Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:18, курсовая работа
B современных условиях развития рыночной экономики, предприятия любой формы собственности сталкиваются с множеством различных аспектов функционирования и выживания в рыночной среде. Одной из основных проблем, от которой зависят воспроизводство и доходность предприятий, является повышение уровня конкурентоспособности выпускаемой ими продукции. Этот показатель выступает также главным условием успешной конкуренции предприятий на рынке.
Введение
1. Теоретические предпосылки увеличения качества продукции и его влияния на рост конкурентоспособности
1.1 Понятие качества продукции и факторы, воздействующие на его уровень.
1.2 Потребительские показатели качества товаров.
1.3 Зависимость конкурентоспособности продукции от уровня ее качества
1.4 Экспертиза качества мучных кондитерских изделий
2. Технико-экономическая характеристика предприятия
2.1 Общая характеристика ЗАО "Воронежская кондитерская фабрика" производства №2.
2.2 Производственная структура
2.3 Структура управления предприятия
2.4 Анализ основных технико-экономических показателей.
2.5 Анализ качества продукции
3. Повышение качества готовой продукции и уровня ее конкурентоспособности.
3.1 Совершенствование рецептуры производства зефира не глазированного и глазированного шоколадной глазурью
3.3 Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий.
Заключение.
Список используемой литературы
Проблема качества продукции тесно связана с проблемой изучения полезности отдельных видов продуктов для общества. Полезность продукции характеризует потребительская стоимость. Но сама по себе полезность не определяет уровень качества. Качество продукции является экономической категорией и обнаруживается в процессе потребления. Повышение качества продукции увеличивает меру ее полезности и таким образом влияет на потребительскую стоимость.
Повышение качества продукции в
настоящее время
За последние годы был принят ряд нормативных документов, направленных на повышение уровня продукции. В соответствии с ними в отраслях пищевой промышленности с учетом специфики назначения вырабатываемой продукции категории качества, включают повышение биологической ценности продуктов, улучшение вкусовых свойств, обновление номенклатуры, улучшение структуры ассортимента продукции.
Качество – категория
От понятия "качество" следует отличать понятие "уровень качества". Уровень качества – относительная характеристика, определяется сравнением показателей данного продукта с базовыми исходными показателями, отражающими средний или высший уровень. Уровень качества продукции зависит от разнообразных факторов.
К факторам, влияющим на качество продукции, в пищевой промышленности относят:
-природные (качество сельскохозяйственного сырья и его ассортимент),
-инженерно-технические (передовая технология, механизация и автоматизация, учета и контроля ходом производственного процесса),
-организационные (организация
управления, ответственность исполнителей,
уровень квалификации
-экономические (планирование, материальное стимулирование, материальные санкции),
-воспитательные (воспитание моральной
ответственности, моральное
Совершенствование качества, как правило,
связано с дополнительными
Уровень качества товаров и его стабильность.
Уровень качества товаров как критерий
конкурентоспособности
Оценка качества продукции состоит в проверке соответствия продукции требованиям к качеству – перечню количественных характеристик (показателей качества) и качественных признаков.
Законодательной основой требований к качеству служат:
1) Законы Российской Федерации
"О стандартизации", "О защите
прав потребителя", "Об охране
окружающей Среды", " О качестве
и безопасности пищевых
2) Государственные стандарты РФ (ГОСТР), санитарные правила и нормы (Сан П и н), Строительные нормы и правила ( С Н и П) и так далее.
3) Стандарты отраслей, стандарты научно технических и других объединений (СТО).
4) Технические условия (ТУ).
Жесткость требований, устанавливаемых в стандартах, контрактах, технических условиях, технических заданиях на разработку продукции, на соответствие которым она будет проверяться, определяется уровень качества продукции. Очень жесткие требования к качеству закладывают в своих фирменных стандартах товаропроизводители, лидирующие на рынке или ставящие перед собой задачу выйти в лидеры.
Требования, устанавливаемые федеральными
органами исполнительной власти в стандартах
на основную массу товаров народного
потребления, как правило, средней
жесткости, так как являются результатом
компромисса между требованиями
потребителей и возможностями
Обязательные требования должны неукоснительно
соблюдаться всеми
Рекомендуемые требования, содержащиеся в нормативных документах, подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности, если это предусмотрено договорами или технической документацией изготовителя продукции.
Уровень качества позволяет сопоставить полезность конкурирующих товаров. Поскольку уровень качества продукции базируется на сравнении показателей качества, то возникает необходимость в общей характеристике показателей качества, разработке моделей расчета уровня качества, рассмотрении потребительских показателей качества, которые в отдельности и в совокупности определяют полезный эффект при использовании товара.
Показатель качества продукции – это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество. Показатель качества количественно характеризует степень пригодности продукции удовлетворять определенные потребности (однако все количественные характеристики служат параметрами качества).
В зависимости от характера решаемых задач по оценке уровня качества показатели можно классифицировать по ряду признаков.
1. По количеству характеризуемых свойств
- единичные
- комплексные
2. По форме представления
- абсолютные
- относительные
3. По виду характеризуемых
- показатели назначения
- эргономические показатели
- показатели надежности
- показатели безопасности
- экологические показатели
- эстетические показатели
Единичный показатель относится к одному из свойств товара, например: запах, состав.
Комплексный показатель качества относится к нескольким свойствам товара. Комплексный показатель может иметь различную степень обобщения. Комплексный групповой показатель представляет функцию от единичных показателей. Обобщенный комплексный показатель может рассчитываться на основе комплексных групповых показателей.
Абсолютный показатель качества представляет собой фактическое значение показателя качества и выражается в натуральных и стоимостных единицах.
Относительный показатель качества представляет
отношение абсолютного
Установление уровня качества товаров состоит из следующих этапов:
1) установление номенклатуры
2) определение численных
3) установление значимости
4) определение уровня
Установление номенклатуры показателей качества товара производится с учетом показателей качества конкретного вида продукции, указанных в следующих документах: международных стандартах (ИСО), национальных зарубежных и отечественных стандартах, руководствах по эксплуатации образцов продукции, каталогах, проспектах, описаниях изобретений направленных на совершенствование продукции данного вида.
Учет номенклатуры показателей качества, установленный международным стандартом, является обязательным условием реализации этой продукции на мировом рынке. Это касается и национальных стандартов страны, на рынке которой планируется, сбыт данной продукции.
При реализации продукции на внутреннем рынке должны использоваться отечественные стандарты следующего назначения – стандарты общих технических требований ГОСТ ОТТ, стандарты системы показателей качества продукции ГОСТ СПКП. Большинство видов товаров охвачены стандартами СПКП. В указанных стандартах дается классификация показателей, области применения отдельных групп товаров с учетом их спецификации.
Определение численных значений показателей качества товара. Любое определение показателя качества включает два элемента: получение информации о фактическом значении показателя качества; сопоставление полученной информации с установленными требованиями с целью соответствия. В зависимости от источника и способа получения первичной информации различают следующие методы:
- органолептический – основан на использовании органов чувств человека, которые служат приемниками соответствующей информации, в соответствии с органами чувств человека различают следующие методы: визуальный, осязательный, вкусовой, обонятельный. Значения показателей находят путем анализа полученных ощущений на основе полученного человеком опыта. Точность заключений определяется степенью развития органов чувств.
- измерительный – метод основан
на информации, получаемой с использованием
средств измерений. Измерение
показателей качества, как правило,
осуществляется в лабораториях.
По сравнению с
- регистрационный – метод
- расчетный – метод основан на использовании информации, получаемой с помощью теоретических или эмпирических зависимостей потребительских показателей качества от технических характеристик. Как самостоятельный метод он широко используется при определении цены потребления, показателей ресурсосбережения, расчета коэффициентов весомости и комплексных показателей качества.
- экспериментальный – заключается в использовании информации, получаемой в результате эксперимента – опытной эксплуатации. Необходимость в эксплуатационных испытаниях вызывается тем, что измерительные методы не всегда позволяют полно воспроизвести реальные условия роботы изделий. Достоинство этого метода состоит в определении совокупности потребительских показателей – соответствия товара назначению, удобства пользования, надежности.
- экспертный – метод основан на использовании и обобщении мнений высококвалифицированных специалистов – экспертов. Как и при органолептическом методе, источником первичной информации являются ощущения людей, воспринимающих своими органами чувств отдельные характеристики товара. Но участие в оценке специалистов позволяет получить по сравнению с органолептическим методом более объективные результаты. В группы включают дизайнеров, дегустаторов, товароведов и так далее. Эти группы периодически или эпизодически функционируют в качестве экспертных комиссий. С помощью экспертных методов определяются такие показатели качества, которые не могут быть установлены другими методами или определены достаточно объективно.
- социологические –
Установление значимости показателей
качества товара. Для различных показателей
товаров отдельные
Определение уровня качества оцениваемого
товара. Заключительный этап комплексной
оценки. На этом этапе делается заключение,
анализируются следующие
– качество товара (превосходит товар конкурент – находится на уровне – уступает товару конкуренту);
- численное значение
- превосходство над товаром конкурентом.
Уровень качества как главный товарный
критерий конкурентоспособности
1.2 Потребительские показатели качества товаров
Показатели назначения – характеризуют свойства товара, определяющие его основные функции. Значимость этих показателей определяется ст. 4 Законом РФ от 07.02.92 г. № 2300-1 " О защите прав потребителя", которая обязывает продавца передать товар, качество которого соответствует обычно предъявляемым требованиям к такого рода товарам. При этом предлагаемый товар должен быть пригодным для использования по назначению. Показатели назначения включают в себя следующие группы показателей: – функциональная пригодность – взаимозаменяемость – совместимость.
Показатели функциональной пригодности – характеризуют полезный эффект потребления, степень удовлетворения конкретной потребности при использовании потребителем товара по назначению. В стандартах на пищевые продукты нормируются показатели химического состава, определяющие пищевую ценность товара и вкусовую, а также показатели энергетической ценности.
Показатели взаимозаменяемости –
характеризуют пригодность
Информация о работе Качество товара и его конкурентоспособность