Учет налогоплательщиков юридических и физических лиц в МИ №1 управления ФНС по Амурской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 03:54, дипломная работа

Описание

Исходя из этого целью дипломной работы является изучение организации учета налогоплательщиков юридических и физических лиц.
Цель исследования обозначает совокупность задач, которые сводятся к следующему: рассмотреть структуру налоговых органов Российской Федерации; изучить организационно-экономическую структуру МР ФНС России № 1 по Амурской области; изучить организацию учета налогоплательщиков юридических и физических лиц; выявить недостатки в организации учета налогоплательщиков и указать пути их ликвидации с целью увеличения налоговых поступлений.

Содержание

Введение 6
1 Теоретические основы организации налогового контроля 8
1.1 Задачи налогового контроля на современном этапе 8
1.2 Учет налогоплательщиков и налоговых поступлений налоговыми органами Российской Федерации

14
2 Особенности организации учета налогоплательщиков - юридических и

физических лиц в МР ФНС России № 1 по Амурской области
30
2.1 Организационно-экономическая характеристика МР ФНС России №1 по Амурской области
38
2.2 Особенности регистрации и учета налогоплательщиков 59
2.2.1 Государственная регистрация налогоплательщиков 60
2.2.2 Учет налогоплательщиков 70
2.2.3 Постановка на учет иностранных организаций 85
2.2.4 Анализ работы по учету налогоплательщиков, борьба с

уклонением от постановки на учет
89
2.2.5 Учет сведений о банковских счетах юридических и физических

лиц
95
3 Проблемы и пути совершенствования учета и регистрации

налогоплательщиков
99
3.1 Проблемы учета и регистрации налогоплательщиков 99
3.2 Пути совершенствования учета и регистрации налогоплательщиков 105
Заключение 116
Библиографический список 122

Работа состоит из  1 файл

учет налогоплательщиков.doc

— 607.00 Кб (Скачать документ)

    Новый порядок введен для взыскания недоимки. Инкассовые поручения, то есть принудительное взыскание средств с организации, возможны только в отношении непосредственно налогов (сборов) и пени.

    Штрафные  санкции, которые раньше также взыскивались в принудительном порядке, после введения НК РФ можно взимать только через судебную процедуру, конечно, в том случае если организация отказывается уплатить финансовые санкции добровольно.

    В НК РФ впервые определено понятие  налогового правонарушения: «Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность» /1, с. 82/.

    Изменен принцип подхода к налоговому правонарушению. Предусмотрены как  смягчающие, так и отягчающие вину налогоплательщика обстоятельства. Установлены обстоятельства, исключающие  привлечение к ответственности  за совершение налогового правонарушения и обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения.  Установлен срок давности для привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения: три года после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение.

    В первоначальной редакции НК РФ круг лиц, охватываемых камеральными налоговыми проверками, ограничивался исключительно  налогоплательщиками. Выездные налоговые проверки могли проводиться только в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей. НК РФ круг проверяемых лиц значительно расширен. В настоящее время налоговые органы вправе проводить и камеральные, и выездные проверки в отношении всех налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

    Установлен  строгий регламент для проведения выездных налоговых проверок. В этой связи заслуживают внимания, в частности, те положения Кодекса, которые устанавливают возможность доступа должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения граждан. Если совсем недавно (до внесения в НК РФ изменений и дополнений) такой доступ в жилище помимо или против воли проживающих в нем физических лиц не допускался вообще, то теперь он допускается в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения. Таким образом, введение в законодательство нормы, позволяющей осуществлять выездные налоговые проверки в отношении всех физических лиц, а не только индивидуальных предпринимателей, потребовало одновременного уточнения положений НК РФ, касающихся доступа должностных лиц налоговых органов в жилые помещения граждан. Эти положения приведены в соответствии со статьей 25 Конституции РФ, определившей, что жилище неприкосновенно, но в случаях, установленных федеральными законами или по решению суда, такая неприкосновенность может быть нарушена.

    Установив в статье 87 НК РФ возможность проведения камеральной налоговой проверки в отношении налогового агента, законодатели практически не изменили содержание статьи  88 НК РФ, которая касается основных процедурных моментов проведения такой проверки, поэтому в тексте данной статьи упоминание о налоговом агенте не появилось. Однако из содержания других статей НК РФ становится ясно, как должен действовать налоговый орган при осуществлении камеральной налоговой проверки налогового агента. Например, в силу статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать необходимые для проверки документы не только у проверяемого налогоплательщика, но и у проверяемого налогового агента. Согласно статье 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для удержания и перечисления налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность удержания и перечисления налогов. Налоговые органы вправе также требовать от налоговых агентов и их представителей устранения выявленных при налоговой проверке нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

    В результате этих и ряда других положений  НК РФ у налоговых органов в  определенной степени ослаблены  фискальные функции и существенно усилены функции разъяснительной работы с налогоплательщиками и налоговыми агентами. Этому способствует и принципиально иной подход к определению финансовых санкций. Теперь они дифференцированы и зависят от степени тяжести правонарушения и его последствий, однократности или повторности нарушения, его умышленности или случайности и т.д. Все это определяется актом налоговой проверки, который в ряде случаев может направляться в судебные инстанции. При этом весьма важен вопрос соблюдения всей необходимой процедуры. Новым является введение принципа презумпции невиновности налогоплательщика, который теперь не должен доказывать, что не совершал противоправных действий. Нарушение налогового законодательства должен доказать налоговый орган. До недавнего времени на практике действовала скорее «презумпция виновности».

    С 1января 2000 года введены в действие статьи НК РФ, устанавливающие контроль налоговых органов за расходами  физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, приобретающих в собственность следующее имущество /1, с.66/: 

    - недвижимое имущество, за исключением  многолетних насаждений;

    - механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому  имуществу;

    - акции открытых акционерных обществ,  государственные и муниципальные  ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;

    - культурные ценности;

    - золото в слитках.

    Налоговый контроль за расходами физического  лица производится посредством получения  информации от организаций или уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию вышеназванного имущества, регистрацию сделок с этим имуществом, а также регистрацию прав на это имущество.

    Особенное значение налоговый контроль приобрел с 2001 года. С вступлением в силу второй части Налогового кодекса  на территории Российской Федерации (далее  РФ) вводится в действие единый социальный налог. Он призван заменить собой страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ. В соответствии со статьей .9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118 - ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах» контроль за правильностью исчисления и уплаты единого социального налога полностью возлагается на налоговые органы.

    Введение  второй части НК РФ исключает издание  ведомственных инструкций по уплате налога. В этих условиях, определенные новации при установлении объекта  налогообложения существенно осложняют  контрольную работу налоговых органов. Уже в настоящее время существует много разночтений по положениям главы 24 НК РФ, касающейся социального налога.

    Действующее законодательство предоставило налоговым  органам право осуществлять определенное взаимодействие с федеральными министерствами, их подразделениями и другими  органами государственной власти, что несомненно способствует повышению эффективности организации налогового контроля.

    1.2 Учет налогоплательщиков  и налоговых поступлений  налоговыми органами  Российской Федерации

    Одним из основных условий осуществления  эффективного учета налоговых поступлений и налогового контроля является обеспечение полного учета налогоплательщиков.

    При разработке системы учета налогоплательщиков в России изучался международный  опыт. Проводились консультации с  налоговыми службами западных стран, потому, что они имеют богатый опыт осуществления рыночной экономики, на путь которой Россия относительно недавно вступила. В рыночной экономике, в отличие от экономики плановой, налоговая система играет очень важную роль. Там налажены и работают многие налоговые механизмы, которые в России еще предстоит внедрять, но при условии серьезнейшей адаптации к российским условиям и апробирования, ведь у России своя специфика /19, 223/.

    Учет  налогоплательщиков на современном  этапе ведется главным образом  для обеспечения контроля за наиболее полным выполнением бюджетного и налогового законодательства. Без правильного учета налогоплательщиков осуществить такой контроль трудно. Помимо фискальной функции учет налогоплательщиков носит еще и социальный характер, поскольку благодаря ему становится понятно, какие доходы имеет население в каждом конкретном регионе, городе или деревне. Опираясь на эти данные, можно скорректировать социальную политику как государства в целом, так и отдельных регионов, сделать ее более эффективной и социально справедливой.

    Государственная регистрация предприятий и предпринимателей была введена Указом Президента Российской Федерации от 08.07.1994 № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий  и предпринимателей на территории РФ», которым утверждено Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

    Госналогслужба  РФ письмом от 28.07.1994 № ВП-4-12/87н  утвердила Временные рекомендации по вопросам учета налогоплательщиков и ведения Государственного реестра предприятий в связи с положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ».

    НК  РФ установлены новые, более жесткие сроки и правила постановки на учет как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов.

    Плательщики налогов и сборов по новому законодательству подлежат постановке на учет в налоговых органах в установленные законодательством сроки  соответственно по месту нахождения организации, по месту нахождения их обособленных подразделений, по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств. Физические лица ставятся на налоговый учет в установленные сроки  по месту жительства.

    Вместо  прежнего порядка регистрации по юридическому адресу, нередко мифическому, или по одному из своих адресов по собственному выбору, предприятие должно стоять на налоговом учете во всех тех налоговых органах, на территории которых оно имеет налогооблагаемые объекты. Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога.

    Постановка  налогоплательщика на учет должна быть произведена в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых  документов и в тот же срок должно быть выдано соответствующее Свидетельство установленной формы (Приложение А).

    О степени важности проводимой работы по регистрации налогоплательщиков свидетельствует то, что статьями 116 и 117 НК РФ  предусмотрены жесткие  меры ответственности за несоблюдение требований о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика.

    В соответствии со статьей 86 НК РФ банки  открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Открытие банком счета организации без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч руб.

    Банк  обязан также  сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя  в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета по установленной форме Сообщения (Приложение Б). Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч руб. /1, с. 64/.

    Каждому налогоплательщику присваивается  единый по всем видам налогов и  сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу  РФ, и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который указывается во всех уведомлениях, направляемых налоговым органом налогоплательщику и в подаваемых налогоплательщиком в налоговый орган декларациях, отчетах, заявлениях или иных документах.

    Идентификационный номер должен указываться во всех направляемых налогоплательщику уведомлениях, а также в подаваемых им в налоговые органы декларациях, отчетах, заявлениях и других документах.

Информация о работе Учет налогоплательщиков юридических и физических лиц в МИ №1 управления ФНС по Амурской области