Лекции по организации и планированию производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 10:17, курс лекций

Описание

8 тем.

Содержание

Тема 1. Сущность организации и планирования промышленного предприятия 3
Типы юридических лиц 4
Цели деятельности 4
Признаки промышленного предприятия 4
Размер предприятия 5
Тема 2. Организационные основы промышленного производства 5
2.1 Структура и принципы организации производства продукции 6
2.2 Производственная структура предприятия 7
2.3 Типы производства и их технико-экономические характеристики 9
Массовое производство 9
Серийное производство 9
Единичное производство 10
Тема 3. Содержание и организация внутрифирменного планирования 10
3.1 Сущность и организационное обеспечение внутрифирменного планирования 10
Принципы управления 10
Процесс ВФП 12
Уровни разработки планов по времени 12
3.2 Маркетинг как основа системного планирования 13
План маркетинга 13
Роль и значение маркетинга 14
Главные направления комплексного изучения рынка 15
Тема 4. Стратегическое планирование деятельности фирмы 16
4.1 Содержание, цели и основные составляющие экономической стратегии 17
Правила и приёмы экономической стратегии фирмы 17
Цели экономической стратегии 17
Направления экономической стратегии фирмы 18
4.2 Методологические основы и этапы стратегического планирования 20
Этапы процесса планирования стратегии 21
4.3 Выбор позиции и реализация стратегического плана 24
4.4 Реализация и оценка стратегического плана 25
Тема 5. Текущее планирование экономической и социальной деятельности 27
5.1 Содержание годового технико-экономического планирования 27
5.2 Нормативная база планирования 28
Классификация норм и нормативов 29
5.3 Сущность и содержание социального планирования 30
Основные направления социального развития фирмы 30
Тема 6 32
6.1 Продукция промышленного предприятия, её измерители и показатели 32
Измерители промышленной продукции 33
Показатели промышленной продукции 34
6.2 Формирование производственной программы предприятия 35
6.3 Планирование производства и продаж продукции и услуг 36
Планирование продаж продукции и услуг 37
Три категории участников оптовой торговли 37
6.4 Система отчётности о производстве и отгрузке товаров и услуг 38
6.5 Планирование использования производственной мощности 39
Тема 7. Содержание и организация оперативно-производственного планирования 40
7.1 Сущность и основы построения системы ОПП 40
7.2 Функции и организационная структура системы ОПП 43
7.3 Ритмичность и равномерность выпуска продукции 44
Тема 8. Состав и методы расчёта календарно-плановых норм 44
Определение размера партии предметов и периодичность повторения их производства 45
Производственный цикл, его структура 46

Работа состоит из  1 файл

ОиППП - Лекции.docx

— 338.62 Кб (Скачать документ)

ТЭП занимается разработкой:

  • планов производственно-хозяйственной деятельности
  • планов социальной деятельности
  • технико-экономических показателей

ОПП:

  • является логическим развитием ТЭП
  • осуществляется в ходе выполнения производственной программы

Этапы и организация  проведения внутрифирменного планирования:

Процесс ВФП

Это сложный процесс, осуществляется поэтапно.

Этап 1 – Постановка задач. Цель – построение дерева целей. Ориентировочно устанавливаются сроки решения задач и потребное количество ресурсов для их осуществления.

Этап 2 – Разработка планов. Осуществляется составление планов по достижению каждой цели в отдельности:

  • конкретизация сроков по выполнению каждого плана;
  • взаимная увязка планов по горизонтали (одинаковые сроки реализации) и по вертикали (разные сроки реализации))
  • распределение имеющихся у фирмы ресурсов.

Этап 3 – Составление планов доходов и расходов предприятия. Это позволяет выявить и устранить возможный небаланс между потребными и располагаемыми ресурсами.

Этап 4 – Конкретизация планов. Производится выработка конкретных мероприятий по реализации планов.

Уровни  разработки планов по времени

Долгосрочные  стратегические планы (перспектива 5-15 лет). Отражают общую стратегию фирмы:

  • стратегия взаимодействия: продукт, рынок;
  • оценка тенденции изменения номенклатуры продукции и видов деятельности;
  • необходимость создания новых мощностей, дочерних предприятий и т.д.

Среднесрочные планы (перспектива 2-5 лет). Осуществляется на базе принятых долгосрочных планов и представляет собой конкретизацию и детализацию стратегических планов. Основные направления планов: развитие производственных мощностей, вопросы обновления продукция, планы производства и прибыли, кадровые вопросы и т.д.

Краткосрочные планы (перспектива – 1 год). Элементы планирования:

  • объёмы производства и продаж;
  • основные технико-экономические показатели;
  • размеры капитальных вложений;
  • определение потребностей в ресурсах; - загрузка мощностей и рабочих мест.

3.2 Маркетинг как основа системного планирования

Маркетинг – система комплексного изучения потребности и спроса на различную продукцию и услуги в условиях рыночной экономики с целью организации производства и оказания услуг, максимально ориентированных на удовлетворение нужд конкретных потребителей на основе исследования и прогнозирования рынка, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ.

Функции маркетинга:

  • ориентация производства на удовлетворение существующих и потенциальных потребностей;
  • формирование и стимулирование спроса.

Смысл маркетинга –  производить то, что покупается, а не продавать то, что производится.

Маркетинговые принципы управления и планирования:

  • производство продукции должно быть основано на точном знании потребности покупателей, рыночной ситуации, реальных возможностей фирмы.
  • наиболее полное удовлетворение потребности покупателя;
  • эффективность реализации продукции и услуг - на определённых рынках; - в запланированных объёмах; - в намеченные сроки;
  • обеспечение долговременной результативности промышленно-коммерческой деятельности;
  • единство стратегии и тактики поведения производительности.

План  маркетинга

Состоит из следующих  разделов:

  1. Сводка контрольных  показателей – краткий перечень основных целей и ожидаемых результатов от реализации товара.
  2. Текущая маркетинговая ситуация – краткая характеристика специфики и размеров рынка, его основных сегментов, основных товаров, конкурентов и возможных каналов продвижения.
  3. Информация о возможных неблагоприятных тенденциях и событиях и наоборот – привлекательных возможностях рынка.
  4. Имеющиеся проблемы и постановка задач для их реализации.
  5. Стратегии маркетинга – конкретные стратегии по освоению сегментов целевых рынков, разработке комплекса маркетинга (включающего организацию продажи новых товаров, их рекламу и т.д.), определение уровня затрат на маркетинг.
  6. Программа действий – конкретные программы действий, отвечающие на вопросы: - что будет сделано, когда, кто исполнитель и сколько будет стоить.
  7. Бюджеты – прогноз величин поступлений, расходов и ожидаемой прибыли.

Лекция 4 (29.09.2010)

Роль  и значение маркетинга

Маркетинг позволяет  быстро переориентироваться производству.

Целесообразен и  эффективен в определённых условиях:

  • наличие рынка с изобилием товаров и конкуренции;
  • свобода товаропроизводителя;
  • наличие специалистов-маркетологов;
  • система сбора различной информации и её доступность и др.

Цель  и задачи маркетингового подхода к управлению фирмой

Цель – обеспечение выживаемости фирмы в условиях негативных изменений на рынке.

Задачи:

  • предотвращение расхода ресурсов на производство товаров и услуг, не пользующихся спросом;
  • целевое использование всех видов ресурсов;
  • формирование условий для расширенного воспроизводства и поддержания на рынках и в общественном мнении благоприятного образа фирмы как надёжного делового партнёра;

Главные направления комплексного изучения рынка

  • изучение спроса
  • определение рыночной структуры
  • изучение товара
  • исследование условий конкуренции
  • анализ форм и методов сбыта.

Изучение  спроса

Позволяет определить обобщающие характеристики рынка, т.е. настоящие и будущие потребности  потенциальных покупателей.

Спрос представляет собой платёжеспособную потребность:

  • на конкретные виды товаров
  • на товары определённой фирмы или отрасли
  • на товары в региональном разрезе и т.п.

т.е. на определённые уровни спроса.

Основные понятия, характеризующие количественную величину спроса:

Объём рыночного спроса – количество товаров, купленных определённой группой покупателей в определённом регионе в определенный период времени на определённых торговых предприятиях. Выражается в натуральных и стоимостных измерителях.

Ёмкость рынка – потенциально максимально возможный спрос. Практически объём рыночного спроса составляет некоторую долю от ёмкости рынка. Задача маркетинга – максимально приблизить объём рыночного спроса к ёмкости рынка.

Выявление структуры рынка

Определение количественных и качественных характеристик рынка  дополняется выявлением его структуры. Это достигается с помощью  метода сегментации.

Сегментация рынка  заключается в разделении совокупной массы потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие  к нему неодинаковые требования. Сегментация  позволяет привести в жизнь важнейший  принцип маркетинга – ориентация на потребителя, что даёт возможность выпускать продукцию, наиболее отвечающую запросам и эффективно воздействовать на потребителя.

Потребительские требования связаны с различиями между самими потребителями. Эти различия представляют собой факторы, по которым проводится сегментация:

  • географические (одежда, напитки, бытовые приборы для южных и северных районов)
  • демографический
  • социально-экономические (уровень жизни, стиль жизни, интеллектуальное развитие)
  • психологические (характер, привычки, склонности)
  • уровень конкуренции
  • каналы товародвижения
  • формы послепродажного обслуживания

Выбор маркетинговой стратегии

Она выбирается после  определения структуры рынка. Выбор  маркетинговой стратеги определяется рядом обстоятельств:

  • финансовые возможности
  • характер продукции
  • тип рынка
  • рыночная стратегия конкурентов и др.

Решения в области  предпринимательства и маркетинга  основываются на основе прогноза развития событий.

Прогноз – научно обоснованное предположение о ходе развития системы, является основой  для разработки перспективных планов.

Прогнозы носят  вероятностный характер и в отличие  от планов не определяют путей и  средств осуществления намеченных целей.

Цель прогнозирования  – оценка перспективы развития внешней  среды организации по различным  направлениям и уровням: экономика  в целом, регион, отрасль, рынки.

В маркетинге сочетаются прогнозы двух категорий – долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочный прогноз  касается стратегических решений, таких  как разработка новых товаров, выход  на новые рынки, решения в области  инвестирования и др. Краткосрочные  прогнозы – сырьё и материалы, рабочая сила, планы производства и др.

Виды долгосрочного  прогноза:

  • экономический прогноз. Предполагает оценку основных экономических показателей и данных для фирмы и области.
  • технологический прогноз. Прогноз развития новых материалов, технологий, техники. Способы технологического прогноза метод Дельфи и морфологический анализ.
  • демографический прогноз. Касается изменений в уровне рождаемости, смертности, эмиграции, иммиграции и т.п.

Тема 4. Стратегическое планирование деятельности фирмы

  • Содержание, цели и основные составляющие экономической стратегии
  • Методологические основы и этапы стратегического планирования
  • Выбор позиции и реализации стратегического плана
  • Реализация и оценка стратегического плана

4.1 Содержание, цели  и основные составляющие  экономической стратегии

Экономическая стратегия – совокупность правил и приёмов реализации выбранной стратегической концепции: выбор целей и средств их достижения, партнёров и ресурсов, правил поведения на рынках, путей предотвращения несостоятельности и др.

Экономическая стратегия  отвечает на вопросы:

  • что и в каком количестве производить
  • как и какими средствами производить
  • для кого и когда производить

Правила и приёмы экономической стратегии фирмы

Они предназначены  для ответа на вышеприведённые вопросы.

Правила:

  • исследовать условия конкурентного преимущества для выявления предпочтительной миссии фирмы
  • исследование рынков потенциальных товаров и услуг для обеспечения внешней гибкости фирмы
  • формирование товарного ассортимента фирмы, который позволит получать прибыль
  • распределение имеющихся и дополнительных ресурсов между различными направлениями деятельности, что обеспечит максимальную рентабельность
  • формирование эффективной ценовой политики
  • ранние обнаружения кризисных тенденций для предотвращения банкротства фирмы

Лекция 5 (06.10.2010)

Цели  экономической стратегии

Для достижения глобальной цели экономической стратегии требуется  реализация ряда локальных целей. Эти  цели должны отвечать общим требованиям:

Информация о работе Лекции по организации и планированию производства