Использование фольклора в ознакомлении с окружающим миром младших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:01, реферат

Описание

Наша работа была ориентирована на ознакомление детей с окружающим миром средствами малых форм фольклора. Работу по ознакомлению с фольклором проводили одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой.
Впервой главе нашей работы дали характеристику фольклору в условиях детского сада, фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребёнком в разные режимные моменты, как в условиях семьи, так и ДОУ. Также нами проанализированы исследования педагогов о роли фольклора как средства ознакомления с окружающим миром, учёные пришли к выводу, что давая основы экологического воспитания экологической культуры, мы должны знакомить детей с тем как надо любить и охранять природу, поэтому мы и даём детям знания о разном использовании природы и её богатств.
Далее мы определили технологию использования фольклора как средства ознакомления с окружающим миром, дали характеристику малым формам фольклора и определили влияние фольклора на развитие личности ребёнка.
Во второй главе мы раскрыли организацию работы с детьми по использованию фольклора в ознакомлении с окружающим миром, работу начали с составления перспективного плана куда входили игры-занятия, развлечения, разучивание потешек, наблюдения. Проведения разнообразных занятий по фольклору способствует большему представлению детей о живых объектах.

Содержание

Введение………………………………………………………..
Глава 1.«Теоретические основы использования фольклора как средство ознакомления с окружающим миром».
1.1. Характеристика фольклора в условиях детского сада…………………
1.2. Роль устного народного творчества в развитии личности детей……….
1.3. Восприятие детьми младшего дошкольного возраста произведений малых фольклорных форм……………………………..

1.4. Технология работы с детьми по использованию фольклора в ознакомление с окружающим миром младших дошкольников………………

Глава 2 «Практическая часть по использованию фольклора в ознакомлении с окружающим миром детей дошкольного возраста……………………………
2.1. Организация работы с детьми по использованию фольклора в ознакомлении с окружающим миром младших дошкольников………………..
2.2. Методические рекомендации по использованию фольклора в ознакомлении с окружающим миром младших дошкольников……………
Заключение………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………..

Работа состоит из  1 файл

содержание.doc

— 258.00 Кб (Скачать документ)

   Ведущая. А где же Петрушка? Пригласил нас в гости и не встречает. (за ширмой раздается храп) .Слышите?  Кажется кто-то храпит. Наверное «Петрушка!» (дети зовут, но Петрушка не появляется)

Не слышит…. Может быть, покричим, как петушки, тогда Петрушка проснется?

   Дети. Ку-ка-ре-ку!

На ширме появляется Петрушка.

   Петрушка. Это кто тут кричит? Кто мне спать не давал?

   Ведущая. Это мы! Принимай, Петрушка , гостей!

   Петрушка. Ну, наконец-то гостюшки  пожаловали! Я вас давно поджидал, даже немного устал. Вот присел  в уголок да уснул на часок  (зевает)

Ведущая. Так, пожалуй, ты снова заснешь. Надо бы тебе потянуться, все суставчики «разбудить».

Петрушка. А как?

Ведущая. А вот как. Смотри на ребят и делай ,как они. Взрослые поют, дети подпевают и потягиваются.

 

Тя-ги,тя-ги, потягушчки

На детишек порастушки

Подрастает малышок,

Как пшеничный колосок.

 

   Ведущая. Вот как хорошо потянулись! Даже подросли немножечко. Спать больше не хочется?

Петрушка. Не хочется.!  Зато очень хочется еще с ребятами поиграть!  Только вот не придумал как.

Ведущая. У наших детей очень ловкие пальчики. Они даже плясать умеют!

Петрушка. Скорее покажите, так хочется посмотреть!

Взрослые поют, дети подпевают  и выполняют движения по тексту на мелодию русской народной песни  «Барыня»

 

Пальчики у нас попляшут:                                  вращают кисти

Вот они! Вот они!

В кулачки мы пальчики спрячем,                    сжимают, разжимают пальцы

В кулачки, в кулачки.

Пальчики опять попляшут:                                перебирают пальчики

Вот они, вот они!

Пальчиками мы помашем:                                 встряхивают кистями рук

Уходи, уходи!

 

Петрушка исчезает за ширмой.

Ведущая. Где же Петрушка? Давайте его позовем. Петрушка!  Не отзывается. Наверное, обиделся, подумал, что мы его прогоним. Позовем его добрым, ласковым голосом. Петрушечка!

Дети зовут. Ведущая  предлагает то одному, то другому ребенку позвать Петрушку, придумывая ласковые слова.

Петрушка. Да вот он я! Вы меня так хорошо позвали! И вовсе я не обиделся. Я вот за этими красивыми ложками ходил. Хочу с вами в оркестр поиграть. Ребятам раздам ложки, а сам буду дирижером. Смотрите на меня внимательно!

Дети берут по ложке  в каждую руку. Петрушка дирижирует. Дети стучат на ложках, то у одного уха, то у другого, как бы «слушая» ложки. Как только Петрушка спрячется за ширму, дети перестают играть и кладут ложки на колени. Музыкант играет русские народные мелодии «Калинка» и «Ах вы, сени»

Петрушка. Молодцы! Замечательно играете на ложках! А у меня еще тут есть инструменты.  Это металлофон. А это ребята я на них поиграю, да потешку вам расскажу.

Петрушка выходит из-за ширм, кладет инструменты на столик и сопровождает потешку игрой на них.

 

Раз, два, три, четыре, пять,

Негде зайчику скакать.

Всюду бродит волк, волк,

Он зубами щелк, щелк!

А мы спрячемся в кусты

Прячься, заинька, и ты.                     Приговаривает без инструментального

Ты волчище, не спеши,                             сопровождения

Когда спрячемся, ищи!   

 

   Ведущая. Петрушка , а дети тоже так умеют. Вот я сейчас превращу их в зайчиков, а Васю в волка. Маша и Юля будут играть на инструментах. Зайки погуляют на полянке, а потом спрячутся от волка.

 Дети-зайчики на  первые две строчки прыгают  на двух ногах . на 3-4-юстрочки замирают, волк двигается между ними на 5-6-ю строчки зайчики сидят не двигаясь, волк ищет их.

Волк. Где зайчик?

Дети. Вот они!

Петрушка. Говорят, что зайчишки-трусишки. А ваши не такие 0 даже волка не боятся. Ведь волк не настоящий, это наш Васенька !

Петрушка. Слышите? Кто-то скребется опять! Должно быть, мыши. Кот у меня совсем обленился, мышей не ловит. Вот они и осмелели.

Ведущая. Знаю, знаю. По утрам твой кот просит молочка вот так: «Мяу! Мяу!» (ведущая ладонью имитирует движение рта кота при мяуканье) . Петрушка  наливает молоко в «тарелочку» (руку поворачивает ладонью вверх, придавая форму тарелочки), и котик лакает его язычком (средний палец другой руки дотрагивается до ладони-тарелочки). Наелся котик и сказал «спасибо» по кошачьи: «Мяу!». А потом свернулся в клубочек и уснул (дети собирают пальцы в кулак)

 Вот тут-то и  появилась мышка: «Пи-пи-пи…»  одна рука превращается в мышку:  дети сжимают пальцы в кулачок,  а мизинец отводят в сторону  – это хвостик. Вращая руку  в запястье, приближают ее к другой руке – кошке.

Ведущая. Но сытый кот не обращает на мышку никакого внимания. Тогда мышка- озорница начинает щекотать его своим хвостиком. Котик просыпается.

 

Кошка мышку цап-поймала!                          Одна рука захватывает другую

Подержала, подержала, отпустила,               вращает ее, отталкивает.

Побежала………..

                 Хвостиком помахала,                    рука-мышка отбегает в сторону

«До свиданья!»  нам  сказала.                        Прячется

Шмыг!

 

Петрушка. Ах, какой лентяй мой кот , что с ним делать?

Ведущая. Ты, Петрушка, не огорчайся. Позови своего кота, пусть он с нашими ребятами поиграет.

Петрушка. Котофей! Котофей Иванович, выходи , к гам гости пришли! (кот-игрушка бибабо)

Кот. Мяу! Гости- это хорошо. Значит поиграть можно. Будете со мной играть?

Дети. Будем!

Кот. Тогда вы будете мышками, а я пойду и искать вас в сад.

Взрослый с котом  на руке – впереди,  дети-мышки  за его спиной стоят колонной. Превратив  одну руку в мышку (кулачок с хвостиком), попискивают.

Кот. Есть мыши в саду?

Дети. Есть!

Кот. Боятся кота?

Дети. Нет!

Кот. А я, Котофей, разгоню всех мышей! Мяу!  Кот поворачивается и догоняет убегающих мышей.

Петрушка. Послушайте, что я вам скажу.

 

Жил-был кот-колоброд,

Он развел огород.

Уродился огурец.

Играем, песенкам конец!

 

Петрушка прощается  с детьми.

Дети под звучание веселой русской народной мелодии  уходят в группу.

 

 

 

 

 

                                                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Загадки в играх и развлечениях

Игра  « Катины друзья» ( мл/гр)

 

      Цель игры: учить детей отгадывать загадки, узнавая животных  по описанию характерных признаков внешнего вида и по голосам. Закрепить правильное звукопроизношение по подражанию. Материал. Игрушки, изображающих животных.

 

Ход игры.

 

     Стоит  игрушечный домик. Выходит кукла  Катя. У неё много друзей. Дети  знакомятся с ними.

    Воспитатель  показывает петушка, спрашивает: кто это? Как поёт?»  Ку-ка-ре-ку.»  дети подражают пению. Петушок  с пением взлетает на забор. 

Воспитатель читает потешку:

 

                                      Петушок, петушок

                                      Золотой гребешок,

                                       Маслена головушка,

                                        Шёлкова бородушка,

                                        Что рано встаёшь,

                                         Голосисто поёшь,

                                         Детям спать 

                                                               не даёшь!

 

     Появляется зайчишка.  Что любит зайчишка?

Воспитатель читает потешку.

 

                                             Зайчишка трусишка

                                             По полю бежал,

                                             В огород  забежал,

                                             Морковку нашёл-

                                             Сидит грызёт,

                                             «Ай, кто-то идёт!»

 

Появляется сорока. Что  варила сорока?

Воспитатель читает потешку:

 

                                                      Сорка-белобока

                                                      Кашу варила,

                                                      Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

-Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши  не варил.

Тебе нет нечего.

                   

   Появляется  кукушка. Что делает кукушка?  Как она летает?  (подражание)

Воспитатель читает потешку:

 

                                     Летели кукушки

Через три избушки.

Как они летели,

Все ягоды глядели,

Как сели садились

Все ягоды дивились.

Появляются гуси. Как кричат гуси?

Воспитатель читает потешку:

 

                                      - Гуси,  Гуси!

-Га! Га! Га!

- Есть хотите?

-Да, Да, Да!

-Ну летите!

-Нет, нет, нет!

Серый  волк под  горой

Зубы точит,

Есть нас хочет!

- Ну летите, как  хотите,

Только крылья берегите!

 

   Выходит  курочка с цыплятками. Дети называют  их. Воспитатель спрашивает: « Как  хохлатка зовет своих цыплят?»  (звукоподражание)

Воспитатель читает потешку:

-Курочка-рябушечка,  куда ты пошла?

-На речку.

-Курочка-рябушечка,  зачем ты пошда?

-За водичкой.

-Курочка-рябушечка,  зачем тебе водичка?

-Цыпляток поить.

-Курочка-рябушечка,  как цыплятки просят пить?

-Пи, пи, пи!

Все животные «уходят».

Однажды Катины  друзья пришли к ней в гости.

Кто пришел первым? Предлагается загадка.

    Беленькие  перышки, красный гребешок. Кто  это на колышке? (Петя-петушок)

    Дети  объясняют, почему они догадались, что в загадке говорится   о петушке. После того, как дети объяснят отгадку, петушок «взлетает» на заборчик.

-Кто же еще  идет к Кате в гости?

   Вот кто:  они летят, но боятся.  Волк  не пускает их домой. Они  кричат: «га-га-га». Дети отгадывают  и объясняют, кто кричит «га-га-га»  (гуси)

   Также  предлагаются загадки и о других животных.

-Когда все  друзья Кати собрались вместе, - говорит воспитатель, - она их  угостила. Чем она накормила гусей?  А чем зайчика? (дети отвечают)

 

 

 

 

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Занятие:

«Идет коза рогатая» (мл-гр. )

 

Цель: Обогатить эмоциональное, речевое и двигательное развитие детей, организуя подвижную игру на основе народных произведений.

 

 Используя  игровые приемы и элементы  ряжения (взрослых) с целью обогащения  образного восприятия.

Вызвать у детей  светик, ярких эмоций. Создать настроение шаловливого веселья. Развивать  интерес к совместным действиям  ее взрослыми и сверстниками на основе общих, радостных сопереживаний.

 

       Материал: Аксесуары ряжения Козы ( роль исполняет взрослый ):шапочка с рожками ; элемент русского костюма –расшитая кофточка или фартучек , яркий наплечный платок и украшения ( бусы, серьги и т. п.). Деревянные расписные ложки (по 2 штуки на каждого ребенка).

Информация о работе Использование фольклора в ознакомлении с окружающим миром младших дошкольников