Лекции по организации и планированию производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 10:17, курс лекций

Описание

8 тем.

Содержание

Тема 1. Сущность организации и планирования промышленного предприятия 3
Типы юридических лиц 4
Цели деятельности 4
Признаки промышленного предприятия 4
Размер предприятия 5
Тема 2. Организационные основы промышленного производства 5
2.1 Структура и принципы организации производства продукции 6
2.2 Производственная структура предприятия 7
2.3 Типы производства и их технико-экономические характеристики 9
Массовое производство 9
Серийное производство 9
Единичное производство 10
Тема 3. Содержание и организация внутрифирменного планирования 10
3.1 Сущность и организационное обеспечение внутрифирменного планирования 10
Принципы управления 10
Процесс ВФП 12
Уровни разработки планов по времени 12
3.2 Маркетинг как основа системного планирования 13
План маркетинга 13
Роль и значение маркетинга 14
Главные направления комплексного изучения рынка 15
Тема 4. Стратегическое планирование деятельности фирмы 16
4.1 Содержание, цели и основные составляющие экономической стратегии 17
Правила и приёмы экономической стратегии фирмы 17
Цели экономической стратегии 17
Направления экономической стратегии фирмы 18
4.2 Методологические основы и этапы стратегического планирования 20
Этапы процесса планирования стратегии 21
4.3 Выбор позиции и реализация стратегического плана 24
4.4 Реализация и оценка стратегического плана 25
Тема 5. Текущее планирование экономической и социальной деятельности 27
5.1 Содержание годового технико-экономического планирования 27
5.2 Нормативная база планирования 28
Классификация норм и нормативов 29
5.3 Сущность и содержание социального планирования 30
Основные направления социального развития фирмы 30
Тема 6 32
6.1 Продукция промышленного предприятия, её измерители и показатели 32
Измерители промышленной продукции 33
Показатели промышленной продукции 34
6.2 Формирование производственной программы предприятия 35
6.3 Планирование производства и продаж продукции и услуг 36
Планирование продаж продукции и услуг 37
Три категории участников оптовой торговли 37
6.4 Система отчётности о производстве и отгрузке товаров и услуг 38
6.5 Планирование использования производственной мощности 39
Тема 7. Содержание и организация оперативно-производственного планирования 40
7.1 Сущность и основы построения системы ОПП 40
7.2 Функции и организационная структура системы ОПП 43
7.3 Ритмичность и равномерность выпуска продукции 44
Тема 8. Состав и методы расчёта календарно-плановых норм 44
Определение размера партии предметов и периодичность повторения их производства 45
Производственный цикл, его структура 46

Работа состоит из  1 файл

ОиППП - Лекции.docx

— 338.62 Кб (Скачать документ)
  • ограниченный рост;
  • рост;
  • сокращение;
  • комбинированная стратегия.

Ограниченный  рост. Её применяют в зрелых отраслях промышленности на предприятиях со стабильной технологией, когда фирма удовлетворена своим положением. Для этой стратегии характерно установление целей от достигнутого ранее уровня. Это наиболее удобный и наименее рискованный путь.

Рост. Эта стратегия осуществляется путём ежегодного повышения уровня показателей над уровнем показателей предыдущего года. Применяется в развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями. Рост может быть внутренним и внешним: внутренний достигается благодаря расширению ассортимента товаров, внешний рост может быть в смежных отраслях.

Сокращение (стратегия последнего средства). Редко используется. Применяется, тогда когда уровень показателей устанавливается ниже достигнутых в прошлом. Фактически сокращение означает:

  • начало технического перевооружения;
  • полная реконструкция производства.

Альтернативы стратегии  сокращения:

  • ликвидация (распродажа активов организации, фирма прекращает свою деятельность)
  • отсечение лишнего (отделение от себя нерентабельных подразделений или видов деятельности).
  • сокращение и переориентация. Сокращаются убыточные виды продукции или услуги, и переориентируются на прибыльные.

Комбинированная стратегия. Представляет собой любое сочетание рассмотренных альтернатив.

Стратегическая позиция. Для её установления используются различные  стратегии и проверяются:

  • на соответствие целям организации
  • сопоставление со стадиями жизненного цикла товаров
  • спрос или технологии

После этого формулируются  стратегические задачи, устанавливаются  строки их решения, определяются потребные  ресурсы.

4.4 Реализация и оценка  стратегического  плана

Результатом начала реализации и функционирования системы  стратегического планирования является создание совокупности плановых документов, в которых отражены принятые стратегические решения и распределение ресурсов для их выполнения.

4 группы взаимосвязанных  планов

Основные направления. Этот план отражает:

  • цели и стратегии
  • ориентир для прочих планов

План развития организации:

  • мероприятия по созданию новых продуктов или услуг;
  • служит ориентиром для разработки.

План  диверсификации. Намечается создание новых видов продукции или услуг.

Ликвидационный  план. Устанавливает, от каких элементов предприятие должно освободиться (продукты, услуги, мощности, структурные подразделения).

План  НИР. Даёт ответы на вопросы: что будем выпускать, и какие для этого имеются ресурсы.

Все эти мероприятия  призваны:

  • снизить затраты на производство продукции
  • повысить качество и конкурентоспособность товаров.

Планы текущих работ  предприятия. С их помощью:

  • производятся товары и услуги;
  • поступают на конкретные рынки;
  • осуществляется финансовая деятельность предприятия.

Годовой план – главный  документ. Его разделы:

  • план по маркетингу;
  • финансовый план;
  • план производства;
  • план закупок.

Комплекс  программ и планов проектов. Программа определяет развитие одного из важных направлений деятельности фирмы (например, программа по совершенствованию технологии, программа организации контроля качества). Проект отличается от программы, ориентируется на определённый аспект деятельности и развития фирмы. Имеет стоимость, график выполнения, технические и экономические параметры, и отличаются высоким уровнем проработки. Связан с созданием и продвижением на рынок новых товаров или услуг фирмы.

Количественные  и качественные критерии стратегии фирмы

Количественные критерии:

  • доля рынка;
  • рост объёма продаж;
  • уровень затрат и эффективность производства;
  • уровень затрат и эффективность сбыта;
  • текучесть кадров;
  • удовлетворённость работников;
  • чистая прибыль;
  • курс акций;
  • норма дивидендов;
  • доход в расчёте на акцию;
  • прибыль на капитал;
  • выплаты по ценным бумагам.

Качественные критерии:

  • способность привлечь высококвалифицированных менеджеров
  • расширение объёма услуг клиентам
  • углубление знания рынка
  • снижение количества опасностей
  • использование возможностей
 

Лекция 8 (27.10.2010)

Тема 5. Текущее планирование экономической и  социальной деятельности

  • Содержание  годового технико-экономического планирования
  • Нормативная база планирования
  • Сущность и содержание социального планирования

5.1 Содержание годового  технико-экономического  планирования

План предприятия  выполняет две основные функции  – с одной стороны он регламентирует процессы рациональной организации  производства и труда внутри предприятия, с другой стороны – определяет взаимоотношения фирмы с внешней  средой, выполняя обязательства в  отношении различных партнёров  по бизнесу.

Основной объект внутрифирменного планирования – взаимосвязанная  система планово-экономических показателей, характеризующих процесс производства, распределения и потребления  товаров и ресурсов. Именно разработка системы текущих технико-экономических  показателей - объем производства и  продаж, плановая прибыль, рентабельность производства и др. - за плановый период (год) является основополагающим фактором, позволяющим снять экономическую  неопределённость деятельности предприятия  в течение указанного отрезка  времени.

Виды планирования:

  • технико-экономическое
  • оперативно производственное

Технико-экономическое  планирование предусматривает разработку системы показателей техники  и экономики предприятия в  их единстве и взаимосвязи.

Основные функции  ТЭП:

  • разработка проектов годовых планов (объём продаж, труд и зарплата, себестоимость и др.);
  • составление соответствующих показателей и нормативов годового плана;
  • доведение плановых заданий до всех подразделений;
  • разработка плановых калькуляций себестоимости и оптовых цен на различные виды продукции;
  • ведение статистического учёта и отчётности;
  • методическое руководство расчётами эффективности новой техники и организационно-технических мероприятий;
  • систематический анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений.

Основные элементы годового ТЭП:

  • производство и объём продаж (реализация); Это план где на основе расчётов производственной мощности разрабатывается программа выпуска и реализации продукции, определяется объём товарной продукции, расчёт загрузки оборудования, составляется баланс полуфабрикатов.
  • инновационная деятельность фирмы – представляет собой комплекс планов по разработке и внедрению нововведений (инноваций), которые направлены на: выпуск нового продукта, открытие нового рынка, внедрение новых технологий (новых производственных процессов), новых источников сырья, новую организационную структуру.
  • показатели экономической эффективности – расчёты получаемого экономического эффекта от внедрения различных нововведений;
  • нормы и нормативы (нормы затрат труда, расхода материалов, топлива, энергии и др.) (Нормативы объёма незавершённого производства, оборотных средств и др.);
  • капитальное строительство и капитальные вложения; здесь определяется объём строительно-монтажных работ, размер необходимых инвестиций;
  • материально-техническое обеспечение; состоит из расчётов потребностей в материально технических ресурсах и балансов материально-технического обеспечения;
  • труд и кадры; план содержит расчёты и обоснование численности работающих, фонда заработной платы, потребностей в рабочей силе, подготовка кадров;
  • себестоимость, прибыль и рентабельность производства; включаются расчёты плановой калькуляции, сметы расходов, расчёты прибыли и рентабельности производства;
  • фонды специального назначения – создание специальных целевых фондов;
  • финансовый план; оставляется в виде баланса доходов и расходов фирмы;
  • социально развитие коллектива; содержит разделы: по улучшению условий труда, повышение качества жизни работников;
  • охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

5.2 Нормативная база  планирования

На все затраты, которые производятся в процессе изготовления продукции устанавливаются  нормы и нормативы.

Норма – предельно допустимая в заданных условиях величина абсолютного расхода данного вида ресурсов (материала, энергии, труда и т.д.), необходимая для выпуска единицы продукции.

Нормативы – относительные показатели, характеризующие степень использования орудий труда, затрат живого труда и предметов труда в зависимости от различных условий производства (Трудоёмкость изделий, коэффициент сменности работы оборудования).

Классификация норм и нормативов

В основе классификации  лежат признаки:

  • время действия - бывают перспективные, годовые, текущие;
  • масштаб применения - межотраслевые, отраслевые, внутрифирменные;
  • степень детализации – индивидуальные, групповые, укрупнённые;
  • метод разработки – расчётно-аналитические, экспериментальные, опытно-статистические.

Техническое нормирование труда

Основная цель технического нормирования труда – установление для конкретных организационно-технических  условий:

  • норм времени на проведение единицы заданной работы
  • норм выработки
  • норм численности исполнителей, требующихся для выполнения определённого объёма работы
  • норм численности исполнителей, требующихся для обслуживания установленного числа производственных объектов

Рабочее время – время для выполнения любой созидательной работы, труд исполнителя оценивается на основе сопоставления фактических и нормируемых затрат времени.

Трудовые  показатели

В их состав входят следующие  нормы и нормативы:

  • норма времени – необходимые затраты времени одного работника или бригады на выполнение единицы продукции (работы); измеряются в часах и минутах (нормо-часы, минута/штука);
  • норма выработки – определяет количество единиц продукции, которое должно быть изготовлено одним работником или бригадой за плановый отрезок времени (час, смена); нормы выработки измеряются в натуральных единицах (метры, литры, штуки) и характеризуют необходимый результат деятельности работников;
  • нормы обслуживания – характеризует количество рабочих мест (оборудования), размер площади или число производственных объектов, закреплённых для обслуживания (ремонтного, транспортного и др.) за одним работником, бригадой или группой персонала;
  • норма численности – определяет необходимое количество работников соответствующей категории для выполнения заданного объёма работы или обслуживания производственных процессов (например: комплексная бригада ремонтников мостовых кранов);
  • норма управляемости – число регламентирующее количество работников, подчинённых одному руководителю определённого ранга соответствующего подразделения предприятия (например: 25рабочих на одного сменного мастера);
  • нормированное производственное задание – установление одному рабочему или бригаде объёма и номенклатуры продукции, объёма выполняемых работ или услуг на плановый период рабочего времени (смену, неделю, месяц); измеряется в натуральных единицах, трудовых (нормо-часы), стоимостных единицах (рубли);

Информация о работе Лекции по организации и планированию производства