Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:01, реферат
Наша работа была ориентирована на ознакомление детей с окружающим миром средствами малых форм фольклора. Работу по ознакомлению с фольклором проводили одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой.
Впервой главе нашей работы дали характеристику фольклору в условиях детского сада, фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребёнком в разные режимные моменты, как в условиях семьи, так и ДОУ. Также нами проанализированы исследования педагогов о роли фольклора как средства ознакомления с окружающим миром, учёные пришли к выводу, что давая основы экологического воспитания экологической культуры, мы должны знакомить детей с тем как надо любить и охранять природу, поэтому мы и даём детям знания о разном использовании природы и её богатств.
Далее мы определили технологию использования фольклора как средства ознакомления с окружающим миром, дали характеристику малым формам фольклора и определили влияние фольклора на развитие личности ребёнка.
Во второй главе мы раскрыли организацию работы с детьми по использованию фольклора в ознакомлении с окружающим миром, работу начали с составления перспективного плана куда входили игры-занятия, развлечения, разучивание потешек, наблюдения. Проведения разнообразных занятий по фольклору способствует большему представлению детей о живых объектах.
Введение………………………………………………………..
Глава 1.«Теоретические основы использования фольклора как средство ознакомления с окружающим миром».
1.1. Характеристика фольклора в условиях детского сада…………………
1.2. Роль устного народного творчества в развитии личности детей……….
1.3. Восприятие детьми младшего дошкольного возраста произведений малых фольклорных форм……………………………..
1.4. Технология работы с детьми по использованию фольклора в ознакомление с окружающим миром младших дошкольников………………
Глава 2 «Практическая часть по использованию фольклора в ознакомлении с окружающим миром детей дошкольного возраста……………………………
2.1. Организация работы с детьми по использованию фольклора в ознакомлении с окружающим миром младших дошкольников………………..
2.2. Методические рекомендации по использованию фольклора в ознакомлении с окружающим миром младших дошкольников……………
Заключение………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………..
Содержание
Введение……………………………………………………….
Глава 1.«Теоретические основы использования фольклора как средство ознакомления с окружающим миром».
1.2. Роль устного народного творчества в развитии личности детей……….
1.3. Восприятие детьми младшего дошкольного возраста произведений малых фольклорных форм……………………………..
1.4. Технология работы с детьми по использованию фольклора в ознакомление с окружающим миром младших дошкольников………………
Глава 2 «Практическая часть по использованию фольклора в ознакомлении с окружающим миром детей дошкольного возраста……………………………
2.1. Организация работы с детьми по использованию фольклора в ознакомлении с окружающим миром младших дошкольников………………..
2.2. Методические рекомендации по использованию фольклора в ознакомлении с окружающим миром младших дошкольников……………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………..
Приложение.
Введение
Слово «Фольклор», которым часто обозначают понятия ,,устное народное творчество,, , произошло от соединения двух английских слов folk- народ – и lore- мудрость. История фольклора уходит в глубокую древность. Начало её связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и своё место в нем. Осознание это выражалось в неразрывно слитых слове, танце и музыке, а также в произведениях изобразительного, прежде всего прикладного, искусстве, в украшениях, предметах религиозного культа. Из глубины веков пришли к нам и мифы, объясняющие законы природы, тайны жизни и смерти в образносюжетной форме. Богатейшая почва древних мифов до сих пор питает и народное творчество, и литературу. В отличие от мифов, фольклор уже вид искусства. Мифологическая передиетория фольклора объясняет, почему устное произведение не имело первого автора. С появлением «авторского » фольклора можно говорить о современной истории. Формирования сюжетов, образов, мотивов происходило постепенно, и с течением времени обогащалось, совершенствовалось исполнителями.
Фольклорные произведения
называют народными – они действительно
непосредственно отражают художественные
вкусы и удовлетворяют
Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Фольклору отвели почетное место среди произведений, предназначенных для воспитания детей.
Изучая детский фольклор, можно многое понять в психологии детей того или иного возраста, а также выявить их художественные пристрастия и уровень творческих возможностей.
К детскому фольклору не раз обращался великий знаток русского языка В.И. Даль при составлении знаменитого четырехтомного «Толкового словаря» живого великого русского языка (1863-1866). А первым сборником детского фольклора, изданным в России, были «Детские песни»(1868), собранные П.А. Бессоновым.
Работу по ознакомлению с фольклором необходимо проводить одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой и приходить ей на помощь, участвовать в трудовой деятельности.
Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали фольклор средством воспитания и обучения.
М.Н. Мельников в книге «Русский детский фольклор» отмечает, что детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающая целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.
А.М. Новикова и А.В. Кокорева в книге «Русское народное поэтическое творчество» в статье «Определение фольклора и его значение» определили , что фольклор – это подлинная энциклопедия поэтических знаний.
В статье «Роль фольклора в развитии русской культуры и искусства» А.М. Новикова и А.В. Кокорева отмечают, что фольклор оказал большое влияние не только на литературу, но и на всю русскую культуру и искусство.
И.А. Шарковская в книге
«Экологическое воспитание дошкольников»
в статье «Знакомство детей с
русским фольклором во взаимосвязи
с экологическим воспитанием» отмечает,
что жизнь народа в далеком
прошлом тесно связана с
Полнейшая зависимость от природы заставила земледельца тщательным образом изучить окружающий мир, примечать даже мельчайшие изменения в природе, улавливать закономерности и связи одних явлений с другими: Все эти наблюдения вылились в целый ряд правил, примет, тонких и верных замечаний, пословиц, поговорок, которые о многом могли бы рассказать нам.
Знание природы и жизненный опыт влились в пословицы и поговорки, а непонимание истинных причин многих природных явлений, смены времен года приводило к возникновению многих обрядовых праздников.
В книге «славянский фольклор» Н. И. Кравцов отмечает, что эстетическое значение фольклора состоит в том, что он является замечательным искусством слова. В фольклоре выражается народные художественные вкусы. Фольклор выработал свою особую систему художественных средств, по которой легко отличить, например, народную песню от стихотворения поэта.
Русский фольклор в узком смысле – словесный компонент русской традиционной культуры; в широком – вся её духовная область.
Проблемой использования устного творчества в воспитании детей дошкольного возраста занимались кандидаты педагогических наук, М. Большакова, Л. Павлова, Ю.Г. Илларионова, Н.П. Иванова, Г.А. Кривошеев.
В достаточном количестве печатается методический материал в помощь педагогам, воспитателям в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».
Но вместе с тем практические работники ограничиваются в использовании устного народного творчества в педагогическом процессе; при проведении занятий, наблюдений, игр.
Вместе с тем дошкольный возраст является важным периодом в жизни ребенка, где происходит формирование нравственных качеств личности: доброты отзывчивости, вежливости, заботы, уважения.
Т.Д. Полозова в «Русской литературе для детей» в разделе II «истоки русской литературы для детей» в главе 1 «Устное народное творчество» отмечает, что устная народная поэзия проникала во все слои общества. Главным хранителем детского фольклора были русские женщины – крестьянки - матери, бабушки, няни, кормильцы. Богатством народной поэзии они щедро оделяли своих воспитанников.
Лучшие произведения народной поэзии близки и понятны детям, имеют отчетливо выраженную педагогическую направленность и отличаются художественным совершенством.
Русское народное творчество своими большими идейными и художественными достоинствами привлекает внимание исследователей многих стран. Большое значение имеет и то, что только в Росси сохранились некоторые старинные жанры, которые давно исчезли из европейского фольклора.
Глава 1 «Теоретические основы использования фольклора как средство ознакомления с окружающим миром».
Серьезную психологическую проблему для ребенка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в ДОУ. Поступление в ДОУ всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Условия ДОУ специфичны. Это особая микросоциальная среда, которая не может быть ни противопоставлена, ни идентифицирована с условиями семьи. Перестройка имеющихся динамических стереотипов ребенка приводит к определенному нервному напряжению, в результате которого происходят изменения не только в вегетативной регуляции, но и нарушается эмоциональное состояние детей, а также и их поведение, причем, чем внезапнее изменяется окружающая среда, тем серьезнее сдвиги в эмоциональном состоянии малыша.
Сгладить негативное влияние такого перехода, помочь быстрее адаптироваться к новым создавшимся условиям, нормализовать и повысить эмоционально-положительный фон, на наш взгляд, призвана музыка, в частности такой ее раздел, как музыкальное народное творчество, народный фольклор. Термин фольклор (folklore) можно перевести с английского языка как народная мудрость. Такой перевод будет не только формально точным, но и верным по смыслу. Фольклор – это не просто сумма словесных, драматических и изобразительных форм народного искусства. Это целостная система народных знаний, особый национальный взгляд на мир. Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально и одна из функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.
Говоря о ценности
народного искусства в
Мы считаем, что ценность фольклорных произведений для раннего периода обусловлена, прежде всего их высокой интонационной выразительностью, а также другими жанровыми особенностями – речевыми, смысловыми, звуковыми. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малышей прислушиваться, замирать на какое-то мгновение. Неповторимое своеобразие музыкального фольклора влияет на возникновение цепи слуховых ориентировочных реакций (слуховая аутостимуляция), позволяющих установить двусторонний контакт с ребенком на ориентировочной и эмоциональной основе. Активизирующее воздействие оказывает, во-первых, речевой звуковой поток. Во-вторых, очевидно активизирующее звуковое воздействие повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммированных в самом тексте малых фольклорных форм (например, «баю, баю, баю, бай!», «а качи-качи-качи!», «тили-тели, тили-тели!» и др.).
Известно, что ребенок уже в пренатальном периоде развития слышит звуки колыбельных песен, потешек и поговорок, сказаний, которые напевает ему заботливая мать. Родившись, он продолжает слушать произведения музыкального народного творчества. Теперь он узнает их и приобщается к культуре народа. Фольклор является, по сути дела, естественной средой, в которой малыш находится и развивается. Она понятна, знакома и ясна ему. Вот почему при поступлении в ДОУ и при обеспечении более быстрого перехода к новым социальным условиям важно продолжить формировать естественную, эмоционально-благоприятную среду, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно и уютно. И этого можно добиться благодаря средствам приобщения, введения в практику детского сада и семьи фольклора.
Каждому малышу помимо общения с родителями и родственниками нужна полноценная жизнь в коллективе сверстников. В ДОУ создаются условия для всестороннего развития ребенка. Здесь он учится соизмерять эгоистичное «хочу» с общественным «надо», здесь под руководством опытных педагогов ребенок приобретает новые полезные навыки, знакомится с правилами хорошего тона и азами эстетики.
Всем известно, что ребенок тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, домом, привычным для него укладом жизни. Это вполне оправдано и объяснимо. Малыш в первые годы беспомощен, беззащитен и почти всегда требует присутствия взрослых. Кратковременную разлуку с ними он воспринимает, чуть ли не как угрозу собственному существованию и выражает свой протест беспокойством и криком. А на пороге ДОУ ребенок не только расстается с родителями, но и встречается, и остается один на один с массой непонятных и поэтому устрашающих явлений: в гулкой и пестрой сутолоке чужой комнаты, среди чужих детей, с чужой тетей. Да и порядки здесь совсем другие: надо соблюдать режим, спать днем и есть противную кашу, от которой можно просто отказаться.
Хорошую помощь родителям оказывают дни открытых дверей, проводимые в ДОУ, где можно наглядно ознакомиться с особенностями жизни ребенка в детском саду и с конкретной обстановкой, к которой нужно готовить малыша. Мать получает рекомендации по предупреждению стрессовых реакций у ребенка в период адаптации. К ним относятся: приближение домашнего режима к режиму ДОУ; активное приобщение малыша к общению со сверстниками и взрослыми; применение фольклора, предложенного педагогами ДОУ. В этом случае в условиях семьи и ДОУ ребенка будет окружать близкая и знакомая среда, что и обеспечит благоприятное эмоциональное состояние детей в новых для него условиях.
Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, как в условиях семьи, так и ДОУ: когда его укладывают спать (колыбельная песня), когда умывают (ласковые подговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), когда эмоционально общаются в моменты бодрствования (прибаутки, потешки и т.п.).
Информация о работе Использование фольклора в ознакомлении с окружающим миром младших дошкольников