Налоговые органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 14:06, реферат

Описание

Тема данной дипломной работы особенно актуальна в настоящий момент, т. к. происходящие преобразования в связи с реформой внесли изменения во всю систему налогообложения, что привело к изменениям как в правовом статусе, так и в регулировании деятельности самих налоговых органов.

Работа состоит из  1 файл

налоговые органы.doc

— 283.50 Кб (Скачать документ)

    Особо следует сказать о правовой базе деятельности налоговых органов субъектов РФ.

    Кроме названных нормативных актов  к источникам налогового законодательства относятся нормативные акты органов  законодательной власти субъектов  РФ, представительных органов местного самоуправления и органов государственных  внебюджетных фондов. Учитывая, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом, вышеупомянутые акты не могут входить в противоречие с общероссийским налоговым законодательством, либо дополнять его.

    Местные подзаконные акты по вопросам налогообложения  издаются представительными органами и администрацией краев, областей, автономной области и автономных округов, а  также городов и районов.

    Полномочия  органов законодательной (представительной) власти субъектов  Российской Федерации и органов местного самоуправления по введению региональных и  местных   налогов  определены    Конституцией  РФ, ст.ст.4, 12, 14, 15  НК РФ.

    В настоящее  время  в регионах  России  сложилась  определенная система региональных и местных  налогов и сборов, которые  оказывают существенное влияние на  формирование доходной части региональных  и местных бюджетов.

    Практически повсеместно  введены  региональные лицензионные  сборы, в большинстве  административно-территориальных  образований  (городах  и районах) введены и действуют по 3-6 местных налогов и сборов, предусмотренных  НК РФ.

         Поступления от  региональных  и   местных  налогов  и   сборов, вводимых органами власти  субъектов Российской Федерации и  местного самоуправления составили в I полугодии 2000 года 14,5 млрд.  рублей, что составляет  5,4 процента  от всех налоговых  поступлений и  10,3 процента от  поступлений в  бюджеты территорий  или возросли  против соответствующего периода 1999 года на 17 процентов.

    Анализ  структуры    поступлений    от    указанных     платежей свидетельствует, что основную долю  в них составляют поступления  от налога на содержание жилищного  фонда и объектов социально-культурной сферы 70%; значительны поступления от сбора на нужды образовательных учреждений 10%;  существенную роль занимают в структуре  местных налогов и сборов поступления  от сборов, связанных с  осуществлением лицензионной деятельности 7%, что  свидетельствует об ужесточении  контроля за доходами в этой  сфере.8

      В последнее время работа с  региональными и местными налогами  и сборами проводится  налоговыми  органами в  тесном взаимодействии  с органами   законодательной   и исполнительной   власти   субъектов Российской  Федерации,   местного   самоуправления,  финансовыми   и правоохранительными  органами.   Это  прежде   всего  отражается   в подготовке   проектов  нормативных   актов   по  введению,   порядку исчисления  и  уплаты этих  налогов,  выявлению  налогоплательщиков, укрывающихся от их уплаты,  полноте отражения получаемых доходов от предпринимательской деятельности.

    В целях координации этой  работы при органах законодательной  и исполнительной власти созданы  постоянные рабочие группы по налоговой  политике, в состав которых включены налоговые работники.

    Во  многих  регионах  приняты специальные  законы,  определяющие основные принципы регионального и местного налогообложения.

    Получило  развитие взаимодействие налоговых  органов с налоговой   полицией, правоохранительными   органами по  контролю  за выполнением  решений местных органов  власти  по местным  налогам, проведению  повсеместных рейдов, проверок.

    Проводимая  работа дает  положительные результаты -  нормативные акты в большинстве  случаев приведены  в соответствие с  действующим законодательством,  отменены  некоторые малоэффективные  налоги   и сборы.  Проведена  значительная  работа  по  отмене   дополнительных налогов и сборов, не предусмотренных налоговым законодательством.

    Однако, следует осуществлять дополнительные конкретные меры по  усилению и совершенствованию  взаимодействия указанных органов  по полному  и своевременному   выявлению   и   пресечению   нарушений   налогового законодательства, активизацию  проведения совместных мероприятий  по проверке, рассмотрению выявленных нарушений, обеспечению полноты взыскания причитающихся к уплате  сумм региональных и местных налогов и сборов. При работе по  контролю  за региональными  и местными  налогами следует  иметь  в  виду,  что в  случаях  введения  органами  власти субъектов Российской Федерации  и местного самоуправления налогов  и сборов, не  предусмотренных  налоговым законодательством,  налоговые органы   вносят  предложения   соответствующим   органам  власти   о приведении   принятых   законодательных и нормативных актов в соответствии с действующим законодательством России и информирует об этом органы  прокуратуры Российской Федерации.  При этом  финансовые санкции к налогоплательщикам,   уклоняющимся  от  этих   платежей, налоговыми органами не применяются. МНС РФ   считает   необходимым    систематически обобщать  работу с  региональными  и  местными налогами  и  сборами, проводить  анализ   их   роли  в   формировании  местных   бюджетов, информировать   о   выявленных    нарушениях   по   этим    вопросам законодательные и исполнительные органы власти субъектов  Российской Федерации, местного самоуправления.

        К ведомственным подзаконным  актам относятся приказы, положения,  инструкции и другие разновидности  инструктивного материала, который  регулирует отношения внутри налоговых органов. В круг этих отношений входят: вопросы совершенствования организаций и деятельности всех подразделений; структуры и штатная численность специалистов; проблемы взаимодействия между территориальными подразделениями с другими правоохранительными органами; учет, контроль, анализ налоговой практики и т.д.

    Внутриведомственные нормативные акты направленные на решение  задач, стоящих непосредственно  перед налоговыми органами, носят  императивный характер и распространяют свое действие на лиц, являющихся сотрудниками налоговых органов. Инструктивный материал может быть межведомственным, если подготовлен и издан за подписью руководителей двух и более министерств, комитетов, управлений.

    Правовые  основы деятельности  МНС РФ не исчерпываются названными актами. Их перечень содержит десятки наименований, они изменяются и дополняются в связи с переменами в экономической и политической жизни общества. Важно при этом, чтобы налоговое законодательство способствовало не только полному и своевременному поступлению в бюджет налогов и других обязательных платежей, но и преодолению кризисных явлений на пути перехода к рыночной экономике. 

     2.2. Система, структура и функции налоговых органов. 

    Министерство  РФ по налогам и сборам ( МНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением  законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью  уплаты налогов, сборов   и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующим  в  выработке налоговой политики  и осуществляющим её с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты  всех уровней  и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов , сборов и других  обязательных платежей, обеспечивающим межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также осуществляющим в установленном порядке валютный контроль.1

    Министерство  РФ по налогам и сборам организовано на следующих принципах:

    1. Принцип единства.

      Этот принцип построения системы  проистекает из принципа единства  налоговой политики: для обеспечения  единообразного применения налогового  законодательства в Российской  Федерации требуется наличие  единого контрольного органа. МНС России осуществляет свои полномочия в отношении как государственных, так и местных налогов.                                                                                

       В соответствии с подпунктом  «н» пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов исполнительной власти, а к ведению Российской Федерации, в частности, относится установление федеральных экономических служб (ст. 71 Конституции РФ).

    По  предметам совместного ведения  издаются федеральные законы и принимаемые  в соответствии с ними законы и  иные нормативные акты субъектов  Российской Федерации.

    Следует иметь в виду, что ряд полномочий налоговых органов передан по законодательству государственным внебюджетным фондам и  таможенным органам, которые, как и органы налоговой полиции,  налоговыми органами не являются, действуют строго в пределах своей компетенции,  определённой соответствующими законодательными актами. 

    2. Принцип независимости

    Независимость понимается, прежде всего, как независимость  от местных органов власти. Она  является конкретным проявлением принципа разделения властей, системы «сдержек и противовесов»: праву местных органов власти вводить местные налоги, устанавливать ставки платежей, определять льготы, противостоит обязанность налоговых инспекций действовать в строгом соответствии с буквой и духом закона. Налоговые органы выполняют только те решения и постановления по налоговым вопросам местных органов власти, которые приняты в соответствии с законом и в пределах предоставленных им прав. Местные органы власти и администрация не имеют права изменять или отменять решения налоговых органов, а также давать им оперативные руководящие указания.

    3. Принцип централизации

    МНС России является централизованной системой налоговых органов. Исключением  является правовое положение Инспекции  МНС по г. Москве. В соответствии с Указом Президента РСФСР от 28 августа 1991 года «О полномочиях органов исполнительной власти города Москвы»1 эта инспекция находится в двойном подчинении: МНС РФ и Правительства Москвы.

    Система Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам условно делится  на три уровня:

    – Общефедеральный - центральный федеральный орган исполнительной власти (Министерство Российской Федерации по налогам и сборам). Оно возглавляется Министром Российской Федерации, назначаемым Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства РФ. Заместители руководителя назначаются по его представлению Правительством Российской Федерации. Министр Российской Федерации по налогам и сборам формирует совещательный орган - коллегию.

    – Региональный – межрегиональные  инспекции МНС РФ, управления МНС  РФ по субъектам Российской Федерации. Руководители этих управлений и  инспекций   назначаются министром  по налогам и сборам. В инспекциях этого уровня также образуются коллегии.

    – Местный -  Инспекции МНС  РФ по районам, городам без районного  деления, районам в городах и  межрайонного уровня. Руководители этих инспекций назначаются Руководителями вышестоящих налоговых органов.

    В некоторых странах приняты иные методы организации работы налоговых  органов.  В  Дании, например, существует принцип закрепления за каждым предприятием группы работников налоговой службы. Такая группа курирует предприятие от возникновения до  ликвидации, и решает все, что связанно с налогообложением  -  от проверки  до взыскания платежей1.

    Различным звеньям МНС РФ свойственны  различные  функции. Между тем, всем звеньям -  федеральному, региональному и местному присущи и некоторые общие функции, поскольку все они осуществляют непосредственный контроль за соблюдением плательщиками налогового законодательства.

    Анализ  законодательства позволяет выделить следующие общие функции всех звеньев МНС РФ (общие функции налоговых органов).

    МНС РФ:

    1) обеспечивает учет налогоплательщиков;

     2) обеспечивает контроль за выполнением  налогоплательщиками и другими  участниками налоговых отношений  налогового законодательства;

      3) осуществляет исчисление окладных налогов;

      4) ведет оперативно-бухгалтерский  учет сумм налогов и других  платежей;

     5) применяет меры по пресечению (предотвращению) нарушений  налогового  законодательства;

Информация о работе Налоговые органы