Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 18:07, курсовая работа
Актуальность темы. В современных условиях проблема совершенствования фармацевтической деятельности может решаться в двух направлениях: во-первых, это оптимизация лекарственного обеспечения населения, реализуемая с учетом большого числа факторов, и, во-вторых, - развитие сферы фармацевтических услуг, зависящее, прежде всего, от квалификации фармацевтических работников и возможностей фармацевтических (аптечных) организаций. Отечественными и зарубежными учеными неоднократно отмечалось, что профессиональные знания и навыки фармацевтических специалистов должны способствовать обеспечению доступности лекарственных средств (JIC) и надлежащего их применения
Внебольничная помощь во Франции осуществляется частнопрактикующим врачом, заключившим договор с органами социального страхования или поликлиническими отделениями (кабинетами) при общественных больницах общего типа и/или многопрофильными центрами здоровья. К этой же системе относятся государственные диспансеры (венерологические, противотуберкулезные, противораковые, психоневрологические), имеющие соглашение с органами социального страхования. В частных больницах развернуто до 30% коечного фонда (23% специализированных коек и 34% коек общего профиля).
Несомненных успехов добилась Япония в улучшении показателей здоровья населения за последние годы [26]. Страховая медицина в Японии начала формироваться в 1927 г. и в 1961 г. было введено страхование здоровья населения в общенациональном масштабе. Национальная система страхования здоровья построена по территориальному принципу и охватывает мелких собственников, членов их семей, инвалидов, неработающих лиц. Бесплатная помощь этому контингенту на 70-90% оплачивается государством. Лекарственные препараты, услуги частной медицинской сестры, пребывание в отдельной палате оплачивает сам пациент. Строгий контроль за стоимостью лечения осуществляет специально созданная система врачей-консультантов, органы социального обеспечения и министерство здравоохранения. Система страхования лиц наемного труда охватывает свыше 60 млн. граждан Японии, причем внутри системы принято страхование по профессиональному признаку. Средства на страховку отчисляют предприятия, государство и сами застрахованные. Пособие по временной нетрудоспособности выплачивают с 4-го дня заболевания в сумме 60% от заработка. Предусмотрена социальная забота о стариках, при рождении ребенка, похоронах, при социально-значимых заболеваниях. Общественная система охраны здоровья включает в себя общественную гигиену, социальное обеспечение, медицинское страхование, медицинское обслуживание некоторых групп населения. В среднем Япония тратит 6.6% ВВП на здравоохранение.
Разумеется, в каждой стране
существуют определенные отличия в
подходе к страхованию
Некоторые аспекты реформы
системы здравоохранения в
Историческое развитие структуры систем здравоохранения в Австрии, Германии и Швейцарии было различным. В то время как Австрия и Германия проголосовали за модель общественного медицинского страхования, предложенную Бисмарком, Швейцария приняла добровольную систему медицинского страхования. До самого последнего времени во всех этих странах различные проблемы, с которыми сталкивался сектор здравоохранения, решались постепенно, и этот подход в конце концов оказался неэффективным с точки зрения сдерживания стоимости и улучшения эффективности и отдачи. В 90-х гг. во всех трех странах были проведены фундаментальные реформы системы здравоохранения. Германия и Швейцария избрали путь отказа от регулирования системы медицинского страхования, что способствовало усилению конкуренции между страховыми компаниями и, в некоторой степени, между поставщиками медицинских услуг. Именно это можно считать основной частью реформы в этих странах. В то же время Австрия предпочитает решать проблемы путем ориентирования на государство и прямого вмешательства
Долгосрочное социальное страхование в Германии: схема, практическое применение и оценка
Проблемы, связанные со старением населения, привлекают внимание политиков во всех индустриально развитых странах. Среди многочисленных аспектов этих проблем особое место занимают вопросы, связанные с бедностью в связи с потерей трудоспособности, а также с прогнозируемым ростом общественных затрат на долгосрочный уход. Сравнительные исследования выявили различие подходов к долгосрочному уходу в разных странах при одинаковом интересе к схеме рыночно-ориентированной политики страхования и сдерживания затрат. В Германии недавно вступило в силу законодательство об обязательном и универсальном страховании в зависимости от ухода. Акт о Страховании Зависимости от 1994 г. способствовал решению проблемы ограниченного рынка страхования от финансового риска при длительном уходе, недостатков обслуживания людей, зависящих от долгосрочного ухода и финансового кризиса немецких сообществ, призванных обеспечить социальное страхование все возрастающему числу клиентов, лишенных ухода. Новая схема общественного долгосрочного страхования основана на главных принципах уже существующих в Германии систем социального страхования и в то же время обогащает систему социального страхования страны стратегиями сдерживания стоимости и предоставления услуг, ориентированных на потребителя. Результаты трехлетнего действия свидетельствуют о технической и финансовой надежности новой программы. Однако критики указывают на слишком строгие критерии отбора, постоянное уменьшение числа формально предоставляемых услуг и возможность мошенничества. Критике подвергаются также этические аспекты системы, качество ухода и его направленность.
Медицинское страхование в Голландии
В Голландии большинство
Согласно Закону о больничном фонде 1964 г., более 60% населения — государственные служащие, пенсионеры, рабочие, иждивенцы и члены их семей с доходом ниже ежегодно устанавливаемого уровня подлежат ОМС. До 1992 г. каждый больничный фонд был обязан заключать контракт на медицинскую помощь на своей территории. Единые условия такого контракта оговариваются на национальном уровне и одобряются Советом по медицинскому страхованию (государственный орган, контролирующий деятельность больничных Фондов).
Размер страховых взносов
В Голландии хорошо развито частное медицинское страхование. Оно охватывает около 1/3 населения, в том числе работников с высоким доходом, предпринимателей и государственных служащих.
Большинство частных страховых компаний входят в профессиональную ассоциацию, которая ведет переговоры о предоставлении медицинской помощи. В 1972 г. частные страховщики и врачи общей практики заключили соглашение о единых гонорарах за услуги. С тех пор частные гонорары отделяются от планового дохода, получаемого из больничных фондов. Частные страховые компании самостоятельно устанавливают размер страховых взносов, определяют контингенты застрахованных и условия страхования, за исключением пенсионеров и групп высокого риска в отношении тех или иных заболеваний, которые обслуживает утвержденный правительством союз частного медицинского страхования. Программы частного медицинского страхования включают стационарную и амбулаторную специализированную помощь, а также парамедицинское лечение.
По Закону 1967 г. о расходах на дорогостоящие виды медицинских услуг было введено страхование долгосрочной стационарной помощи. В 80-е годы ОМС было распространено и на такие медицинские услуги, как амбулаторная психиатрическая помощь, помощь по уходу на дому. Объем услуг, оказываемых в рамках системы ОМС, постепенно расширялся. Доля государственного страхования в финансировании здравоохранения возросла в 1992 г. с 20 до 40%, и возникла потребность в единой государственной программе медицинского страхования,
Большинство врачей и больниц работают в условиях регулируемого рынка, когда цены на услуги устанавливаются государством на основании заключенных соглашений.
Важной чертой голландской системы медицинской помощи является четко установленное различие между врачами общей практики и врачами-специалистами. Страховщики возмещают расходы на услуги, оказанные пациенту врачом общей практики. Практика одного врача является преобладающей, хотя в последнее время значительно увеличилась и доля групповой практики.
Более 90% врачей общей практики входят в Национальную ассоциацию врачей общей практики, которая представляет их интересы на переговорах с ассоциацией больничных фондов, касающихся выплаты унифицированных подушевых нормативов. Подушевые нормативы рассчитываются так, что врачи общей практики со стандартным числом пациентов получают доход, сопоставимый с зарплатой высокооплачиваемых правительственных чиновников.
Вступление в рынок врачей общей практики жестко ограничено. Чтобы заняться частной практикой, необходимо преодолеть два "барьера". Первый — обучение в медицинской школе, число учащихся в которой регулирует правительство. Второй "барьер" — это трехлетняя программа обучения и практики, дающая выпускнику медицинской школы право на регистрацию в качестве врача общей практики. Количество обучающихся определяется профессиональными организациями, и в этом случае решающий голос — правительства. Чтобы зарегистрироваться в качестве специалиста, выпускники медицинской школы должны около 5 лет проработать интернами. Критерии для регистрации специалиста устанавливаются в зависимости от его профессии и определяются различными ассоциациями специалистов. Принятые в ассоциацию обычно подписывают контракт с соответствующей больницей. Новый член ассоциации вносит вступительный взнос, эквивалентный среднему годовому доходу такого специалиста. Правительство косвенным образом может влиять на появление на рынке нового специалиста, сокращая численность врачей в лечебных учреждениях.
Голландские врачи-специалисты практикуют в основном в больницах, часть из них занимается частной индивидуальной или групповой практикой. Больничные фонды и частые страховщики компенсируют застрахованным оплату услуг частнопрактикующих врачей. Частные гонорары среднем в 2 раза выше, чем гонорары, выплачиваемые больничными фондами.
Стационарную помощь оказывают клинические, районные, специализированные больницы (родильные дома, детские, глазные, онкологические клиники и т.д.). Клинические больницы являются государственными. Амбулаторные клиники "привязаны" к больницам. В начале 90-х годов появились частные амбулаторные клиники. Районные больницы, за исключением небольшой части муниципальных, не зависимы от государства и принадлежат частным некоммерческим организациям. Больницы не свободны в своей финансовой политике из-за жесткого государственного регулирования тарифов на их услуги. В состав цен на медицинские услуги не включаются капитальные расходы и эксплуатационные затраты, которые ежегодно компенсируются из государственного бюджета. Строительство новых больниц также находится в ведении правительства.
Реформа здравоохранения 1989 г. была вызвана следующими причинами. Во-первых, были разочаровывающими результаты детального государственного регулирования цен на медицинские услуги. Во-вторых, из-за фрагментарного фиксирования медицинской помощи выбор лечения часто зависел от источника оплаты и не был экономически оправдан. В-третьих, как у больничных фондов, так и у врачей отсутствовали стимулы к эффективному предоставлению медицинской помощи. В-четвертых, возрастала дифференциация страховых взносов, что влияло на доступность медицинской помощи в секторе частного страхования.
Ключевым моментом реформы стало распространение ОМС на всех граждан и введение регулируемой конкуренции среди врачей и страховщиков. Пакет основных услуг ОМС включает около 95% всех медицинских расходов. Примерно 85% расходов на услуги по ОМС полностью оплачиваются за счет страховых взносов, которые собирает Общий национальный фонд. Вместо подушевого норматива страховщики получают из этого фонда страховой взнос за застрахованного. Часть расходов на основной пакет услуг по ОМС выплачивает сам застрахованный непосредственно страховщику по ставке страховых взносов.
Основной задачей Общего национального
фонда является обеспечение одинаковой
доступности и эффективности
медицинской помощи. Доступность
медицинских услуг достигается
благодаря тому, что размер страховых
взносов зависит от дохода, а не
от возраста и состояния здоровья
граждан. Это позволяет осуществлять
перекрестные субсидии, т.е. перераспределять
средства от групп с высоким доходом
к группам с низким доходом. Выплаты
страховщикам из Общего национального
фонда позволяют снижать их риски
и создают стимулы для
Особенностью реформы в
Возникла дискуссия