Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 07:55, курсовая работа
Цель работы: анализ ассортимента и экспертиза качества тонизирующих напитков, реализуемых на торговом предприятии ООО «Парус».
Для достижения поставленной цели должны решить следующие задачи:
теоретически рассмотреть аспекты формирования качества;
анализ ассортимента продукта;
экспертиза качества продукта;
полученные результаты обобщить в форме выводов и внести предложения.
Введение 2
Теоретическая часть
Обзор литературы
Классификация и принцип формирования производственного ассортимента тонизирующих напитков;
Химический состав и пищевая ценность тонизирующих напитков;
Факторы формирующие качество тонизирующих напитков;
Факторы сохраняющие качество тонизирующих напитков;
Оценка качества продукта.
Организационно-экономическая часть
Анализ рынка продукта
Анализ ассортимента продукта.
Экспериментальная часть
Цели, задачи экспериментальных исследований
Объект исследования;
Методы исследования;
Результаты исследования:
Анализ информации о товаре (таблица);
Органолептические показатели (таблица);
Физико-химические показатели (таблица);
Сводная таблица показателей.
Выводы и предложения
Библиографический список
Пакетирование грузовых мест проводят по ГОСТ 23285.
Слабоалкогольные тонизирующие напитки транспортируют и хранят при температуре от 0 °С до 35 °С.
Срок
годности тонизирующих напитков устанавливает
изготовитель в рецептуре на продукцию
конкретного наименования.
Оценка
качества продукта
Тонизирующие напитки изготавливают в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рецептурам и технологическим инструкциям с соблюдением санитарных норм и правил, утвержденных в установленном порядке.
По внешнему виду тонизирующие напитки должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.
Таблица 1- Органолептические показатели тонизирующих напитков
|
По физико-химическим показателям тонизирующие напитки должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.
Таблица 2 - Физико-химические показатели тонизирующих напитков
Наименование показателя | Норма |
Массовая
доля двуокиси углерода в газированных напитках, %, не менее |
0,20 |
Кофеин, мг/куб. см | 0,151 - 0,400 |
Массовая
доля сахаров, %, не менее (для энергети- ческих напитков) |
10,0 |
Органолептические, физико-химические показатели, пищевую ценность и сроки годности тонизирующих напитков, обусловленные особенностями используемого сырья, технологии производства и условиями розлива, устанавливают в рецептурах на напитки конкретных наименований.
Содержание
токсичных элементов и
Содержание пищевых добавок в тонизирующих напитках должно соответствовать нормам, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В составе тонизирующих напитков должно быть не более двух тонизирующего компонента.
В качестве тонизирующих ингредиентов допускается использовать кофеин и/или экстракты растений (гуараны, матэ, женьшеня, лимонника, элеутерококка), являющиеся источником тонизирующих компонентов (кофеина, гингозидов, элеутерозидов, схизандрина).
При производстве тонизирующих напитков допускается использовать витамины и витаминоподобные вещества, минеральные вещества, субстраты и стимуляторы энергетического обмена.
Рекомендуемые уровни содержания субстратов и стимуляторов энергетического обмена, отражены в таблице 3.
Таблица 3 - Рекомендуемые
уровни содержания субстратов и стимуляторов
энергетического обмена
Компонент | Содержание ( в мг/100 см3 напитка) |
Кофеин | 25-35 |
Субстраты
и стимуляторов энергетического обмена:
таурин L-карнитин глюкуронолактон |
300-400
80-120 150-240 |
Витамины
и витаминоподобные вещества:
Витами В3 Витамин В5 Витамин В6 Витамин В12 инозит |
6-8 1-2 1-2 0,001-0,002 10-25 |
Организационно-экономическая
часть
Международный
и российский рынок
тонизирующих напитков
Энергетические напитки имеют достаточно большую популярность в мире. Однако в России они прижились не сразу.
По
данным экспертов, объем реализации
на отечественном рынке
Пожалуй, на сегодняшний день бодрящие напитки переживают в России второе рождение. Впервые они были завезены к нам в середине 90-х годов, но после кризисного 1998 года рынок этих напитков сильно сжался. Сегодня же маркетологи констатируют рост сегмента энергетических напитков, но в общем объеме напитков все же доля энергетиков невелика. В прошлом году их доля составляла около 0,2 процента от всего российского рынка безалкогольных напитков. Сами производители осторожничают и предпочитают не прогнозировать бешеного всплеска моды на энергетики, по их мнению, это очень специфические напитки и круг их потребителей весьма ограничен. Однако "энергетики" легко продаются в ночных клубах, на дискотеках, да и в крупных торговых сетях им знают цену. А если сюда прибавить фитнес-центры и автозаправочные станции, то круг потребителей энергетических напитков достаточно велик. Правда, потребительская аудитория "энергетиков" ограничена географией. Кстати, основная страна-потребитель энергетических напитков - это США. И главной потребительской группой здесь являются водители. Однако американские маркетологи, используя бодрящие свойства "энергетиков", заметно расширяют рынок их потребления среди спортсменов, студентов и людей, которые испытывают серьезные перегрузки.
Таблица – 4 Удельный вес торговой марки тонизирующего напитка в мире.
Торговая марка | Удельный вес, % |
Adrenaline Rush | 35 |
Red Bull | 35 |
Burn | 25 |
Red Devil | 0,5 |
Effect | 0,5 |
Bullit | 4,0 |
Итого: | 100 |
Как видно из таблицы 4 мировой лидер по продажам тонизирующих напитков Red Bull и Adrenaline Rush, эти напитки имеют наибольший удельный вес среди остальных тонизирующих напитков.
Что касается европейского рынка энергетических напитков, то он намного более развит, чем российский. В частности, продажи бодрящих напитков уже в 2000 году в Великобритании составляли 1 миллиард долларов. Правда, не во всех странах к "энергетикам" относятся одинаково. К примеру, в Германии производство этих напитков запрещено, вместе с тем продажи нет. Во Франции до недавнего времени "энергетики" вовсе были запрещены. У зарубежных специалистов "энержи"-напитки вызывают некую озабоченность из-за того, что они содержат пищевые ингредиенты, свойства которых еще недостаточно изучены. У отечественных же ученых по поводу таких напитков также весьма различное мнение: одни не видят в их составе ничего плохого и считают их хорошей альтернативой алкоголю и наркотикам, другие выражают озабоченность по поводу содержания в них таурина, кофеина. Однако все эксперты пришли к выводу, что энергетические напитки бесспорно оказывают возбуждающее действие, но пока у нас в стране не проведено серьезное исследование и сказать "за" или "против" в их адрес очень трудно.
График 1 Частота употребления тонизирующих напитков.
Эксперты компании «Бизнес-аналитика» подсчитали, что энергетики в России пьют 25% потребителей пива и слабоалкогольных коктейлей, а основную целевую аудиторию напитков составляют работающие и учащиеся лица мужского пола (28,6%) в возрасте от 17 до 24 лет (30%). Группы потребителей энергетических напитков — молодежь, спортсмены и автомобилисты.
В Америке, где газированные напитки очень популярны, активно продаются энергетики с гуараной и таурином. Вероятно, здесь сыграла свою роль реклама. Так что кока-коле и пепси придется бороться за место под солнцем.
В
целом, во всем мире объемы продаж энергетиков
и разного рода функциональных напитков
для людей, увлекающихся спортом, динамично
растут. К 2010 году, по прогнозам Euromonitor
International, рынок здоровых напитков вырастет
до млрд.
Хабаровский рынок тонизирующих напитков
Основные игроки хабаровского рынка энергетиков — Pepsi (бренд Adrenalin Rush), Red Bull, Coca-Cola (Burn) и «Хэппилэнд» с лицензионными брендами — голландским Red Devil и «Ягуар» (оба напитка выпускаются как в безалкогольном, так и в алкогольном вариантах, и последний, по словам представителей «Хэппилэнда», продается на порядок лучше). Далее следуют «Бавария» (бренд B52), «Вена» (Battery), «Мастер» («100 кВт», «Цунами»).
Последние пять лет в регионах появлялись и исчезали небольшие компании, лишь пробующие свои силы в этом рыночном сегменте. Напитки Red Devil, Adrenaline Rush и еще целый ряд брендов отличаются друг от друга по вкусу, но содержат сходный набор компонентов, да и в рекламных кампаниях бренды упирают на одни и те же эффекты.
Анализ тонизирующих напитков был проведен по методу частоты встречаемости, результаты анализа представлены в таблице 5.
Таблица 5 - Частота встречаемости тонирующих напитков на Хабаровском рынке
Тонизирующий напиток | Магазины | Частота встречаемости, % | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
Adrenaline Rush | + | + | + | + | + | + | - | + | - | + | 80 |
Red Bull | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 100 |
Burn | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | 90 |
Red Devil | + | - | + | - | + | - | + | - | + | - | 50 |
Ягуар | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 100 |
Бавария | - | - | - | - | - | + | + | - | + | - | 30 |
Вена | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - | 10 |
Мастер | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0 |
100 кВт | + | - | + | - | + | - | + | + | + | + | 70 |
Цунами | - | - | - | - | + | + | + | - | - | - | 30 |