Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:01, реферат
Наша работа была ориентирована на ознакомление детей с окружающим миром средствами малых форм фольклора. Работу по ознакомлению с фольклором проводили одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой.
Впервой главе нашей работы дали характеристику фольклору в условиях детского сада, фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребёнком в разные режимные моменты, как в условиях семьи, так и ДОУ. Также нами проанализированы исследования педагогов о роли фольклора как средства ознакомления с окружающим миром, учёные пришли к выводу, что давая основы экологического воспитания экологической культуры, мы должны знакомить детей с тем как надо любить и охранять природу, поэтому мы и даём детям знания о разном использовании природы и её богатств.
Далее мы определили технологию использования фольклора как средства ознакомления с окружающим миром, дали характеристику малым формам фольклора и определили влияние фольклора на развитие личности ребёнка.
Во второй главе мы раскрыли организацию работы с детьми по использованию фольклора в ознакомлении с окружающим миром, работу начали с составления перспективного плана куда входили игры-занятия, развлечения, разучивание потешек, наблюдения. Проведения разнообразных занятий по фольклору способствует большему представлению детей о живых объектах.
Введение………………………………………………………..
Глава 1.«Теоретические основы использования фольклора как средство ознакомления с окружающим миром».
1.1. Характеристика фольклора в условиях детского сада…………………
1.2. Роль устного народного творчества в развитии личности детей……….
1.3. Восприятие детьми младшего дошкольного возраста произведений малых фольклорных форм……………………………..
1.4. Технология работы с детьми по использованию фольклора в ознакомление с окружающим миром младших дошкольников………………
Глава 2 «Практическая часть по использованию фольклора в ознакомлении с окружающим миром детей дошкольного возраста……………………………
2.1. Организация работы с детьми по использованию фольклора в ознакомлении с окружающим миром младших дошкольников………………..
2.2. Методические рекомендации по использованию фольклора в ознакомлении с окружающим миром младших дошкольников……………
Заключение………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………..
Использование устного народного творчества в играх-занятиях.
Название |
Цель |
Методические приёмы |
Атрибуты |
1) Загадки в играх и развлечениях «Катины друзья» |
Учить детей отгадывать загадки, узнавая животных по описанию характерных признаков внешнего вида и по голосам: петушок (голосисто поёт, красный гребешок, на ногах шпоры, разноцветный хвостик), зайчик (белого , серого, чёрного цвета, длинные ушки, пушистый коротенький хвостик), курочка (красный гребешок, голосисто поёт, машет крылышками), гуси (красные лапки, длинная шейка, красный клюв), сорока (летает, белые крылышки), кукушка (она кукует, летает, чёрного цвета). Познакомить детей с особенностями поведения этих животных. |
-показ игрушек -чтение потешки -совместные действия воспитателя и детей. Вопросы: -Какой петушок? -Как поёт? -Какой зайчик? -Какого цвета шеростка? -Как прыгает, что любит зайчик? -Какая курочка, какого цвета пёрышки? -Какой у неё хвостик? -Какие гуси?, какая у них шейка?, какого цвета лапки? -Что делает кукушка, как она кукует, где живёт? -Где живёт сорока, какого она цвета? |
Игрушки изображающие животных |
2) «Идёт коза рогатая» |
Познакомить детей с поведением козы: бодается, мекает. С особенностями внешнего вида: длинная борода, рожки, гладкая шерстка, хвостик. Воспитывать положительные эмоции , доброту.
|
-Чтение потешки -показ картинок с изображением козы -имитация движений -Вопрсы: -Какого цвета, какие рожки, какой хвостик? |
Шапочка с рожками, расписной фартучек, украшения, платок, деревянные ложки. |
3) «Развлечение
для детей младшего возраста
на материале русского |
Учить детей имитировать движения животных, звукоподражанию. Закрепить знания о животных. |
-Чтение потешки -совместные действия воспитателя с детьми. |
-картинки с изображением животных -металлофон -рубль |
4) «Хохлатка» |
Познакомить детей с внешним видом курицы хохлатки (хохолок, бородка, клюв, перья, крылья)., с особенностями её поведения. Объяснить детям почему курочку называют хохлаткой. |
-Чтение потешки -рассматривание иллюстраций -совместное действие воспитателя с детьми -имитация гуляющих цыплят -звукоподражание |
-Картинки с изображением курицы -хохлатки |
Использование устного народного творчества
в наблюдениях.
Название |
Цель |
Методические приёмы |
Атрибуты |
1) «Сорока-сорока» |
Познакомить детей с птицей сорокой, с её внешним видом: туловище, голова, длинный хвост, крылья;передвижением: Подпрыгивает |
-чтение потешки имитация движений -Вопрсы:о ком эти потешки? Что делает сорока? Какая сорока? |
|
2) «Радуга-дуга» |
Учить детей с помощью потешки обращаться с природными явлениями, дать представление, что после дождя появляется радуга. |
-Наблюдение -чтение потешки -совместное чтение взрослого с ребёнком. |
|
3) «Дождь-дождём» |
Познакомить детей с природным явлением дождя, дождю все радуются, после чего всё начинает расти, учить детей заклинать дождя с помощью потешки. Вызвать эмоциональное состояние. |
-Наблюдение -объяснение слов: пуще-быстрее, гуще-много, каравай-хлеб Вопросы: о чём потешка? Как приглашают дождик? Кому нужен дождик? |
|
4) «Солнышко-вёдрышко» |
Дать детям представление о том, что дети, взрослые ждут солнышка, радуются появлению солнышка. |
-Наблюдение -чтение потешки -совместное чтение потешки взрослого с детьми -Вопросы: о ком потешка? Кто ждёт солнышко? Почему детки плачут? |
|
5) «Весна-красна» |
Дать детям представление о приходе весны, признаков весны: тает снег, появляется травка, ярко светит солнышко. |
-Наблюдение -чтение потешки -вопросы: как вы догадались, что наступила весна? Почему тает снег? Почему стали петь птички? |
|
6) «Петушок-петушок» |
Познакомить детей с внешним видом петушка (красный гребешок, бородка, разноцветный хвостик, на ногах шпоры, клюв), его особенности поведения (голосисто поёт, взлетает на заборчик), с его повадками. Воспитывать положительные эмоции по отношению к животным. |
-Наблюдение -чтение потешки -имитация движений -Вопросы: о ком потешка? Какой петушок? Что есть у петушка? Что делает петушок? |
Картина с изображением петушка. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Дидактические игры в детском саду
А. К. Бондаренко.
Заинька.
Цель: Познакомить детей с внешним видом зайки (ушки, лапки, хвостик, ножки), его передвижением (прыгает).
Игровые действия: Зайчик выбирается считалочкой. Иллюстрация движений.
Ход игры. Дети вместе с воспитателем становится в круг. После того как считалочкой выбрали зайчика и он вошёл в круг, дети ходят по кругу и приговаривают.
Слова.
Заинька по синичкам
Серенький, по новеньким
Погуливай, гуляй !-
Некуда заинька выскочите,
Некуда серому выпрыгнуть.
Выскочишь,
Серенький, попляшешь-
Выпустят.
Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового. Игра повторяется 2-3 раза.
Цель: Познакомить детей с внешним видом петушка (гребешок, бородка, лапки, клюв), его поведением. Упражнять детей в правильном звукопроизношении.
Игровые правила: Петушок кричит только после слов «детям спать не даешь»
Игровые действия: Выбор петушка короткой считалочкой, звукоподражание, имитация движений.
Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Посередине стоит стул длч петушка. Воспитатель обращается к детям:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь?
Что ты громко поешь?
Игровые правила: Дети прибегают к воспитателю только после сигнала-слов: «Куда, куда? Вернитесь! Не смейте убегать!»
Игровые действия: Имитация гуляющих цыплят; звукоподражание; бег по сигналу в одном направлении.
Ход игры
Воспитатель
показывает картинку, на которой
изображена курочка с
-Послушайте , дети, я вам прочитаю стишок об этой курочке. Её называют хохлаткой. Посмотрите, вот у неё хохолок торчит. Видите? Поэтому её называют хохлаткой.
По дворику хохлатка,
По дворику мохнатка
С цыплятами идет.
Чуть дети зазеваются,
Шалят и разбегаются,
Сейчас к себе зовет:
«Куда! Остановитесь!
Куда, куда? Вернитесь!
Не смейте убегать!»
Давайте теперь поиграем. Я буду курочка-хохлатка , а вы мои цыплятки. Пойдем гулять. Когда я скажу: «Вернитесь! Не смейте убегать!» - вы все прибегаете ко мне.
Курочка с цыплятами гуляет по двору: ходят собирают зернышки, затем расходятся в разные стороны.
Воспитатель приговаривает слова потешки. Дети стараются повторять за ней. Когда дети разойдутся по всей комнате, воспитатель останавливается и, обращаясь к ним, произносит:
Куда? Остановитесь!
Куда, куда? Вернитесь!
Не смейте убегать!
Цыплята бегут к свое маме.
Игру можно повторить 3-4 раза.
Цель: познакомить детей с внешним видом курочки-рябушечки (гребешок, бородка, перышки, клюв, хвостик, крылья), её повадками, упражнять детей в правильном звукопроизношении.
Игровые правила: Курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей.
Игровые действия: Выбирают считалочкой курочку-хохлатку, надевают ей шапочку. Дети на вопрос: «Как цыплятки просят пить?»- громко произносят: «Пи-пи-пи»
Воспитатель
показывает картинку с
-Курочка-рябушечка, куда ты пошла?
-На речку.
-Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?
-За водичкой.
Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
-Цыпляток поить.
Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?
-Пи-пи-пи (это произносят все дети)
При
повторном проведении игры
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Развлечение для детей младшего возраста на материале русского фольклора.
Цель: Учить детей имитировать движения животных, звукоподражанию.
Ведущая. Дети, сейчас мы отправимся в гости к Петрушке. Он ждет нас в музыкальном зале. Идите все за мной.
Дети за ведущей
подходят к залу. У входа ведущая
останавливает детей и говорит,
Ведущая и музыкальный
Ай, лю-ли, ай, лю-ли, (раскачивают руки вверх)
Наши руки мы сплели,
Мы их подняли повыше-(поднимают их вверх, открывая воротики)
Получилась красота:
Получились не простые-
Золотые ворота.
Кто пару найдет, тот в ворота пройдет!
Дети парами проходят
в ворота. Если ребенок идет
один , дети идут втроем, ворота
закрываются, не пропуская
Информация о работе Использование фольклора в ознакомлении с окружающим миром младших дошкольников