Использование фольклора в ознакомлении с окружающим миром младших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:01, реферат

Описание

Наша работа была ориентирована на ознакомление детей с окружающим миром средствами малых форм фольклора. Работу по ознакомлению с фольклором проводили одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой.
Впервой главе нашей работы дали характеристику фольклору в условиях детского сада, фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребёнком в разные режимные моменты, как в условиях семьи, так и ДОУ. Также нами проанализированы исследования педагогов о роли фольклора как средства ознакомления с окружающим миром, учёные пришли к выводу, что давая основы экологического воспитания экологической культуры, мы должны знакомить детей с тем как надо любить и охранять природу, поэтому мы и даём детям знания о разном использовании природы и её богатств.
Далее мы определили технологию использования фольклора как средства ознакомления с окружающим миром, дали характеристику малым формам фольклора и определили влияние фольклора на развитие личности ребёнка.
Во второй главе мы раскрыли организацию работы с детьми по использованию фольклора в ознакомлении с окружающим миром, работу начали с составления перспективного плана куда входили игры-занятия, развлечения, разучивание потешек, наблюдения. Проведения разнообразных занятий по фольклору способствует большему представлению детей о живых объектах.

Содержание

Введение………………………………………………………..
Глава 1.«Теоретические основы использования фольклора как средство ознакомления с окружающим миром».
1.1. Характеристика фольклора в условиях детского сада…………………
1.2. Роль устного народного творчества в развитии личности детей……….
1.3. Восприятие детьми младшего дошкольного возраста произведений малых фольклорных форм……………………………..

1.4. Технология работы с детьми по использованию фольклора в ознакомление с окружающим миром младших дошкольников………………

Глава 2 «Практическая часть по использованию фольклора в ознакомлении с окружающим миром детей дошкольного возраста……………………………
2.1. Организация работы с детьми по использованию фольклора в ознакомлении с окружающим миром младших дошкольников………………..
2.2. Методические рекомендации по использованию фольклора в ознакомлении с окружающим миром младших дошкольников……………
Заключение………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………..

Работа состоит из  1 файл

содержание.doc

— 258.00 Кб (Скачать документ)

Развлечения «В гости  к Петрушке» проходило в музыкальном  зале. Дети были очень радостными от того, что в гости их пригласил Петрушка, они были все в ожидании того, чтобы поскорее увидеть Петрушку. Развлечение имело много интересных заданий: пройти через золотые ворота, изобразить звонко кукарекающего петушка, упражнение, показ «пляски пальчиков», игра на ложках, имитация движений: зайчика, волка. Все дети активно участвовали, было  очень радостно смотреть на них от того как они веселятся, даже очень медлительные дети, смотря на своих товарищей старались не отставать в выполнении заданий.

   Таким образом  у детей формировалось положительное отношение к персонажам волка, зайца, петушка, закрепили знания о повадках поведения.

  Важное место отводилось  проведению игр-занятий: «Идет  коза рогатая», «Катины друзья».  В занятии «Идет коза рогатая»у  детей вызвало большое впечатление то, что взрослый был переодет в костюм козы. Занятие детям очень понравилось так как здесь дети слышали знакомую потешку «Идет коза рогатая». Большую радость у детей вызвало то, что когда коза произносила слова «забодаю, забодаю». Дети были очень веселы, убегали от козы.

  Игра –занятие  «Катины друзья» вызвало у  детей особый интерес. Их внимание  привлекло то, что в середине  группы стоял игрушечный домик  и дети стремились узнать чей  же этот домик. Когда дети  узнали, что это домик куклы  Кати и что у нее много друзей им сразу же захотелось узнать что же за друзья у Кати. При показе первой игрушки- друга Кати, петушка, и чтение про него потешки у детей вызвало большой интерес, кто же будет следующим другом Кати.  Когда дети увидели всех друзей Кати им предложили отгадать загадки, например: беленькие перышки, красный гребешок. Кто это на колышке? (Петя-петушок). Каждый ребенок объяснил почему он догадался и что в загадке говорится, например о петушке.  В этой игре было очень хорошо то , что каждый ребенок давал свои ответы и дети с затруднением речи проявляли желания отвечать.

  Проведение игр  – занятий, дидактических игр,  было немножко легче по сравнению  с разучиванием потешек, так  как уже знакомые потешки применялись  в играх и на занятиях.

 Все это помогало  малышам запомнить и последовательность заданий и потешку. А в дальнейшем они уже использовали народные потешки в играх.

     При разучивании  потешки «Курочка-рябушечка» сопровождала  слова определенными действиями, например: курочка-рябушечка, куда  ты пошла? Показываю уход курочки, а на ответ – на речку, поворачиваюсь.

  Для того, чтобы  дети могли наглядно представить  себе жесты, мимику, позу того  или иного персонажа потешки,  почувствовать свое отношение  к нему использовала также  «живые картинки». Например: при чтении потешки «Сорока-белобока» ставила деток сороки друг за другом и раздавала им кашу, а самому последнему «который ничего не делал», говорила: «А ты , постой, вот тебе горшок пустой» Использование полюбившихся потешек народного творчества в играх значительно обогащало словарь детей, делало их речь эмоционально выразительной. Малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры, например в игру «семья»использовали потешку «Идет коза рогатая»

   Таким образом,  проведение разнообразных занятий по фольклору способствует большему представлению детей о живых объектах, так как дети знакомятся с внешним видом животных, местом их обитания, повадками. У детей формируется положительное отношение к животным.

 

 

 

2.2. Методические рекомендации

по использованию  фольклора

 как средства  ознакомления с окружающим миром  детей дошкольного возраста.

 

Знания о животных у детей приобретаются разными  путями: через книгу, картинку, рассказ  взрослого. Но особое значение в дошкольном детстве отводится малым формам фольклора (загадки, потешки, прибаутки). Разучивание малых форм фольклора организуется на занятиях и повседневной жизни (утро, прогулка, вечер).

Правильная организация  потешек формирует у ребенка  положительное отношение к окружающему. Подбор фольклора (потешки, сказки, прибаутки, загадки), которые соответствуют следующим требованиям: наиболее примечательные, яркие, красочные, доступные детям по содержанию.

Атрибуты (картинки, иллюстрации, костюмы, маски-шапочки, игрушки) тоже подбираются яркими , красочными для того, чтобы привлечь внимание детей и создать у детей радостное настроение.

Объектами для разучивания  потешек могут быть животные ближайшего окружения: гуси, курочки, петухи, птицы. Они тоже подбираются яркими, отражающими  внешние признаки животных.  Включение признаков и развлечений в жизнь детей создает радость, счастье, задор в глазах, как детей, так и педагогов, воспитателей.

Также развлечения вносят в жизнь ребенка необходимую  всем энергию, ощущения полноты жизни, умения радоваться.

Занятия и игры – занятия  необходимо подбирать интересными  со знакомыми детям потешками.

Организация занятий  и игр-занятий должна быть интересной, чтобы было много имитационных движений, звукоподражаний, чтобы было весело и у них создалось хорошее настроение в результате чего у детей будет формироваться положительное отношение к окружающему.

При проведении игр –  занятий необходимо продумать место  где будет проходить игра, как  будут располагаться дети .

Необходимо подобрать  к играм – отображающие внешние признаки животных и иллюстрации для того, чтобы дети воспринимали животного о котором говорится в потешке.

Также при проведении игр-занятий очень хорошо использовать разнообразные аксессуары: напоминающие внешний облик животного: маски, шапочки, косточки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Наша работа была ориентирована  на ознакомление детей с окружающим миром средствами малых форм фольклора. Работу по ознакомлению с фольклором проводили одновременно с расширением  знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой.

Впервой главе нашей  работы дали характеристику фольклору  в условиях детского сада, фольклорные  произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребёнком в разные режимные моменты, как в  условиях семьи,                 так и ДОУ. Также нами проанализированы исследования педагогов о роли фольклора как средства ознакомления с окружающим миром, учёные пришли к выводу, что давая основы экологического воспитания экологической культуры, мы должны знакомить детей с тем как надо любить и охранять природу, поэтому мы и даём детям знания о разном использовании природы и её богатств.

Далее мы определили технологию использования фольклора как  средства ознакомления с окружающим миром, дали характеристику малым формам фольклора и определили влияние фольклора на развитие личности ребёнка.

Во второй главе мы раскрыли организацию работы с детьми по использованию фольклора в  ознакомлении с окружающим миром, работу начали с составления перспективного плана куда входили игры-занятия, развлечения, разучивание потешек, наблюдения. Проведения разнообразных занятий по фольклору способствует большему представлению детей о живых объектах.

Также раскрыли методические рекомендации по использованию фольклора  как средства ознакомления с окружающим миром детей дошкольного возраста чем интереснее будут проходить занятия, игры-занятия, развлечения, разучивание потешек, то в результате этого у детей будут формироваться положительные отношения к окружающему.

В процессе работы были замечены такие изменения:

- у детей повысился  интерес к  устному народному  творчеству, они использовали в  сюжетно-ролевых играх потешки.

Малые формы фольклора  в воспитательно-образовательной  работе с детьми использовались как  на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности(игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты)

Свою работу  мы строили  на основных принципах :

-во-первых, на тщательно,  обусловленных возрастных возможностей  детей, отборе материала;

-во-вторых, различные  направления воспитательной работы и виды деятельности детей( развитие речи, ознакомление с природой, различные игры)

- в- третьих, активного  включения детей;

Одной из важнейших задач  в работе с дошкольниками является знакомство с фольклором. В доступной  форме давать детям знания о культуре, быте, малых формах фольклора. Народные песни, танцы, обряды, игры способствуют расширению кругозора, воспитывают любовь к родному краю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

1. Аникин В.  П. Мудрость народная. Жизнь человека  в русском фольклоре. Выпуск 1 ( младенчество). – М.: Худож. Литература. 1991.

2. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное  поэтическое творчество.-  М.: Просвещение  1983.           

3. Арзамещева  И.Н., Иванова Э.И., Николаева С.А.  Хрестоматия по детской литературе.- М.: Академия 1997.

4. Болдырева  Т. Ознакомление детей раннего  возраста с природой.      //   Дошкольное воспитание. 1994. № 4.

5. Боголюбская   Е.  А. Хрестоматия по детской  литературе.   -   М.:

Просвещение 1984.

6. Воспитание  нравственных чувств у младших  дошкольников: Книга для воспитателей детского сада./ Под ред. А.М. Виноградовой.- М.: Пр. 1989.

7.Зенита Т.  Экологическое воспитание детей  раннего возраста.   //

Дошкольное воспитание. 2005. № 7

8. Золотова Е.И.  Знакомство дошкольников с животным  миром – М.: Пр.,

1988.

9. Зубарева Е.Е.  Детская литература  учебное пособие. 3-е изд. –М.:

Просвещение 1989.

10. Круглов С.П. Русское  народное поэтическое творчество. Хрестоматия. 3-е изд. – М.: Просвещение  1993

11. Карпинская  Н.С. Художественное слово в  воспитании детей.- М.:Просвещение 1985.

12. Мельников  М.Н. Русский детский фольклор.-М.: Просвещение 1987.

13. СтренноваА.Н.  Влияние художественной литературы  на эмоции ребёнка.

14. Усова А.П.  Русское народное творчество  в детском саду.-М.: 1972.

15. Павлова Л.  Фольклор для маленьких.// Дошкольное воспитание, № 6 1991.

17. Новикова И.  Использование фольклора в работе  с детьми младшего возраста.// Дошкольное воспитание, №10 1990.

18. Жадинец М.  Ребёнок идёт в детский сад. // Дошкольное воспитание, №9 1990.

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный

 план

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование устного народного  творчества

в играх.

 

 

Название

Цель

Методические приёмы

Атрибуты 

 

 

1) «Петушок»

Познакомить детей с петушком, его особенностями внешнего вида: туловище, крылья, голова, клюв, глаза, гребешок, перья, ноги.

Учить детей  звукоподражанию и имитации движений: важно ходит, машет крыльями.

-чтение потешки

-имитация движений

вопросы: какой  петушок, какого цвета, как поёт,

какого цвета  глаза,

хвост, гребешок,

бородка.

Картинка изображающая петушка

-шапочка петушка.

 

 

2) «Курочка-рябушечка»

Познакомить детей  с заботливым отношением курочки  к цыплятам. Воспитывать эмоциональное  отношение к курочке и цыплятам.

-чтение потешки

-Вопрсы: какая  курочка?

Что она делает?

-имитация движений

-договаривание  фраз

Картинка изображающая курочку

-шапочка курочки

 

 

3) «Козлик»

Познакомить детей с козликом с его особенностями поведения: туловище, голова, рожки, ноги.

Учить детей подражать движением козлика: легко скачет, бодается.

-чтение потешки 

-звукоподражание

-имитация

-договаривание  фраз

-Вопрсы:

- О ком потешка?

-Что есть  у козлика?

-Что делает  козлик?

 

-игрушка козлика

-картинка

 

 

 

4) «Я рыжая  лисица»

 

Познакомить детей с образом лисы, её движением (медленно ходит, хитрая улыбка, тонкий голосок), место обитания (лес)

-чтение потешки

-показ иллюстрации

показ имитационных движений.

-совместное выполнение  движений взрослого и ребёнка.

Вопросы:

-О ком потешка?

-Где живёт лиса?

-Что делает  лиса?

-Игрушка лисицы, зайца 

 

 

5) «Зайчишка-трусишка»

 

Познакомить детей  с зайцем, его передвижением (легко, далеко прыгает), местом обитания (лес), с питанием.

-показ картинок

-чтение потешки

-показ движений

-имитация движений

-Игрушка зайца, картинка с изображением зайца

 

 

 

6) «Гуси-гуси»

 

Познакомить детей  с гусятами, волком, их передвижением: гуси ходят медленно, быстро бегают, ходят ,,гуськом ,,,

волк ходит медленно, воет.

Местом их обитания: гуси- домашние животные, волк живёт в лесу.

Учить детей  имитировать движения животных.

-чтение потешки

-показ движений

-показ картинок

-Вопрсы:

О ком потешка?

-Где живут  гуси?

-Где живёт  волк?

-Кого боятся  гуси?

-Где спрятался  волк?

-Имитация движений

-

-Картинка с изображением  гусей, волка.

-маска волка

 

7) «Сорока-сорока»

 

Познакомить детей с птицей сорокой, с её внешним видом: туловище, голова, длинный хвостик, крылья;

Предвижением: подпрыгивает

 

-чтение потешки

-имитация движений

-Вопросы:

-О ком потешка?

-Какая сорока?

-рассматривание картинки

 

-показ иллюстрации

-игрушка сороки

Информация о работе Использование фольклора в ознакомлении с окружающим миром младших дошкольников