Использование фольклора в ознакомлении с окружающим миром младших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:01, реферат

Описание

Наша работа была ориентирована на ознакомление детей с окружающим миром средствами малых форм фольклора. Работу по ознакомлению с фольклором проводили одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой.
Впервой главе нашей работы дали характеристику фольклору в условиях детского сада, фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребёнком в разные режимные моменты, как в условиях семьи, так и ДОУ. Также нами проанализированы исследования педагогов о роли фольклора как средства ознакомления с окружающим миром, учёные пришли к выводу, что давая основы экологического воспитания экологической культуры, мы должны знакомить детей с тем как надо любить и охранять природу, поэтому мы и даём детям знания о разном использовании природы и её богатств.
Далее мы определили технологию использования фольклора как средства ознакомления с окружающим миром, дали характеристику малым формам фольклора и определили влияние фольклора на развитие личности ребёнка.
Во второй главе мы раскрыли организацию работы с детьми по использованию фольклора в ознакомлении с окружающим миром, работу начали с составления перспективного плана куда входили игры-занятия, развлечения, разучивание потешек, наблюдения. Проведения разнообразных занятий по фольклору способствует большему представлению детей о живых объектах.

Содержание

Введение………………………………………………………..
Глава 1.«Теоретические основы использования фольклора как средство ознакомления с окружающим миром».
1.1. Характеристика фольклора в условиях детского сада…………………
1.2. Роль устного народного творчества в развитии личности детей……….
1.3. Восприятие детьми младшего дошкольного возраста произведений малых фольклорных форм……………………………..

1.4. Технология работы с детьми по использованию фольклора в ознакомление с окружающим миром младших дошкольников………………

Глава 2 «Практическая часть по использованию фольклора в ознакомлении с окружающим миром детей дошкольного возраста……………………………
2.1. Организация работы с детьми по использованию фольклора в ознакомлении с окружающим миром младших дошкольников………………..
2.2. Методические рекомендации по использованию фольклора в ознакомлении с окружающим миром младших дошкольников……………
Заключение………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………..

Работа состоит из  1 файл

содержание.doc

— 258.00 Кб (Скачать документ)

Почему некоторые птицы  ночуют в снегу?

Зачем некоторые деревья  и кустарники специально засыпают снегом?

Почему трава под  снегом  остается зеленой?

Для чего на полях проводят работы по снегозадержанию.

Потом дети ставят опыт (помещают бутылки с теплой водой на поверхности сугроба и в его глубине) и делают вывод: снег сохраняет тепло.  После проведения опытов воспитатель объясняет переносный смысл пословиц и предлагает детям зарисовать полученные результаты в своих альбомах-дневниках.

  Некоторые пословицы и поговорки помогают раскрыть причинно-следственные связи в природе, например: «Красна ягода, да на вкус горька». Целесообразно порассуждать о прямом и переносном смысле этой пословицы.

  Хорошо дать детям попробовать спелые ягоды рябины, обыкновенной калины (обязательно предупредите детей, что не все ягоды съедобны, среди них есть и ядовитые, например жимолость, волчъе лыко, воронец и т.д.), а затем  зарисовать их альбоме-дневнике.

Загадки используются для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Загадка – мудрый вопрос в форме замысловатого, как правило, ритмически организованного описания чего-либо. Педагог подбирает загадки, которые позволят детям увидеть многообразие мира, приоткрыть, поднять завесу над его тайнами.

 

Много загадок посвящено землянике.

 

Капелька лета на тоненькой  ножке.

Плетут для меня кузовки  и лукошки.

 

*******

 

Растёт в траве Алёнка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдёт,

Всяк поклон отдаёт.

 

*******

На припеке  у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелёк

Держит алый огонёк.

Разгибаем стебельки-

Собираем огоньки.

 

Прежде чем разгадывать  эти загадки, которые лучше предложить детям летом во время прогулки по лесу, целесообразно рассмотреть  ягоды земляники, подобрать эпитеты, сравнения; попытаться сочинить свои загадки.

           В некоторых загадках  о явлениях природы нашли отражение их особенности и изменчивость. Например:

Это что за потолок?

То он низок то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубой,

А порой такой красивый,

Кружевной и синий –синий

 

*******

 

Постелен ковёр,

Рассыпан горох,

Ни ковра не поднять,

Ни ковра не собрать.

 

*******

         По небу лебедь черный

Рассыпает чудо-зерно,

Черный белого позвал,

Белый зерно поклевал.

 

   Чтобы дети могли отгадать эти загадки, надо организовать цикл наблюдений за небом в разную погоду, в разное время года, в вечерние и утренние часы, а также предложить изобразить на нескольких рисунках один и тот же пейзаж, но с разным цветом неба в зависимости от погоды: в ясный день (пёристые облака на голубом и синем фоне), в пасмурный (темные тучи, нависание над по-осеннему грустной землей или во время летних затяжных дождей).

   Разбирая загадки,  педагог обращает внимание на  сравнение, образные выражения  (небо-ковер, ночь – черный  лебедь, день – белый лебедь). Это поможет детям составлять свои интересные и образные загадки.

   Ю.Г. Илларионова  в книге «Учите детей отгадывать  загадки» отмечает, что отбирая  загадки для детей младшего  возраста, необходимо учитывать  психологические особенности ребенка  четвертого года жизни . для малышей характерна общая эмоциональная восприимчивость. Он живо реагирует на предметы, которые вызывают у них положительные эмоции. Эти предметы  возбуждают у детей особый интерес и внимание; с ними ребенок чаще встречается и играет, он рано начинает выделять и называть отдельные части этих предметов, воспринимать и различать их качество и свойства.

   В младшем возрасте  у ребенка активно развивается  внимание, память, которая становится  наглядно-образной, формируется воображение,  благодаря чему на основе словесного описания малыш может создать образ предмета. Это позволяет использовать загадку в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

    Малышам предлагают загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина), отмечены те качества и свойства, которые дети хорошо знают (голос животного, чем оно питается, повадки и др.).

Например, загадки о  кошке:

 

Мохнатенькая, молочко  пьет,

Усатенькая, песенки поет.

Мягкие лапки

А в лапках царапки.

 В этих загадка названы хорошо известные детям признаки: у кошки мягкая шерстка, длинные усы, острые коготки, она пьет молоко, поет песенки-мурлычит.

  Учитывая, что у младших дошкольников возрастает восприимчивость к некоторым элементам художественной формы литературного произведения, детям могут быть предложены рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с каким-либо словом загадки:

 

Праздник, праздник  у  ворот!

Кто встречать его  пойдет?

Я и верный мой дружок-

Красный маленький ……..(флажок)

Е.Серова

 

 Загадки для малышей не должны быть очень подробными, так как признаков ребенок не в состоянии запомнить и соотнести их между собой.

В журнале «Ребенок в  детском саду» №2 , 2005г в статье «Фольклор в развитии игрового творчества»  Н.П. Иванова кандидат педагогических наук и Г.А. Кривошеева, Г.М. Панова педагоги дополнительного образования по фольклору отметили, что в системе гуманитарно-экологического образования дошкольника наиболее эффективными методами использования является:

    1. Каждое звучание пословиц, поговорок и т.п. из уст воспитателей в разных педагогических ситуациях.
    2. Включение разных жанров фольклора в цикл экологических занятий.
    3. Сопровождение занятий фольклором природоведческого содержания.
    4. Специальные фольклорные занятия.

 

Для таких занятий  необходима особая предметно-пространственная среда. Она  была создана в «Комнате русского быта», где среди старинных предметов, мебели, игрушек, народных инструментов фольклор звучит особенно ярко, задушевно. Занятия построены в форме увлекательного путешествия в прошлое: познавательного, занимательного мини – спектакли; комплекса игр, объединенных  общим содержанием и сюжетом.

Фольклорные занятия  отличаются гибкой структурой, возможностью варьирования разных видов деятельности, что обусловлено эмоциональным  состоянием, настроением, инициативностью детей.

 Темы фольклорных занятий определены в соответствии  с сезонностью, содержанием программы экологического образования, основными датами земледельческого календаря. Одной из привлекательных форм приобщение к фольклору является народный театр, в котором соединены различные виды искусства или их элементы, традиции и импровизации, комизм.

Сложилась система работы со сказкой, которая включает: эмоциональный  пересказ, игру-беседу, игру-драматизацию.

В игре- беседе происходит «выход» к детям отдельных героев сказки. Дети воспринимают их как живых, сопереживают, спорят с ними.

Игра-драматизация - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, позволяющая ребенку психологически сблизиться с героями сказки, пережить их счастье и беду. Предпочтение отдается народным сказкам экологической направленности, в которых, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений.

 Особое место в  играх – драматизация отводится народной музыке – это календарные обрядовые песни , хороводы и игры с пением.

  Игры – драматизации на  фольклорном материале позволяют реализовать творческую индивидуальность, эстетическое отношение к миру природы и человек в ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 «Практическая часть по использованию  фольклора в ознакомлении с окружающим миром детей дошкольного возраста»

 

 

 

2.1. Организация  работы с детьми по использованию  фольклора в ознакомлении с  окружающим миром младших дошкольников.

 

   Работу начали с составления перспективного плана куда входили разные формы: игр – занятий, развлечений, разучивания потешек, наблюдения.

      В группе  есть дети у которых имеется  затруднение в  речи, в общении  с детьми это проявлялось. Поэтому  на основе обогащения представлений о ближайшем окружении нужно продолжать расширять и активизировать словарный запас детей, вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций, наблюдений за живыми объектами. Обучать умению слышать и понимать заданный вопрос, полностью отвечать на него говорить в нормальном темпе.

  Для организации  занятий необходимо было оформить  и подобрать игрушки, иллюстрации.  Требования к подбору игрушек  и иллюстраций: должны быть  яркими, красочными, по содержанию  доступные детям, отображающие особенности внешнего вида животных.

  Темп для игр  – занятий, потешек, развлечений  подбирали интересные, динамические, доступные по содержании, со знакомыми  детям персонажами. 

   В каждом таком  занятии дети сами были участниками и имитировали   движения, например: попрыгай как зайчик, пролети как гуси, пройдись как петушок; подражали голосам, например: прокукарекай как петушок, пробебекай как козлик, прокричи как гуси, для того чтобы создать положительные эмоции от общения с образами животных.

  Организацию работы  начали с разучивания потешек:  «Петушок», «Курочка- рябушечка», «Сорока  – сорока», «Идет коза рогатая», «Зайчишка-трусишка». Потешки имели  экологическую направленность, так  как дети знакомились с внешним  видом животных : уши, рожки, хвост, шерстка, нос, глазки, ротик; с особенностями их поведения и местом обитания: зайчик прыгает и живет в лесу, гуси ходят «гуськом» и живут дома с хозяином; с звукоподражанием: петушок кукарекает, козлик бебекает. Разучивание потешек проходило и в группе, и на улице во время прогулок. При разучивании потешек в группе, стульчики для детей размещали полукругом в центре группы для того чтобы всем детям было видно представленные картинки и игрушки о данном объекте. При рассматривании игрушек животного и картинок все дети были в восторге от того, что они видят. После общего рассматривания картинок  и игрушек животных эти картинки и игрушки раздавались детям для самостоятельного просмотра и игр.

   В приемах активизации  детей использовалось выразительное, интонационное чтение потешек, задавала детям вопросы , требующие четкого ответа по всем потешкам, например: какого цвета гребешок у петушка? , какого цвета клюв у гусей? Сколько лапок у зайчика?. На все вопросы дети отвечали правильно и быстро, но дети с плохо развитой речью то же отвечали правильно, но медленно. Проводили организацию имитационных движений с детьми, где дети сами показывали образ животного , например: попрыгай как зайчик, пройдись как лиса. Каждый ребенок стремился по своему изобразить движения данного животного. В имитации движений у детей хорошо получалось изображать движение лисы, зайчика.

   При разучивание  потешек на улице было удачным  то, что дети сразу увидели  вживую петуха, курицу, которые находились  в пределах детского сада. У детей появилось желание понаблюдать за ними, рассмотреть их вблизи. Детям очень понравилось то, как курочки быстро щипают травку. Было очень удивительно то, как дети эмоционально реагировали на то как влетел петушок на забор и громко прокукарекал. После этого дети стали имитировать движения петушка: как он гордо ходит, как летает; звукоподражание: громко прокукарекали,как петушок.

    К потешкам  «Петушок», «Курочка рябушечка», «Козлик», «Я рыжая лисица», «Гуси-гуси»  добавлены усложнения, например: в  потешке «Я рыжая лисица» детям нужно было своим хитрым поведением поймать зайку, в результате дети были очень подвижны и каждый стремился проявить себя. Усложнение добавилось с целью повышения интереса к этой потешке и образу животного, где передавалось положительное отношение к нему.

    У детей,  у которых имелись сложности  в активной речи, этим детям  труднобыло разучивать потешки  и также было затруднение в  договаривании фраз, например:

Курочка-рябушечка, куда ты пошла?...

Поэтому с этими детьми отдельно повторяла разученные потешки во вторую половину дня.

    В младшем  возрасте очень важно ускорить  «рождение» первых сознательных  слов у ребенка, почаще привлекать  его внимание к предметам, животным.

Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора (потешки, прибаутки, загадки,  небылицы, перевертыши, приговорки, их звучность,ритмичность, напевность,занимательность, привлекают детей) вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

     Одновременно  с разучиванием потешек проводили с детьми дидактические игры:

«Заинька», «Петушок», «Курочка-рябушечка», «Хохлатка». В игре «Петушок» дети вставали в кружок, посередине стоял  стульчик для петушка. Детям понравилось  то, что выбор петушка проводили  считалочкой и все были в ожидании того, кто же станет петушком. В игре «Курочка-рябушечка» было объяснение того, почему курочку называют рябушечкой  и все дети были во внимание того, чтобы услышать ответ. для этой игры выбирали ребенка, который имел проблемы в речевом развитии для того, чтобы он  по подсказке  воспитателя отвечал на заданные вопросы детей, например: «Курочка-рябушечка, зачем тебе водички?...»

Информация о работе Использование фольклора в ознакомлении с окружающим миром младших дошкольников