Лекции по организации и планированию производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 10:17, курс лекций

Описание

8 тем.

Содержание

Тема 1. Сущность организации и планирования промышленного предприятия 3
Типы юридических лиц 4
Цели деятельности 4
Признаки промышленного предприятия 4
Размер предприятия 5
Тема 2. Организационные основы промышленного производства 5
2.1 Структура и принципы организации производства продукции 6
2.2 Производственная структура предприятия 7
2.3 Типы производства и их технико-экономические характеристики 9
Массовое производство 9
Серийное производство 9
Единичное производство 10
Тема 3. Содержание и организация внутрифирменного планирования 10
3.1 Сущность и организационное обеспечение внутрифирменного планирования 10
Принципы управления 10
Процесс ВФП 12
Уровни разработки планов по времени 12
3.2 Маркетинг как основа системного планирования 13
План маркетинга 13
Роль и значение маркетинга 14
Главные направления комплексного изучения рынка 15
Тема 4. Стратегическое планирование деятельности фирмы 16
4.1 Содержание, цели и основные составляющие экономической стратегии 17
Правила и приёмы экономической стратегии фирмы 17
Цели экономической стратегии 17
Направления экономической стратегии фирмы 18
4.2 Методологические основы и этапы стратегического планирования 20
Этапы процесса планирования стратегии 21
4.3 Выбор позиции и реализация стратегического плана 24
4.4 Реализация и оценка стратегического плана 25
Тема 5. Текущее планирование экономической и социальной деятельности 27
5.1 Содержание годового технико-экономического планирования 27
5.2 Нормативная база планирования 28
Классификация норм и нормативов 29
5.3 Сущность и содержание социального планирования 30
Основные направления социального развития фирмы 30
Тема 6 32
6.1 Продукция промышленного предприятия, её измерители и показатели 32
Измерители промышленной продукции 33
Показатели промышленной продукции 34
6.2 Формирование производственной программы предприятия 35
6.3 Планирование производства и продаж продукции и услуг 36
Планирование продаж продукции и услуг 37
Три категории участников оптовой торговли 37
6.4 Система отчётности о производстве и отгрузке товаров и услуг 38
6.5 Планирование использования производственной мощности 39
Тема 7. Содержание и организация оперативно-производственного планирования 40
7.1 Сущность и основы построения системы ОПП 40
7.2 Функции и организационная структура системы ОПП 43
7.3 Ритмичность и равномерность выпуска продукции 44
Тема 8. Состав и методы расчёта календарно-плановых норм 44
Определение размера партии предметов и периодичность повторения их производства 45
Производственный цикл, его структура 46

Работа состоит из  1 файл

ОиППП - Лекции.docx

— 338.62 Кб (Скачать документ)

Оплата труда рабочих  производится за количество, качество и конечные результаты на основе технически обоснованных нормативов и норм труда.

ЛЕКЦИЯ 9 (3.11.2010)

5.3 Сущность и содержание  социального планирования

Социальное  планирование – процесс обоснования и определения направлений социального развития производственного коллектива, создании определённых условий для обеспечения гармоничного развития человека максимального удовлетворения его потребностей.

Предметом социального  планирования является трудовая и общественная деятельность коллектива.

Социальная  цель – достижение с заданной степенью удовлетворения социальных потребностей работников:

  • оплата труда
  • реализация карьеры
  • обеспечение социальной инфраструктуры

Основные  направления социального  развития фирмы

  1. Мотивация и удовлетворение социальных потребностей

Мотив – одно из основополагающих понятий, используемых в социологии для описания и анализа сферы побуждения индивида к действию.

В практической деятельности человека мотивация – процесс  создания стимулов для достижения поставленной цели.

Потребность – лежит в основе мотивации, т.е. это ощущение недостатка в чём-либо, имеющее определённую форму в зависимости от уровня развития и личности человека.

Потребности по возрастающему  уровню представляют собой 5 ступеней (пирамида Маслоу):

  • физиологические (базовые) – пища, тепло, убежище
  • безопасность – защита от окружающей среды, общественный порядок и т.д.
  • социальные потребности 0 причастность к какому-либо коллективу, социальной группе, поддержка со стороны окружающих и т.п.
  • потребность в признании – уважение коллег и руководителей, оценка достижений, статута и т.п.
  • потребности в самовыражении – возможность применения своих профессиональных и личных качеств и др.

Мотивы оптимизации  трудовой деятельности:

  • увлечённость профессией, своим делом
  • ориентация на получение максимального материального вознаграждения
  • осознание важности и нужности своей работы

Деловые качества человека – отражаются в его способности к труду и определяются уровнем знаний, профессионализма, здоровья и другими чертами, характеризующими трудовой потенциал человека.

Деловая карьера  представляет собой последовательное продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменения квалификационных возможностей, получение больших  полномочий, более высокого статуса, власти, более высоких размеров материального  вознаграждения.

Виды деловой карьеры. Различают:

  • по стадиям прохождения – специализированная и не специализированная;
  • по характеру роста – вертикальная, горизонтальная.
 
  1. Обеспечение высоких социально-трудовых условий
  • совершенствование условий труда
  • правовая защита трудовой деятельности работников

Совершенствование условий труда предполагает выявление  и ликвидацию неблагоприятных факторов:

  • показатели безопасности;
  • совершенствование эргонометрических показателей;
  • санитарно-гигиенические условия;
  • эстетические.

Условия труда можно  разделить на 3 группы: комфортные, нормальные, тяжёлые и вредные.

  1. Материальное вознаграждение за труд

Две формы оплаты труда – сдельная и повременная.

Системы оплаты труда  – сдельно-премиальная, повременно-премиальная, прогрессивно-премиальная.

Элементы системы  оплаты труда:

  • основная ЗП
  • доплаты за отклонения от нормальных условий труда
  • надбавки
  • премии
 

ЛЕКЦИЯ 10 (10.11.2010)

Тема 6

  • Продукция промышленного  предприятия, её измерители и показатели
  • Формирование производственной программы предприятия
  • Планирование производства и продаж продукции и услуг
  • Система отчётности о производстве и отгрузке товаров и услуг
  • Планирование и использование производственной мощности

6.1 Продукция промышленного  предприятия, её  измерители и показатели

Продукция промышленных предприятий – это совокупность произведенных фирмой готовых изделий, работ и услуг промышленного  характера.

К промышленной продукции  относится продукция, выработанная юридическим лицом как из собственного сырья и материалов, так и из сырья и материалов заказчика, предназначенная  для отпуска на сторону, своему капитальному строительству, своим непромышленным хозяйствам, своим работникам в счёт оплаты труда. Эта продукция носит  название «валовый выпуск».

Объём произведённой  промышленной продукции определяется без стоимости внутризаводского оборота.

Промышленной продукцией является лишь прямой результат производственного  процесса, а всевозможные промышленные отходы, даже если они реализуются, в промышленную продукцию не включаются.

Вся продукция по производственной программе подразделяется на основную и прочую.

К основной относятся  готовые изделия и полуфабрикаты  собственного производства.

Готовые изделия – законченные в производстве, полностью укомплектованные и соответствующие техническим условиям изготовления изделия.

Полуфабрикаты – продукты производства, законченные в производстве и предназначенные для дальнейшего производственного использования как внутри предприятия-изготовителя, так и для сторонних потребителей.

Прочая  продукция – платные производственные услуги другим предприятиям и организациям (пр.: ремонтно-восстановительные работы).

Перечень изделий, включённый в производственную программу  фирмы на определённый плановый период (месяц, квартал, год), определяет номенклатуру (товарный ассортимент выпускаемой  продукции).

Номенклатура может  быть:

  • укрупнённой (тракторы, станки, турбины);
  • групповой (однородные группы);
  • специализированной (по видам и типам продуктов);

В процессе продажи (сбыта) продукции употребляется  термин «товарный ассортимент» (вместо номенклатуры).

Товар, как конечный продукт производства с определённым назначением и названием, делится  на ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая групп состоит  из ряда ассортиментных позиций –  разновидности и ремарки. Они  образуют нижнюю ступень классификации.

Товарный ассортимент  характеризуется:

  • шириной (кол-во ассортиментных групп);
  • глубиной (количество позиций в каждой ассортиментной группе);
  • сопоставимостью (соотношение между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен).

В практике планирования и отчётности употребляются термины  – объём продукции, объём производства – которые являются разными по содержанию.

Объём продукции  – физический объём выпускаемых  видов конкретной продукции.

Объём производства – объём продукции только с  точки зрения затрат живого труда  коллектива.

Измерители  промышленной продукции

Применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители.

Натуральные измерители – выражают физическую величину конкретного  вида продукции (т, м, литр, шт.).

Условно-натуральные  измерители –  например, для оценки многономенклатурной продукции (мощность консервного завода выражается в  млн. условных банок).

Трудовые измерители – в них измеряются затраты  труда и рабочего времени (нормо-часы, человеко-часы, станко-часы). В нормо-часах  характеризуется трудоёмкость изготовления продукции.

Стоимостные измерители – всю выпускаемую продукцию  переводят в денежную форму.

Показатели  промышленной продукции

Основные показатели объёма продукции:

  • товарная (готовая) продукция;
  • отгруженная продукция (отправленная заказчику);
  • реализованная продукция (оплаченная заказчиком).

Товарная продукция  – объём готовой продукции, подготовленной к реализации, в денежном выражении. Она является основой при формировании программы предприятия, и в сумме  с объёмами работ и услуг промышленного  характера составляет планируемый  объём реализованной продукции.

Товарная продукция  может быть выражена в натуральных, трудовых и денежных измерителях. В  состав товарной продукции включаются:

  • готовые изделия и запасные части к ним основного производства;
  • продукция вспомогательных цехов и хозяйств, отпускаемая сторонним потребителям;
  • полуфабрикаты собственного производства;
  • работы и услуги промышленного характера;
  • изделия и услуги для капитального строительства;
  • капитальный ремонт оборудования и транспортных средств.

Реализуемая продукция  – это продукция, отгруженная  и оплаченная потребителем. Включает в себя объём новой товарной продукции  и остатки не реализованной в  прошлом периоде готовой продукции  на складе.

Валовая продукция  – этот показатель используется с  длительным производственным циклом изготовления продукции (пр.: судостроение).

Валовая продукция  – объём всей произведённой продукции  за планируемый период независимо от степени её готовности. Она включает в себя объём товарной продукции  и изменения остатков незавершённого производства.

Валовой оборот –  суммарная стоимость всех видов  продукции фирмы, созданной всеми  цехами, без учёта отпуска на сторону  или потребления внутри предприятия.

ЛЕКЦИЯ 11 (17.11.2010)

6.2 Формирование производственной  программы предприятия

Основные коммерческие цели, поставленные любой коммерческой фирмой, осуществляются в результате выполнения производственной программы.

Производственная  программа представляет собой развёрнутый  план производства и продаж продукции, определяющий годовой объём, номенклатуру, сроки и стоимость выпускаемых  изделий и предоставляемых услуг.

Основанием для  формирования производственной программы  являются:

  • перспективный план выпуска продукции, который разрабатывается по результатам маркетинговых исследований конъюнктуры рынка;
  • стратегический план развития предприятия;
  • государственные заказы по важнейшим направлениям развития народного хозяйства;
  • возможна диверсификация производства и др.

Формирование производственной программы осуществляется один раз  в год, однако в процессе реализации программы возможны различного рода её корректировки.

Внутрифирменные производственные программы. Характеризуются многообразием  форм, различной периодичностью и  детальностью проработки, и включают в себя:

  • номенклатуру продукции в натуральном и стоимостном выражении;
  • объём реализации по срокам с указанием количества конкретных видов продукции.

При формировании программы  важными вопросами являются:

  • обновление номенклатуры изделий и услуг
  • создание товарного ассортимента;

Информация о работе Лекции по организации и планированию производства