Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 14:06, реферат
Тема данной дипломной работы особенно актуальна в настоящий момент, т. к. происходящие преобразования в связи с реформой внесли изменения во всю систему налогообложения, что привело к изменениям как в правовом статусе, так и в регулировании деятельности самих налоговых органов.
6) осуществляет контроль выполнения субъектами предпринимательской деятельности требований законодательства в отношении наличного денежного обращения;
7) применяет меры для
8) применяет меры
9)
осуществляет учет, оценку и реализацию
конфискованного, бесхозяйного
10)
является органом валютного
11) осуществляет лицензирование деятельности по производству и обороту
этилового спирта,
спиртосодержащей, алкогольной и
табачной продукции и
обеспечивает
контроль за соблюдением условий
указанной деятельности;
12) осуществляет регистрацию
13)
осуществляет разъяснительную работу
и информирование
Последние функции осуществляются с 1999 года, т. е. после введения ч.I НК РФ, и являются относительно новыми для налоговых органов.
Данный перечень не
Центральный аппарат в дополнение к тем функциям, которые выполняет местное звено налогового органа, обладает следующими полномочиями:
– организует, координирует и контролирует работу Инспекций МНСРФ;
– осуществляет аналитическую и статистическую деятельность;
– разрабатывает и издает инструктивные и методические указания и другие документы по применению налогового законодательства;
– осуществляет контроль за актами, связанными с налогообложением, издаваемыми министерствами, ведомствами и другими организациями;
–
участвует в выработке
– решает вопросы международного сотрудничества.
Региональное звено МНС РФ выполняет функции, присущие нижнему звену, а также ряд функций, присущих высшему звену, - по организации, координации и контролю деятельности нижестоящих налоговых инспекций, обобщению практики.
Налоговый кодекс РФ устанавливает способ осуществления функций налоговых органов, с одной стороны, путем реализации полномочий, под которыми понимаются права произвести какие-либо действия (ст. 31 и 34 Кодекса), и с другой - методом исполнения обязанностей ( ст. 32, 33, 34 Кодекса, а также соответствующие статьи федеральных законов, определяющих порядок организации и деятельности налоговых органов).
Система налоговых органов построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в Российской Федерации. Основным элементом в этой системе являются инспекции МНС РФ по районам, городам без районного деления и районам в городах. Второе звено включает в себя управления МНС РФ по субъектам РФ, и межрегиональные инспекции МНС РФ.
Возглавляет систему налоговых органов - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
Районные (городские) налоговые инспекции выполняют основную нагрузку по непосредственному контролю за исполнением налогового законодательства всеми физическими и юридическими лицами на обслуживаемой территории. В соответствии с Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам они обеспечивают своевременный и полный учет плательщиков налогов, сборов и других обязательных платежей, правильность начисления платежей гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также поступление этих платежей в бюджет; контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверяют достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налогов, сборов и иных обязательных платежей; производят осмотр, фиксацию, содержание и изъятие у организаций документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов от налогообложения; получают от предприятий, учреждений, организаций, финансовых органов и банков документы, на основании которых ведут оперативно-бухгалтерский учет по каждому плательщику и виду платежа сумм доходов и других платежей, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм финансовых санкций и административных штрафов; приостанавливают операции предприятий, организаций, учреждений и граждан по расчетам и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказ представлять) налоговым органам и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет.9
К компетенции районных (городских) инспекций МНС РФ относятся применение финансовых санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации и ее субъектов за нарушение обязательств перед бюджетом; административных штрафов за эти нарушения, допущенные должностными лицами организаций и гражданами; возврат излишне взысканных и уплаченных налогов, и других обязательных платежей в бюджет через банки и иные кредитно-финансовые учреждения; учет, оценка и реализация конфискованного, бесхозяйного имущества и имущества, принадлежащего по праву наследования государству, а также кладов. Они вправе предъявлять в суд и арбитражный суд иски о ликвидации организаций любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, о признании регистрации предприятия недействительной в случаях нарушения установленного порядка создания организации или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях; о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всей полученной прибыли по таким сделкам; о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.
Сотрудники районной (городской) налоговой инспекции составляют, анализируют и представляют вышестоящим налоговым органам установленную отчетность, а районным и городским финансовым органам — ежемесячные сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежах в бюджет. Часть этих функций реализуется в повседневной деятельности инспекторским составом, часть — руководителем или его заместителем.
Структура и штатная численность районной (городской) налоговой инспекции утверждается ее начальником на основании социально-демографических, экономических и географических характеристик района, объема выполняемой работы и других факторов, учитываемых при определении количества сотрудников и создании внутриструктурных подразделений, в пределах установленного им фонда оплаты труда. В крупных городских и районных (в городах) налоговых инспекциях могут быть созданы отделы и группы по видам взимания налогов. Их работа строится по отраслевому принципу. Принцип зональной организации работы может быть составным элементом отраслевого принципа. Например, в отделе по налогам с физических лиц один инспектор осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства жителями одного микрорайона города, другой инспектор -контролирует налогоплательщиков другого микрорайона и т.д. Согласно штатной численности и структуре районной (городской) налоговой инспекции в ее состав входят начальник, заместители начальника, начальники отделов, где они есть, главные налоговые инспекторы, старшие налоговые инспекторы, налоговые инспекторы, специалисты, работники бухгалтерии и вспомогательного аппарата.
Руководитель инспекции, его заместители и начальники отделов назначаются и освобождаются от должности начальником вышестоящей налоговой инспекции. Прием и увольнение на работу других сотрудников районной (городской) налоговой инспекции производится по согласованию с руководителем инспекции. Он несет персональную ответственность за подбор и расстановку кадров, повышение их квалификации. Вновь принятые работники представляются к классному чину инспектора налоговой службы III ранга при наличии высшего или среднего специального образования и стажа работы в налоговых органах не менее одного года.
В отдельных случаях за примерное исполнение служебных обязанностей и высокие показатели в работе руководитель вышестоящей налоговой инспекции вправе присвоить классный чин и до истечения этого срока. Районная (городская) налоговая инспекция является юридическим лицом, имеет свой текущий счет и печать с изображением Государственного герба РФ.
В Положении о Министерстве РФ по налогам и сборам нормативно не определяется организационное устройство налоговых органов субъектов Российской Федерации. Также как и для районной (городской) инспекции, структура и штатное расписание этих звеньев системы утверждаются руководством соответствующей налоговой инспекции в пределах установленного им фонда оплаты труда. Необходимо подчеркнуть, что структурная схема межрегиональной налоговой инспекции строится с учетом региональных особенностей: размеров территории и его экономического потенциала, количества налогоплательщиков и их социально-демографических характеристик, других обстоятельств. Все различия в организационном построении связаны, в конечном счете, с созданием такой рабочей модели, которая в конкретных условиях будет наиболее эффективно решать стоящие перед налоговыми органами задачи.
Однако если районная (городская) налоговая инспекция непосредственно контролирует полноту и своевременность внесения налоговых платежей, правильность исчисления налогов, то межрегиональные инспекции МНС РФ решают эти задачи в большей степени путем реализации организационно-методических функций.
На них возлагаются: организация работы, нижестоящих налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах, сборах и других платежах в бюджет; обобщение и анализ отчетов налоговых инспекций о проделанной работе, подготовка на их основе методических рекомендаций по совершенствованию практики налогового контроля; организация взаимодействия налоговых инспекций с другими правоохранительными органами по усилению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах; комплексные и тематические проверки нижестоящих налоговых инспекций; обобщение и внедрение в налоговую практику передового опыта; проведение мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке кадров; осуществление мер по созданию информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работ в налоговых органах;. координация работы по взаимодействию с районными (городскими) органами власти и управления по вопросам обеспечения инспекций МНС РФ служебными помещениями, транспортом, вычислительной техникой, другими материально-техническими средствами, а их работников — жильем, дошкольными и школьными учреждениями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и исполнительными органами субъектов Российской Федерации.
Когда межрегиональные инспекции МНС РФ непосредственно осуществляют контроль за плательщиками налогов, сборов и других платежей в бюджет, они пользуются теми же правомочиями, что и налоговые инспекции по районам в городах и в городах без районного деления. Основным структурным элементом межрегиональных инспекций МНС РФ являются отделы.
Отделы создаются в зависимости от направления деятельности и видов налогов, по которым они осуществляют контроль, имеются отделы по налогообложению доходов (прибыли) юридических лиц; отдел налогообложения агропромышленного комплекса, природных ресурсов и земельного налога; отдел налогообложения физических лиц; отдел косвенных налогов; отдел местных и прочих налогов и сборов.
Кроме этого, как и в любой другой управляющей структуре, в составе инспекций МНС РФ функционируют отделы кадров, контроля, финансового обеспечения, юридический, хозяйственный и другие.
Общность задач, стоящих перед структурными подразделениями по контролю за уплатой конкретных видов налогов и сборов, находит свое отражение в положениях о соответствующих отделах утверждаемых руководителями налоговых инспекций. В этих нормативных документах содержатся общие требования, определяющие место отдела в структуре налоговых инспекций, его полномочия, принципы организации работы, другие вопросы, входящие в компетенцию этого структурного подразделения. В положении, как правило, закрепляются и пути решения поставленных задач, указывается, что сотрудники отдела проводят и организуют контроль инспекций МНС РФ по районам и городам без районного деления за уплатой конкретного налога или группы налогов, готовят обзорные письма и указания по применению законов и подзаконных актов; проводят документальные и камеральные проверки бухгалтерских отчетов и балансов юридических и физических лиц по выплате того или иного налога; рассматривают письма, заявления и жалобы на действия сотрудников инспекций МНС РФ района (города) о нарушениях законодательства при изыскании конкретного налога. В отдельных случаях в положении указывается перечень видов налогов, которые контролируются тем или иным отделом. Так, в положении об отделе налогообложения физических лиц, как правило, называются: подоходный налог с доходов физических лиц (включая налогообложение доходов от предпринимательской деятельности); налог на имущество физических лиц; земельный налог; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; налоги и платежи, устанавливаемые местными органами власти в части, касающейся физических лиц.