Налоговые органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 14:06, реферат

Описание

Тема данной дипломной работы особенно актуальна в настоящий момент, т. к. происходящие преобразования в связи с реформой внесли изменения во всю систему налогообложения, что привело к изменениям как в правовом статусе, так и в регулировании деятельности самих налоговых органов.

Работа состоит из  1 файл

налоговые органы.doc

— 283.50 Кб (Скачать документ)

     6) осуществляет   контроль   выполнения   субъектами предпринимательской деятельности требований законодательства в отношении наличного денежного обращения;

     7) применяет меры для предотвращения  или ликвидаций убытков, нанесенных  бюджету или налогоплательщику;

     8) применяет меры ответственности  к нарушителям налогового законодательства;

    9) осуществляет учет, оценку и реализацию  конфискованного, бесхозяйного имущества,  имущества, перешедшего по праву  наследования к государству и  кладов;

    10) является органом валютного контроля;

        11) осуществляет лицензирование деятельности по производству и обороту

этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и  табачной продукции и  

обеспечивает  контроль за соблюдением условий  указанной деятельности;  

         12) осуществляет регистрацию контрольно-кассовых  машин контроль за соблюдением правил их использования;

    13) осуществляет  разъяснительную работу  и информирование налогоплатель-  щиков  о порядке применения  налогового законодательства.

    Последние   функции    осуществляются с 1999 года, т. е. после  введения                   ч.I   НК РФ, и являются относительно новыми  для налоговых органов.

       Данный перечень не исчерпывающий,  т. к. в законе сказано что  «осуществляют и иные функции,  предусмотренные НК РФ».1

    Центральный аппарат в дополнение к тем  функциям, которые выполняет местное звено налогового органа, обладает следующими полномочиями:

    – организует, координирует  и контролирует  работу Инспекций МНСРФ;

    – осуществляет аналитическую и статистическую деятельность;

    – разрабатывает и издает инструктивные и методические указания и другие документы по применению налогового законодательства;

    – осуществляет контроль за актами, связанными с налогообложением, издаваемыми  министерствами, ведомствами и другими  организациями;

    – участвует в выработке налоговой  политики, подготовке проектов законодательных актов и международных договоров о налогообложении;

    – решает вопросы международного сотрудничества.

    Региональное  звено МНС РФ выполняет функции, присущие нижнему звену, а также  ряд функций, присущих высшему звену, - по организации, координации и контролю деятельности нижестоящих налоговых инспекций, обобщению практики.

    Налоговый кодекс РФ устанавливает способ осуществления  функций налоговых органов, с  одной стороны, путем реализации полномочий, под которыми понимаются права произвести какие-либо действия (ст. 31 и 34 Кодекса), и с другой - методом исполнения обязанностей ( ст. 32, 33, 34 Кодекса, а также соответствующие статьи федеральных законов, определяющих порядок организации и деятельности налоговых органов).

    Система налоговых органов построена в соответствии  с  административным   и  национально-территориальным делением,  принятым    в  Российской   Федерации. Основным элементом  в этой системе  являются инспекции МНС РФ  по  районам,  городам без  районного деления  и  районам  в  городах.  Второе  звено включает  в  себя  управления МНС РФ  по субъектам РФ, и межрегиональные  инспекции   МНС  РФ.

    Возглавляет систему  налоговых  органов - Министерство Российской Федерации по налогам  и сборам.

    Районные   (городские) налоговые инспекции  выполняют  основную  нагрузку по непосредственному  контролю  за исполнением  налогового законодательства  всеми  физическими   и   юридическими  лицами  на обслуживаемой  территории. В  соответствии с Положения   о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам  они обеспечивают своевременный   и  полный  учет  плательщиков  налогов, сборов и других обязательных  платежей, правильность начисления  платежей гражданам  Российской Федерации,  иностранным  гражданам и лицам  без гражданства, а также поступление этих платежей  в бюджет; контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских  отчетов  и   балансов, налоговых   расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением  и уплатой  платежей в  бюджет, а также проверяют  достоверность  этих  документов  в части правильности  определения прибыли,  дохода, иных объектов обложения и исчисления налогов, сборов и иных обязательных платежей; производят осмотр, фиксацию, содержание и изъятие у организаций документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов от налогообложения; получают от предприятий, учреждений, организаций, финансовых органов и банков документы, на основании которых ведут оперативно-бухгалтерский учет по каждому плательщику и виду платежа сумм доходов и других платежей, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм финансовых  санкций      и административных штрафов; приостанавливают операции предприятий, организаций, учреждений и граждан по расчетам и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказ представлять) налоговым органам и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов и иных  обязательных платежей в бюджет.9

     К компетенции  районных  (городских)  инспекций МНС РФ относятся  применение  финансовых  санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации   и  ее субъектов за нарушение обязательств перед бюджетом; административных штрафов  за  эти  нарушения, допущенные должностными лицами организаций  и гражданами; возврат излишне  взысканных  и  уплаченных   налогов, и других  обязательных  платежей  в бюджет  через  банки  и  иные   кредитно-финансовые    учреждения; учет, оценка и реализация конфискованного, бесхозяйного имущества и имущества, принадлежащего  по  праву  наследования государству, а  также    кладов.      Они  вправе предъявлять в суд и арбитражный суд    иски о ликвидации организаций любой организационно-правовой формы по  основаниям,  установленным законодательством Российской Федерации, о признании  регистрации предприятия недействительной в  случаях    нарушения установленного порядка создания организации или несоответствия учредительных документов требованиям  законодательства и  взыскании  доходов, полученных  в   этих  случаях; о  признании   сделок недействительными  и  взыскании в  доход  государства   всей  полученной прибыли  по  таким  сделкам; о  взыскании   неосновательно приобретенного  не  по  сделке, а  в   результате других незаконных действий.

    Сотрудники  районной (городской) налоговой инспекции  составляют,  анализируют и   представляют вышестоящим налоговым   органам    установленную отчетность, а  районным  и  городским  финансовым   органам  —   ежемесячные   сведения  о фактически  поступивших  суммах  налогов  и  других   платежах в бюджет. Часть  этих  функций  реализуется в  повседневной   деятельности инспекторским составом, часть — руководителем или  его заместителем.

    Структура  и штатная численность районной (городской)  налоговой инспекции  утверждается ее начальником    на  основании    социально-демографических, экономических  и географических характеристик района, объема   выполняемой   работы  и   других  факторов, учитываемых  при  определении количества сотрудников и создании  внутриструктурных подразделений, в пределах установленного им  фонда оплаты  труда. В крупных  городских и   районных   (в городах) налоговых инспекциях  могут быть  созданы отделы  и группы   по  видам   взимания   налогов. Их   работа строится по отраслевому принципу. Принцип зональной организации работы может быть составным элементом отраслевого принципа. Например, в отделе по налогам с физических лиц один инспектор осуществляет  контроль  за  соблюдением   налогового  законодательства жителями одного микрорайона города,  другой  инспектор -контролирует  налогоплательщиков  другого микрорайона и т.д.    Согласно штатной численности и структуре районной  (городской) налоговой инспекции   в ее  состав  входят начальник, заместители начальника, начальники  отделов, где они есть,  главные налоговые инспекторы,  старшие налоговые инспекторы, налоговые инспекторы, специалисты, работники  бухгалтерии  и  вспомогательного  аппарата.

    Руководитель  инспекции,  его  заместители  и  начальники отделов  назначаются  и  освобождаются  от  должности  начальником  вышестоящей   налоговой  инспекции.  Прием   и   увольнение  на   работу  других  сотрудников районной (городской) налоговой инспекции производится по согласованию с руководителем инспекции. Он  несет персональную  ответственность за  подбор   и расстановку   кадров,  повышение их  квалификации. Вновь принятые  работники  представляются  к  классному  чину инспектора  налоговой службы III ранга при наличии высшего  или  среднего специального образования и стажа  работы  в  налоговых органах не менее  одного года.

    В отдельных  случаях за примерное  исполнение служебных обязанностей  и  высокие   показатели  в  работе  руководитель  вышестоящей  налоговой  инспекции  вправе присвоить  классный чин  и до  истечения  этого срока. Районная  (городская) налоговая инспекция является юридическим лицом,  имеет свой текущий   счет и печать с изображением Государственного герба РФ.   

    В  Положении  о Министерстве РФ по налогам и сборам нормативно  не определяется организационное  устройство налоговых  органов субъектов Российской Федерации.  Также   как   и   для  районной   (городской) инспекции,  структура и   штатное расписание  этих звеньев системы утверждаются руководством соответствующей  налоговой инспекции  в пределах установленного им  фонда  оплаты труда.    Необходимо   подчеркнуть, что  структурная  схема  межрегиональной  налоговой инспекции строится с учетом  региональных  особенностей: размеров  территории и его экономического потенциала, количества налогоплательщиков и  их социально-демографических  характеристик, других обстоятельств. Все   различия  в организационном   построении связаны,  в   конечном  счете, с созданием такой рабочей модели,   которая в конкретных условиях будет наиболее эффективно решать  стоящие  перед  налоговыми органами задачи.  

    Однако  если районная  (городская) налоговая  инспекция   непосредственно контролирует полноту  и  своевременность  внесения  налоговых   платежей,  правильность   исчисления  налогов, то межрегиональные инспекции МНС РФ решают  эти  задачи в большей  степени   путем реализации  организационно-методических функций.

    На  них  возлагаются: организация работы, нижестоящих   налоговых  инспекций   по   осуществлению   контроля за соблюдением законодательства о  налогах, сборах и   других  платежах  в  бюджет;  обобщение   и  анализ   отчетов  налоговых  инспекций  о   проделанной  работе,   подготовка на их  основе  методических рекомендаций   по  совершенствованию практики  налогового контроля;   организация взаимодействия  налоговых  инспекций   с   другими  правоохранительными  органами по усилению   контроля за соблюдением законодательства о налогах и   других платежах; комплексные и тематические проверки   нижестоящих   налоговых   инспекций;  обобщение   и   внедрение  в налоговую  практику  передового опыта;   проведение мероприятий  по  профессиональной подготовке и переподготовке кадров; осуществление мер по   созданию  информационных   систем,  автоматизированных рабочих  мест и  других средств автоматизации и   компьютеризации работ  в налоговых органах;. координация  работы   по   взаимодействию   с районными   (городскими)  органами   власти  и управления   по   вопросам  обеспечения инспекций МНС РФ служебными   помещениями,  транспортом, вычислительной техникой,   другими материально-техническими средствами, а их   работников — жильем,  дошкольными    и  школьными   учреждениями  в порядке, установленном Правительством Российской  Федерации  и исполнительными органами субъектов Российской  Федерации.

    Когда межрегиональные инспекции МНС  РФ непосредственно осуществляют контроль за плательщиками   налогов, сборов  и других платежей  в бюджет, они пользуются теми  же  правомочиями,  что и  налоговые  инспекции по районам   в  городах  и в городах  без  районного деления.    Основным   структурным  элементом  межрегиональных инспекций МНС РФ являются  отделы.

    Отделы  создаются в зависимости  от направления  деятельности и видов  налогов, по которым   они  осуществляют   контроль, имеются отделы  по налогообложению  доходов  (прибыли)  юридических лиц;  отдел налогообложения  агропромышленного   комплекса, природных  ресурсов  и земельного  налога; отдел  налогообложения физических   лиц;  отдел  косвенных   налогов;  отдел местных  и прочих  налогов и сборов.

    Кроме этого, как и  в любой  другой управляющей   структуре, в составе  инспекций МНС РФ  функционируют   отделы кадров, контроля, финансового обеспечения, юридический, хозяйственный и другие.   

    Общность   задач,  стоящих   перед  структурными подразделениями  по контролю  за уплатой  конкретных видов  налогов  и сборов, находит свое отражение в положениях о соответствующих   отделах утверждаемых руководителями налоговых инспекций. В этих нормативных документах содержатся общие требования, определяющие   место отдела в структуре налоговых инспекций, его полномочия,  принципы  организации  работы,  другие вопросы, входящие  в компетенцию   этого структурного подразделения. В положении, как правило, закрепляются  и  пути решения  поставленных  задач, указывается, что сотрудники отдела проводят и организуют контроль инспекций МНС РФ  по  районам и городам без районного деления за уплатой конкретного налога или группы налогов, готовят обзорные  письма и указания  по применению   законов и подзаконных актов; проводят документальные и камеральные проверки  бухгалтерских отчетов и  балансов юридических  и физических  лиц  по выплате  того  или иного  налога; рассматривают   письма,   заявления  и   жалобы   на действия сотрудников инспекций МНС РФ района  (города)  о  нарушениях  законодательства  при  изыскании конкретного налога. В отдельных случаях  в положении указывается перечень видов налогов, которые контролируются  тем или  иным   отделом. Так, в положении об отделе налогообложения  физических лиц,  как правило,  называются: подоходный   налог с  доходов физических лиц  (включая налогообложение доходов от предпринимательской деятельности); налог на имущество физических  лиц; земельный  налог; государственная пошлина; налог с  имущества, переходящего в  порядке наследования и дарения; налоги и платежи, устанавливаемые местными   органами  власти в части, касающейся физических лиц.   

Информация о работе Налоговые органы