Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 20:09, курсовая работа
На сегодняшний день эффективность действующей системы материального стимулирования является головной болью большинства российских предприятий. Система материального стимулирования должна выполнять функции невидимого контролера, когда отдельный работник (подразделения) объективно (через существующий на предприятии механизм премирования) поощряется действовать в интересах предприятия в целом. В противном случае возникает так называемый эффект moral hazard (объективная заинтересованность работника в действиях, не совпадающих с интересами предприятия.
Ценности ориентации и мотивы труда на предприятии
Мотивация труда – это стремление работника удовлетворить свои потребности по средствам трудовой деятельности. Чем больше число разнообразных потребностей реализует человек посредством труда, чем разнообразнее доступные ему блага, тем важнее роль труда в его жизни и выше трудовая активность. Можно выделить несколько групп мотивов труда: мотивы содержательности труда, его общественной полезности, статусные мотивы, связанные с общественными признаками, мотивы получения материальных благ и другие.
Важное значение в удовлетворении потребностей имеют стимулы, то есть побуждения к действию. Стимулирование опосредовано через мотивацию. Подход к трудовому стимулированию состоит в выделении и сопоставлении, с одной стороны, системы стимулов, с другой, - системы мотивов и потребностей, на удовлетворение которых направлены эти стимулы. Следовательно, одной из важнейших управленческих задач является обеспечение такого воздействия стимулов на мотивы, которое вызвало бы наиболее целесообразное для организации трудовое поведение работников.
Социологический опрос показал,
как распределяются мотивационные
тенденции у сотрудников
Шкала состоит из 10 вопросов, в которой предполагается сравнить пары вопросов. Например, первое предложение и второе, первое и третье и т. д., затем сравнить второе и третье и т. д. В конце выбираются в приоритете которым был отдан выбор. [23]
Таблица 10
Ценностные ориентации руководителей, специалистов и работников предприятия ДРСУ – 4
Вопрос |
Высшее звено |
Среднее звено |
Низовое звено | |||
Количество выбо ров |
% вы бора |
Количество выбо ров |
% вы бора |
Количество выбо ров |
% вы бора | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Зарабатывать себе на жизнь |
15 |
33,3 |
21 |
23,3 |
19 |
21,1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
2. Обеспечить свое будущее |
7 |
15,5 |
8 |
8,9 |
9 |
10 |
3. Обеспечить себе положение влияния |
2 |
4,4 |
6 |
6,7 |
7 |
7,8 |
4. Завоевать достойное место в жизни |
6 |
13,3 |
12 |
13,3 |
11 |
12,2 |
5. Развивать свои способности |
0 |
0 |
4 |
4,4 |
8 |
8,9 |
6. Быть уверенным в завтрашнем дне |
4 |
8,9 |
19 |
21,1 |
11 |
12,2 |
7. Иметь постоянных собеседников |
1 |
2,2 |
4 |
4,4 |
5 |
5,5 |
8. Завоевать признание и уважение |
3 |
6,7 |
5 |
5,5 |
7 |
7,8 |
9. Обеспечить себе материальный комфорт |
6 |
13,3 |
9 |
10 |
8 |
8,9 |
10. Быть при деле |
1 |
2,2 |
2 |
2,2 |
5 |
5,5 |
Итого |
45 |
100 |
90 |
100 |
90 |
100 |
Вопрос |
Исполнители |
Итого | ||
Количество выбо ров |
% вы бора |
Количество выбо ров |
% вы бора | |
1 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. Зарабатывать себе на жизнь |
35 |
25,9 |
90 |
25 |
1 |
8 |
9 |
10 |
11 |
2. Обеспечить свое будущее |
10 |
7,4 |
34 |
9,4 |
3. Обеспечить себе положение влияния |
8 |
5,9 |
23 |
6,4 |
4. Завоевать достойное место в жизни |
17 |
12,6 |
46 |
12,8 |
5. Развивать свои способности |
6 |
4,4 |
18 |
5 |
6. Быть уверенным в завтрашнем дне |
16 |
11,8 |
50 |
13,9 |
7. Иметь постоянных собеседников |
6 |
4,4 |
16 |
4,4 |
8. Завоевать признание и уважение |
12 |
8,9 |
27 |
7,5 |
9. Обеспечить себе материальный комфорт |
14 |
10,4 |
37 |
10,3 |
10. Быть при деле |
11 |
8,1 |
19 |
5,3 |
Итого |
135 |
100 |
360 |
100 |
Из таблицы 9 видно, что у служащих предприятия важнейшее значение приобретают: зарабатывать себе на жизнь выбрало 25 % опрошенных, быть уверенным в завтрашнем дне 13,9 % и завоевать достойное место в жизни 12,8 %. Так например, разброс по ценности работы, как средство существования колеблется от 21,1 % до 33,3 %. В то же время эта ориентация для всех категорий работников получила приоритет.
Второй приоритет получила такая ценность работы как уверенность в завтрашнем дне (13,9 %). Это обусловлено, по видимому, увеличивающейся в городе безработицей, ожидаемому сокращению численности работников предприятия и боязнью потерять работу. [33]
Таблица 11
Мотивы труда руководителей, специалистов предприятия ДРСУ – 4
(в % к числу опрошенных)
Вопросы |
Категории работников |
Средние | |||
Высшее звено (7) |
Среднее звено (10) |
Низовое звено (10) |
Исполнители (15) | ||
Мотивы труда: Постановка четких целей |
40 |
50 |
50 |
86,7 |
56,7 |
Вознаграждения соразмерные труду |
60 |
60 |
70 |
93,3 |
70,825 |
Возможность профессионального роста |
0 |
20 |
50 |
46,7 |
29,175 |
Безопасная среда |
20 |
30 |
20 |
26,7 |
24,175 |
Удовлетворенность работой |
60 |
60 |
70 |
46,7 |
59,875 |
Доверие руководителя |
60 |
70 |
60 |
66,7 |
64,175 |
Имидж предприятия |
100 |
80 |
60 |
33,3 |
68,325 |
Третий приоритет получила такая ценность работы, как завоевать достойное место в жизни (12,8 %), что говорит о существенном значении для работников предприятия о их социальной значимости желания продвижения по службе, разброс по предприятию незначителен – от 12,2 % в низовом звене до 13,3 % в высшем звене.
Четвертый приоритет получил критерий обеспечить себе материальный комфорт. Он оценивается в 10, 3, а колебание его по предприятию составляет от 8,9 % до 13,3 %.
Пятый приоритет – обеспечение своего будущего (9,4 %). Это очень важный критерий, который определяет внутреннюю мотивацию работы, наиболее сильную и эффективную. Наиболее низок он у исполнителей и составил 7,4 %, что говорит о трудовой пассивности, результат отчужденности труда, возможно вызванный низкой заработной платой и задержками ее выплаты на многие месяцы. [24]
Ценности труда (см. таблицу
11) обуславливают и его
Значимость работы – важный фактор мотивации
Важным фактором является сознание удовлетворенности выполняемой работы, он получил в среднем четвертый приоритет. О важности работы говорит и ее масштабность, то есть на какой уровень она направлена (смотреть таблицу 12). Ответы представлены руководителей высшего, среднего и низового звеньев управления и исполнителей. [12]
Таблица 12
Удовлетворенность выполняемой работы
Высказывания |
Вполне удовлетворен |
Удовлетворен |
Не удовлетворен | |||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% | |
1. Ваше удовлетворенность предприятием, где Вы работаете |
21 |
52,5 |
16 |
40 |
3 |
7,5 |
2. Ваша удовлетворенность физическими условиями труда |
18 |
45 |
15 |
37, 5 |
7 |
17, 5 |
3. Ваша удовлетворенность работой |
15 |
37,5 |
16 |
40 |
9 |
22,5 |
4. Ваша удовлетворенность
слаженностью действий |
22 |
55 |
8 |
20 |
10 |
25 |
5. ваша удовлетворенность
стилем руководства Вашего |
28 |
70 |
8 |
20 |
4 |
10 |
6. Ваша удовлетворенность
заработной платой в смысле
соответствия ее с Вашими |
16 |
40 |
11 |
27,5 |
13 |
32,5 |
7. Ваша удовлетворенность служебным продвижением |
12 |
30 |
9 |
22,5 |
19 |
47,5 |
8. Ваша удовлетворенность тем, что на своей работе вы можете использовать свой опыт и способности |
16 |
40 |
11 |
27, 5 |
13 |
32, 5 |
9. Ваша удовлетворенность требованиями Вашей работы к интеллекту человека |
14 |
35 |
12 |
30 |
14 |
35 |
10. Ваша удовлетворенность длительностью рабочего дня |
40 |
100 |
- |
- |
- |
- |
11. В какой степени Ваша
удовлетворенность работой бы ВЫ искали работу в настоящее время? |
21 |
52,5 |
15 |
37,5 |
4 |
10 |
Как видно из таблицы 11 работники
удовлетворены своим
В целом же по предприятию
видно, что более 50 % работников предприятия
удовлетворены своей работой, что
является положительным моментом в
работе предприятия в целом. Это
и характеризует чувство
Мотивы труда, определяемые руководителем.
Почти все приоритеты отданы мотивам труда, так или иначе связанным с руководителем.
Третий приоритет отдан
высокому доверию руководителя (64, 175
%); пятый – четко поставленным
целям (56, 7 %); шестой – возможности
роста (34, 175 %); седьмой – возможности
учиться и совершенствоваться (29,
175 %). Взаимодействие с руководителем
имеет для подчиненного очень
важное значение. Вовлеченность личности
в работу всегда опосредовано тем, как
руководитель относится к работникам.
Если он видит в них только исполнителей
подчеркивая при этом, что они
обязаны подчиняться его
Таблица 13
Анализ отношения группы подчиненных к руководителю
Вопросы |
Ответы | |
ДА |
% к числу опрошенных | |
1 |
2 |
3 |
1. Руководитель хорошо знает, как способен работать каждый из его подчиненных |
24 |
60 |
2. Мне трудно ладить с руководителем: |
18 |
45 |
3. Руководитель – справедливый человек |
31 |
77, 5 |
1 |
2 |
3 |
4. Руководитель умело намечает
меры, способствующие более |
29 |
72,5 |
5.Руководителю явно не хватает чуткости в отношении с людьми |
32 |
80 |
6. Слово руководителя – закон для членов коллектива |
39 |
97,5 |
7.Руководитель скрупулезно
планирует работу, никогда не
отвлекается от заранее |
26 |
65 |
8. Я вполне доволен руководителем |
32 |
80 |
9. Руководитель недостаточно требователен к подчиненным |
7 |
17,5 |
10. руководитель всегда дает разумный совет |
26 |
65 |
11. Я вполне доверяю руководителю |
34 |
85 |
12. Оценка руководителя очень важна для меня |
40 |
100 |
13. Руководитель работает
никогда не отвлекаясь от |
24 |
60 |
14. Работать с руководителем одно удовольствие |
14 |
35 |
15. Руководитель уделяет мне мало внимания |
8 |
20 |
16. Руководитель, как правило,
не учитывает моих |
12 |
30 |
17. Руководитель плохо чувствует мое настроение |
21 |
52,5 |
18 Руководитель всегда выслушивает мое мнение |
40 |
100 |
19. У меня нет сомнения
в правильности методов и |
19 |
47,5 |
20. Я не стану делиться
с руководителем своими |
38 |
95 |
21. Руководитель хорошо знает мои сильные и слабые стороны |
22 |
55 |
22.Руководитель наказывает за малейший проступок |
31 |
77,5 |
23. Я хотел бы стать похожим на руководителя |
21 |
52,5 |
24. У нас с руководителем чисто деловые отношения, он не интересуется моими личными делами, положением в семье. |
24 |
60 |