Метрология, стандартизация и сертификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:47, лекция

Описание

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности. Овладение методами обеспечения качества, базирующимися на триаде – стандартизация, метрология, сертификация, является одним из главных условий выхода поставщика на рынок с конкурентоспособной продукцией (услугой), а значит и коммерческого успеха.

Работа состоит из  1 файл

стандартизация лекции.doc

— 628.00 Кб (Скачать документ)

17.Сена А.А. Единицы  физических величин и их размерности.  – 

     М.: Наука, 1988.-432с.

18. Основные термины  в области метрологии: Словарь-справочник 

      Юдин  М.Р., Селиванов М.Н., Тищенко О.Ф., Скороходов А.И./

     Под ред.  Ю.В. Тербеева.-  М.: Изд-во стандартов, 1989.-113с.

19.Ловачева Г.И. и  др. Стандартизация о контроль  качества про-

     дукции. Общественное  питание: Учебное.пособие для  вузов по 

     спец. «Технологи  продукции общественного питания» /Г.Н. Ло-

     вачева, А.И. Мглинец, Н.Р. Успенская. - М.: Экномика, 1990-

     239с.

  1. Леонов Г.И., Аристов О.В. Управление качеством продукции. – М.: Изд-во стандартов, 1990-190с.
  2. Крылова Л.Д. Зарубежный опыт управления качеством. – М.: Изд-во стандартов, 1992.-140с.
  3. ГОСТ Р 1.0-92. ГСС РФ. Основные положения.
  4. ГОСТ Р 1.2-92. ГСС РФ. Порядок разработки стандартов.
  5. ГОСТ Р 1.3-92. ГСС РФ. Порядок согласования, утверждения и государственной регистрации технических условий.
  6. ГОСТ Р 1.4-92. ГСС РФ. Порядок разработки и оформления стандартов предприятия.
  7. ГОСТ Р 1.5-92. ГСС РФ. Построение, изложение, оформление и содержание стандартов.
  8. ГОСТ Р 1.4-93 ГСС РФ. Стандарты отрасли, стандарты предприятий, стандарты научно-технических обществ и других общественных объединений. Общие положения.
  9. ГОСТ Р 1.10. ГСС РФ. Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и информация о них.
  10. ГОСТ Р ИСО 9001-96. Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании, разработки, производстве, монтаже и обслуживании.
  11. ГОСТ Р 40.003-96. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем качества.
  12. ПР 50.1.001-93. Правила согласования и утверждения технических условий.
  13. ГОСТ Р 50764-95. Услуги общественного питания. Общие требования.
  14. ГОСТ 8.009-84. ГСИ. Нормируемые метрологические характеристики средств измерений.
  15. ГОСТ 8.513-84. ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения.
  16. ГОСТ 8.417.-81. ГСИ. Единицы физических величин.
  17. ГОСТ 8.057-80. ГСИ. Эталоны единиц физических величин. Основные положения
  18. ГОСТ 8.381-80. ГСИ. Эталоны. Способы выражения погрешностей.
  19. ГОСТ 8.401-80. ГСИ. Классы точности средств измерений. Общие требования.
  20. ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.   

 

2 Перечень  тем для самостоятельной работы. Вопросы для 

   самопроверки 

Тема 1. Объекты измерений  и их меры

 

При проработке темы студент  должен изучить круг проблем, связанных  с измерением, уяснить потребность в измерениях и роль измерений в теории познания.

   Следует ознакомиться  с объектами измерений, обратить  особое внимание на измеряемые физические величины, на их качественную и количественную характеристики, научиться применять теорию размерностей.

   Студент должен  знать совокупность единиц измерения  основных и производных величин, правила конструирования систем единиц.

    Вопросы для  самопроверки

 

1 Приведите определения  физической величины.

2 Что является объектами  измерений?

3 Назовите основные  правила для определения размерностей  про-

   изводных величин?

4 Дайте обозначение  размерностей основных физических  величин.

5 Что является количественной  характеристикой измеряемой ве-

    личины?

6 Какие типы шкал  принято различать в теории измерений?

7 Назовите общие правила  конструирования систем единиц.

8 Назовите основные  единицы Международной системы  единиц.

9 Как образуются десятичные  кратные и дольные единицы?

 

Тема 2. Разновидности и  средства измерений

 

По данной теме необходимо ознакомиться с классификацией измерений по способу получения числового значения и по области измерений. Дать характеристику методов и средств измерений и ознакомиться с их метрологической аттестацией. Подробно изучить все вопросы нормирования метрологических характеристик средств измерений. Уметь определять класс точности по типам средств измерения, обеспечивающих правильность показаний.

Следует ознакомиться с  метрологической надёжностью, калибровкой и поверкой средств измерений.

 

Вопросы для самопроверки

 

1 Что такое измерение?

2 По каким принципам  классифицируют измерения?

3 Чем отличаются прямые  измерения от косвенных?

4 Какое измерение понимают  под «контролем»?

5 Чем отличается активный  контроль от пассивного?

6 Для каких целей  осуществляется классификация видов изме-

  рений по областям  измерений?

7 Что является методом  измерений?

8 Назовите важнейшие  методы измерений.

9 Приведите определение  средств измерений.

       10 Назовите  виды и основные характеристики  средств измере-

    ний.

       11 Приведите определение метрологической характеристики

    средств измерений.

       12 Приведите  классификацию погрешностей средств  измерений.

       13 Что  называется классом точности  средств измерений?

       14Приведите  определение метрологической аттестации, объясни-

           те для чего она предназначена?

       15Что  такое поверка средств измерений,  кем она осуществляется?

       16 Назовите  метрологическую надёжность средств  измерений.

Тема 3. Основы теории измерений

 

Приступая к изучению темы необходимо ознакомиться с основным постулатом метрологии, который легко поддаётся проверке и остаётся справедливым в любых областях и видах измерений и на котором основана вся метрология.

Студент должен знать  свойства законов распределения  вероятности, являющихся моделями эмпирических законов распределения, получаемых из экспериментальных данных методами математической статистики. Уделить особое внимание на факторы (погрешности) влияющие на результаты измерений и изучить способы их устранения до начала и в процессе измерения. Уметь правильно вносить поправки  в показания средств измерений, когда не удаётся исключить или скомпенсировать влияющие факторы.

Следует ознакомиться с  однократными и многократными измерениями, с необходимыми условиями и общей последовательностью их проведения. Иметь представления об обработке результатов нескольких серий измерений, неравноточных измерений, осуществить проверку однородности серий.

По данной теме для  самоконтроля знаний необходимо ответить на следующие вопросы

       1 Назовите основной постулат метрологии.

       2 В  каком случае можно использовать  результаты измерений?

       3 Что  является погрешностью результата  измерения?

       4 Приведите  классификацию погрешностей результатов  измере-

           ний?

       5 Чем отличается случайная погрешность от систематической?

    6 Каким способом  можно исключить факторы, влияющие  на 

      результаты измерения?

       7 Какие  факторы оказывают влияние на  результаты измерения?

    8 Что такое  поправка результатов измерения?

       9 В  каком случае в показания средств  измерений вносится по

         правка?

    10 Назовите  известные вам виды поправок  и способы их внесения?

11 Дайте характеристику  прямым однократным измерениям.

    12 В каких  случаях проводятся многократные  измерения?

13 Назовите общую последовательность  выполнения многократных

      измерений.

    14 Какие результаты  измерений являются неравноточными?

    15 Какова общая  последовательность обработки результатов 

         неравноточных измерений?

 

Тема 4. Обеспечение единства и достоверности измерения

 

При проработке темы студент  должен ознакомиться с обеспечением единства измерений в стране, для этого изучить ГОСТ 8.417 81, где содержится информация об основных единицах СИ и их размерах.

Следует ознакомиться с эталоном – высшим звеном в метрологической цепи передачи размеров единиц измерений и схемой классификации эталонов. Знать способы воспроизведения основных физических величин.

Необходимо изучить  систему передачи информации о размерах единиц от эталонов средствам измерений, знать различие и классификацию поверочных схем.

Вопросы для самопроверки

  1. Что является единством измерений?

  1. Каким путём достигается единство измерений?

  1. Назовите определение эталона.

4  Приведите классификацию  эталонов, дайте им характеристи-

    ку.

5  Какие существуют  системы воспроизведения единиц  и пере-        

    дачи их  размеров средствам измерений?

6  Каким способом  воспроизводят все основные единицы  СИ?

7 Какие единицы воспроизводят  децентрализованным спосо-

   бом?

8 Что является поверочной схемой?

9 Назовите виды поверочных  схем.

       10 Дайте  характеристику различным видам  поверочных схем.

 

Тема 5. Математические действия над результатами

                      измерений

 

Приступая к изучению данной темы студент должен уяснить особенности математических действий над результатами измерений в зависимости от выбора метода обработки, который в свою очередь зависит от числа экспериментальных данных и вида измерений.

Следует ознакомиться с ошибками, которые могут возникать при проведении измерений, знать их квалификацию и способы устранения.

Студент должен знать порядок обработки  результатов исследования при многократном измерении, проведённых прямыми и косвенными методами, а также общую последовательность обработки результатов неравноточных измерений.

 

Вопросы для самопроверки

 

1 Какие методы применяют при  оценке качества сырья, полу-

  фабрикатов и готовой продукции?

2 Что такое «промахи» и грубые  погрешности?

3 Что такое систематические  погрешности, чем они могут  быть    

            вызваны?

4 Как можно исключить систематические  погрешности (до на-

           чала  измерения, в процессе измерения)?

5 В чём заключается различие  случайных погрешностей от сис-

           тематических?

6 Что является критерием химического  анализа?

7 Какая доверительная вероятность  считается достаточно надёж-

           ной  при проведении физико-химических  исследований?

8 Что такое «доверительный интервал»?

9 Каков порядок исключения грубых  погрешностей?

       10 Как проводится  математическая обработка над результатами

            многократных измерений (при помощи  критерия Стьюдента)?

 

Тема 6. Квалиметрия

 

По данной теме необходимо изучить  основные понятия, термины и определения в области качества продукции в соответствии с ГОСТ 15467-79. Для оценки качества продукции ознакомиться с классификацией показателей качества, которые подразделяют: в зависимости от способа получения информации (измерительный, регистрационный, органолептический и расчётный); по источникам получения информации (лабораторный, экспертный и социологический).

Научиться проводить сенсорный  анализ оценки качества продукции, который осуществляется при помощи органов чувств человека (дегустатора). Уметь охарактеризовать методы сенсорного анализа, взаимодействие органов чувств и психологического восприятия при определении органолептических показателей.

Студент должен усвоить экспертный метод измерения показателей качества, условия его применяемости и знать основные виды экспертизы. При изучении экспертного метода следует обратить внимание на качественный состав  экспертной комиссии, количество экспертов и варианты экспертного опроса.

По данной теме для самоконтроля знаний необходимо ответить на следующие  вопросы

 

1 Что изучает раздел метрологии  «квалиметрия»?

2 Дайте определение «свойство продукции».

3 Назовите этапы оценки уровня  качества.

4 Что такое «показатель качества  продукции», в каких единицах 

            он выражается?

5 Какими признаками обладает  продукция.

Информация о работе Метрология, стандартизация и сертификация