Качество товара и его конкурентоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:18, курсовая работа

Описание

B современных условиях развития рыночной экономики, предприятия любой формы собственности сталкиваются с множеством различных аспектов функционирования и выживания в рыночной среде. Одной из основных проблем, от которой зависят воспроизводство и доходность предприятий, является повышение уровня конкурентоспособности выпускаемой ими продукции. Этот показатель выступает также главным условием успешной конкуренции предприятий на рынке.

Содержание

Введение
1. Теоретические предпосылки увеличения качества продукции и его влияния на рост конкурентоспособности
1.1 Понятие качества продукции и факторы, воздействующие на его уровень.
1.2 Потребительские показатели качества товаров.
1.3 Зависимость конкурентоспособности продукции от уровня ее качества
1.4 Экспертиза качества мучных кондитерских изделий
2. Технико-экономическая характеристика предприятия
2.1 Общая характеристика ЗАО "Воронежская кондитерская фабрика" производства №2.
2.2 Производственная структура
2.3 Структура управления предприятия
2.4 Анализ основных технико-экономических показателей.
2.5 Анализ качества продукции
3. Повышение качества готовой продукции и уровня ее конкурентоспособности.
3.1 Совершенствование рецептуры производства зефира не глазированного и глазированного шоколадной глазурью
3.3 Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий.
Заключение.
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

конд.docx

— 204.09 Кб (Скачать документ)

Показатель долговечности характеризует  способность изделия или материала  сохранять в течение длительного  времени потребительские свойства до наступления физического износа или другого предельного состояния. Долговечность – свойство объекта  сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. Долговечность характеризует свойство надежности с позиции предельной длительности сохранения работоспособности объекта с учетом перерывов в работе. Сохранение работоспособности объекта в пределах срока службы или срока до первого капитального ремонта зависит не только от режима и организационно технических условий работы, мероприятий восстанови восстановительного характера, проводимых в это время, но также способности сохранял эти свойства во времени.

К показателям долговечности объекта  относят нормативный срок службы (срок хранения), срок службы до первого  капитальною ремонта гамма –  процентный ресурс (это наработка, в  течение которой объект не достигнет предельного состояния с заданной вероятностью) и другие показатели (см. ГОСТ 27.002-ХЗ).

Срок службы – календарная продолжительность  эксплуатации, измеряемая главным образом  в годах. В стандартах могут быть рекомендации потенциально опасного изделия  по окончании срока службы:

1) по истечении срока службы  необходимо представить изделие  службе бытового обслуживания  для проверки его безопасности.

2) по истечении срока службы  объект должен быть изъят из  эксплуатации или должно быть  принято решение – направить  в ремонт, уничтожить, проверить  и установить новый назначенный  срок.

Ресурс – наработка изделия  до предельного состояния, обговоренного  в инструкции. Этот показатель измеряют в часах работы.

Долговечность изделия, как и надежность, определяется долговечностью его частей. Для достижения оптимальной долговечности  необходимо стремиться к равно изнашиваемости составных частей.

Показатели ремонтопригодности характеризуют  приспособленность изделия к  поддерживанию или восстановлению состояния, в котором оно способно выполнять требуемую функцию  путем проведения технического контроля и обслуживания. Приспособленность  продуктов и материалов к восстановлению их свойств после хранения и транспортирования  характеризуется показателем восстанавливаемости. Примером показателя является среднее  время восстановления до заданного  значения показателя качества. Ремонтопригодность – свойство объекта, заключающееся  в приспособлении к предупреждению причин возникновения отказов, повреждений  и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем  проведения технического обслуживания и ремонтов.

Процесс эксплуатации технической  системы включает время не только его непрерывного функционирования, но также плановые и неплановые перерывы в работе, при транспортировании, хранении и т.п. Плановые перерывы в  работе осуществляются с целью проведения технического обслуживания (регламентных работ), ремонтов, контрольных проверок. Внеплановые – в основном связаны с устранением возникших отказов. В общем случае длительность применения объекта, измеряемая техническим ресурсом или сроком службы, ограничена не его отказом, а переходом в предельное состояние. Под предельным понимается состояние объекты, при котором его дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно (ГОСТ 27.002-83).

Показатели сохраняемости характеризуют способность товара сохранять потребительские свойства в течение и после срока хранения и транспортирования. Этот показатель по применяемости является наиболее универсальным, который используется для оценки уровня качества продовольственных товаров. К показателям сохраняемости относят:

Срок хранения – период, в течение  которого пищевой продукт при  соблюдении установленных условий  хранения сохраняет все свои свойства, указанные в нормативной или  технической документации и договоре купли продажи. По истечении срока  хранения пищевой продукт пригоден для потребления, однако его потребительские  характеристики могут быть снижены.

Срок годности – период, по истечении  которого пищевой продукт считается  непригодным для использования  по назначению. Срок годности устанавливает  изготовитель пищевых продуктов  с указание условий хранения. Изготовитель, устанавливая срок годности, обязан гарантировать  при соблюдении условий хранения соответствие продукта требованиям  безопасности для жизни и здоровья потребителей. По истечении срока  годности пищевые продукты считаются  непригодными для использования  по назначению. Они могут быть употреблены  не для пищевых целей или повергнуты утилизации. Для пищевых продуктов, подлежащих длительному хранению, в  том числе специальному, срок годности, условия и сроки хранения устанавливают  в договоре на поставку. По истечении  срока годности непродовольственных  товаров происходит ухудшение их потребительских свойств, в частности  функциональных.

Срок реализации – дата, до которой  пищевой продукт может предлагаться потребителю для использования  по назначению и до которой он не теряет своих потребительских свойств. Срок реализации устанавливают на пищевые  продукты с учетом некоторого разумного  периода хранения продуктов в  домашних условиях.

С сохраняемостью продукции тесно связан показатель ее транспортабельности – важнейший сбытовой фактор конкурентоспособности. Предупреждение и снижение товарных потерь при хранение и транспортировании – важнейшая народнохозяйственная проблема. В целом товарные потери ухудшают результаты финансово- хозяйственной деятельности предприятия изготовителя, а значит, его конкурентоспособность.

Показатели надежности могут носить обязательный и рекомендательный характер. Причем показатели одного и того же вида товара могут иметь различный  характер. Проводимые испытания товаров  с целью определения конкурентоспособности  в подавляющем большинстве случаем  содержат информацию о всех потребительских характеристиках кроме показателей надежности. Потребитель и продавец судят о надежности косвенно и приближенно по имиджу товаропроизводителя.

Патентно-правовые показатели товара.

Патентно-правовой уровень промышленного  изделия оценивается при помощи двух безразмерных показателей: показателя патентной защиты (или патентоспособности) и показателя патентной чистоты.

Официальным документом, свидетельствующим  о патентной защите и патентной  чистоте изделия, является патентный  формуляр, выполняемый в соответствии с ГОСТ 2.110-68.

Показатель патентной защиты характеризует  количество и весомость новых  отечественных изобретений, реализованных  в данном изделии, отражает степень  защиты изделия принадлежащими отечественным  фирмам патентами за рубежом.

Показатель патентной чистоты  характеризует возможность беспрепятственной  реализации товара на внутреннем и  внешнем рынках.

Товар обладает патентной чистотой в отношении данной страны, если он не содержит технических решений, подпадающих под действие патентов, свидетельств исключительного права  на изобретения, показные модели, промышленные образцы и товарные знаки, зарегистрированных в этой стране.

При определении показателя патентной  чистоты товара необходимо учитывать, что товары, выпускаемые для реализации только внутри страны, не должны нарушать действующие патенты исключительного  права, выданные в Российской Федерации (СССР), а изделия, которые могут  стать объектами экспорта, не должны нарушать действующие патенты третьих  лиц, выданные в предполагаемых странах  экспорта.

Для вновь разрабатываемых товаров  это требование можно выполнить, обеспечив им патентную чистоту  в отношении стран, занимающих ведущее  положение в мире в данной области.

Показатели качества сервиса товара

Качество сервиса товара является одним из факторов конкурентною преимущества. Необходимо не только создан" качественный товар с оптимальными затратами, по и обеспечить простоту, надежность и экономичность его испытаний, упаковки, транспортирования, монтажа, обслуживания и утилизации. Документы  и персонал должны гарантировать  достоверность информации, рекламы, маркировки товара. Перечень показателей  качества сервиса определяется особенностями  товара и конкретными требованиями потребителей.

Планирование и стимулирование качества продукции.

Предметом планирования являются показатели, характеризующие качество изделий  на всех стадиях их жизненного цикла. Показатели находят отражение в  заданиях по улучшения качества продукции; в планах выпуска продукции, технического развития предприятия стандартизации, научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ, подготовки кадров и т.д.

Для предприятия планируемыми могут  быть следующие показатели: уровень  качества – доля выпуска продукции  высшей категории качества; вида аттестуемой  продукции, имеющие наиболее важное значение для удовлетворения потребностей населения, характеристики процесса изготовление продукции – процент сдачи  продукции с первого предъявления, коэффициент качества, снижение процента брака, количества рекламаций, доли возврата изделий на доработку; эксплуатационные характеристики – производительность, грузоподъемность, надежность, долговечность, экономичность и др.

Планы научно-исследовательских и  опытно-конструкторских работ предусматривают  разработку и внедрение в производство новых изделий с высоким техническим  уровнем и показателями качества, наиболее полно удостоверяющими  запросы потребителей.

Важнейшими задачами планирования качества продукции являются:

- достижение и превышение технического  уровня и качества лучших отечественных  и зарубежных образцов;

- своевременная замена или снятие  с производства устаревших изделий;

- обеспечение строгого соблюдения  требований стандартов, технических  условий и другой нормативной  документации;

- изготовление продукции высшего  качества, снижение материалоемкости  изделий, повышение фондоотдачи;

- рост надежности и долговечности  выпускаемой продукции.

Планирование повышения качества продукции может быть перспективным (на сложную продукцию с большим  производственным циклом ее изготовления), объем работ, в которых предусмотрен на несколько лет, и текущем в  котором предусматривается осуществление, реализация заданий перспективного плана.

Оперативно-тематическое планирование используется для ликвидации возникших  отклонений от текущего плана или  для срочного удовлетворения новых  требований, предъявляемых к качеству продукции. Оперативно-тематические планы  составляются в масштабах предприятия, цеха, отдела, согласовываются с  заинтересованными службами и утверждаются соответствующими руководителями.

Одним из основных этапов планирования повышения качества продукции на предприятии является план мероприятий  по подготовке изделий к сертификации. Для этого предприятие должно располагать необходимыми ресурсами  и персоналом, способным обеспечивать стабильный выпуск качественной продукции.

Руководство предприятия должно определять требования к использованию ресурсов и выделять их в необходимом объеме, чтобы обеспечить проведение мероприятий  в области повышения качества. Такие ресурсы могут включать:

- людские ресурсы и специализированный  персонал;

- оборудованием, необходимое, для проектно-конструкторских работ и разработок;

- производственное оборудование;

- контрольное, испытательное и  проверочное оборудование;

- программное обеспечение ЭВМ.

Руководство предприятия определяет необходимый уровень компетенции, классификации и подготовки персонала.

Обращаясь к этапам работы в нашей  стране по улучшению качества продукции, их характеру и содержанию с точки  зрения профессионального обеспечения, можно увидеть, что одна из главных  причин неудач в решение данной проблемы состоит в том, что не была должным  образом организована подготовка кадров по вопросам управления и обеспечения качества продукции. Сравнение с другими странами и убеждает, что существует острая необходимость создания в России условий для приобретения всеми работающими глубоких знаний и устойчивых навыков по изготовлению высококачественной продукции.

Важнейшим звеном в управлении качеством  продукции является экономическое  и моральное стимулирование предприятий  и исполнителей за выпуск высококачественной продукции, причем для этого используются различные показатели в зависимости  от типа производства, назначения и  сложности продукции. При решение вопроса о стимулировании рабочих наиболее часто используются показатели бездефектного изготовления изделий и сдачи их с первого предъявления, уменьшение потерь, количества возврата продукции от потребителей. На многих предприятиях применяют системы индивидуального и бригадного поощрения. За исходный показатель бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления обычно принимают наивысший или средне достигнутый уровень по производственной группе, участку, цеху или группе однородных цехов.

Огромное значение имеет материальное и моральное стимулирование рабочих. В целях повышения материальной заинтересованности участников создания и освоения высококачественной продукции, высокоэффективной техники, технологии и новых материалов Правительством РФ учреждена ежегодная премия, которая  присуждается коллективам предприятий, достигнувших наилучших показателей  качества за выпуск продукции, отвечающей современному технико-экономическому уровню или превышающий его.

1.3 Зависимость  конкурентоспособности продукции  от уровня ее качества

В современных рыночных условиях, когда спрос высок, можно продать  практически любой, даже низкокачественный  товар. Однако как только предложение  начинает превышать спрос, качество становится важнейшим фактором конкурентоспособности. Высокое качество продукции не всегда подразумевает простую конструкцию  и высокие эксплуатационные характеристики. Потребитель рассматривает качество приобретаемого им товара в увязке с ценой, поэтому она имеет  большое значение для разделения рынка на подгруппы потребителей со схожими оценками. Семейный человек  с невысоким уровнем доходов  ориентируется на ценовую шкалу, отличную от той, которой руководствуется  высокооплачиваемый холостяк. Интерес  к качеству, безусловно, фокусирует внимание предприятий на роли потребительской  оценки качества.

Информация о работе Качество товара и его конкурентоспособность