Использование фольклора в ознакомлении с окружающим миром младших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:01, реферат

Описание

Наша работа была ориентирована на ознакомление детей с окружающим миром средствами малых форм фольклора. Работу по ознакомлению с фольклором проводили одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой.
Впервой главе нашей работы дали характеристику фольклору в условиях детского сада, фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребёнком в разные режимные моменты, как в условиях семьи, так и ДОУ. Также нами проанализированы исследования педагогов о роли фольклора как средства ознакомления с окружающим миром, учёные пришли к выводу, что давая основы экологического воспитания экологической культуры, мы должны знакомить детей с тем как надо любить и охранять природу, поэтому мы и даём детям знания о разном использовании природы и её богатств.
Далее мы определили технологию использования фольклора как средства ознакомления с окружающим миром, дали характеристику малым формам фольклора и определили влияние фольклора на развитие личности ребёнка.
Во второй главе мы раскрыли организацию работы с детьми по использованию фольклора в ознакомлении с окружающим миром, работу начали с составления перспективного плана куда входили игры-занятия, развлечения, разучивание потешек, наблюдения. Проведения разнообразных занятий по фольклору способствует большему представлению детей о живых объектах.

Содержание

Введение………………………………………………………..
Глава 1.«Теоретические основы использования фольклора как средство ознакомления с окружающим миром».
1.1. Характеристика фольклора в условиях детского сада…………………
1.2. Роль устного народного творчества в развитии личности детей……….
1.3. Восприятие детьми младшего дошкольного возраста произведений малых фольклорных форм……………………………..

1.4. Технология работы с детьми по использованию фольклора в ознакомление с окружающим миром младших дошкольников………………

Глава 2 «Практическая часть по использованию фольклора в ознакомлении с окружающим миром детей дошкольного возраста……………………………
2.1. Организация работы с детьми по использованию фольклора в ознакомлении с окружающим миром младших дошкольников………………..
2.2. Методические рекомендации по использованию фольклора в ознакомлении с окружающим миром младших дошкольников……………
Заключение………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………..

Работа состоит из  1 файл

содержание.doc

— 258.00 Кб (Скачать документ)

Сочетание «баю-бай» всегда связано для ребенка с укладыванием спать, это им пережито и приобретено  в собственном опыте. Поэтому, как  только малыш слышит знакомые сочетания  слов, они ситуативно начинают ассоциироваться  в их сознании с конкретной действительностью. Народный фольклор влияет на умственное, познавательное развитие ребенка раннего возраста. Вместе с тем следует отметить: это «внутреннее», скрытое богатство малых  фольклорных форм должно быть, прежде всего, открыто взрослым. Именно взрослый, используя перлы народной педагогики и мудрости, привносит посредством умелой интерпретации слова, жеста, действия и смысловое содержание - открывает его ребенку в доступной форме. Малышу становятся «сигнальными» по смысловому содержанию звукосочетания-наигрыши. Например, слова «кап-кап, шлеп-шлеп» ассоциируются у него с ситуацией купания.

Народное поэтическое  слово, предназначенное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы  выразить детям свою любовь, нежность и заботу, веру в здоровый рост, красоту, силу, сметливый ум («Коленька хороший, Коленька пригожий», «Этот конь богатырь для Алеши-удальца», «Маша черноброва» и т.д.). Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений, они пронизаны светом любви к ребенку. В них нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения для маленьких – народная дидактика, школа материнства.

Ценность фольклора  заключается в том, что с его  помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали-поехали»), вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.

Особую значимость, приобретает  фольклор в первые дни жизни малыша в ДОУ. Ведь в период привыкания к  новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с  другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.

Особое внимание следует  обратить на эмоциональное чтение воспитателем произведений народного творчества. Ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям.

Музыкальные произведения помогут взрослому наладить эмоциональный  контакт с детьми и в режимных процессах, и в свободной, игровой  деятельности детей. Особенно это важно  в условиях общественного воспитания, когда ребенок только-только привыкает к новым для него условиям. Воспитатель должен (именно должен) пестовать малютку, ласкать не за что-то, а по велению чувства, по своей душевной щедрости. И тогда малыш, несомненно, полюбит воспитателя.

Итак, использование воспитателем  фольклора в повседневной жизни детей положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, поступившего в ДОУ. Эта тонкая ниточка, соединяющая ребенка и его семью на эмоциональном уровне, не должна порваться с поступлением малыша в ДОУ, а наоборот, стать крепче в процессе использования  фольклора в режимных моментах, играх и развлечениях в детском саду, то есть повседневной жизни детей, как в домашней обстановке, так и в условиях общественного воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Роль устного народного творчества

 в развитии  личности детей.

 

Ф. М. Селиванов в книге  « хрестоматия по фольклору» отмечал, что устное народное поэтическое  творчество развивается в пределах  установившихся традиций.  Эти традиции проявляются во всём развитии фольклора и его жанров, которые в своё время возникают не сами по себе, а как бы вырастают из    ранее существующих.

А. М. Новикова и А. В. Кокорева  в книге «Русское народное поэтическое  творчество»     в статье   «   определение  фольклора  и его значение» отличают, что народное поэтическое творчество издавна привлекало внимание его собирателей и исследователей.

Устное поэтическое  творчество    имело   огромное значение для народа и как «  учебник   жизни », выразительность  его жизненной мудрости, философии, этики, и как средство воспитания характера, лучших человеческих качеств: мужества, стойкости, честности.

В статье «Роды и виды народного поэтического искусства» А.М. Новикова и А.В.Кокорева отмечают, что поэтическое творчество русского народа в основном делится на три рода: эпос, лирику и народное драматическое искусство.  Основным признаком каждого из них является особый способ изображения действительности:  в эпосе – при помощи повествования о событиях и поступках героев, в лирике – при помощи изображений внутренних переживаний и чувств человека, в драматическом искусстве –при помощи изображения непосредственных действий героев.

В статье «Народное поэтическое  творчество в оценках деятелей русской  науки, литературы и критики  А.М. Новикова и А.В. Кокорова отмечают, что устное народное творчество как особенно важная часть народного искусства и культуры сыграло большую роль в развитии мировоззрения, эстетического мышления и поэтических способностей народа, что породило любовь и уважение к нему многих деятелей русской культуры.

И.А. Шарковская в книге  «Экологическое воспитание дошкольников»  в статье «Знакомство детей с  русским фольклором во взаимосвязи  с экологическим воспитанием» пришла к выводу, что давая основы экологического воспитания, экологической культуры, мы должны знакомить детей с тем, как надо любить и охранять природу, поэтому и даем детям знания о разном использовании природы и ее богатств. Так при разучивании песни «Во поле березка стояла» можно рассказать детям о русских народных инструментах (дудке, гудке, балалайке) , показать их.    Объяснить детям, что делаются они из дерева и срезаются для гудочков всего-то «три пруточка», и из четвертого делают балалайку, а не губят и не ломают все дерево. При необходимости использования того или иного фольклорного произведения можно найти также объяснения для детей, которые дадут возможность включить эту песню, хоровод или закличку в репертуар.

В русских народных обрядах  есть такие моменты, которые можно  использовать с целевой экологической  направленностью.

В детской энциклопедии  том 11,   в статье «Устное народное творчество» Э.В. Померанцева  отмечает что возникновение в глубокой древности произведения устного  народного творчества и в настоящее  время сопровождают нас в повседневной жизни. Народные сказки, песни, загадки, пословицы знают дети и взрослые. Но не все ясно представляют себе , как создается и живет устно поэтическое творчество народа, насколько велика его ценность, какова его история. Фольклор возник в глубокой древности, когда человечество еще не имело письменности.

Не умея правильно  объяснять явления природы, первобытный  человек верил в то, что  его  окружают добрые и злые духи.  Он старался умилостивить их, воздействовать на них заклинаниями и обрядовыми песнями, исполняемы  во время пахоты, свадьбы, похорон.

Велико художественное, эстетическое значение фольклора. Богатство  образов, разнообразие изобразительных  средств, лаконизм и выразительность  языка- отличительные качества народного  творчества. Этим оно и привлекает внимание писателей, художников, композиторов.

В книге «Славянский  фольклор»в статье «Традиционность  фольклора»  Н.И. Кравцова отмечает, что народное творчество зародилось в первобытнообщинном строе. Устойчивость содержания и форм жизни обусловила устойчивость форм произведений фольклора.

В произведениях народного  творчества ярко отражены особенности  реальной действительности, и поэтому  сказки,  песни, былины, пословицы, являющиеся достижением человеческого ума, должны были сохранятся. Во многих произведениях  важные объективные качества человека и природы. Это можно сказать не только о пословицах, жизненные обобщения которых сохраняется веками, и будут еще долго сохранятся, но и о песнях, прекрасно характеризующих духовный мир человека, его общечеловеческие свойства, чувства и переживания.

Народное творчество воспитало в себе принципы народной эстетики, народные художественные вкусы. Сами произведения фольклора – значительные художественные достижения, они прекрасно  удовлетворяют народные идейные  и эстетические запросы и служат важной частью духовной культуры народа.

Фольклорные произведения приобретает устойчивость благодаря  устной форме, в которой оно передается от певца певцу, от поколения поколению.

А если оно имеет устную форму, то, значит, не записывается, а  поэтому его надо запоминать, заучивать на память со слов старших, если же произведение поется, то его надо заучивать «с голоса».

В статье «Общественное  значение фольклора» Н.И. Кравцова отмечает, что познавательное значение фольклора  заключается прежде того в том, что  он отражает особенности явлений реальной жизни. Познавательное значение фольклора проявляется в том, что сюжет и образы его произведений содержат в себе широкую типизацию, обобщения явлений жизни и характера людей.

Познавательное значение фольклора увеличивается тем, что в его произведениях не только представлены картинки жизни события истории и образы героев, но и объяснения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Восприятие  детьми младшего

дошкольного возраста произведений

малых фольклорных  форм.

 

Данная проблема находит отражение в исследованиях психолога Л.Павловой.

Л.Павлова в журнале  «Дошкольное воспитание», №6 1991г, фольклор для маленьких, в статье потешки и сказки отмечала, что методика работы с фольклором в группе с детьми третьего года жизни имеет свои особенности. Третий год жизни приносит важнейшие качества характеристики в динамику развития ребёнка: интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображения; психическая жизнь обогащается опытом, переходящим в  образный план; возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению.

В связи с этим литературные произведения  становится средством  познания и художественного отражения  действительности, отраженной в слове  и через слово. Дети начинают представлять в своём воображении не только отдельные образы, но и воспроизводить целостные картины, эпизоды, составляющие из цепи взаимосвязанных действий. На втором году жизни дети исключительно «чувствительны» к чисто «внешнем» сторонам произведения конкретно и ситуативно реагируя на его содержание. Они идут за педагогом, как бы проигрывая кусочки, отрывки знакомого им сюжета, выполняя при этом отобразительные,  игровые действия.

По сравнению со вторым годом третий год жизни ребенка  отличается более(объемным. видением), обобщенным восприятием сюжета ,уже  ориентированным на внутреннюю логику, появляется настольная потребность понять смысловое содержание произведения.

 

Качественные изменения  в познавательной деятельности на третьем  году жизни ребёнка связаны, во-первых, с интенсивным развитием понимаемой и активной речи. При ознакомлении с окружающим обогащаются и усиливается линия ориентации на человеке и его виде деятельности. Вмести с этим приходит умение ориентироваться среди предметов окружающего мира. Создаются предпосылки для вербализации (речевого общения) познавательной деятельности. Таким образом, появляется возможность развивать в детях способность логически рассуждать, приходить к простейшим умозаключениям, приобретать собственное видение и мнение, овладевать умением выразить словом свои чувства, потребности. Содержание первых сказок для детей направлено именно на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания душевному и физическому состоянию героя или другим персонажам. Это обнаруживается в строчках, подчёркивающих, на пример; физическое напряжение- «тянут- потянут, вытянуть не могут»(«Репка»), или печаль и слёзы- «дед плачет, баба плачет» («курочка Ряба»), или прямо угрозу-« я тебя съем» («Колобок»). Вся палитра человеческих отношений раскрывается перед ребёнком в доступном содержании первых народных сказок.

Исследования  Л. Павловой показывают: третий год жизни ребёнка  – это период, когда он пытается осознать, понять целенаправленность и логичность действий взрослого. Дети, следуя  активному подражанию, начинают повторять эти действия, поэтому – то они и «чувствительны» ко всем  нюансам реальной жизни. Ребёнок начинает представлять и доигрывать действия «за кадром», фантазируя и прогнозируя конечный результат прочитанного произведения, например, может представить, что лиса не съела колобка, потому что он был горячий. Это в одном случае, в другом

-спрятать колобка  под кустик, а потом вновь покатить  его по дороге

Эти попытки творческой интерпретации педагог. Конечно  же, поощряет, так как у детей  пробуждается фантазия, рождается способность  мечтать.

В исследовании Л.Павлова  отмечает, что : сказку как  художественный жанр, разумеется в элементарной форме, дети третьего года жизни воспринимают. Они способны понимать не только сложную  кумулятивную связь, но и с помощью  взрослого участвуют  в драматизации , выступая в роли какого-либо персонажа.

В совмещении и противопоставлении плоскостей реального, арсенального и  рождается сказка.  Но к этому  пониманию детей необходимо подвести.

Информация о работе Использование фольклора в ознакомлении с окружающим миром младших дошкольников