Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:47, курсовая работа
Пряники – мучные кондитерские изделия разнообразной формы, содержащие значительное количество сахаристых веществ, различные пряности. К группе пряников относятся также коврижки, представляющие собой прослоенный фруктовой начинкой или вареньем выпеченный полуфабрикат из пряничного теста, имеющий прямоугольную форму.
Коэффициент широты вычисляется по формуле (2):
Кш = (Шф/Шб)х100%,
где Шф - широта фактическая;
Шб - широта базовая.
В соответствии с формулой (2) коэффициент широты ассортимента пряничных изделий в супермаркете «Европа» равен 10%.
Коэффициент глубины рассчитывается по формуле (3):
Кг
= (Гф/Шф)х100%,
где Гф – глубина фактическая,
Шф – широта фактическая.
Глубина ассортимента пряничных изделий, реализуемых в супермаркете «Европа» представлена в таблице 4.
Таблице 4 - Глубина ассортимента пряничных изделий
Производитель |
Количество наименований |
Коэффициент глубины, % |
ОАО «Колос» |
4 |
40 |
ООО «Сладпром» |
2 |
20 |
«Clever» |
2 |
20 |
ОАО «Ясная поляна» |
2 |
20 |
Коэффициент новизны вычисляется по формуле (4):
Кн=Н/Шфх100%,
где Н – новизна (количество новых продуктов),
Шф – широта фактическая.
Таким образом, коэффициент новизны равен 30%, так как фактическая широта – 10, новизна – 3.
Пряничные
изделия в супермаркете «
Структура ассортимента пряничных изделий в супермаркете «Европа» представлена в таблице 5.
Таблица 5 - Структура ассортимента пряничных изделий в супермаркете «Европа»
Производитель |
Наименование продукции |
Цена за упаковку, рубли |
Вес, г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
ОАО «Колос» |
«Шоколадка» |
29руб.10коп. |
350 |
«Ярмарочные» |
26руб.10коп. |
350 | |
«Медовые» |
28руб.00коп. |
350 | |
«Смоленские» |
26руб.10коп. |
350 |
Таблица 5 – Продолжение
1 |
2 |
3 |
4 |
ООО «Сладпром» |
«Шоколадные» |
28руб.90коп. |
400 |
«Медовые» |
27руб.90коп. |
400 | |
«Clever» |
«Шоколадные» |
31руб.40коп. |
500 |
«Ванильные» |
29руб.90коп. |
500 | |
ОАО «Ясная поляна» |
«Тульский пряник» с начинкой «вареная сгущенка» |
35руб.80коп. |
350 |
«Тульский пряник» с фруктовой начинкой |
19руб.90коп. |
150 |
Анализ
рецептурного состава показал, что
большей биологической
Рецептурный состав и пищевая ценность пряничных изделий представлены в таблице 6.
Таблица 6 - Рецептурный состав и пищевая ценность пряничных изделий
Наименование продукции |
Состав |
Пищевая ценность в 100г продукта | |||
белки |
жиры |
углеводы |
Ккал | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Шоколадка (ООО «Колос») |
Мука пшеничная общего назначения тип М 75-23,сахар-песок, инвертный сироп, маргарин, какао-порошок, молоко сухое, вода питьевая. Пищевые добавки: разрыхлители Е 503, ароматизатор идентичный натуральному «Ванилин». |
6,0 |
7,6 |
74,1 |
374,0 |
Таблица 6 – Продолжение
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Шоколадные (ОАО «Сладпром») |
Мука пшеничная первого сорта, сахар, молоко сгущенное с сахаром,маргарин, яйцепродукты, какао-порошок, разрыхлители (сода пищевая), углеаммонийная соль. |
7,1 |
5,2 |
72,2 |
364,0 |
Шоколадные («Clever») |
Мука пшеничная второго сорта, сахар-песок, патока, масло пальмовое, повидло яблочное, яичный порошок, какао-порошок, разрыхлители (углеаммонийная соль, сода питьевая), масло растительное, ароматизатор «Ваниль», идентичный натуральному, желатин. |
6,9 |
5,7 |
73,4 |
373,0 |
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Целью данной работы является исследование показателей качества пряничных изделий, реализуемых в супермаркете «Европа». Объектами исследования являются все пряничные изделия в данном супермаркете, независимо от производителя и весовой расфасовки.
3.1 Органолептическая оценка качества пряничных изделий
По органолептическим показателям пряники должны соответствовать требованиям ГОСТа 15810-96 «Изделия кондитерские пряники».
Форма пряников должна быть правильной, выпуклой и нерасплывчатой, соответствовать каждому наименованию изделий.
Поверхность — сухая, ровная, без трещин, вздутий и подгорелостей; у пряников, глазированных и отделанных яйцом, ядрами орехов, маком, не должна иметь оголенных мест, а у неглазированных поверхность может быть сетчатой.
К органолептическим показателям качества относятся:
- цвет, который у сырцовых пряников должен быть от белого до кремового, а у заварных — коричневый;
- вид на изломе — пряники должны быть хорошо пропеченными, с хорошо развитой пористостью, без закала, следов непромеса и пустот;
- вкус и запах — свойственные свежим пряникам с выраженным ароматом; фруктовая начинка без пригорелого привкуса.
На кафедре «Товароведение и экспертиза товаров» КурскГТУ была проведена дегустация пряничных изделий различных производителей по органолептическим показателям качества. В дегустации приняли участие 5 человек. Были составлены дегустационные карты, в которых указаны такие показатели качества: цвет, вкус, запах, хрупкость, внутреннее состояние, поверхность. Анализ показателей качества пряничных изделий представлен в таблице 7.
Таблица 7 - Анализ показателей качества пряничных изделий
Наименование продукции |
Показатели качества |
||||||
цвет |
внутреннее состояние |
вкус |
запах |
хрупкость |
поверхность | ||
Шоколадка (ОАО «Колос») |
25 |
24 |
25 |
24 |
23 |
24 |
145 |
Шоколадные (ООО «Сладпром») |
21 |
20 |
18 |
20 |
20 |
20 |
119 |
Шоколадные («Clever») |
23 |
22 |
21 |
21 |
21 |
22 |
130 |
Анализ показателей качества пряничных изделий показал, что лучшими пряниками, реализуемыми в супермаркете «Европа» оказались пряники «Шоколадка» ОАО «Колос».
3.2 Физико-химическая оценка качества пряничных изделий
Из физико-химических
показателей нормируют
Влажность пряников должна быть (в %, не более): без начинки - 15, с начинкой - 16, коврижек - 24; содержание сахара – 30 - 61; жира - не более 27 % в зависимости от рецептуры. Щелочность во всех видах пряников должна быть не более 2%.
3.3 Маркировка пряничных изделий
На коробки, пачки, пакеты наносят маркировку, содержащую:
- товарный знак и наименование предприятия-изготовителя, его местонахождение;
- наименование продукта;
- состав;
- массу нетто;
- информацию о сертификации;
- дату выработки;
- срок хранения и условия хранения;
- срок годности;
- информационные сведения о пищевой и энергетической ценности 100г продукта;
- обозначение настоящего сертификата.
Допускается маркировку на пачках и пакетов из целлофана полимерных материалов заменять ярлыком с маркировкой, изготовленной типографским способом.
Транспортная маркировка осуществляется с нанесением манипуляционных знаков «Хрупкое. Осторожно», «Беречь от влаги». На каждую единицу транспортной тары наносят маркировку, характеризующую продукцию:
- товарный знак и наименование предприятия-изготовителя, его местонахождение;
- наименование продукта;
- массу нетто;
- количество упаковочных единиц и массу упаковочной единицы (для фасованных пряничных изделий);
- дату выработки;
- срок хранения;
- обозначение настоящего стандарта.
Маркировку
наносят путем наклеивания
Номер укладчика или смены указывают на ярлыке, вложенном внутрь или наклеенном на коробки, пакеты, пачки и ящики, или проставляют штампом номер с наружной стороны тары.
Средства нанесение информации, контактирующие с пряниками, не должны влиять на их качество, должны обеспечивать стойкость маркировки при хранении, транспортировании и реализации пряников, а также должны быть изготовлены из материалов, допущенных учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы для контакта с пищевыми продуктами.
Пряничные изделия транспортируют транспортом всех видов в крытых транспортных средствах в соответствии с правилами перевозок грузов, действующими на данном виде транспорта.
Транспортируют
пряничные изделия с
В ходе данной работы был проведен социологический анонимный опрос по теме «Ассортимент и качество пряничных изделий, реализуемых в розничной торговой сети «Европа».
В социологическом опросе приняли участие 63% женщин и 37% мужчин. Большинство людей, участвовавших в опросе скорее довольны, чем нет качеством пряничных изделий, а именно 43%. Торговая марка пряничных изделий не имеет значение для 63% анкетированных. Как правило, потребители приобретают данные изделия в супермаркетах (63%) и в равной степени на рынках и оптовых базах (по 3%). Остальные (30%) не придают выбору места покупки большого значения. 73% опрошенных обращают внимание на упаковку, дату изготовления и срок годности изделий.
Также бал выявлен ассортимент пряничных изделий в супермаркете «Европа». В данной розничной торговой сети представлены производители: ОАО «Колос», ООО «Сладпром», ООО «Петрозаводский хлебобулочный завод №2» - «Clever», ОАО «Ясная поляна».
Проводилась органолептическая оценка качества по показателям: цвет, вкус, запах, внутреннее состояние, хрупкость, поверхность.
Анализ показателей качества пряничных изделий показал, что лучшими пряниками, реализуемыми в супермаркете «Европа» оказались пряники «Шоколадка» ОАО «Колос».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. ГОСТ 15810-96. Изделия кондитерские пряничные. Общие технические условия. Взамен ГОСТ 15810-80.
2. ГОСТ 5897-90. Изделия кондитерские. Методы определения органических показателей качества, размеров, масса нетто и составных частей.
3. ГОСТ 6351-69. Изделия кондитерские. Методы определения влаги и сухих веществ.
4. ГОСТ 5898-87. Изделия кондитерские. Методы определения кислотности и щелочности.
5. ГОСТ 5899-85. Изделия кондитерские. Методы определения массовой доли жира.
6. ГОСТ 5903. Изделия кондитерские. Методы определения сахара.
7. ГОСТ 5904-82. . Изделия кондитерские. Правила приемки, методы отбора и подготовки проб.