Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 20:09, курсовая работа
На сегодняшний день эффективность действующей системы материального стимулирования является головной болью большинства российских предприятий. Система материального стимулирования должна выполнять функции невидимого контролера, когда отдельный работник (подразделения) объективно (через существующий на предприятии механизм премирования) поощряется действовать в интересах предприятия в целом. В противном случае возникает так называемый эффект moral hazard (объективная заинтересованность работника в действиях, не совпадающих с интересами предприятия.
Разработка методики
оценки эффективности труда персонала
и планирование развития карьеры
и профессионального роста
Введение
На сегодняшний день эффективность
действующей системы
Путь к эффективному управлению
лежит через понимание
Сегодня имеется колоссальная
теоретическая база: во-первых, это
КЗОТ, определяющий основы материального
стимулирования, учебники, методические
указания. В числе классиков
При всей широте методов, с
помощью которых можно
Целью дипломной работы является разработка методики оценки эффективности труда персонала и планирование развития карьеры и профессионального роста сотрудников.
Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих задач:
1. Исследование теоретического материала по проблемам мотивации;
2. Оценка и анализ финансового и экономического положения объекта исследования;
3. Выявления недостатков в стимулировании персонала на предприятии;
4. Разработка мероприятий и предложений по улучшению мотивационного и кадрового менеджмента.
Объектом исследования было
выбрано Государственное
В дипломной работе использованы методы сравнения статистического и финансового анализа.
I. Сущность мотивации
1.1. Сущность мотивации
Для того, чтобы составить достаточно полное общее представление о мотивации, необходимо ответить на вопросы, касающиеся сущности содержания и структуры мотивации, а также сущности, содержания и логики процесса мотивации.
Что такое мотивация. В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. Пои этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также может влиять на его реакцию, на воздействие в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызывающая этим воздействием. [3]
Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение мотивации. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Внимание мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.
Для того, чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть три аспекта этого явления:
Потребности – это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Наконец, это то, от чего человек стремиться освободиться, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и требует своего устранения. Люди по-разному могут пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и не осознанно. При этом не все потребности осознаются и осознанно устраняются.
Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится «внутри» человека имеет персональный характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов.
Мотивирование – это процесс
воздействия на человека с целью
побуждения его к определенным действиям
путем пробуждения в нем
Стимулы выполняют роль рычагов
воздействия или носителей «
Сказанное позволяет уточнить
понятие мотивации как
Мотивация решает следующие основные задачи:
Формирование у каждого сотрудника понимание сущности и значения мотивации в процессе труда;
Обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;
Формирование у каждого
руководителя демократических подходов
к управлению персоналом с использованием
современных методов мотивации.
Мотивационный процесс
Мотивация, рассматриваемая
как процесс, теоретически может
быть представлена в виде мести следующих
одна за другой стадий. Такое рассмотрение
процесса носит достаточно условный
характер, так как в реальной жизни
нет столь четкого
Первая стадия – возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает требовать от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми различными. Условно их можно разделить на три группы:
1. Физиологические;
2. Психологические;
3. Социальные.
Вторая стадия – поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. [5]
Третья стадия – определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность.
Четвертая стадия – осуществление
действия. На этой стадии человек затрачивает
усилия для того, чтобы осуществить
действия, которые в конечном счете
должны представить ему возможность
получения чего-то, чтобы устранить
потребность. Так как процесс
работы оказывает обратное внимание
на мотивацию, то на этой стадии может
происходить корректировка
Пятая стадия – получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав непосредственную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.
Шестая стадия – устранение потребности. В зависимости степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности. Значение логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом. Можно указать на несколько факторов, которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации. Важным фактором является не очевидность мотивов. Можно предполагать, догадываться по поводу того какие мотивы действуют, но в явном их виде «вычленить» невозможно. Требуются длительные и скрупулезные наблюдения для того, чтобы попытаться достоверно сказать о том, какие мотивы являются ведущими, движущими в мотивационном процессе человека.
Следующим фактором, делающим мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным и не на сто процентов предсказуемым, является различие мотивационных структур отдельных людей, разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае данный мотив будет по -разному действовать на поведение людей. [21]
1. 2 Основные теории мотивации
1. 2. 1 Содержательные теории мотивации
Содержательные теории мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопросы о том, что внутри человека побуждает его к деятельности. Наиболее известными теориями мотивациями этой группы являются:
· теория иерархии потребностей, разработанная Маслоу;
· теория ERG, разработанная Альдерфером;
· теория приобретенных потребностей;
· теория двух факторов Герцберга.
1) Теория иерархии потребностей Маслоу утверждает, что существует главная закономерность, единая для всех людей, которая побуждает от фундаментальных физиологических потребностей постепенно подниматься по иерархическим ступенькам к необходимости самореализации – высшей духовной потребности человека. (рис. 1)
Рис. 1 Иерархии потребностей по Маслоу.
У людей можно выделить пять основных уровней человеческих потребностей – мотиваций.
1). Основные физиологические
потребности: пища, отдых, жилище,
сексуальное удовлетворение и
прочее. Одним из главных средств
удовлетворения их являются
2. Потребность в безопасности
(сохранение жизни, здоровья, уверенность
в завтрашнем дне, в
3. Потребность в социальной
общности (быть принятым в коллективе,
получить признание, поддержку,
4. Потребность в уважении
и самоуважении (испытать чувства
собственной значимости и
5. Потребность в самореализации,
самоактуализации. Стремление к
раскрытию своих способностей, к
самосовершенствованию, к
Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.
2). Теория ERG Альдерфера также,
как и по Маслоу, Клейтон Альдерфер
исходит из своей теории из
того, что потребности человека
могут быть объединены в