Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:57, лекция
Орфоэпия (греч. ορτος – «правильный» + επος – «речь) – совокупность правил устной речи, обеспечивающих единство ее звукового оформления в соответствии с нормами национального языка, исторически выработанными и закрепившимися в литературном языке.
4. В вопросительных и восклицательных предложениях, общий смысл которых не имеет характера отрицания.
5. В побудительных предложениях (со сказуемым в форме повелительного наклонения): Не обижай бабушку! Не потеряй документы! Не облизывай ложку! Не смеши народ.
6. При форме совершенного вида глагола-сказуемого, указывающий на результативность действия: Мы не отдадим это место.
7. При двойном отрицании (т.е. усиленном утверждении): Не могу не сказать несколько слов. Женщина не может не понять музыку. Нельзя не признать его успех.
8. При падежной омонимии (совпадении различных, но одинаково звучащих падежных форм): Не читал сегодня газету (газеты – мн. ч.).
9. При наличии частиц с ограничительным значением едва, чуть, почти, еще: чуть не пропустил лекцию; едва не уронил стакан.
10. При наличии слов, по смыслу относящихся одновременно к прямому дополнению и к сказуемому (двойное управление): не считаю книгу интересной; не считал деда справедливым; не нахожу положение опасным; не считаю вопрос актуальным;
11. При распространении дополнения несколькими определениями: Софья Ивановна мрачно покашливала, слушая Леночку, и не узнавала в ней тихую, безропотно молчащую и ко всему равнодушную дочь.
12. В конструкции «не + вспомогательный глагол + инфинитив переходного глагола + дополнение» (т.е. при отнесении дополнения не непосредственно к глаголу с отрицанием, а к инфинитиву, зависящему от глагола с отрицанием): не надеялся выполнить задание, не успела сшить платье, не мог сдержать улыбку, не смог приобрести новый словарь, не хочет надевать старый костюм, не мог принять такое решение, не буду смотреть этот фильм.
13. В устойчивых сочетаниях, пословицах, поговорках, при выражении дополнения конкретными существительными: не вставлять палки в колеса; не скалить зубы. Не рой другому яму. Яйца курицу не учат.
14. При глаголах с приставкой недо-, не имеющей значения отрицания, а указывающей на выполнение действия ниже нормы: недогрузить тонну угля; недолить стакан; недооценить способности своего противника. Мы не имеем права недооценивать опасность.
15. Дополнение обязательно ставится в винительный падеж, если отрицание не стоит не при переходном глаголе, а при другом слове в предложении: не вполне понял задание; не очень люблю музыку; не часто читаю художественную литературу.
V. Управление при синонимичных словах.
Обидеться на что-либо / обижен чем-либо.
Обрадоваться чему-либо / обрадован чем-либо.
Обращать внимание на что-либо / уделять внимание чему-либо.
Опираться на что-либо / базироваться на чем-либо.
Основываться на чем-либо / обосновывать что-либо.
Отзыв о чем-либо / рецензия на что-либо / аннотация на что-либо (например: отзыв о диссертации – рецензия на книгу).
Отчитаться в чем-либо / сделать отчет о чем-либо.
Превосходство над чем-либо / преимущество перед чем-либо.
Препятствовать чему-либо / тормозить что-либо.
Различать что и что / отличать что от чего.
Рассердиться на что-либо / рассержен чем-либо.
Уверенность в чем-либо / вера во что-либо.
Удивляться чему-либо / удивлен чем-либо.
Озабоченность чем-либо / забота о чем-либо.
Уплатить за что-либо / оплатить что-либо (например: уплатить за проезд – оплатить проезд; оплата счетов (услуги) – плата по счетам (за услугу)).
Идентичный чему-либо / сходный с чем-либо / похожий на что-либо / подобный чему-либо.
Потерпеть поражение от кого-либо / проиграть кому-либо.
Предостеречь от чего-либо / предупредить о чем-либо.
Характерно для кого-либо / свойственно кому-либо.
Беспокоиться о ком-либо / тревожиться за кого-либо.
Примириться с чем-либо / смириться перед чем-либо.
Заведующий чем-либо / директор, начальник чего-либо.
VI. Различные предложно-падежные формы при одном управляющем слове.
Вершить (что?) трудные вопросы / вершить (чем?) судьбами.
Воздать (что?) должное; воинские почести / воздать (чем?) добром за зло.
Поражаться (= восхищаться) (чем?) величием и красотой природы / поражаться (=удивляться) (чему?) отваге альпинистов.
Удостоить (чего?) правительственной награды / удостоить (чем?) взглядом.
VII. Типичные ошибки при управлении.
1. Синонимические сближения:
*Самостоятельность от министерств и ведомств (по аналогии с: зависимость от…).
*Наши возможности на этом будут исчерпаны (по аналогии с: на этом закончены). Правильно: будут этим исчерпаны.
*Сказались на культурный уровень населения (по аналогии с: повлияли на культурный уровень). Правильно: сказались на культурном уровне.
*Все это и подтолкнуло меня на неверное решение (по аналогии с: навело меня на мысль). Правильно: подтолкнуло меня к неверному решению.
2. Словообразовательное сходство:
*Многие не видят различия повести от романа (правильно: отличия повести от романа / различия между повестью и романом).
*Люди не проявляют заинтересованности к результатам труда (правильно: заинтересованности в результатах труда / интереса к результатам труда).
*Оперировать со случайными сведениями (правильно: оперировать случайными сведениями).
*Обеспокоенность за состояние оборудования (правильно: беспокойство за состояние / обеспокоенность состоянием).
3. Неоправданное расширение употребления предлога «о»:
*указать о… (правильно: указать на…);
*доказывать об этом (правильно: доказывать это);
*сомневаться об этом (правильно: сомневаться в этом);
*упрекнуть об этом (правильно: упрекнуть в этом);
*обсуждать об этом (правильно: обсуждать это);
*отмечать об этом (правильно: отмечать это);
*показать об этом (правильно: показать это);
*утверждать об этом (правильно: утверждать это);
*останавливаться об этом (правильно: останавливаться на этом);
*добавить об этом (правильно: добавить к этому);
*согласиться об этом (правильно: согласиться с этим / согласиться в этом);
*возразить об этом (правильно: возразить на это);
*интересоваться об этом (правильно: интересоваться этим);
*сослаться об этом, *ссылка об этом (правильно: сослаться на это, ссылка на это).
Не сочетаются с предлогом «о» глаголы: понимать, изучать, выяснять, описывать, объяснять, излагать, подчеркнуть, утверждать, обсудить, подозревать.
Неправильным является употребление: *расскажите о своей биографии (правильно: расскажите свою биографию); *заседание о…, *семинар о… (правильно: совещание по итогам / на тему, семинар по проблемам / на тему, заседание по поводу, конференция по проблемам и т.п.); *проблема о чем-либо (правильно: проблема чего-либо); *точка зрения об этом вопросе (правильно: точка зрения на этот вопрос / по этому вопросу).
4. Усечение (пропуск) обязательного управляемого (при сильном управлении):
*ответим на интересующие вопросы (правильно: на интересующие вас вопросы);
*претворяются решения (правильно: претворяются в жизнь);
*доведено до начальников (правильно: доведено до сведения начальников);
*Там работают очень отзывчивые женщины. Обратитесь и вам помогут (правильно: обратитесь к ним);
*Больной сегодня хорошо чувствует (правильно: чувствует себя);
*Ученик плохо ведет в школе (правильно: ведет себя);
*Гражданин, вы нарушаете! (правильно: нарушаете правила / закон).
5. Употребление слова буквально. Оно должно употребляться для подчеркивания высокой степени чего-либо, т.е. с долей преувеличения.
Ошибочно употребление: У меня буквально не хватает времени (здесь нет преувеличения); Мы решили продолжить тему, начатую буквально месяц назад (нет преувеличения); буквально недавно (правильно: совсем недавно).
Слово буквально можно заменить выражением в буквальном смысле.
6. Неразграничение как (= в качестве) / твор. пад.: *считаю как поддержку (правильно: считаю поддержкой); *принятое решение было оценено не соответствующим закону (правильно: оценено как несоответствующее закону); *Индия рассматривает Кашмир своей неотъемлемой частью (правильно: рассматривает как свою неотъемлемую часть / считает своей неотъемлемой частью); *Он назван как лучший игрок чемпионата (правильно: назван лучшим игроком чемпионата).
7. Конструкция простого предложения с именительным и творительным падежами в условиях инверсии: *Самой страдающей стороной при разводе – это ребенок. *Конечным результатом этого труда – это коллективная монография. *Главной задачей нашей встречи – это составить план подготовки к юбилею.
Частица это не сочетается с творительным падежом; творительный падеж не сочетается с инфинитивом.
Тема № 10: «Синтаксические нормы. Нормы согласования.
Координация сказуемого с подлежащим»
I. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе
собирательные существительные с количественным значением
(большинство, меньшинство, ряд, часть и т.п.).
Большинство студентов уже защитило дипломные работы (грамматическое согласование) // Большинство студентов уже защитили дипломные работы (согласование по смыслу).
1. Сказуемое ставится в единственном числе:
1) если существительное обозначает неодушевленный предмет: Несколько пыльных лампочек загорелось; Большинство книг издано недавно;
2) если собирательное существительное не имеет при себе управляемых слов: Большинство голосовало за предложенную резолюцию;
3) если при существительном есть определение: подавляющее большинство;
4) если сказуемое выражено страдательной формой глагола и особенно причастия: Несколько человек было ранено (подлежащее обозначает объект действия, а не субъект);
5) если собирательное существительное имеет при себе управляемое слово в родительном падеже единственного числа: Большинство населения голосовало за кандидата в президенты от Республиканской партии;
6) если сказуемое предшествует подлежащему: Сразу попадало несколько человек;
7) если при подлежащем есть слова всего, лишь, только: Пока лишь часть абитуриентов-медалистов прошла собеседование.
2. Сказуемое ставится в форму множественного числа:
1) если между главными членами предложения имеется разрыв, т.е. находятся другие члены предложения (подлежащее оторвано от сказуемого): Большинство писателей, из тех, что не ушли на фронт, трудятся в радиокомитете; Ряд делегатов от разных организаций участвовали в работе комиссии;
2) если при препозитивном подлежащем имеется причастный оборот или определительное придаточное предложение со словом который, причем причастие или слово который стоит во множественном числе: Большинство студентов первого курса, поступивших в вузы непосредственно по окончании первого курса, успешно прошли зимнюю экзаменационную сессию; Ряд избирателей, оказавшихся недовольными работой местных органов власти, игнорировали выборы;
3) если при собирательном существительном имеется несколько однородных управляемых слов в форме родительного падежа множественного числа (т.е. перечисление), что усиливает представление о множественности производителей действия: Несколько мужчин и женщин стояли; Большинство прогрессивных общественных деятелей, писателей, ученых выступили за прекращение боевых действий; Большинство врачей, школьных учителей, работников вузов дополнительных доходов не имеют;
4) если при подлежащем имеются однородные сказуемые: Большинство учителей предъявляют высокие требования к учащимся и добиваются у них прочных знаний; Часть выпускников сдали зачеты и экзамены, защитили дипломные проекты и прошли собеседование с будущими работодателями;
5) если подчеркивается активность и раздельность действия каждого действующего лица (действие приписывается каждому лицу в отдельности): Несколько слуг бросились; Ряд рабочих цеха заявили, что они объявляют забастовку;
6) при обратном согласовании, если именная часть составного сказуемого (прилагательное) имеет форму множественного числа.
Обратное согласование – согласование связки не с подлежащим, а с именной частью составного сказуемого.
Например: Большинство студентов группы были приезжие; Ряд физкультурников нашего учреждения были призерами различных соревнований; Большинство людей, встретившихся мне здесь, были оборванные и полураздетые; Большинство дверей были низки для его роста.
II. Сказуемое при подлежащем – количественно-именном сочетании
(счетном обороте) (сочетание количественного числительного