Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 20:09, курсовая работа
На сегодняшний день эффективность действующей системы материального стимулирования является головной болью большинства российских предприятий. Система материального стимулирования должна выполнять функции невидимого контролера, когда отдельный работник (подразделения) объективно (через существующий на предприятии механизм премирования) поощряется действовать в интересах предприятия в целом. В противном случае возникает так называемый эффект moral hazard (объективная заинтересованность работника в действиях, не совпадающих с интересами предприятия.
· потребности существования;
· потребности связи;
· потребности роста.
Группы потребностей данной теории достаточно наглядно соотносятся с группами потребностей теории Маслоу.
Потребности существования как бы включают в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: потребности в безопасности, за исключением групповой безопасности, и физиологические потребности. Группа потребностей связи наглядно корреспондирует с группой потребностей принадлежности и причастности. Потребность связи отражает социальную природу человека, стремление человека быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных. Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу и включает в себя те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности, самосовершенствованию. (рис. 2)
Рис. 2 Соотношение иерархии потребностей теории Маслоу и теории Альдерфера.
Эти три группы потребностей
расположены иерархически. Однако между
теориями Масдлоу и Альдерфера есть
одно принципиальное различие, состоящее
в том, что, что по Маслоу происходит
движение от потребности к потребности
только снизу вверх. Альдерфер же
считает, что движение идет в обе
стороны. Наверх если не удовлетворена
потребность нижнего уровня и
вниз, если не удовлетворяется потребность
более высокого уровня. При этом
Альдерфер считает, что в случае
неудовлетворенности
Процесс движения вверх по уровням потребностей Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз – процессом фустрации, то есть поражения в стремлении удовлетворить потребность. (рис. 3)
Рис. 3 Схема восхождения и обратного хода вниз по иерархии потребности Альдерфера.
Наличие двух направлений
движения в удовлетворении потребностей
открывает дополнительные возможности
в мотивировании людей в
3). Теория приобретенных
потребностей Маккиеланда. С
Согласно теории Маккиеланда люди, стремящиеся к власти должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации.
Управлять такими потребностями можно, подготавливая работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью их аттестации, направления на курсы повышения квалификации и так далее. Такие люди имеют широкий круг общения и стремятся его расширить. Их руководители должны способствовать этому. [25]
4). Теория двух факторов
Герцберга. Эта теория
некоторые трудовые условия
в случае, если они отсутствуют
ведут к неудовлетворению, но их
присутствие не создает сильной
мотивации. Такие условия называются
поддерживающими или
с другой стороны, существуют
условия, которые создают высокий
уровень мотивации в случае своего
присутствия. Но их отсутствие не приводит
к сильному неудовлетворению. Их называют
мотивационными факторами: преуспевание,
принимают во внимание мнение данного
человека, достижения, ответственность
и самостоятельность, возможности
развития. Другое важное открытие: когда
сотрудники высокомотивированы, то они
относятся намного устойчивее, толерантнее
к неудовлетворенности, являющейся
следствием гигиенических факторов.
Существуют общие моменты между
теорией Маслоу и Герцберга: мотивационные
факторы связаны с
Таблица 1
Общие моменты между теорией Маслоу и Герцберга
По теории Маслоу |
По теории Герцберга |
Саморегуляция Уважение |
Мотивационные факторы |
Социальные потребности Потребности безопасности Физиологические потребности |
Поддерживающие или |
1. 2. 2 Процессуальные теории мотивации
Поведение людей зависит
от того, какие потребности заставляют
их действовать, к чему они стремятся,
что хотят получить и какие
у них для этого есть возможности.
Однако, даже если предположить, что
все это хорошо известно (хотя это
явно утопическое предположение) все
равно нет гарантии того, что удастся
совершенно точно понять мотивацию
человека. И это тем более трудно
сделать в ситуации, когда всего
узнать о потребностях и устремлениях
человека невозможно. Тем не менее
из этого никак не следует, что
мотивационный процесс не может
быть осознан и управляем. Существует
целый ряд теорий, которые говорят
о том, как строится процесс мотивации
и как можно осуществлять мотивирование
людей на достижение желаемых результатов.
Теории данного типа составляют группу
теорий мотивации. Самая общая концепция
мотивации сводится к следующим
положениям. Человек осознав задачу
и возможное вознаграждение за их
решение соотносит эту
1. теория ожиданий В.
Врума. Согласно теории
Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников определяется поведением:
· руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника;
· сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение;
· сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение;
· сотрудника, который сопоставляет размер вознаграждения с суммой, которая необходима ему для удовлетворения определенных потребностей. [30]
Это означает, что в теории ожидания подчеркивается необходимость в преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность.
Исходя из теории ожиданий
можно сделать вывод, что работник
должен иметь такие потребности,
которые могут быть в значительной
степени удовлетворены в
теория справедливости. Согласно этой теории эффективность мотивации оценивается работником не по определенной группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в аналогичном системном окружении. Сотрудник оценивает свой размер поощрения по сравнению с поощрениями других сотрудников. При этом он учитывает условия, в которых работает он и другие сотрудники. Например, один работает на новом оборудовании, а другой – на старом, у одного было одно качество заготовок, а у другого – другое. [30]
3. Теория мотивации Р.
Портера – Э. Лоулера. Эта
теория построена на сочетании
элементов теории ожиданий и
теории справедливости. Суть ее
в том, что введены
Р. Портер – Э. Лоулер ввели
три переменные, которые влияют на
размер вознаграждения: затраченные
усилия, личностные качества человека
и его способности и осознание
своей роли в процессе труда. Элементы
теории ожидания здесь проявляются
в том, что работник оценивает
вознаграждение в соответствии с
затраченными усилиями и верит в
то, что это вознаграждение будет
адекватно затраченным или
1. 3 Мотивационные методы
Для решения задач мотивации применяются различные методы:
· Экономический метод;
· Целевой метод;
· Метод проектирования и перепроектирования работ, обогащения труда;
· Метод соучастия (партисипативности) или вовлечения работников.
Самым первым и наиболее распространенным методом был метод наказания и поощрения, так называемая политика «кнута и пряника». Этот метод использовался для достижения желаемых результатов и просуществовал довольно долго в условиях административно-командной системы. Постепенно о н трансформировался в систему административных и экономических санкций и стимулов. Экономический метод (денежные поощрения, либо наказания в виде лишений премий, штрафов). Он применяется в индивидуальной и коллективной форме, чаще всего используется и его сила воздействия значительная. К индивидуальной относятся: заработная плата, индивидуальные премии и т. д.
В основе хорошо разработанных систем экономического стимулирования лежат следующие принципы:
· Сотрудничество и согласие между работниками и администрацией относительно общих принципов системы стимулирования;
· Поощрение должно быть четко увязано с результативностью;
· Измерение и вознаграждение всех работ и обязанностей;
· Простота;
· Увязка результативности и вознаграждения во времени;
· Наличие механизма для пересмотра механизмов. [21]
Мотивация не есть только вопрос
раздачи наград. Людям требуется
знать, что их ожидает в случае
некомпетентного или
Развитие сопричастности
и идентификации сотрудников
с организацией, с ценностями, целями
организации мотивируя
Мотивирование через саму работу использует внутренние стимулы интереса к работе, чувство удовлетворения от процесса работы, от возможности проявить свои способности, собственные силы при принятии решений и выполнении производственных задач.
Поощрение достижений сотрудников
мотивирует их к улучшению дальнейшей
деятельности, если это поощрение
разнообразно: сама система зарплаты
устроена так, что связывает награду
с достижениями, а также требуется
поощрение людей через
Управление в руководстве, применение руководства как ключевого фактора мотивации позволяет улучшить эффективность деятельности персонала, ибо умелое руководство способствует развитию сопричастности и идентификации, прояснению ролей и целей, развитию группового духа. Важное значение имеет личность и стиль управления руководителя.
Целевой метод. Цели – второе
по силе средство мотивации. Исследования,
проведенные психологами в
1. при постановке конкретных
основных целей возрастает