Налоговые органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 14:06, реферат

Описание

Тема данной дипломной работы особенно актуальна в настоящий момент, т. к. происходящие преобразования в связи с реформой внесли изменения во всю систему налогообложения, что привело к изменениям как в правовом статусе, так и в регулировании деятельности самих налоговых органов.

Работа состоит из  1 файл

налоговые органы.doc

— 283.50 Кб (Скачать документ)

 необходимого  минимума для собственного потребления.  Лишь с переходом государства  к новой экономической политике, в мае 1921 г., возникла необходимость создания новой налоговой системы. Был введён общегражданский налог, к уплате которого привлекалось всё трудоспособное население, поделённое на разряды. В 1923 г. была проведена реформа налогообложения крестьянства, установлен единый сельскохозяйственный налог, промысловый и подоходный налоги, налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений, гербовый сбор. Но высокие  налоговые  ставки  явились  одной   из  главных    причин    постепенного  
 

сокращения  частной торговли и промышленности, они привели к резкому неприятию частными налогоплательщиками нового законодательства и, как следствие вышеуказанных причин, повлекли массовое уклонение плательщиков от уплаты налогов.

          В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в  направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны, что привело страну в конце концов к кризису. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          1.2. Становление и развитие  налоговых органов в России. 

    Налоговые органы России  имеют давнюю  историю.  В  эпоху феодальной  раздробленности  процедура  сбора  податей  осуществлялась,  как правило, самими  князьями,  которые с дружинниками периодически  объезжали свои владения, либо  по их поручению  это делалось специально  на то уполномоченными    людьми - данниками.  Фактически  не изменился   порядок  сбора  налогов  и  во   времена татаро-монгольского ига. Особые чиновники (осинники, мытники,   таможенники, пошлинники и др.) систематически собирали дань с населения, значительная часть которой передавалась завоевателям.   

    Удельный  характер княжения  исключал возможность  появления   на  Руси   того  времени   единообразной налоговой  системы.

    Прообраз  налоговых  органов оформился   в  княжение  Ивана III с появлением финансового  управления  казенного  приказа. В  царствование  Алексея  Михайловича  число  приказов, ведавших сбором  налогов, значительно увеличилось, и лишь  в 1718  г. они  были  упразднены  Петром  1  в связи  с учреждением  камер-коллегии, в   обязанности  которой  вменялось  «надзирание и правление над окладными  и неокладными  доходами». Однако наряду с  налогами она должна  была заниматься устройством  дорог, вопросами земледелия, состоянием урожая, другими  проблемами  государственного строительства.

      Во  времена  Екатерины  II, указом  от  24  октября  1780 г. была  учреждена  экспедиция о государственных   доходах. Спустя год ее разделили  на  четыре самостоятельных  экспедиции:  первая  занималась доходами,  вторая  —   расходами,  третья —   ревизией   счетов,  четвертая  —   взысканием   недоимок,  недоборов  и  начетов. Все четыре экспедиции  подчинялись генерал- прокурору. Петровские коллегии к этому времени были - упразднены, а их функции  по  финансовому  управлению  переданы казенным  палатам. 8 сентября  1802 г.  было создано министерство финансов, основной задачей  которого стало «управление казенными и  государственными   частями, кои  доставляют правительству нужные на  содержание его доходы, и генеральное всех доходов ассигнование  по   разным   частям   государственных расходов».1

    Структурным  подразделением министерства финансов был  департамент Податей и  сборов, который в 1863 г. разделили  на два самостоятельных департамента: окладных  сборов  и  неокладных  сборов. Последний  в мае 1896 г. был преобразован в главное управление неокладных  сборов  и  казенной  продажи  питий.  Наряду  с названными   подразделениями  работой  по  взиманию налогов занимался  департамент торговли и мануфактур.   

    На  местах  вопросы  налоговой  системы  решались казенными  палатами, подчиненными   министерству финансов. Казенная   палата состояла из  управляющего, помощника   управляющего,   начальников отделений  и других  членов   по   штату.  При   казенной   палате образовывалось  губернское  податное  присутствие. В 1885 г. в ведении казенных  палат были   учреждены должности податных  инспекторов, которые осуществляли   контроль  за   правильным   взиманием   налогов, пошлин  и  различных  сборов на своих участках. Таких участков  на   территории  Российской   империи   на 1902 г. насчитывалось  500. Учитывая  особую   значимость деятельности  податных инспекторов, их назначение  на   должность  и  распределение по  губерниям осуществлялось лично министром финансов.   

    Для  упорядочения  работы  по  раскладке, учету и взиманию   основных  видов  налогов в конце  XIX  — начале  XX  веков  стали  создаваться присутствия  по различным   видам  налогообложения —   коллегиальные органы  управления:  губернские и  уездные  податные раскладочные  присутствия. После упразднения губернского   податного  присутствия  его  функции   были переданы- самой   казенной палате   и  специальным присутствием  по  основным  налогам: присутствию  по налогу  с   недвижимых   имуществ,  присутствию   по квартальному налогу и присутствию  по государственному  промысловому  налогу, возглавляемому губернатором лично.  Членами   этого присутствия  являлись  также управляющий   казенной палатой, вице-губернатор, прокурор  председательствующий окружного  (губернского) суда, управляющий  акцизным  управлением.    Раскладочные присутствия  в  уезде, возглавляемые податным   инспектором  участка, сохранились  вплоть до 1917 г.    

    Февральская  буржуазно-демократическая революция 1917 г. не внесла серьезных изменений в систему и структуру налоговых органов. Радикальные перемены  начались только в конце 1918  г. 31 октября 1918 г. Совет Народных Комиссаров  принял Декрет об организации финансовых отделов  губернских  и  уездных комитетов   Советов рабочих, крестьянских  и красноармейских  депутатов.1

    Этим   декретом   было   утверждено  Положение    об организации  финансовых  отделов губернских и уездных исполкомов   и   одновременно  упразднены   казенные палаты,  акцизные  управления и  финансовые   органы местных  самоуправлений.    Губернский финансовый   отдел состоял из подотделов:  сметно-кассового, прямых  налогов  и  пошлин, косвенных  налогов и  секретариата. Финотдел уездного исполкома  делился на  два подотдела: сметно-кассовый и  налоговый.   

    Из  инструмента финансовой политики  и регулятора рыночных   отношений   налоги  были   превращены   в орудие   классовой борьбы,  средство  экономического подавления не только  «капиталистов и помещиков», но и  большого количества людей, относящихся, как сейчас принято  говорить, к   среднему классу. К  примеру, принятый  в 1918 г. Чрезвычайный десятимиллиардный налог носил откровенно  конфискационный   характер. Фактически все губернии России облагались многомиллионной  данью для усиления  Красной Армии,  которая готовилась к  оказанию помощи   пролетариату Европы в  завершении мировой революции.2

    Гражданская война и хозяйственная разруха  привели к   политике  военного  коммунизма,   когда  частная торговля полностью  запрещалась, вводились  плановое снабжение  населения товарами  первой  необходимости (карточная система), трудовая повинность, продразверстка и т.п. До марта 1922  г. натуральный  налог  выплачивался  сеном  и  соломой, картошкой  и капустой, медом  и  другими продуктами питания, всего около 20  наименований. Это не  могло не сказаться на равномерности   и полноте обложения сельского населения.    Дело осложнилось и  тем, что налоги в начале 20-х годов  взимались различными   органами.  Так, продовольственный налог  собирался наркоматом  продовольствия; подворно-денежный налог — местными  органами власти; трудналог в  денежной   части —  наркоматом финансов, а  в  натуральный —   наркоматом труда.

    В   период  НЭПа    основной   задачей  налоговой политики  Советского государства, наряду с  другими задачами, стало  вытеснение частника  из  всех  сфер производства, усиление  обложения  капиталистических элементов. В новых  экономических условиях начинают меняться характер налогов, их значимость в обеспечении  доходной части бюджета. В 1928 г. была  проведена реформа  сельхозналогов и уже к 1930  г. дифференциация  налоговых  платежей оказалась такова, что 2,8% крепких  хозяйств обязывались  выплатить 29,6%  всего сельскохозяйственного налога. Остальные  70%   налога возлагались  на  середняцкие   хозяйства, которые  в структуре сельского населения занимали 60,4%. Свыше трети  всех  крестьянских хозяйств  освобождались от выплаты  сельхозналога из-за бедности. 2

    Одновременно с реформой   налоговой   системы началось строительство нового  налогового аппарата. В соответствии с Положением о Народном  комиссариате финансов, утвержденным ВЦИК 26 июля 1921 г., в составе Наркомфина   было создано  организационно-налоговое управление, которое  позднее переименовали в управление налогами  и государственными  доходами.  
 
 
 
 
 
 
 
 

    В 1925 г. Наркомфин СССР принял  Положение   о наружном   налоговом надзоре, где определялись права, обязанности, задачи и функции  финансовых   инспекторов,  их   помощников   и   финансовых  агентов.  На наружный   налоговый надзор возлагалось обследование плательщиков  налогов, изучение источников  их доходов,  объектов  налогообложения.  Ведение   окладного счетоводства  (карточки  недоимок,  книги,  отчетные ведомости  и  др.) передавалось кассовым  органам, а взимание  платежей —  налоговым  агентам.

    К  1930  г. налоговый  аппарат Наркомфина   СССР превысил  17 тыс. человек. Из  них половина  работала в финансовых  органах, а остальные входили  в аппарат наружного  налогового надзора. Учитывая, что к этому времени с  капиталистическим элементом как  в городе, так  и  на   деревне  в  - основном  было  покончено, налоговая  реформа  1930  г. внесла изменения   и  в организацию  налогового  аппарата. Основным   звеном системы  стала  налоговая инспекция   —  структурное подразделение  районных   и   городских  финансовых    отделов. К руководящим   и  контролирующим   звеньям    относились налоговые   отделы краевых,  областных  и    городских (с районным  делением) финансовых  органов,    управления налогов  и   сборов наркоматов  финансов    союзных  республик и Наркомата  финансов  СССР.     

    В  1959  г. были  произведены очередные  перемены в  структуре налоговых  органов. Управление  налогов  и  сборов, налоговые отделы и инспекции были переименованы соответственно в управления, отделы и инспекции  государственных доходов. Их функции   практически не  измелились. Управление государственных доходов Министерства финансов СССР продолжало заниматься планированием поступлений налогов и других доходов в  целом  по Союзу   и  по  союзным   республикам, следило за выполнением плана поступлений платежей в государственный бюджет;  разрабатывало проекты  ставок налога с оборота на промышленные   и  продовольственные товары, проводило ревизии, проверки и обследования работы по государственным  доходам  в  министерствах  финансов союзных   республик, а также  в  местных  финансовых органах, выполняло другие работы.    В   союзных   республиках  аналогичные   функции выполнялись.  управлением   государственных доходов министерства  финансов союзной республики. В краях, областях, автономных  республиках, автономных  областях,  национальных  округах  были   созданы  отделы государственных доходов.  

    На  сотрудников  районных  (городских) инспекций государственных доходов возлагался постоянный  контроль за поступлением  от предприятий  и  организаций платежей  в бюджет; проведение документальных проверок по  полученным  отчетам, первичным бухгалтерским документам. Инспекторы  и  экономисты  разрабатывали предложения  по обеспечению  своевременного выполнения  планов поступления платежей  в бюджет; изыскивали  дополнительные  источники  доходов, вели  учет предприятий и  организаций, обязанных вносить платежи  в бюджет, выполняли другие контрольные  функции.    Отход от административно-командной  модели развития  экономики  и  переход к  рыночным   отношениям потребовали радикальных  перемен не только в налоговом  законодательстве. Возникла настоятельная необходимость  в реорганизации налоговых органов.

         

                       1.3 Государственная налоговая служба. 

    Государственные налоговые инспекции появились  в 1990 году, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 24.01.90 г. № 76 "О Государственной налоговой службе РСФСР"1. Правовое положение данной структуры закреплялось Законом СССР от 21.05.90 г. "О правах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций."2   Основной, регламентирующий  правовой статус Госналогслужбы, закон ’’ О государственной налоговой службе РСФСР ’’3 был принят  21.03.1991 г.

    31 декабря 1991 года Указом Президента  РФ "О государственной налоговой  службе РФ"4 органы налоговой службы были выделены из Министерства финан- сов РФ и преобразованы в систему центральных органов  государственного управления с подчинением Президенту и Правительству РФ.

    В марте 1992 года при налоговой службе были образованы специальные подразделения  по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений налогового законодательство, а также обеспечению безопасности деятельности этой службы и ее сотрудников под названием Главное управление налоговых расследований. В последствии в июне 1993 года это подразделение было преобразовано в федеральные органы налоговой полиции как самостоятельный орган.

    Правовой  статус инспекций был закреплен  в Законе РФ ’’О Государственной  налоговой  службе РСФСР’’.3  Главные задачи инспекций определялись в виде контроля   за     соблюдением     налогового    законодательства,  за   правильностью исчисления, полнотой  и своевременностью внесения в соответствующий бюджет  государственных    налогов  и  других платежей,   установленных   федеральным законодательством    и     законодательством  субъектов  РФ.  Исходя из этих задач  определены права и обязанности налоговых инспекций  и их должностных лиц. .  Здесь  же предусматривалась ответственность государственных налоговых   инспекций   и  их   должностных   лиц   за совершенные по службе правонарушения, социальные гарантии сотрудников налоговых инспекций и их семей в случае гибели или  получения  увечий сотрудниками    при исполнении  служебных  обязанностей.

Информация о работе Налоговые органы