Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 07:55, курсовая работа
Цель работы: анализ ассортимента и экспертиза качества тонизирующих напитков, реализуемых на торговом предприятии ООО «Парус».
Для достижения поставленной цели должны решить следующие задачи:
теоретически рассмотреть аспекты формирования качества;
анализ ассортимента продукта;
экспертиза качества продукта;
полученные результаты обобщить в форме выводов и внести предложения.
Введение 2
Теоретическая часть
Обзор литературы
Классификация и принцип формирования производственного ассортимента тонизирующих напитков;
Химический состав и пищевая ценность тонизирующих напитков;
Факторы формирующие качество тонизирующих напитков;
Факторы сохраняющие качество тонизирующих напитков;
Оценка качества продукта.
Организационно-экономическая часть
Анализ рынка продукта
Анализ ассортимента продукта.
Экспериментальная часть
Цели, задачи экспериментальных исследований
Объект исследования;
Методы исследования;
Результаты исследования:
Анализ информации о товаре (таблица);
Органолептические показатели (таблица);
Физико-химические показатели (таблица);
Сводная таблица показателей.
Выводы и предложения
Библиографический список
4) установление срока хранения;
5) контроль технологических процессов.
При проведении экспертизы качества с целью установления вида напитка эксперт должен определить для себя круг решаемых при этом задач и методов, которыми он располагает. Рассмотрим круг задач, которые может решить эксперт для достижения данной цели.
Определение тонизирующих напитков осуществляют по органолептическим показателям — это напиток, имеющий характерный вкус и аромат.
Установление показателей качества тонизирующих напитков по стандартным показателям решает цель выявления соответствия качества того или иного образца пива требованиям действующих стандартов. Эту цель обычно ставят при решении простейших задач, поскольку в настоящее время провести комплексное исследование напитков по многим показателям, с учетом возможностей оснащения пищевых лабораторий при заводах, невозможно. В действующие стандарты на пиво введены наиболее простые и доступные для лаборанта со средней квалификацией методики определения показателей, контролирующих технологический процесс. В то же время на этикетке для потребителя должно указываться остаточное содержание углеводов, которое никто не определяет, кроме этого в нем содержатся белковые вещества, витамины и т. д. При выявлении конкурентоспособности того или иного образца продукта для потребителя данные показатели играют более существенную значимость, чем кислотность или цветное число, показатели, введенные в действующий стандарт.
Экспертиза
может проводиться и с целью ус
♦ Качественная фальсификация напитка (введение добавок, не предусмотренных рецептурой; разбавление водой; замена одного типа пива другим) очень широко применяется как в процессе его производства, так и в процессе его реализации.
При добавлении в продукт около 10% воды обычно дегустаторы с помощью органолептических показателей не замечают данную степень его фальсификации, при введении же 20% воды примерно треть из них высказывают сомнения по поводу качества напитка, и лишь при 50% добавлений большинство дегустаторов указывают на "водянистость" его вкуса. Поэтому разбавления пива водой до 30% практически не определяются ни органолептическими, ни физико-химическими методами.
Разбавление продукта большим количеством воды можно выявить по цвету, поскольку водопроводная вода резко снижает этот показатель. Многие реализаторы для увеличения этого показателя добавляют стиральный порошок, другие поверхностно-активные вещества. В этом случае данную фальсификацию стиральным порошком можно выявить по изменению рН напитка.
♦ Количественная фальсификация пива (недолив, обмер) — это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема и т. п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений. Например, занижен вес нетто упаковки или ее объем. Выявить такую фальсификацию достаточно просто, измерив предварительно массу или объем поверенными измерительными мерами веса и объема. Иногда разливают пиво в бутылки меньшего объема.
♦ Информационная фальсификация безалкогольных напитков — это обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре.
Этот
вид фальсификации
При фальсификации информации о безалкогольных напитках довольно часто искажаются или указываются неточно следующие данные:
♦ наименование товара;
♦ фирма-изготовитель товара;
♦ количество товара;
♦ вводимые пищевые добавки.
К информационной фальсификации относится также подделка сертификата качества, таможенных документов, штрихового кода, даты выработки продукта и др. Выявляется такая фальсификация проведением специальной экспертизы, которая позволяет выявить:
♦ каким способом изготовлены печатные документы;
♦ имеются ли подчистки, исправления в документе;
♦ является ли штриховой код на товаре поддельным и соответствует ли содержащаяся в нем информация заявленному товару и его производителю и др.
Проведение экспертизы с целью установления срока хранения данного товара практически невозможно, поскольку до настоящего времени такие исследования в широком масштабе не проводились и до сих пор не выявлена зависимость того или иного показателя от длительности хранения безалкогольных напитков. Кроме того, длительное хранение напитков в бутылках из полиэтилентерефталата (особенно кислотосодержащих — квас, соки и т. д.) приводит к частичному растворению упаковки и появлению на внутренней стороне матовости, по которой и молено судить о длительности их хранения.
При проведении экспертизы с целью контроля технологических процессов производства того или иного вида безалкогольных напитков можно обнаружить их проявления в виде тех или иных производственных дефектов (см. отдельные дефекты).
Объекты исследования:
Объект исследования | Цена, т.р. | Тара | Производитель |
Adrenaline Rush | 55 | алюминиевая | Adrenaline Rush GmbH, Германия |
Red Bull | 40 | алюминиевая | Red Bull GmbH, Австрия |
Burn | 45 | алюминиевая | г. Москва Россия. |
Effect | 60 | стекло | ЗАО «МПК», МО, Россия |
Flash | 25 | полиэтилен | ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»», Россия |
Bullit | 35 | алюминиевая | Bullit GmbH, Австрия |
Методы исследования (исследование проводилось на базе лаборатории продовольственных товаров)
Таблица 8 – Методы исследования
Показатели | Методы исследования |
Органолептические
показатели:
|
ГОСТ 6687.5 |
Физико-химические
показатели:
|
ГОСТ Р 51153 ГОСТ 13192 ГОСТ 30059 ГОСТ 6687.4 |
Расчетные формулы:
Расчетная
формула для определения
Поправка на температуру к массовой доле сухих веществ, %,
показанной сахарометром
Температура, ˚С | При массовой доле сухих веществ в напитках, % | ||||
5 | 10 | 15 | 20 | 25 | |
Из показаний сахарометра вычитают | |||||
15
16 17 18 19 |
0,21
0,18 0,13 0,09 0,05 |
0,24
0,19 0,15 0,10 0,05 |
0,26
0,21 0,16 0,11 0,06 |
0,28
0,23 0,17 0,12 0,06 |
0,30
0,24 0,18 0,12 0,06 |
К показаниям сахарометра прибавляют | |||||
21
22 23 24 25 |
0,05
0,11 0,16 0,22 0,28 |
0,06
0,11 0,17 0,23 0,30 |
0,06
0,12 0,18 0,24 0,31 |
0,06
0,12 0,19 0,26 0,32 |
0,06
0,13 0,20 0,26 0,33 |
Расчетная таблица для определения массовой доли двуокиси углерода
Результаты исследования, их обсуждение
Анализ информации о товаре (ГОСТ Р 51074-2003) маркировка должна содержать:
Солодовые напитки, напитки на зерновом сырье, слабоалкогольные напитки:
дополнительно
могут быть нанесены надписи информационного
характера, относящиеся к данному продукту.
Напитки
Требования к информации |
Adrenaline Rush | Red Bull | Burn | Effect | Flash | Bullit |
Наименование продукта | Adrenaline Rush | Red Bull | Burn | Effect | Flash | Bullit |
Тип напитка | Безалкогольный
тонизирующий напиток |
Безалкогольный
тонизирующий напиток |
Безалкогольный
тонизирующий напиток |
Безалкогольный
тонизирующий напиток |
Безалкогольный
тонизирующий напиток |
Безалкогольный
тонизирующий напиток |
Наименование и местонахождение изготовителя | Adrenaline Rush GmbH, Германия | Red Bull GmbH, Австрия | г. Москва…, Россия. | ЗАО «МПК», МО….. | ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»» | Bullit GmbH, Австрия |
Товарный знак изготовителя | Отмечен на банке | Отмечен на банке | Отмечен на банке | Отмечен на банке | Отмечен на банке | Отмечен на банке |
Дата розлива | _______________ | _______________ | _______________ | _______________ | _______________ | _______________ |
Срок годности | 2 года | 2 года | 1 год | 1 год | 1 год | 2 года |
Условия хранения | Напитки хранят при температуре от 0 °С до 25 °С. | Напитки хранят при температуре от 0 °С до 25 °С. | Напитки хранят при температуре от 0 °С до 25 °С. | Напитки хранят при температуре от 0 °С до 25 °С. | Напитки хранят при температуре от 0 °С до 25 °С. | Напитки хранят при температуре от 0 °С до 25 °С. |
Объем | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Состав напитка | вода, сахар, лимонная кислота, Е331, витамины, таурин, кофеин, Е150d и Е129 (красители — «Красный очаровательный», Карамельный колер), витамины, Е211 (бензоат натрия). | вода, сахар, лимонная кислота, Е331, витамины, таурин, кофеин, Е150d и Е129 (красители — «Красный очаровательный», Карамельный колер), витамины, Е211 (бензоат натрия). | вода, сахар, лимонная кислота, витамины, Е331, экстракт из листьев Матэ, таурин, кофеин, Е150d и Е129 (красители — «Красный очаровательный», Карамельный колер), витамины, Е211 (бензоат натрия). | вода, сахар, лимонная кислота, Е331, экстракт из листьев Матэ, таурин, кофеин, Е150d и Е129 (красители — «Красный очаровательный», витамины, витамины, Е211 (бензоат натрия). | вода, сахар лимонная кислота, Е331, таурин, кофеин, Е150d и Е129 (красители — «Красный очаровательный», витамины, Е211 (бензоат натрия), витамины. | вода, сахар лимонная кислота, Е331, витамины, экстракт из листьев Матэ, таурин, кофеин, Е150d и Е129 (красители — «Красный очаровательный», Карамельный колер), витамины, Е211 (бензоат натрия). |
Пищевые добавки, ароматизаторы и др. | Присутствуют | Присутствуют | Присутствуют | Присутствуют | Присутствуют | Присутствуют |
Информация подтверждения соответствия | Знак сертификации | Знак сертификации | Знак сертификации | Знак сертификации | Знак сертификации | Знак сертификации |
Нормативный документ (ГОСТ, ТУ) | ТУ 9185……. | ГОСТ 52844-2007 | ГОСТ 52844-2007 | ГОСТ 52844-2007 | ТУ 9185……. | Отсутствует |
Процент правильности маркировки, %: | 92,3 | 92,3 | 92,3 | 92,3 | 92,3 | 92,3 |