Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".
Показатели, характеризующие
эти компоненты, могут относиться
как к отдельному человеку, так
и к различным коллективам, в
том числе к персоналу
Трудовой потенциал
личности формируется под воздействием
таких качеств, как умение и желание
трудиться, инициативность в труде
и хозяйственная
Трудоспособность человека
и накапливаемые в процессе
трудовой деятельности созидательные
способности работника
Трудовой потенциал работника включает:
• психофизиологический потенциал – способности и склонности человека, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, тип нервной системы и т. п.;
• квалификационный
потенциал – объем, глубину и
разносторонность общих и специальных
знаний, трудовых навыков и
умений, обусловливающих способность
работника к труду
• личностный потенциал – уровень гражданского сознания и социальной зрелости, степень усвоения работником норм отношения к труду, ценностные ориентации, интересы, потребности в сфере труда.
Трудовой потенциал
работника зависит от степени
взаимного согласования в
Кадровый потенциал предприятия— это общая характеристика персонала как одного из видов ресурсов, связанная с выполнением возложенных на него функций и достижением целей перспективного развития предприятия; это имеющиеся и потенциальные возможности работников, как целостной системы (коллектива), которые используются и могут быть использованы в определённый момент времени. Кадровый потенциал является составной частью трудового потенциала предприятия.
12) Кадровая политика предусматривает, в первую очередь, формирование стратегии управления персоналом организации, которая учитывает стратегию деятельности организации в целом.
Стратегическое управление персоналом организации — это управление формированием конкурентоспособного трудового потенциала организации с учетом происходящих и предстоящих изменений в ее внешней и внутренней среде, позволяющее организации выживать, развиваться и достигать своих целей в долгосрочной перспективе.
Цели стратегического управления персоналом :-Обеспечение потребности организации в персонале на перспективу.-Регулирование уровня оплаты труда, достаточного для подбора, удержания и мотивации персонала на всех организационных уровнях.-Высокий приоритет развития лидерства на ключевых должностях.-Обеспечение эффективных программ обучения и развития для повышения квалификации всего персонала и формирование высокой внутренней динамики персонала .-Развитие эффективных систем коммуникации между управленческим звеном и другими сотрудниками, между департаментами и отделами.-Создание механизмов борьбы с последствиями психологического восприятия перемен.
Объектами стратегического управления персоналом являются:сотрудники организации;условия труда;структура персонала .
Стратегия управления
персоналом в организации призвана
связать между собой
13) Ка́дровая поли́тика — совокупность правил и норм, целей и представлений, которые определяют направление и содержание работы с персоналом. Через кадровую политику осуществляется реализация целей и задач управления персоналом, поэтому её считают ядром системы управления персоналом. Кадровая политика формируется руководством организации, реализуется кадровой службой в процессе выполнения её работниками своих функций. Она находит свое отражение в следующих нормативных документах:правилах внутреннего распорядка,коллективном договоре.
По данному основанию можно выделить следующие типы кадровой политики:
Пассивная кадровая политика. Руководство не имеет программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий. Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации и т.д.
Реактивная кадровая политика. Руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса: возникновение конфликтов, отсутствие квалифицированной рабочей силы, отсутствие мотивации к труду.Кадровые службы развиты, но нет целостной программы прогнозирования развития персонала.
Превентивная кадровая политика. Руководство имеет обоснованные прогнозы развития кадровой ситуации. Однако организация не имеет средств для влияния на неё. В программах развития организации содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема - разработка целевых кадровых программ.
Активная кадровая политика. Делится на рациональную и авантюристскую. При рациональной кадровой политике руководство предприятия имеет как качественный диагноз, так и обоснованный прогноз развития ситуации и располагает средствами для влияния на нее. Кадровая служба предприятия располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный и долгосрочный периоды. В программах развития организации содержатся краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы потребности в кадрах (качественной и количественной). Кроме того, составной частью плана является программа кадровой работы с вариантами ее реализации.
При авантюристической кадровой политике руководство предприятия не имеет качественного диагноза, обоснованного прогноза развития ситуации, но стремится влиять на нее. Кадровая служба предприятия, как правило, не располагает средствами прогнозирования кадровой ситуации и диагностики персонала, однако в программы развития предприятия включены планы кадровой работы, зачастую ориентированные на достижение целей, важных для развития предприятия, но не проанализированных с точки зрения изменения ситуации. План работы с персоналом в таком случае строится на достаточно эмоциональном, мало аргументированном, но, может быть, и верном представлении о целях работы с персоналом.
Цели кадровой политики
-безусловное выполнение
предусмотренных Конституцией
-подчиненность всей работы
с кадрами задачам
-рациональное использование
кадрового потенциала, имеющегося
в распоряжении предприятия,
-формирование и поддержание
работоспособных, дружных
-разработка критериев
и методики подбора, отбора, обучения
и расстановки
-подготовки и повышения квалификации остальной части работающих;
-разработка теории управления
персоналом, принципов определения
социального и экономического
эффекта от мероприятий,
принципы формирования кадровой политики
-научность, использование
всех современных научных
-комплексность, когда
должны быть охвачены все
-системность, т.е. учет
взаимозависимости и
-необходимость учета как
экономического, так и социального
эффекта, как положительного, так
и отрицательного влияния того
или иного мероприятия на
-эффективность: любые
затраты на мероприятия в этой
области должны окупаться
14) Этапы кадровой политики
Этап 1. Нормирование. Цель —
согласование принципов и целей
работы с персоналом, с принципами
и целями организации в целом,
стратегией и этапом её развития. Необходимо
провести анализ корпоративной культуры,
стратегии и этапа развития организации,
спрогнозировать возможные
Этап 2. Программирование.
Цель — разработка программ, путей
достижения целей кадровой
Этап 3. Мониторинг персонала.
Цель — разработка процедур
диагностики и прогнозирования
кадровой ситуации. Необходимо выделить
индикаторы состояния
15) Направления кадровой политики совпадают с направлениями кадровой работы в конкретной организации. Другими словами, направления кадровой политики конкретной организации соответствуют функциям системы управления персоналом, действующей в этой организации. В качестве примера рассмотрим характеристики основных направлений кадровой политики .
Направления |
Принципы |
Характеристика
|
1. Управление персоналом |
Принцип одинаковой необходимости достижения индивидуальных и организационных целей ( основной ) |
Необходимость искать честные компромиссы между администрацией и работниками, а не отдавать предпочтение интересам организации |
2. Подбор и расстановка персонала |
Принцип: соответствия профессиональной компетенции практических достижений индивидуальности |
Соответствие объема заданий, полномочий и ответственности возможностям человека Уровень знаний, соответствующий требованиям должности Требуемый опыт, руководящие способности (организация собственной работы и подчиненных) Облик, интеллектуальные черты, характер, намерения, стиль руководства |
3. Формирование и подготовка |
Принцип: конкурсности ротации индивидуальной подготовки проверки делом соответствия должности регулярности оценки индивидуальных качеств и возможностей |
Отбор кандидатов на конкурсной основе Планомерная смена должностей
по вертикали и горизонтали Эффективная стажировка на руководящих должностях Степень соответствии кандидата на должность в настоящий момент Оценка результатов |
4. Оценка и аттестация персонала |
Принцип: отбора показателей оценки оценки квалификации оценки выполнения заданий |
Система показателей, учитывающих цель оценок, критерии оценок, частоту оценок Пригодность, определение знаний, необходимых для выполнения данного вида деятельности Оценка результатов |
5. Развитие персонала |
Принцип: повышения квалификации самовыражения саморазвития |
Необходимость периодичного пересмотра должностных инструкций для постоянного развития персонала Самостоятельность, самоконтроль, влияние на формирование методов исполнения Способность и возможность саморазвития |
6. Мотивация и стимулирование |
Принцип соответствия оплаты труда объему
и сложности выполняемой работы Эффективная система оплаты труда Принцип равномерного |
сочетания стимулов и санкций Принцип мотивации Конкретность описания задач, обязанностей и показателей Побудительные факторы, влияющие на повышение эффективности труда |