Лекции по организации и планированию производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 10:17, курс лекций

Описание

8 тем.

Содержание

Тема 1. Сущность организации и планирования промышленного предприятия 3
Типы юридических лиц 4
Цели деятельности 4
Признаки промышленного предприятия 4
Размер предприятия 5
Тема 2. Организационные основы промышленного производства 5
2.1 Структура и принципы организации производства продукции 6
2.2 Производственная структура предприятия 7
2.3 Типы производства и их технико-экономические характеристики 9
Массовое производство 9
Серийное производство 9
Единичное производство 10
Тема 3. Содержание и организация внутрифирменного планирования 10
3.1 Сущность и организационное обеспечение внутрифирменного планирования 10
Принципы управления 10
Процесс ВФП 12
Уровни разработки планов по времени 12
3.2 Маркетинг как основа системного планирования 13
План маркетинга 13
Роль и значение маркетинга 14
Главные направления комплексного изучения рынка 15
Тема 4. Стратегическое планирование деятельности фирмы 16
4.1 Содержание, цели и основные составляющие экономической стратегии 17
Правила и приёмы экономической стратегии фирмы 17
Цели экономической стратегии 17
Направления экономической стратегии фирмы 18
4.2 Методологические основы и этапы стратегического планирования 20
Этапы процесса планирования стратегии 21
4.3 Выбор позиции и реализация стратегического плана 24
4.4 Реализация и оценка стратегического плана 25
Тема 5. Текущее планирование экономической и социальной деятельности 27
5.1 Содержание годового технико-экономического планирования 27
5.2 Нормативная база планирования 28
Классификация норм и нормативов 29
5.3 Сущность и содержание социального планирования 30
Основные направления социального развития фирмы 30
Тема 6 32
6.1 Продукция промышленного предприятия, её измерители и показатели 32
Измерители промышленной продукции 33
Показатели промышленной продукции 34
6.2 Формирование производственной программы предприятия 35
6.3 Планирование производства и продаж продукции и услуг 36
Планирование продаж продукции и услуг 37
Три категории участников оптовой торговли 37
6.4 Система отчётности о производстве и отгрузке товаров и услуг 38
6.5 Планирование использования производственной мощности 39
Тема 7. Содержание и организация оперативно-производственного планирования 40
7.1 Сущность и основы построения системы ОПП 40
7.2 Функции и организационная структура системы ОПП 43
7.3 Ритмичность и равномерность выпуска продукции 44
Тема 8. Состав и методы расчёта календарно-плановых норм 44
Определение размера партии предметов и периодичность повторения их производства 45
Производственный цикл, его структура 46

Работа состоит из  1 файл

ОиППП - Лекции.docx

— 338.62 Кб (Скачать документ)

К необходимости  постоянного обновления продукции  предпринимателей толкает конкурентная борьба. Опыт показывает, что внедрение  на рынок нового продукта даёт больше шансов, чем вытеснение производителя  известного и уже внедрённого  ранее товара.

Диверсификация производства позволяет фирме развиваться  более динамично:

  • повысить прибыльность в результате полной загрузке мощностей;
  • уменьшить зависимость от реализации какого-либо одного товара;
  • снизить сезонные колебания производства и реализации продукции;
  • поддерживать образ инновационной компании.

Особенно быстро идёт обновление продукции в отраслях, подверженных влиянию НТП.

Во внутрифирменном  планировании различают три разновидности  новых товаров:

  • новая модель продукта (модификация) – изменённый и усовершенствованный существующий товар, который предназначен для прежних целей и покупателей;
  • продукт новый для компании, но не новый для рынка – товар, который уже производится конкурентами и должен их потеснить;
  • новый для рынка продукт – нововведение; товар, предполагающий новые цели, новые способы применения и лишь потенциально имеющий своих потребителей.

Создание и внедрение  на рынок нового товара – сложная  задача, как правило, появляется на основе новых научных открытий.

6.3 Планирование производства  и продаж продукции  и услуг

План производства и реализации продукции (работ, услуг) – ведущий план предприятия. Он служит основой для разработки других планов при ТЭП:

  • труда и заработной платы;
  • материально-технического снабжения;
  • себестоимости продукции.

Основная цель плана  производства и реализации продукции  – обеспечение запланированных  объёмов выпуска и получение  максимальной прибыли. План составляется на год и включает в себя:

  • разработку производственной программы по товарной и реализуемой продукции;
  • расчёт валовой продукции (изменение незавершённого производства);
  • составление баланса полуфабрикатов собственного производства;
  • разработка плана кооперированных поставок;
  • расчёт использования производственной мощности и загрузки оборудования.

В процессе распределения  выпуска изделий по плановым периодам года должны быть учтены основополагающие требования:

  • безусловность выполнения заданий по номенклатуре и объёму выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении;
  • обеспечение равномерной и рациональной загрузки всех производственных подразделений в соответствии с производственными мощностями в каждый календарный период и др.

Увязка  сроков выполнения производственной программы

Планирование сроков последовательности изготовления изделий  разрабатывается в порядке обратном ходу технологического процесса: сначала определяются сроки изготовления отдельных видов продукции для выпускающих цехов, далее – для обрабатывающих.

Планирование  продаж продукции  и услуг

Планы продаж и производства продукции тесно взаимосвязаны.

План продаж создаётся  на основе заказов потребителей и  оказывает прямое воздействие на номенклатуру и объёмы производства товаров. При разработке плана продаж планируется товародвижение, т.е. обоснование  оптимальных каналов или схем движения товаров от производителя  к потребителю. Включает в себя транспортировку, хранение и контакты с потребителями. Цель организации товародвижения –  доставка нужных грузов в согласованное  время и место с наименьшими  затратами.

Различают прямые и  косвенные каналы.

Прямы каналы товародвижения – перемещение товаров и услуг  непосредственно от производителя  к потребителю минуя независимых  посредников.

Косвенные каналы товародвижения – товары перемещаются к независимым  посредникам, которые занимаются реализацией  товара.

Каналы характеризуются  длинной товародвижения, т.е. числом независимых посредников (уровни распределения), последовательно осуществляющих продвижение  товара.

Существуют одноуровневые  каналы реализации (один посредник  – один розничный торговец), двухуровневый (оптовый и розничный торговцы), трёхуровневые (крупный оптовик, мелкий оптовик, розничный торговец).

Функции реализации на различных этапах товародвижения выполняет оптовая и розничная  торговля.

Оптовая торговля –  деятельность по перемещению товара от производителя к потребителю, который использует его в производственных целях или предприятию, приобретающему его с целью перепродажи.

Три категории участников оптовой торговли

  • оптовые предприятия  производителей;
  • коммерческие оптовые организации;
  • агенты и брокеры.

Предприятия оптовой торговли производителей

Бывают двух видов:

  • сбытовые отделения (филиалы) – реализуют товары, хранят их, имея соответствующие условия;
  • сбытовые конторы – занимаются только реализацией товаров, располагаются обычно в производственных помещениях вблизи рынка.

Коммерческие  оптовые организации

Независимые торговые предприятия, которые вместе с продукцией приобретают право собственности  на неё. Они производят операции:

  • с полным обслуживанием – хранение, доставка, установка, ремонт, кредитование и др.;
  • с ограниченным обслуживанием.

Агенты  и брокеры

Не имеют права  собственности на товар. Выполняют  посреднические функции по купле-продаже  за комиссионные вознаграждения (2-6%), не имеют собственности на товар. Агенты используются на постоянной основе, брокеры  – на временной.

Розничная торговля

Связана с продажей товаров и услуг конечным потребителям.

ЛЕКЦИЯ 12 (24.11.2010)

6.4 Система отчётности  о производстве  и отгрузке товаров  и услуг

Существующая в  РФ система отчётности предприятий и организаций о результатах производственно-хозяйственной деятельности за определённый плановый период представляет собой утверждённые Госкомстатом формы государственной статистической отчётности, которые должны представляться в соответствующие сроки в органы государственной статистики.

За не предоставление, нарушение сроков предоставления, искажения  информации наступает административная и уголовная ответственностью.

В процессе работы формы  отчётности совершенствуются, что находит  отражение в постановлениях Госкомстата  и вводятся новые, более совершенные  нормы отчётности.

Основные формы  отчётности, касающиеся производства продукции:

  • форма П-1, месячная «сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»);
  • форма П-1, годовая, «основные сведения о деятельности предприятия;

Форма П-1 включает 4 раздела:

  • общие экономические показатели;
  • отдельные показатели производственной деятельности;
  • виды оказанных услуг;
  • производство и отгрузка по видам продукции и услуг.

По форме П-1 юридические  лица (кроме субъектов малого предпринимательства) ежемесячно предоставляют сведения об объёме выпущенных товаров и оказанных  услуг, отгрузке и остатке товаров  за отчётный месяц, за предыдущий месяц  и за соответствующий месяц прошлого года.

Форма П-1 предприятия (годовая) включает 10 разделов, касающихся различных сторон создания и производственно-хозяйственной  деятельности предприятия:

  • общие сведения о юридическом лице;
  • распределение уставного капитала фонда между акционерами (учредителями);
  • взносы иностранных юридических и физических лиц в уставный фонд;
  • организационная структура юридического лица;
  • сведения об отгрузке товаров и услуг;
  • затраты на производство и реализацию товаров и услуг;
  • инвестиционная деятельность;
  • виды экономической деятельности в отчётном году;
  • сведения о территориально обособленных подразделениях юридического лица;
  • производство и отгрузка по видам продукции в целом по предприятию.

Форма заполняется  в соответствии с инструкцией. Срок предоставления – 1 апреля после отчётного  года.

6.5 Планирование использования  производственной  мощности

Производственная  мощность – оценочный критерий производственных возможностей каждого предприятия.

Под производственной мощностью понимается максимально  возможный годовой выпуск продукции  в номенклатуре, предусмотренной  планом, при полном использовании  наличного производственного оборудования и площадей, с учётом применения прогрессивной технологии, передовых  методов и форм организации производства и труда.

«Нет ничего дороже неиспользуемой мощности, нет ничего дешевле её полного использования» - Меллерович.

В практике планирования показатели производственной мощности применяются при составлении  годовой производственной программы  выпуска продукции.

Расчёт производственной мощности – важнейшая часть технико-экономического обоснования плана производства продукции, на основании её расчёта  устанавливаются объёмы выпуска  продукции, выявляются внутрипроизводственные резервы, определяется потребность  в её увеличении за счёт проведения различных организационно-технических  мероприятий (капитальное строительство, модернизация, замена ОФ).

Различают производственную мощность:

  • текущую (рассчитанную на определённый плановый период);
  • проектную (рассматривается при проектировании нового предприятия, реконструкции и техническом перевооружении).

Производственная  мощность объёдинений определяется по мощности входящих в него предприятий, предприятия – по мощности ведущих  цехов, цеха – по мощности ведущих  участков или групп оборудования.

ПМ – величина переменная, даже в пределах одного года. Её величина рассчитывается с  учётом ввода в действия нового оборудования и вывода из строя устаревшего  оборудования.

Исходными данными  для расчёта ПМ служат:

  • количество установленных машинных механизмов по типам и моделям;
  • величина производственных площадей производственны цехов;
  • режим работы оборудования (сменность работы предприятия).

Для расчётов используются эффективный фонд времени работы оборудования. Для этого нам нужны  показатели:

  • кол-во дней в планируемом периоде;
  • продолжительность смены;
  • сменность работы;
  • коэффициент, учитывающий затраты времени на плановый ремонт оборудования (4-5%).

ПМ оценивается  в различных единицах измерения:

  • в натуральных единицах;
  • условно-натуральных (млн. условных единиц продукции);
  • стоимостное выражение.

В практической деятельности для оценки использования ПМ анализируют:

  • коэффициент сменности работы оборудования;
  • степень использования внутрисменного фона рабочего времени;
  • количество неустановленного оборудования;
  • соответствие технологического оборудования профилю работ;
  • обеспеченность и соответствие рабочих кадров.

Лекция  13 (01.12.2010)

Тема 7. Содержание и организация  оперативно-производственного  планирования

  • Сущность  и основы построения системы ОПП
  • Функции и организационная структура системы ОПП
  • Ритмичность и равномерность выпуска продукции

Информация о работе Лекции по организации и планированию производства