполняет местное звено налогового органа, организует, координирует и контролирует работу Инспекций МНС РФ; осуществляет аналитическую и статистическую деятельность; разрабатывает и издает инструктивные и методические указания и другие документы по применению налогового законодательства; осуществляет контроль за актами, связанными с налогообложением, издаваемыми министерствами, ведомствами и другими организациями; участвует в выработке налоговой политики, подготовке проектов законодательных актов и международных договоров о налогообложении;  решает вопросы международного сотрудничества. Структурная схема каждой, отдельно взятой, инспекции МНС РФ подвижна, она определяется характеристикой обслуживаемой территории и объемом работы.

    Что касается функций налоговых органов, к функциям по обеспечению учета налогоплательщиков, контроля за выполнением налогоплательщиками и другими участниками налоговых отношений налогового законодательства, осуществление исчисления окладных налогов, ведения оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов и сборов, применения мер по пресечению нарушений налогового законодательства, а также ответственности к его нарушителям; прибавились и совершенно новые: осуществление лицензирования деятельности по производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и обеспечения контроля за соблюдением условий указанной деятельности, осуществление разъяснительной работы и информирование налогоплательщиков  о порядке применения налогового законодательства, регистрации контрольно-кассовых машин контроль за соблюдением правил их использования, а также функции валютного контроля.

  Последний  раздел  посвящен   правовому  статусу  налоговых  органов.  При ос- 

    вещении данного вопроса были рассмотрены  права, обязанности и ответственность  налоговых органов, и их должностных  лиц.   Ст. 31  НК РФ   закрепляет  права налоговых органов: требовать от налогоплательщика   своевременность уплаты налога, вызывать в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений, производить в организациях любых форм собственности и у граждан проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, расчетов и иных документов связанных с исчислением и уплатой налогов, с получением необходимых объяснений, справок и сведений, контролировать соблюдение налогового законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, при осуществлении своих полномочий обследовать любые используемые для получения доходов помещения организаций и граждан, требовать устранения выявленных нарушений, приостанавливать операции на счетах организаций и граждан в банке, изымать документы, свидетельствующие о сокрытии и занижении прибыли (дохода), применять к нарушителям налогового законодательства финансовые санкции, взыскивать недоимки по налогам, пени и штрафы в бюджет, предъявлять иски в суды;

    Обязанности налоговых органов закреплены в ст. 32 НК РФ: вести разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов, соблюдать налоговую тайну, направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также требование об уплате налога и сбора.

    НК  РФ установил ответственность налоговых  органов за неправомерные действия либо бездействие которое повлекло причинение налогоплательщику убытков, в виде возмещение вреда.

    Следует отметить, что права государственного органа - это права различных должностных  лиц этого органа, а служебные  права должностных лиц налоговых  органов, одновременно являются их обязанностями, и наоборот;

    В пределах своей компетенции должностные  лица налоговых органов реализовывают  права и обязанности налоговых  органов в строгом соответствии с порядком установленным НК РФ. К должностным лицам применяется  разрешительный принцип: каждое должностное лицо выполняет только то, что прямо разрешено ему законом, т. е. действует только в рамках установленной ему компетенции; а границы для реализации прав должностных лиц очерчены задачами  и функциями налоговых органов. Должностные лица и другие работники налоговых органов  за неправомерные действия или бездействие могут привлекаться к административной, дисциплинарной и уголовной ответственности.

    Таким  образом, в данной работе мы  рассмотрели  действующую систему  налоговых органов, проследили  за изменениями  их правовой базы деятельности  и  организационно – функциональной структуре,  показали каким  полномочиями  они обладают и какие задачи стоят сейчас перед налоговыми органами.

 
 
 
 
 

                        
 
 

                                     
 
 

      
 
 
 

                                  БИБЛИОГРАФИЯ

    1. Нормативно – правовые акты.

    1. Конституция  Российской Федерации, М.: Проспект, 1996 г.

    2. Налоговый  кодекс РФ. Части I и II . Официальный текст с изменениями и дополнениями. /Под общей редакцией Ю.Н.Власова.  М: Омега-Л, 2001г.

        3. ФЗ от 8.01.1998 г. " О несостоятельности  (банкротстве)"// "Собрание законодательства  РФ"1998. N2.СТ.222.

         4. Закон СССР от 21 мая 1990 г. "О  правах, обязанностях и ответственности                       государственных налоговых инспекций".// "Ведомости СНД и ВС СССР".1990.N22.ст 394.

        5. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. "Об  основах налоговой системы Российской            Федерации". //    "Ведомости  СНД и ВС РФ". 1992. N 11. ст. 527.

    6. Закон  РСФСР от 21 марта 1991 г. "О Государственной налоговой службе РСФСР". //    "Ведомости СНД и ВС РСФСР". 1991. N 15. ст. 492.

    7. Закон  РФ от 24 июня 1993 г. "О Федеральных  органах налоговой полиции". //  "Ведомости СНД и ВС РФ". 1993. N 29. ст. 1114.

        8.Закон РФ "О налоговых органах РФ", с изм.  и доп. от 8.06.99.№151-ФЗ //

    "Собрание  законодательства РФ" 1999.№ 28. Ст.3484.

    9. Указ  Президента РСФСР от 28 августа  1991 г. " О полномочиях органов  исполнительной власти  города  Москвы".// "Ведомости СНД и  ВС СССР".1991.N 35. ст. 1170.

    10. Указ  Президента РФ от 31декабря 1991 г. "О Государственной налоговой  службе РФ"//Российская газета  от 13 января 1992 г. 

    11. Указ  Президента РФ от 23.12.98  N 1635 "О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам", , // "Собрание законодательства РФ".1998. N 52. ст. 6393

    12. Постановление  Правительства РФ "Вопросы Министерства  Российской Федерации по налогам   и сборам", от 27.02.99, // "Собрание  законодательства РФ". 1999. N 11. ст. 254

    13. "Положение  о Министерстве РФ по налогам и сборам" утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000г. N783.// Собрание законодательства РФ. 2000. N43. Ст. 4242.

    14. Постановление   Совета Министров СССР от 24 января 1990 г. N 76 "О Государственной налоговой службе "// "Собрание постановлений правительства СССР".1990. N7.ст.28. 
     
     

    Специальная литература: 
     

  1. Бабаев  В. К. Государственная налоговая  служба Н. Новгород 1995.
  2. Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право. М.: Аналитика-Пресс, 1998.
  3. Декреты  Советской власти. Т. 3. М.:Политэк, 1964.
  4. Дьяченко Е.П. История финансов СССР - М.: ОАО"Экономика", 1978.
    1. Кучеров И.И. Налоговые преступления, - М.:Инвест-Фонд, 1997

         6.      ПансковВ.Г.Комментарий  к Налоговому кодексу. Ч.I. М.: Финансы и   статистика, 1998.

    7.           Пепеляев С.Г.. Налоговое право. М.:ИД ФБК ПРЕСС,2000.

  1.          Политика. Экономика. Финансы. №1.2000.
  2.          Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Соцэкгиз, 1935.

    10.         Хрестоматия  по истории  государства и права СССР. Дооктябрьский период. М.: Мысль,  1990.

  1.            Черник Д.Г. О роли налоговой системы в стабилизации экономики // "Российский налоговый курьер", № 1, 1998. С.12
 

       

      Информационный и  справочный материал: 

  1. Материалы информационно-поисковой системы  «Кодекс».
  2. Материалы информационно-поисковой системы «Консультант-Плюс»
  3. Материалы информационно-поисковой системы «Гарант»

Информация о работе Налоговые органы