Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:57, лекция
Орфоэпия (греч. ορτος – «правильный» + επος – «речь) – совокупность правил устной речи, обеспечивающих единство ее звукового оформления в соответствии с нормами национального языка, исторически выработанными и закрепившимися в литературном языке.
б) синлексов: предпринять меры (принять меры + предпринять шаги); играть значение (играть роль + иметь значение); уделить значение (уделить внимание + придавать значение); подвести точку (поставить точку + подвести черту); не замедлил себя ждать (не заставил себя ждать + не замедлил сказаться).
Но могут и умышленно употребляться контаминации двух фразеологизмов – ради шутки: молчит как рыба об лед (молчит как рыба + биться как рыба об лед).
5. Комизм, возникающий вследствие омонимии фразеологизмов и свободных словосочетаний: Трижды записывали в протоколе решение о необходимости зарезервировать шифер, а пришло время – крыть нечем; В типографии выпущены географические карты с белыми пятнами.
Тема № 9: «Синтаксические нормы. Нормы управления»
I. Беспредложное и предложное управление.
1. Предложные конструкции позволяют устранить двузначность в конструкциях типа письмо матери (чье письмо? / письмо к кому?), в значении «письмо, адресованное матери» следует употребить сочетание письмо к матери, а в значении «письмо, написанное матерью» – письмо от матери.
2. Из конструкций равноправны друг другу / равноправны друг с другом правильной является только вторая.
Напротив, из конструкций оперировать фактами (данными и т.п.) / оперировать с фактами правильной является только первая.
Выражение представлять из себя является разговорным, литературный вариант – представлять собой.
3. Неправильны конструкции с т.н. слабым управлением, когда возможность отнесения подчиненного слова к разным словам в предложении порождает двузначность: Вскоре после возвращения рукописи в редакцию поступили новые материалы (рукопись вернули в редакцию или новые материалы поступили в редакцию?); В других работах подобного рода цифровые данные отсутствуют (работы подобного рода или цифровые данные подобного рода?). Необходимо изменить порядок слов, чтобы предложение получило однозначное толкование.
4. Требуют правки предложения, в которых нарушены синтаксические связи между управляющим словом и зависимым оборотом, имеющим в своем составе предлог кроме, помимо, вместо, наряду: Вместо отчета о выполненной работе участники экспедиции организовали выставку снимков и своих рисунков (глагол организовали не управляет оборотом вместо отчета); Наряду с разведением кур следует обратить внимание на гусей и индюков (правильно будет: следует заняться разведением гусей и индюков).
II. Выбор предлога в синонимичных конструкциях.
1. Замечания в адрес кого-либо (разг.) / замечания по адресу кого-либо (книжн.).
Говорит за то, что (простореч.) / говорит о том, что (литер.).
За подписью и печатью (офиц.-дел.) / с подписью и печатью (нейтр.).
Разговор насчет аванса, разговор про аванс (разг.) / разговор об авансе (нейтр.) / разговор относительно аванса (офиц.-дел.), разговор касательно аванса (устар.).
Предлог о управляет предложным падежом; относительно – родительным; а про – винительным.
В подтверждение (офиц.-дел.) / для подтверждения (нейтр.).
Идти по грибы, идти по воду (простореч.) / идти за грибами, идти за водой (литер.).
Пройти с километр, понадобится с месяц (разг.) / пройти около километра, понадобится около месяца (нейтр.).
Детей набралось до сотни (разг.) / детей набралось около сотни (нейтр.).
Эта роль не по мне (разг.) / эта роль не для меня (нейтр.).
На что тебе эти вещи (разг.) / для чего тебе эти вещи (нейтр.).
Чуть не умер с голоду (разг.) / чуть не умер от голода (нейтр.).
Говорить за жизнь (простореч.) / говорить о жизни (литер.).
Под старость (разг.) / к старости (нейтр.).
2. Употребление предлога по вместо других придает высказыванию канцелярский характер: информация по учебным заведениям / информация об учебных заведениях; ответы по интересующим вопросам / ответы на интересующие вопросы; удовлетворение потребностей по ржи, ячменю, пшенице / удовлетворение потребностей в ржи, ячмене, пшенице; соревнование по лучшей встрече Нового года / соревнование на лучшую встречу Нового года; показатели по использованию электроэнергии / показатели использования электроэнергии.
Употребление предлога по в значении «после» характерно для официально-делового стиля: по окончании, по приезде, по возвращении. Нейтральные формы: после окончания, после приезда, после возвращения.
Предлог по в значении «после» управляет существительным в предложном падеже: по заключении, по окончании, по прибытии, по приезде, по получении ответа, по изучении вопроса.
3. Ошибочным является употребление: выставка об успехах; заверил о готовности участвовать (правильно: заверил в готовности участвовать).
4. Предлогу в соответствует предлог из, предлогу на – предлог из.
Поэтому неправильной является конструкция: пришел со школы.
Предлог в чаще используется для обозначения закрытого пространства, а предлог на – открытого (книги лежат в столе / книги лежат на столе).
Употребление предлогов в / на:
а) с названиями административно-географических объектов используется предлог в: в городе, в республике, в Сибири, в Закавказье;
б) с названиями горных областей в единственном числе используется предлог на (на Алтае, на Кавказе, на Урале), а во множественном числе в (в Альпах, в Гималаях, в Пиренеях);
в) с названиями островов и полуостровов используется предлог на (на Камчатке, на Сахалине, на Аляске, на Таймыре);
г) в кухню (нейтр.) / на кухню (разг.);
д) по традиции: в деревне / на хуторе, в учреждении / на предприятии, на улице, на проспекте, на площади, на бульваре / в переулке, в проезде (просторечной является конструкция первый на деревне);
е) на почте, на заводе, на фабрике, на избирательном участке;
ж) зрелищные организации: в театре, в кино, в цирке (закрытые помещения) / на концерте, на опере, на спектакле (представление);
з) с названиями учебных заведений используется предлог в (в университете, в институте, в техникуме, в школе), а с названиями частей учебного заведения – предлог на (на факультете, на отделении, на курсе);
и) с названиями средств передвижения используется предлог на (на поезде, на пароходе, на трамвае, на автобусе, на самолете…).
5. Нормативным является употребление: скучает (тоскует и т.п.) по сыну, по детям, по нему, по ним (дат. пад.) / скучает по вас, по нас (пред. пад.) – с личными местоимениями 1 и 2 лица.
6. Для обозначения причины используются предлоги из-за, ибо, поскольку, за счет, в силу, ввиду, вследствие, благодаря, по причине.
Предлог ввиду используется для указания причины, ожидаемой в будущем, а предлог вследствие – для указания причины, уже ставшей фактом. Поэтому ошибочной является конструкция: Прошу предоставить мне отпуск ввиду болезни.
Предлог благодаря используется тогда, когда речь идет о причинах, вызывающих желательный результат, т.к. он не вполне утратил связь с производящим глаголом благодарить. Поэтому ошибочно употребление: Благодаря снежным заносам движение прервано. Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стрелочника. Экскурсия не состоялась благодаря сильному похолоданию.
Универсален для всех случаев предлог по причине.
Предлог в силу также еще не вполне утратил связь с производящим существительным сила. Поэтому ошибочной является конструкция: в силу слабого руководства.
7. Для обозначения условия используются предлоги при (при наличии, при отсутствии); в случае (если существительное обозначает неожиданное действие: в случае дорожного происшествия); в зависимости (если существительное обозначает какой-либо обусловливающий фактор: в зависимости от погоды); с (с отглагольными существительными: с усилением мороза).
8. Для обозначения цели используются нейтральные предлоги для, за; книжные в целях, с целью. Предлог в целях употребляется с отглагольными существительными (в целях уточнения); а предлог с целью и с отглагольными существительными и с инфинитивом (с целью реализации / с целью реализовать).
9. Предлоги в деле, в области, в части, за счет, по линии, в целях, в направлении, со стороны придают тексту канцелярскую окраску.
10. Предлоги на «-о» (со, во, ко, изо, передо, надо) употребляются:
а) перед односложным словом, которое начинается со стечения согласных, особенно если в корне этого слова имеется беглый гласный: во сне, во рту, ко мне;
б) перед словом, начинающимся с согласного «в» или «с», за которым тоже следуют согласные: во вторник, во время, со страху, со словами;
в) в торжественных контекстах: во дни суровых испытаний;
г) в контекстах официально-делового стиля перед словом, начинающимся с гласного: во избежание, во исполнение, во имя;
д) в некоторых фразеологических выражениях: во главе, изо всех сил, во сто крат.
11. Типичные ошибки в употреблении предлогов:
а) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: разъяснение о смысле указа (правильно: разъяснение смысла указа);
б) употребление беспредложной конструкции вместо предложного сочетания: потребность средств для производства (правильно: потребность в средствах);
в) неправильный выбор предлога: указал о том, что… (правильно: указал на то, что…).
III. Выбор падежной формы.
1. Нормативным является вариант вершить судьбами, конструкция вершить судьбы – устаревшая.
Из конструкций между колен (с род. пад.) / между коленями (с твор. пад.) современному употреблению отвечает вторая.
Книга типа справочника (литер.) / судно типа крейсер (проф.).
Боюсь Анну Ивановну, слушается старшую сестру (с вин. пад.) (разг.) / боюсь Анны Ивановны, слушается старшей сестры (с род. пад.) (нейтр.).
2. Предлоги из-за, ввиду, вследствие, за счет управляют родительным падежом, а предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу – дательным падежом.
Ошибочным является употребление: согласно приказа, графика, расписания, решения, договора… (правильно: согласно приказу, графику, …); благодаря четкой работы (правильно: благодаря четкой работе).
3. Типичные ошибки при выборе падежной формы:
а) Потребовал обнародования петиции, подписанной свыше миллиона граждан, выступающих против повышения тарифов (правильно: …подписанной свыше чем миллионом граждан…);
б) В проходе разрешается стоять не свыше двадцати пяти человек (правильно: …не более чем двадцати пяти человекам);
в) издание, датируемое около тысяча шестисотого года (правильно: …датируемое приблизительно тысяча шестисотым годом).
IV. Падеж дополнения при переходных глаголах с отрицанием.
Родительный падеж:
1. При наличии в предложении частицы ни или местоимения (или наречия), в состав которого входит эта частица (никакой, никто, ничто): Никогда никому не доверял своей тайны. Однако ж я не потерял ни бодрости, ни надежды. При решении этих вопросов председательствующий не выдвинул никаких аргументов.
2. При разделительно-количественном значении дополнения: Не купил к чаю сушек. Не выпила молока. Не исправлял недостатков.
3. При глаголах восприятия, мысли, желания, ожидания (видеть, слышать, понимать, думать, знать, хотеть, желать, ожидать): Не знал никаких радостей. Не заметил их вкуса. Не чувствую страха.
4. При глаголах обладания (иметь, получать, приобретать, доставать, добиваться), которые в сочетании с частицей не получают значение полного отрицания: не хватает времени, не имеет квартиры, не получил приказа, не достал билета.
5. При выражении дополнения отвлеченным существительным: не дает оснований, не теряет надежды, не скрывает радости, не упускает случая, не делает уступок, не теряет времени, не принял предложения.
6. В ряде устойчивых сочетаний, пословиц, поговорок: не испытывает желания, не питает надежды, не находит поддержки, не делает секрета, не дает ходу, души не чает, не принимает участия, не обращает внимания, не дает покоя, не имеет представления, не внушает доверия, не упускает возможности, не спускает глаз; работает, не покладая рук. Денег куры не клюют. Плетью обуха не перешибешь. Своего локтя не укусишь. Шила в мешке не утаишь.
7. При причастии или деепричастии: Не получив ответа, старик пошел на станцию.
8. В безличных (инфинитивных) предложениях: Не нагнать тебе бешеной тройки. При проходе войск никому окон не открывать. Не видать вам отличных оценок.
Винительный падеж:
1. При указании на конкретный объект: не решил эту задачу; не читал эту книгу; не выпила молоко, которое ей оставила мать.
2. Если дополнение выражено одушевленным существительным, собственным именем лица или географическим названием: Вы не видели маму? Он давно не видел Ольгу. Она не любит свою дочь.
3. При инверсии дополнения (постановке его впереди глагола-сказуемого): Журнал я этот не люблю. Дверь не притворяла. Землю не отнимут у них. Война торговлю не разоряет.