Налоговые органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 14:06, реферат

Описание

Тема данной дипломной работы особенно актуальна в настоящий момент, т. к. происходящие преобразования в связи с реформой внесли изменения во всю систему налогообложения, что привело к изменениям как в правовом статусе, так и в регулировании деятельности самих налоговых органов.

Работа состоит из  1 файл

налоговые органы.doc

— 283.50 Кб (Скачать документ)

           Полномочия налоговой службы  можно было разделить на четыре  группы:

  • полномочия, обеспечивающие необходимые условия  для осуществления контроля, т.е. право производить у налогоплательщиков проверки документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, получать документы, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщиков, и копии с них, право обследовать производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан, используемые для извлечения доходов либо связанные  с содержанием объектов налогообложения т.д.;
  • полномочия  по пресечению нарушений налогового законодательства, т.е. право требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций , а также от граждан устранения выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать их выполнение, право приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово – кредитных учреждениях в случаях  непредставления госналогинспекциям  и их должностным  лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
  • полномочия  по применению восстановительных мер,  выражающихся во взыскании недоимок по налогам и другим  обязательным платежам в бюджет, а именно  право взыскивать  в бюджет   недоимки  по  налогам  и  другим обязательным  платежам,   а также суммы штрафов и иных санкций,  предусмотренных  налоговым  законодательством;
  • полномочия по применению мер  ответственности за нарушение  налогового  законодательства.4

    Вместе  с тем  следует отметить, что многочисленные пробелы и противоречия в налоговом законодательстве приводили на практике к неоправданному расширению дискреционных (осуществляемых по своему усмотрению) полномо- чий налоговых органов как способу восполнения  ( компенсации )  механизмов правового регулирования.

    Налоговая система  России  сложившаяся  в 1991-1992 г., в период кардинальных экономических  преобразований,  перехода к рыночным отношениям, отсутствие опыта правового  регулирования реальных налоговых  отношений, в сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства,  экономический и социальный кризис в стране – все это непосредственно повлияло на её становление. Существовавшая налоговая система создавалась на базе  опыта зарубежных стран, благодаря чему  она  по общей структуре и принципам построения  в основном соответствовала общераспространенным в мировой экономике системам налогообложения. Однако основные элементы  российской налоговой системы не копировались полностью,  а  формировались с учетом  национальной  специфики. В процесс становления  новой налоговой системы законодателем не было сформировано ни одного налогово-правового принципа, не был четко выработан налогово-терминологический инструментарий, что в дальнейшем негативно сказалось на становлении всей  финансовой системе  России, а также на развитии налоговой политике в стране.

    Существенным  недостатком налоговой системы  России признавалось её нестабильность и неурегулированность. Законы о  введении нового режима налогообложения  зачастую принимались или изменялись в течении финансового года. Отсутствие нормативного регулирования вновь возникших отношений  приводило  к тому, что существующая ниша заполнялась различными подзаконными актами, разъяснениями и толкованиями налоговых органов и судебной практикой.  Права   налогоплательщиков, а также способы их защиты ограничивались несовершенством нормативной базы и отсутствием каких-либо гарантий от незаконных действий со стороны налоговых служб и возмещения убытков. Обязанности налогоплательщиков  значительно превосходили по объему их права.1

    Особенностью  данной налоговой  системы необходимо назвать и  жестокость.  Привлечение к ответственности  не учитывало  требование  обоснованности,  виновности,  справедливости. Ответственность   государства перед налогоплатель- щиком практически отсутствовала, и существовала  лишь в декларативном   состоянии. С другой стороны,  повсеместно можно назвать низкий уровень культуры налогоплательщиков и налоговой дисциплины. 2

       Все это говорило о необходимости   качественного реформирования сложившейся налоговой системы.

    Передача  все новых полномочий Государственной  налоговой службе, на которых мы остановимся в других разделах данной работы,  привело к необходимости  придать ему статус Министерства и Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 года  № 1635 "О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам"1 Государственная налоговая служба Российской Федерации преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. 
 
 
 

               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 

           Глава II. Организация деятельности налоговых                                                                                                    органов. 

      2.1 Правовая база  деятельности  налоговых  органов. 

    В  соответствии с Положением   о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией  Российской Федерации,  федеральными конституционными   законами, Налоговым кодексом РФ, другими федеральными  законами, указами и распоряжениями   Президента Российской  Федерации, постановлениями   и распоряжениями   Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением; и  осуществляют свою деятельность во взаимодействии с   федеральными органами исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.1

    В перечне  нормативно-правовых  актов  не случайно на   первом   месте  стоит  Конституция   Российской Федерации. Содержащиеся  в ней нормы, регулирующие налоговые отношения,  имеют высшую   юридическую силу,  прямое  действие  и   применяются   на  всей территории Российской Федерации. В ст.ст. 57, 71, 72,  75,  106   Конституции РФ   определяются  субъекты налогообложения и  их гарантии, исключительная компетенция Российской  Федерации  и компетенция  субъектов  федерации в  сфере  налогового регулирования,  называются   органы   налогового  правотворчества и процедура принятия  законов о налогообложении.

    Конституционные  нормы   находят  детализацию  в законах  и  подзаконных  актах, регулирующих  общественные   отношения   как  в   организации  работы налоговых  органов, так и в  конкретных  сферах налогообложения.

    При  характеристике правовой основы деятельности  налоговых органов такое  деление  имеет теоретическую и  практическую значимость. Налоговое законодательство можно представить двумя  блоками. Первый, включает в себя законы  и  подзаконные  акты, определяющие   порядок формирования  и задачи налоговых органов, их систему и   структуру, компетенцию,   права  и   обязанности налогоплательщиков, принципы  налогообложения и т. д. Второй,   состоит из  законов  по  конкретным  видам налогов, с указанием субъектов и объектов налогообложения,  ставок налогов  и   налоговых льгот, правил исчисления  и  порядка  уплаты  налогов, штрафов  и иных  санкций за нарушения  законодательства. В данной работе нами рассмотрен первый блок  нормативных актов  изданных в следствии развития налоговых правоотношений и необходимости их правового регулирования     

    Закон РСФСР   от 21  марта 1991 г. «О Государственной  налоговой службе РСФСР»5 - был первым российским законом, определявшим задачи и структуру налоговых органов в условиях начинавшихся  тогда рыночных реформ,  права и обязанности налоговых органов при осуществлении контроля за соблюдением налогового законодательства юридическими и физическими   лицами.

    Закон   РФ  «Об   основах  налоговой    системы  в  Российской  Федерации»2  от 27  декабря    1991 г. впервые   на  законодательном уровне   определял    понятие налога  и   налоговой системы.  Целый   ряд    положений, носящих принципиальный  характер, нашли закрепление в отдельных нормах закона. Так были определены права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, виды налогов.

        Постановление Правительства РФ  «Вопросы Министерства РФ по  налогам и сборам» от 27.02.99 г  установило, что Министерство РФ  по налогам и сборам  является  правопреемником  Государственной  налоговой службы РФ в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Государственной налоговой службы РФ. 1 Упомянутые выше правовые акты утратили свою юридическую силу, их заменил Налоговый кодекс РФ. Как инструмент  реализации  основных  задач  в   области   налоговой политики   он приобрел особую значимость, т.к.     призван обеспечивать  комплексный  подход  к  решению  насущных  проблем налогового права, регулировать процесс  налогообложения  в соответствии с выбранными приоритетами и направлениями развития налоговой системы,   гарантировать упорядоченную,  единую,  логически  цельную  и согласованную систему.

    Изменения налоговой  системы,  предусмотренные  Налоговым  кодексом, направлены на решение следующих важнейших  задач:

  • построение  стабильной,  понятной  и  единой в границах Российской Федерации   налоговой   системы,   установление    правовых    механизмов взаимодействия  всех  ее  элементов в рамках единого налогового правового пространства;
  • развитие    налогового   федерализма   при   обеспечении   доходов федерального,  региональных и местных бюджетов закрепленными  за  ними  и гарантированными налоговыми источниками;
  • создание   рациональной    налоговой    системы,    обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства,  активизации инвестиционной деятельности  и наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан; уменьшение числа налогов и снижение общего налогового бремени;
  • формирование единой налоговой правовой базы; совершенствование    системы    ответственности    за налоговые правонарушения; совершенствование налогового администрирования.

    По  своей тематике и  кругу  регулируемых  вопросов часть 1 Налогового кодекса  близка к утратившему силу с 1 января 1999 года Закону РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»2, и после введения ее в действие она заменила указанный Закон. Однако за счет вовлечения в законодательное регулирование большого числа новых вопросов и отношений, а также за счет более глубокой проработки действующих правил и норм объем первой части Налогового кодекса значительно превосходит объем Закона.

    В обшей  части  Налогового   кодекса   в   целях   создания справедливой  и  эффективной  налоговой  системы  много внимания отведено вопросам  создания  единого  налогового  правового  порядка,  обеспечения законности  для  всех  участников  налоговых отношений.

    Следующим элементом правовой основы деятельности налоговых органов  являются Указы  Президента Российской Федерации. Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 года № 1635 «О Министерстве РФ по налогам и сборам»7  Государственная налоговая служба  была преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам, здесь же перечислены возложенные на него  первоочередные задачи.

   Так же как и Указы Президента  РФ, постановления и распоряжения  Правительства РФ по налогам  и сборам являются элементом  правовой основы деятельности  налоговых органов.  Постановлением  Правительства РФ утверждено  Положение о  Министерстве РФ по налогам и сборам,2 где говорится о задачах и структуре налоговых органов, их основных и факультативных функциях, правах, обязанностях и социальных гарантиях сотрудников.

    К правовой основе деятельности налоговых  органов относятся подзаконные  акты издаваемые Министерством РФ но налогам и сборам и содержащие предписания, обязательные для своих подразделений: письма, приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами; например, в письме МНС РФ  определило журнал "Российский налоговый курьер" в качестве источника публикации сведений о действующих региональных налогах и сборах.3.

    Одно  из важнейших изменений в налоговом  законодательстве, которое внес Налоговый  кодекс РФ - изменение статуса этих документов. Они, согласно ст. 4

  НК РФ не входят в налоговое законодательство РФ.  Для налогоплательщиков, налоговых агентов обязательными к применению являются только формы налоговой отчетности и порядок их заполнения, утверждаемые МНС РФ в случаях, предусмотренных законодательством ст.31 НК РФ. Все остальные акты МНС РФ обязательны только для налоговых органов. Иначе говоря, налогоплательщик сможет ссылаться на нормативные акты МНС РФ в суде, если действия налоговой инспекции им противоречат, а налоговые органы вправе обосновывать свою позицию исключительно положениями Налогового кодекса РФ, закона, акта законодательного органа субъектов Федерации или представительного органа местного самоуправления, т.е. акта налогового законодательства. 

Информация о работе Налоговые органы