Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 10:17, курс лекций
8 тем.
Тема 1. Сущность организации и планирования промышленного предприятия 3
Типы юридических лиц 4
Цели деятельности 4
Признаки промышленного предприятия 4
Размер предприятия 5
Тема 2. Организационные основы промышленного производства 5
2.1 Структура и принципы организации производства продукции 6
2.2 Производственная структура предприятия 7
2.3 Типы производства и их технико-экономические характеристики 9
Массовое производство 9
Серийное производство 9
Единичное производство 10
Тема 3. Содержание и организация внутрифирменного планирования 10
3.1 Сущность и организационное обеспечение внутрифирменного планирования 10
Принципы управления 10
Процесс ВФП 12
Уровни разработки планов по времени 12
3.2 Маркетинг как основа системного планирования 13
План маркетинга 13
Роль и значение маркетинга 14
Главные направления комплексного изучения рынка 15
Тема 4. Стратегическое планирование деятельности фирмы 16
4.1 Содержание, цели и основные составляющие экономической стратегии 17
Правила и приёмы экономической стратегии фирмы 17
Цели экономической стратегии 17
Направления экономической стратегии фирмы 18
4.2 Методологические основы и этапы стратегического планирования 20
Этапы процесса планирования стратегии 21
4.3 Выбор позиции и реализация стратегического плана 24
4.4 Реализация и оценка стратегического плана 25
Тема 5. Текущее планирование экономической и социальной деятельности 27
5.1 Содержание годового технико-экономического планирования 27
5.2 Нормативная база планирования 28
Классификация норм и нормативов 29
5.3 Сущность и содержание социального планирования 30
Основные направления социального развития фирмы 30
Тема 6 32
6.1 Продукция промышленного предприятия, её измерители и показатели 32
Измерители промышленной продукции 33
Показатели промышленной продукции 34
6.2 Формирование производственной программы предприятия 35
6.3 Планирование производства и продаж продукции и услуг 36
Планирование продаж продукции и услуг 37
Три категории участников оптовой торговли 37
6.4 Система отчётности о производстве и отгрузке товаров и услуг 38
6.5 Планирование использования производственной мощности 39
Тема 7. Содержание и организация оперативно-производственного планирования 40
7.1 Сущность и основы построения системы ОПП 40
7.2 Функции и организационная структура системы ОПП 43
7.3 Ритмичность и равномерность выпуска продукции 44
Тема 8. Состав и методы расчёта календарно-плановых норм 44
Определение размера партии предметов и периодичность повторения их производства 45
Производственный цикл, его структура 46
Оплата труда рабочих производится за количество, качество и конечные результаты на основе технически обоснованных нормативов и норм труда.
ЛЕКЦИЯ 9 (3.11.2010)
Социальное планирование – процесс обоснования и определения направлений социального развития производственного коллектива, создании определённых условий для обеспечения гармоничного развития человека максимального удовлетворения его потребностей.
Предметом социального планирования является трудовая и общественная деятельность коллектива.
Социальная цель – достижение с заданной степенью удовлетворения социальных потребностей работников:
Мотив – одно из основополагающих понятий, используемых в социологии для описания и анализа сферы побуждения индивида к действию.
В практической деятельности человека мотивация – процесс создания стимулов для достижения поставленной цели.
Потребность – лежит в основе мотивации, т.е. это ощущение недостатка в чём-либо, имеющее определённую форму в зависимости от уровня развития и личности человека.
Потребности по возрастающему уровню представляют собой 5 ступеней (пирамида Маслоу):
Мотивы оптимизации трудовой деятельности:
Деловые качества человека – отражаются в его способности к труду и определяются уровнем знаний, профессионализма, здоровья и другими чертами, характеризующими трудовой потенциал человека.
Деловая карьера представляет собой последовательное продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменения квалификационных возможностей, получение больших полномочий, более высокого статуса, власти, более высоких размеров материального вознаграждения.
Виды деловой карьеры. Различают:
Совершенствование условий труда предполагает выявление и ликвидацию неблагоприятных факторов:
Условия труда можно разделить на 3 группы: комфортные, нормальные, тяжёлые и вредные.
Две формы оплаты труда – сдельная и повременная.
Системы оплаты труда – сдельно-премиальная, повременно-премиальная, прогрессивно-премиальная.
Элементы системы оплаты труда:
ЛЕКЦИЯ 10 (10.11.2010)
Продукция промышленных предприятий – это совокупность произведенных фирмой готовых изделий, работ и услуг промышленного характера.
К промышленной продукции относится продукция, выработанная юридическим лицом как из собственного сырья и материалов, так и из сырья и материалов заказчика, предназначенная для отпуска на сторону, своему капитальному строительству, своим непромышленным хозяйствам, своим работникам в счёт оплаты труда. Эта продукция носит название «валовый выпуск».
Объём произведённой промышленной продукции определяется без стоимости внутризаводского оборота.
Промышленной продукцией является лишь прямой результат производственного процесса, а всевозможные промышленные отходы, даже если они реализуются, в промышленную продукцию не включаются.
Вся продукция по производственной программе подразделяется на основную и прочую.
К основной относятся
готовые изделия и
Готовые изделия – законченные в производстве, полностью укомплектованные и соответствующие техническим условиям изготовления изделия.
Полуфабрикаты – продукты производства, законченные в производстве и предназначенные для дальнейшего производственного использования как внутри предприятия-изготовителя, так и для сторонних потребителей.
Прочая продукция – платные производственные услуги другим предприятиям и организациям (пр.: ремонтно-восстановительные работы).
Перечень изделий, включённый в производственную программу фирмы на определённый плановый период (месяц, квартал, год), определяет номенклатуру (товарный ассортимент выпускаемой продукции).
Номенклатура может быть:
В процессе продажи (сбыта) продукции употребляется термин «товарный ассортимент» (вместо номенклатуры).
Товар, как конечный
продукт производства с определённым
назначением и названием, делится
на ассортиментные группы в соответствии
с функциональными
Товарный ассортимент характеризуется:
В практике планирования и отчётности употребляются термины – объём продукции, объём производства – которые являются разными по содержанию.
Объём продукции – физический объём выпускаемых видов конкретной продукции.
Объём производства – объём продукции только с точки зрения затрат живого труда коллектива.
Применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители.
Натуральные измерители – выражают физическую величину конкретного вида продукции (т, м, литр, шт.).
Условно-натуральные измерители – например, для оценки многономенклатурной продукции (мощность консервного завода выражается в млн. условных банок).
Трудовые измерители – в них измеряются затраты труда и рабочего времени (нормо-часы, человеко-часы, станко-часы). В нормо-часах характеризуется трудоёмкость изготовления продукции.
Стоимостные измерители – всю выпускаемую продукцию переводят в денежную форму.
Основные показатели объёма продукции:
Товарная продукция – объём готовой продукции, подготовленной к реализации, в денежном выражении. Она является основой при формировании программы предприятия, и в сумме с объёмами работ и услуг промышленного характера составляет планируемый объём реализованной продукции.
Товарная продукция может быть выражена в натуральных, трудовых и денежных измерителях. В состав товарной продукции включаются:
Реализуемая продукция
– это продукция, отгруженная
и оплаченная потребителем. Включает
в себя объём новой товарной продукции
и остатки не реализованной в
прошлом периоде готовой
Валовая продукция – этот показатель используется с длительным производственным циклом изготовления продукции (пр.: судостроение).
Валовая продукция – объём всей произведённой продукции за планируемый период независимо от степени её готовности. Она включает в себя объём товарной продукции и изменения остатков незавершённого производства.
Валовой оборот – суммарная стоимость всех видов продукции фирмы, созданной всеми цехами, без учёта отпуска на сторону или потребления внутри предприятия.
ЛЕКЦИЯ 11 (17.11.2010)
Основные коммерческие цели, поставленные любой коммерческой фирмой, осуществляются в результате выполнения производственной программы.
Производственная
программа представляет собой развёрнутый
план производства и продаж продукции,
определяющий годовой объём, номенклатуру,
сроки и стоимость выпускаемых
изделий и предоставляемых
Основанием для формирования производственной программы являются:
Формирование производственной программы осуществляется один раз в год, однако в процессе реализации программы возможны различного рода её корректировки.
Внутрифирменные производственные программы. Характеризуются многообразием форм, различной периодичностью и детальностью проработки, и включают в себя:
При формировании программы важными вопросами являются:
Информация о работе Лекции по организации и планированию производства