Использование фольклора в ознакомлении с окружающим миром младших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:01, реферат

Описание

Наша работа была ориентирована на ознакомление детей с окружающим миром средствами малых форм фольклора. Работу по ознакомлению с фольклором проводили одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой.
Впервой главе нашей работы дали характеристику фольклору в условиях детского сада, фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребёнком в разные режимные моменты, как в условиях семьи, так и ДОУ. Также нами проанализированы исследования педагогов о роли фольклора как средства ознакомления с окружающим миром, учёные пришли к выводу, что давая основы экологического воспитания экологической культуры, мы должны знакомить детей с тем как надо любить и охранять природу, поэтому мы и даём детям знания о разном использовании природы и её богатств.
Далее мы определили технологию использования фольклора как средства ознакомления с окружающим миром, дали характеристику малым формам фольклора и определили влияние фольклора на развитие личности ребёнка.
Во второй главе мы раскрыли организацию работы с детьми по использованию фольклора в ознакомлении с окружающим миром, работу начали с составления перспективного плана куда входили игры-занятия, развлечения, разучивание потешек, наблюдения. Проведения разнообразных занятий по фольклору способствует большему представлению детей о живых объектах.

Содержание

Введение………………………………………………………..
Глава 1.«Теоретические основы использования фольклора как средство ознакомления с окружающим миром».
1.1. Характеристика фольклора в условиях детского сада…………………
1.2. Роль устного народного творчества в развитии личности детей……….
1.3. Восприятие детьми младшего дошкольного возраста произведений малых фольклорных форм……………………………..

1.4. Технология работы с детьми по использованию фольклора в ознакомление с окружающим миром младших дошкольников………………

Глава 2 «Практическая часть по использованию фольклора в ознакомлении с окружающим миром детей дошкольного возраста……………………………
2.1. Организация работы с детьми по использованию фольклора в ознакомлении с окружающим миром младших дошкольников………………..
2.2. Методические рекомендации по использованию фольклора в ознакомлении с окружающим миром младших дошкольников……………
Заключение………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………..

Работа состоит из  1 файл

содержание.doc

— 258.00 Кб (Скачать документ)

Ознакомление с потешками  начинается уже на первом- втором году жизни ребенка. На третьем году жизни вводятся новые потешки, но и старые повторяются. К этому времени малыш начинает видеть не только различие черты у животных, но и общие: все они имеют две передние лапки, две задние, у всех два глаза, зубы, хвост, тело, покрытое шерстью. Эти знания приходят по аналогии со знаниями о человеке. Их не вводят специально в занятия, ребенок постигает это спонтанно, т.е. самостоятельно, что является результатом максимальной деятельности, на которую уже опираются первые знания.

Третий год жизни:  первой сказки. Будто представить мир  ребёнка без сказки. «Детство» и «сказка» – понятия неотделимые. Однажды придя к малышу, сказка остается с ним навсегда, как чудо, как радость, как память…

Сказка . Павлова Л., давая характеристику восприятия детьми определяет, что  сказка как эпический жанр может являться приоритетом ребенка третьего года жизни. Именно в этом возрасте интенсивно развивается воображения и способность действовать в образном плане , а главное- понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ в умственном плане.

В конце дошкольного  детства понимания реального  и ирреального в тексте сказки не выступает для ребенка как  главное. Основой интереса к сказке для него является образное восприятие сюжета и увлеченность процессуальностью  описаемых действий.

Ведь все мы знаем, как спокойно воспринимают дети факт того, что колобок и все звери  говорят человеческими голосами. Их забавляют действия перемещения  нашего героя, когда он встречает  то зайца, то лису, то волка.

Поняв одно «звено сказки» («Колобок», «Репка», «Теремок», и т.д.). малыш получает удовольствие от повторения однотипных отрезков, частично обогащенных новой информацией.

По сравнению с потешками, песенками, прибаутками сказки более  объемные произведения. Для восприятия и понимания их требуется более широкая ориентировка в окружающем, так как в них действует 3-5 персонажей, происходит смена их действий и т.п. ребенок должен быть подготовлен к восприятию сюжета даже самой простой сказки, т.е. что-то ему должно быть уже частично знакомо.  Вот здесь подготовительную роль играют потешки, помогающие воспринимать коротенький сюжет  посредством художественного слова. Особо в этом плане выделим потешки на бытовые темы, в которых действуют люди, коротенькие произведения, подводящие к пониманию первых сказок.

Ю.Г. Илларионова в  книге «Учите детей отгадывать загадки» в разделе «рассмотрим педагогические возможности загадки» отмечала, что  воспитательные и образовательные  возможности загадки многообразны. Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Она  «доставляет уму ребенка полезные упражнения». Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизирующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать видимое, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность.

Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость  и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключение.

Загадки о средствах  передвижения указывают на особенности  внешнего вида, кроме того, и на скорость и способ передвижения предмета, особенности звучания: летит,  как стрела, жужжит, как пчела (самолет).

В загадках об овощах, о  фруктах, ягодах, растения указывается  на особенности внешнего вида –  форму, цвет: круглое, румяное с дерева достану я. (яблоко); на вкус и запах  плодов: низок да колюч, сладок да пахуч, ягоды сорвешь – всю руку обдерешь (крыжовник).

Загадки о явлениях природы  раскрывают привычные связи и  зависимости, заставляют думать о них: один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет (дождь, земля, трава).

Загадки развивают у детей поэтическое восприятие родного края. Они привлекают сочными красками, радуют яркими образами, удивляют неожиданными сравнениями.

Отгадывание загадок  способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь. Размышление  над загадками содействует обостренному восприятию словообразовательных и формообразующих средств русского языка – его морфем.

Загадка помогает детям  осваивать и синтаксис родной русской речи. Дети усваивают различные  способы передачи сопоставительных и противительных отношений, учатся умению строить вопросительные предложения.

 

 

 

 

 

 

1.4. Технология работы с детьми

по использованию  фольклора в

ознакомление  с окружающим миром

младших дошкольников.

 

 

М.Большакова, кандидат биологических  наук, в журнале дошкольное воспитание , в статье «Фольклор в познавательном развитии» отмечает, что в дошкольных учреждениях заклички и приговорки используют прежде всего как игровой приём.

Наблюдая за радугой, можно попросить её напоить землю.

 

Радуга-дуга,

Пришли нам дождя.

Когда идёт дождь, дети радостно заклинают его, «задабривают».

 

Уж дождь – дождем,

Поливай ковшом,

Поливай весь день

На бабью рожь,

На мужиков овёс,

На девичью гречу,

На маличье просо.

 

*******

 

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе я гущи,

Выйду на крылечко,

Дам и хлеба каравай-

Сколько хочешь поливай.

 

Когда дождь идёт долго  и дети не могут выйти на улицу, они призывают солнышко.

 

Солнышко – вёдрышко,

Выгляни , высвети.

Твои детки плачут,

Пить, есть хотят.

 

Солнышко – солнышко,

Выгляни в окошечко,

Дам тебе вертешечко,

Насыплю горошечка.

 

   С просьбой «подарить» хорошую погоду можно обращаться к радуге.

Радуга – дуга,

Перебей дождя!

Радуга – дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко-

Колоколышко!

 

Дети обращаются с  приговорками к божьей коровке, которая  может «предугадать» погоду: если она улетит – к вёдру, если будет  ползать по ладошке – жди дождя.

 

Коровушка – бурёнушка,

Завтра дождь или  вёдро?

Если вёдро, то лети,

Если дождик то сиди.

Божья коровка,

Вёдрышко иль ненастье?

 

Некоторые заклички связаны  с праздниками, которые приближали человека к природе. Так, на Руси обычно на Благовещенье (7 апреля) выпускали  птиц.

 

Синички – сестрички,

Тётки – чечетки,

Краснозобые снегирюшки,

Щеголята – молодцы,

Воры – воробьи!

Вы на воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам скорей весну  ведите!

 

Сейчас птиц на волю не выпускают: если они долго прожили  в клетке, им трудно адаптироваться в природе. Поэтому эту закличку можно использовать в инсценировке «Встреча весны», в которой дети изображают разных птиц.

К весне, которую все  ждали с нетерпением, обращались с разными закличками. В одних  просили, чтобы быстрее растаял  снег, установилось тепло, появилась  трава шелковая; в других просили дать богатый урожай.

 

Весна – красна, появилась,

Солнышком ярким обернись!

Растопи нам снежок,

Зазелени нам лужок.

 

*******

Весна, весна красная!

Приди , весна с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

 

Потешки. Они, как правило сопровождали игры с малышом (с его пальцами, руками, ногами).

 

Ножки, ножки,

Бегите по дорожке,

Нарвите горошка

Полное лукошко!

Домой принесите,

Всех угостите!

 

*******

 

Ножки, ножки,

Куда вы бежите?

В лесок, во борок.

Грибы, ягоды собирать,

К зиме припасать!

 

В работе со старшими дошкольниками  потешки  облегчают процесс  ознакомления с окружающим миром. Например. Педагог  показывает детям  иллюстрации лошадей. Различной масти и читает потешку.

 

У нашего дядюшки

Четыре лошадушки:

Первая лошадь, пегая,

Мимо двора бегала.

Другая – гнедуха-

Ушла с голодухи.

Третью – савраску-

Свёл со двора  Тараска,

А четвёртый соловой.

Его давит домовой.

Сиди, Ерема,  дома.

 

Затем  дети  рассматривают  иллюстрации  и  определяют, какой же масти были лошади у  дядюшки: пегая – с большими белыми пятнами; гнедая – красновато- рыжая,  с черным хвостиком и черной гривой; савраска – желтоватого цвета с черным хвостом и черной гривой; соловой – лошадь желтоватой масти со светлым хвостом и светлой гривой.

 Дети любят прибаутки (или маленькие сказки в стихах), которые «приближают» окружающий мир, делают его реальным и понятным.

 Дети наблюдают,  как убирают сено; педагог объясняет  для чего это делают, и читает  прибаутку.

 

Стучит, бренчит на улице –

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке-

Туда же по дорожке.

«Куда, Фома, едешь?»

«Сено косить»

«На что тебе сено?»

«Коровок кормить»

«На что тебе корова?»

«Молоко доить».

«На что тебе молоко?»

«Ребенка поить»

 

Среди прибауток много небылиц.   Их можно использовать для игр типа « Бывает – не бывает».

 

А где же это видано?

А где это слыхано?

Кочерыжка, чтоб яичко  снесла,

Чтоб веник раскудахтался,

Поварёшка бы утят высидела?

А где же это видано?

А где это слыхано?

Журавелюшка всю ночь проходил,

Он насилу жеребеночка родил!

Ну, а уточка – телушечку,

Ну, а курочка –  бычка, бычка!

А где же это видано?

А где это слыхано?

Чтоб зимою в поле травушка росла,

Чтоб  зимою в саду роза зацвела.

А где же это видано?

А где это слыхано?

 

Песни  и  приговорные напевы  сопровождают различные действия людей в поле, огороде, дома. Дети любят обыгрывать содержание таких песен.

 

А мы землю парили, парили.

А мы землю пахали , пахали.

А мы просо сеяли, сеяли.

А мы просо пололи, пололи.

А мы просо косили, косили.

А мы просо рушили, рушили.

А мы просо веяли, веяли.

А мы просо сушили, сушили.

А мы кашу варили, варили.

 

  В песне встречаются незнакомые детям слова, которые надо обяснять: землю парить – давать ей отдых; рушить просо – дробить, очищать зерно.  При посадке репы, огурцов, бобов, капусты и и других овощей обязательно пели приговорные напевы.

 

Уродись, репка,

Ни густа, ни редка,

С мышиный хвост,

С тараканий нос.

 

Это пример пожелания  наоборот: на самом деле просят репку  уродиться крупной, сочной.

 

Я колышек тешу,

Огород горожу.

Огород горожу

Да капустку сажу,

Сажу  беленькую,

Развеселенькую.

 

Пословицы и  поговорки так же, как и заклички и приговорки, надо выбирать такие, чтобы их смысл можно было проверить путем наблюдений, в ходе беседы, постановки опытов и т.д. Например, дети могут понять смысл следующих выражений только в ходе наблюдений.

 

Апрель водой славен, почками красен.

Без росы и трава не растет.

Гусь как воевода  в красных сапогах.

 

 

А чтобы понять суть некоторых  пословиц, надо поставить опыты.

Для «проверки» пословицы «По семенам всходы» дети проводят два опыта. Первый позволит им убедиться в том, что из разных семян вырастают разные растения: по форме, величине и т.д. в этом смысле данная пословица перекликается с другой – «Не родит верба груши».  Второй опыт показывает, что всходы зависят от качества семян. В этом смысле разбираемая пословица аналогична другой – «От худого семени не жди доброго племени»

     Чтоб понять прямой смысл пословицы «Снег – то холодный, а от холода греет», педагог обсуждает с детьми следующие вопросы:

Информация о работе Использование фольклора в ознакомлении с окружающим миром младших дошкольников