Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 02:31, курсовая работа
Целью исследований, проводимых в ходе выполнения курсового проекта, является изучение особенностей торговли алкогольной продукцией проводится на примере ОАО «Продтовары». Розничная и оптовая торговля алкогольной продукцией является для ОАО «Продтовары» одной из важнейших сфер деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
1.1 ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ, ЕЕ ТОВАРНАЯ И РЫНОЧНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ 6
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 17
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 17
2.2. ИСТОЧНИКИ (ПОСТАВЩИКИ) ПОСТУПЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В МАГАЗИН 23
2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАНЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В МАГАЗИНЕ 25
2.4. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫКЛАДКИ АЛКОГОЛЬНЫХ ТОВАРОВ В МАГАЗИНЕ 25
2.5. ПРАВИЛА ПРОДАЖИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Наиболее важным моментом является выбор поставщиков и размещение заказов. Выбор поставщиков в ОАО «Продтовары» зависит, в первую очередь от цены и качества выпускаемой алкогольной продукции, от длительности связей с изготовителем, стабильности его экономического положения, географического местоположения. Последний фактор немаловажен, потому что независимо от того, входят транспортные издержки в цену алкогольной продукции или нет, отдаленность поставщиков от потребителей влияет на скорость доставки им грузов и возможность оперативного регулирования грузопотока [4].
Критериями при отборе поставщиков алкогольной продукции могут быть следующие показатели:
- сроки поставки;
- готовность к поставке;
- обязательность при поставе;
- качество поставок;
- гибкость;
- информационная готовность.
Источниками получения необходимых предприятию товаров могут быть как предприятия-изготовители, так и различные коммерческие и посреднические организации. При этом одни товары могут иметь одного поставщика, другие – двух и более поставщиков, у третьих в качестве поставщика может выступать и оптовая база, и производственное предприятие.
Способы получения алкогольных товаров также разнообразны. Это может быть получение товаров на складах поставщика, на складах и базах оптовых фирм, на станциях отправления или назначения, на складах отдела снабжения предприятия-потребителя [5].
Доставка грузов на склады отдела материально-технического снабжения ОАО «Продтовары» осуществляется различными видами транспорта, каждый из которых имеет свои особенности, определяющие сферу его применения. Крупные, массовые грузы от иногородних поставщиков доставляются, как правило, железнодорожным транспортом. Мелкопартийные грузы обычно доставляются автомобильным транспортом. При этом может использоваться транспорт изготовителя, потребителя либо специализированной транспортной организации.
Алкогольные товары в магазины ОАО “Продтовары” могут быть доставлены централизовано или децентрализовано. При централизованной форме поставщики обеспечивают в необходимом количестве транспорт, ведут погрузочно-разгрузочные работы, отвечают за сохранность в пути и своевременную доставку алкогольных товаров в магазины.
При децентрализованной доставке (самовывозе) все операции по завозу алкогольных товаров, начиная с поиска транспорта, ОАО «Продтовары» берет на себя. Это ведет к росту издержек обращения, нерациональному использованию автотранспорта.
ОАО «Продтовары» алкогольную и слабоалкогольную продукцию получает от следующих поставщиков:
- Брестский ликероводочный завод;
- Брестский комбинат безалкогольных напитков;
- СП “Кока-кола”;
- ООО “Бемсоли”;
- ЧП “Аджибел”;
- Брестская база “Бакалея”
Приемка алкогольных товаров по количеству и качеству производится в порядке и сроки, установленные законодательством.
Не подлежат приемке алкогольные товары, подлежащие обязательной сертификации, но не прошедшие сертификацию в Национальной системе сертификации Республики Беларусь.
Качество алкогольных товаров в ОАО «Продтовары» должно соответствовать обязательным требованиям нормативных документов по стандартизации, информации, указанной в маркировке и сопроводительных документах, а также условиям договора.
Каждая партия алкогольных товаров должна сопровождаться документом поставщика установленной формы, подтверждающим безопасность для здоровья покупателей.
Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, и документов, подтверждающих факт сертификации товара, порядок маркировки таких товаров знаками соответствия Национальной системе сертификации Республики Беларусь устанавливаются Государственным комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь.
Принятые алкогольные товары должны быть оприходованы в день поступления по их фактическому наличию в установленном порядке [6].
Запрещается хранение и реализация алкогольных товаров без сопроводительных документов, подтверждающих их поступление и являющихся бланками строгой отчетности.
Продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием, инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями нормативных документов по стандартизации сохранение безопасности алкогольных товаров при их хранении и реализации.
Алкогольные товары в торговом зале ОАО «Продтовары» выкладываются (выставляются) в полном ассортименте, имеющемся в подсобных помещениях, в количестве, обеспечивающем непрерывность торгового процесса.
Требования организации торгового предприятия и торговли не ограничиваются лишь созданием высококачественного товара, отвечающего запросам потребителей, и правильным установлением цены на него. Необходимо еще и соответствующим образом довести этот товар до конечных потребителей и обеспечить его доступность целевому сегменту рынка. Для обеспечения эффективной реализации алкогольных товаров ОАО «Продтовары» должно проводить комплекс мероприятий, обеспечивающих физическое распределение товарной массы в рыночном пространстве, доведение алкогольных товаров до потребителей и организацию их эффективного потребления. Это находит свое выражение в разработке маркетинговой сбытовой стратегии [7].
В магазине ОАО «Продтовары» при формировании сбытовой стратегии приходится учитывать множество факторов, основными из которых являются:
- особенности конечных потребителей – их количество, концентрация, величина средней разовой покупки, уровень доходов, закономерности поведения при покупке алкогольных товаров и т.д.
- возможности ОАО «Продтовары» – его финансовое положение, конкурентоспособность
- характеристика алкогольного товара – вид, средняя цена, и т.д.
- степень конкуренции и сбытовая политика конкурентов
- характеристика и особенности рынка алкогольной продукции.
Реализация сбытовой стратегии в ОАО «Продтовары» предполагает решение следующих вопросов: выбор каналов сбыта алкоголя; выбор посредников; организация сервиса.
Выбор каналов сбыта алкогольных товаров является сложным маркетинговым решением, поскольку они самым непосредственным образом влияют на эффективность реализации концепции маркетинга на предприятии. Каналами сбыта алкогольной продукции ОАО “Продтовары” являются сеть розничных магазинов, оптовый склад №2 и магазин №19. Розничная торговля алкоголем включает всю предпринимательскую деятельность, связанную с продажей алкогольных товаров. [8].
Розничные магазины играют важную роль в распределении и сбыте алкогольных товаров. В целом розничная торговля алкоголя выполняет следующие функции:
1. Участвует в процессе сортировки, собирая ассортимент алкогольных товаров от большого числа поставщиков, и предлагает их для продажи.
2. Предоставляет информацию потребителям через рекламу, витрины и надписи.
3. Хранит алкогольные товары, устанавливает ни них цену, располагает в торговых помещениях и осуществляет прочие операции с алкогольными товарами.
4. Завершает сделки, используя соответствующее расположение магазинов и время их работы.
5. Платит поставщикам за алкогольную продукцию обычно до ее продажи конечным потребителям.
Большая величина продаж оптового склада алкогольной продукции связана с тем, что покупателями являются организации. Выбор того или иного канала сбыта зависит от конкретных условий алкогольного рынка, продаж и стратегии самой фирмы. ОАО “Продтовары” предпочитает работать, комбинируя розничную и оптовую торговлю. Это позволяет достигнуть более высоких экономических результатов в деятельности фирмы.
Стеллажи для выкладки алкогольных товаров
По мнению специалистов, при оборудовании торговых залов ОАО «Продтовары» следует исходить из того, что высота пристенных стеллажей для алкогольной продукции в ОАО «Продтовары» должна быть не менее 220 см. При хорошей освещенности зала (не менее 500 люкс/кв. м) пристенные стеллажи для алкогольной продукции в ОАО «Продтовары» могут использоваться без собственной подсветки. Глубина основания стеллажей в ОАО «Продтовары» зависит от общей величины торговых площадей. В залах площадью да 400 кв. м. в ОАО «Продтовары» рекомендуется глубина 50 см, для больших площадей – 60 см. Ширина проходов между стеллажами с алкогольной продукции в магазине до 400 кв. м. рекомендуется равной 120 см. Достаточно руководствоваться правилом, что от верхнего края товара до нижнего края следующей полки должно быть порядка 5 см. Это, прежде всего, стеллажи фирмы “Intex” (Голландия, Металлические стеллажи с гладкой, перфорированной, зеркальной панелями идеально отвечают требованиям ассортимента алкогольной продукции. Полки для стеллажей фирмы “Intex”, металлические или ламинированные, выдерживают нагрузку от 70 до 100 кг в зависимости от используемых кронштейнов.
В полной мере удовлетворяют требованиям по размещению в ОАО «Продтовары» и стеллажи немецких производителей – фирм “Argo” и “Vico”. Эти стеллажи отличают прочность и надежность конструкций, выполненных на основе металлокаркаса.
Различные габаритные размеры стеллажей для алкогольной продукции в ОАО «Продтовары» (длина от 600 до 1200 мм, глубина полок от 300 до 500 мм), наличие угловых секций позволяют успешно оборудовать зал ОАО «Продтовары». Все вышеуказанные стеллажи, при необходимости, могут комплектоваться навесами со встроенным галогенным или люминесцентным освещением. Стеллажи фирм “Intex”, “Argo” и “Vico” являются достаточно универсальными. Широкий перечень предлагаемых с ними аксессуаров позволяет их успешно использовать для оборудования торговых зон алкогольных товаров в ОАО «Продтовары». Островные стеллажи фирм “Intex” и “Argo” являются обязательным атрибутом оборудования торгового зала магазина для продажи алкогольной продукции. Обеспечивая удобную для доступа покупателя выкладку товара, они позволяют сохранить хорошую просматриваемость зала, что очень важно при самообслуживании.
Витрины для демонстрации алкогольных товаров
Для демонстрации небольших дорогостоящих алкогольных товаров в ОАО «Продтовары» используются стеклянные витрины производства фирм “Intex” (Голландия), “Vitrina” (Франция), Vico (Германия). Витрины имеют различное исполнение верхней и нижней панелей (черное, белое, серое и “под дерево”), встроенное освещение и комплектуются удобным замком. Итальянские витрины для удобства перемещения комплектуются 4 колесами, встроенными в нижней панели.
Для привлечения внимания покупателей к новой алкогольной продукции в ОАО «Продтовары» предлагается на входе в торговый зал устанавливать витрину с вращающимися полками, в круглом, прямоугольном и восьмигранном исполнении.
Холодильное оборудование
Холодильные шкафы для алкогольной продукции (пиво, слабоалкогольные напитки и др.) в ОАО «Продтовары» польского производства фирмы “Golius” просты в эксплуатации, экономичны в потреблении электроэнергии, имеют автоматическое размораживание.
Для демонстрации товара и его продажи в зале существует широкий выбор холодильных шкафов со стеклянными дверцами. Для алкогольной продукции широкого используются холодильные шкафы датских фирм “Verbi”, “Tehgold”, а также “Sapr” (Италия) и “General Frost” (Чехия). Шкафы различаются габаритными размерами, полезным объемом (от 80 до 1000 литров), используемым компрессором (“Electrolux” (Швеция); “Aspera” (Италия); “Samsung” (Южная Корея)). Все шкафы имеют внутреннюю подсветку витрины, конвекционное охлаждение, автоматическую оттайку, регулируемые по высоте полки.
В ОАО «Продтовары» не допускается продажа алкогольных товаров, запрещенных к свободной реализации законодательством Республики Беларусь.
Запрещается продажа несовершеннолетним в возрасте до 18 лет алкогольных напитков. В спорном случае покупатель обязан предъявить документ, подтверждающий его возраст.
Эффективным механизмом пополнения бюджета является акцизный сбор. Введенная в начале 90-х годов система акцизов на рынке алкогольной продукции в целом достаточно эффективна, но нуждается в совершенствовании, цель которого – придание ей более выраженной функции улучшения структуры производства и потребления. В основе концепции совершенствования акцизной системы лежат несколько принципов:
упорядочение и корректировка ставок акцизов для стимулирования производства вина и пива;
установление ставок на продукт посредством их регламентации со ставкой базового продукта, в качестве которого принята водка.
С начала 2006 года, после того как вступили в силу отдельные положения закона «О правилах продажи алкогольной продукции» от 21 июля 2005 г. (далее - Закон), в налогообложении акцизами производителей алкоголя и ОАО «Продтовары» произошли существенные изменения. Самым главным новшеством стала отмена акцизных складов (п. 9 ст. 1 Закона). Раньше производитель, реализуя алкогольную продукцию на акцизный склад ОАО «Продтовары», перечислял в бюджет акциз в размере 20 процентов соответствующей налоговой ставки (по вину - 35%). Уплата остальных 80 (по вину соответственно 65%) лежала на ОАО «Продтовары». Идея акцизных складов заключается в том, что акциз вносится на конечной стадии потребления алкогольной продукции. С отменой акцизных складов весь налог в бюджет стал перечислять производитель. Но если ОАО «Продтовары» учредил акцизный склад, на него отгружена алкогольная продукция и это произошло до 2006 года, то при продаже такого алкоголя налог в бюджет еще уплачивается (п. 1 ст. 3 Закона).
Поправки в Закон о госрегулировании направлены не на улучшение положения ОАО «Продтовары», а на то, чтобы все участники алкогольного рынка находились в одинаковом положении.
Продовольственные и непродовольственные товары, продажа которых регламентируется специальными правилами (например, алкогольной продукции), реализуются с соблюдением этих специальных правил.
Основные правила продажи алкогольной продукции на территории Республики Беларусь разработаны в соответствии с Законом Республики Беларусь "О защите прав потребителей", регулируют отношения между продавцами и покупателями (потребителями) при продаже алкогольных товаров и распространяются на ОАО «Продтовары». [9].
Информация о работе Организация продажи алкогольных товаров и пути её совершенствования