Марина Цветаева «Одна – из всех – за всех – противу всех!...» Судьба. Характер. Поэзия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 12:56, реферат

Описание

Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. По происхождению, семейным связям, воспитанию она принадлежала к трудовой научно- художественной интеллигенции. Отец ее - сын бедного сельского попа, Иван Владимирович Цветаев, пробил себе дорогу жизни, стал известным филологом искусствоведом, профессором Московского университета, основателем Музея изящных искусств (ныне музей имени Пушкина). Мать – из обрусевшей польско-немецкой семьи, натура художественно одаренная, пианистка.

Содержание

1. Биография Марины Цветаевой 3
1. Детство, юность и первые шаги и литературе. 3
2. Эмиграция и становление поэта. 7
3. Возвращение на Родину. 15
2. Своеобразие лирики Цветаевой. 15
3. Осмысление стихов Марины Цветаевой. 31
1. Марина Цветаева: слова и смыслы. 31
2. Сравнительный анализ стихотворений Марины Цветаевой «Ушел – не ем…» и Анны Ахматовой «Проводила друга до передней». 38
3. Анализ стихотворений «Душа», «Жизни». 42
4. Стихотворение М. Цветаевой «Август — астры...». 46
4. Современное прочтение стихов Цветаевой. 50
5. Приложение. 53
1. Фотографии. 54
2. Стихотворения. 57
6. Список литературы. 60

Работа состоит из  1 файл

реферат по Цветаевой.doc

— 1.01 Мб (Скачать документ)

                     Смерть побелила.

          Не  приходится, конечно, ожидать, что сильная, но сложная поэзия Марины Цветаевой станет всеобщим достоянием. Но лучшему из того, что она написала, «настал черед» — потому что настоящее в искусстве не умирает. 

                   

    1. Пиетет – глубокое уважение, благовение.
    2. … темный дионисийский мир жречества, тайн, ворожбы. – Дионис (в римской мифологии – Вакх) – древнегреческий бог пиров и празднеств; как и Аполлон, считался покровителем искусства певцов и музыкантов, но в отличие от Аполлона, бога светлого, гармоничного искусства, Дионис был богом разгульного веселья, буйных плясок.
    3. В. Хлебников – писатель серебряного века.
    4. Цезура (лат, «разрез») – постоянный словораздел в стихе, сильная интонационная пауза.
    5. Анженбеман – перенос части синтаксической целой фразы из единой стихотворной строки в другую, вызванный несовпадением заканчивающей строку постоянной ритмической паузы с паузой смысловой.
    6. Декадентство – общее название неареалистических направление в литературе и искусстве конца XIX –нач. XX вв., обусловленных особой «сумеречной атмосферой» того времени, упадком в социальной культурной жизни.
    7. Федор Сологуб – писатель серебряного века.
    8. Снобизм – взгляды, поведение, манеры присущие снобу. Сноб – это человек, стремящийся строго следовать моде, вкусам и манерам буржуазно-аристократического высшего света; человек, считающий себя носителем высшей интеллектуальности и изысканных вкусов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

V. Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               
       
       
       
       
       
       

               
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

               
       
       
       
       
       

               
       
       
       
       

             Жизни.

                  1.

      Не  возьмешь моего румянца – 

      Сильного  – как разливы рек!

      Ты –  охотник, но я не дамся,

      Ты –  погоня, но я есмь бег. 

      Не возьмешь мою душу живу!

      Так, на полном скаку погонь – 

      Пригибающийся  - и жилу

      Перекусывающий  конь 

      Аравийский.

                  25 декабря 1924 

                  2.

      Не возьмешь мою душу живу,

      Не дающуюся, как пух.

      Жизнь, ты часто  рифмуешь с лживо, -

      Безошибочен певчий слух! 

      Не задумана старожилом!

      Отпусти к  берегам чужим!

      Жизнь, ты явно рифмуешь с жиром.

      Жизнь: держи  его! Жизнь: нажим. 

      Жестоки у  ножных костяшек

      Кольца, в кость проникает ржа!

      Жизнь: ножи, на которых пляшет

      Любящая.

      - Заждалась  ножа!

                  28 декабря 1924 
       
       

    Проводила друга до передней. 

    Проводила друга  до передней,

    Постояла  в золотой пыли.

    С колоколенки  соседней

    Звуки важные текли. 

   Брошена! Придуманное слово –

   Разве я цветок или письмо?

   А глаза  глядят уже сурово

   В потемневшее  трюмо.

                  Анна  Ахматова. 
 

                 ***

    Уж  сколько их упало в эту бездну,

    Разверзтую  вдали!

    Настанет  день, когда и я исчезну

    С поверхности  Земли. 

    Застынет  всё, что пело и боролось,

    Сияло и рвалось:

    И зелень глаз моих, и нежный голос,

    И золото волос. 

    И будет жизнь, с ее насущным хлебом,

    С забывчивостью  дня.

    И будет всё  – как будто бы под небом 

    И не было меня! 

    Изменчивой, как дети, в каждой мине

    И так недолго  злой,

    Любившей  час, когда дрова в камине

    Становятся  золой, 

    Виолончель, и кавалькады в чаще,

    И колокол  в селе…

    - Меня, такой  живой и настоящей,

          На  ласковой земле! 

      К вам всем – что мне, ни в чем не знавшей  меры,

      Чужие и  свои?! – 

      Я обращаюсь  с требованием веры

      И с просьбой о любви. 

                  ***

      Проста моя осанка,

      Нищ мой  домашний кров.

      Ведь я  островитянка

         С далеких островов! 

         Живу  – никто не нужен!

         Взошел  – ночей не сплю.

         Согреть Чужому ужин – 

         Жилье свое спалю! 

         Взглянул  – так и знакомый,

         Взошел  – так и живи!

         Просты  наши законы:

         Написаны  в крови. 

         Луну  заманим с неба,

         В ладонь, - коли мила!

         Ну  а ушел – как не был,

         И я – как не была. 

         Гляжу на след ножовый:

         Успеет  ли зажить

         До  первого чужого,

         Который скажет: «Пить».

                        Август 1920 

                ***

         - Хоровод, хоровод,

         Чего  ножки бьешь?

         - Мореход, мореход,

         Чего  вдаль плывешь? 

         Пляшу – пол горячий!

         Боюсь, обожгусь!

           - Отчего я не  плачу?

          Оттого, что смеюсь! 

          Наш моряк, моряк  – 

          Морячок морской!

          А тоска – червяк,

          Червячок простой. 

          Поплыл за удачей,

          Привез – нитку  бус.

          - Отчего я не  плачу?

          Оттого, что смеюсь! 

          Глубоки моря!

          Ворочайся вспять!

          Зачем рыбам –  зря 

          Красоту швырять? 

          Бог дал – я  растрачу!

          Крест медный – весь груз!

          - Отчего я не  плачу?

          Оттого, что смеюсь!

          Между 25 мая и 13 июня 1920   

                ***

          Ушел – не ем:

          Пуст – хлеба  вкус.

          Всё – мел,

          За чем ни потянусь. 

          …Мне хлебом был,

          И снегом был.

          И снег не бел,

          И хлеб не мил.

                        23 января 1940

         ***

Если душа родилась крылатой – 

Что ей хоромы и  что ей хаты!

Что Чингисхан  ей и что – Орда!

Два на миру у  меня врага,

Два близнеца –  неразрывно-слитых:

Голод голодных – и сытость сытых!

          18 августа 1918 
 

Список  литературы.

    1. Марина Цветаева. Избранное. Москва «Просвящение» 1990год. Вступительная статья          В.Н. Орлова .
    2. Литература в школе № 03/2008 год. Фотографии Цветаевой.
    3. Литература в школе № 9/2003 год. Статья «О стиле Марины Цветаевой» Минераловой И.Г.

      Статья  «Читаем Цветаеву» Чупровой Т.А.

    1. Литература «Первое сентября» №10 1995 год. Статья Ефима Эткинда.
    2. Литература №8/2004. Статья Елены Погорелой, лицей №230, г. Заречный Пензенская обл. (учитель литературы – Тамара Александровна Задорожная)
    3. Литература в школе 3/1996. Научно – методический журнал. А.С. Акбашева - Марина Цветаева: слова и смыслы.
    4. Русский язык в школе 3/1998. Научно-методический журнал. Корчагина Л.М. Стихотворение М. Цветаевой «Август – астры».
    5. Русская литература ХХ века 11 класс часть I. Под редакцией В.В. Агеносова. Марина Цветаева, анализ стихотворений «Душа», «Жизни».
 

 

 

Информация о работе Марина Цветаева «Одна – из всех – за всех – противу всех!...» Судьба. Характер. Поэзия