Совершенствование управления товарными запасами ООО УПК «Пышка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 06:59, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы заключается в анализе системы управления запасами на предприятии, а также разработки основных предложений, направленных на ее совершенствование.
Исходя из поставленной цели, в работе сформулированы и решены следующие задачи:
- выявление и рассмотрение теоретических основ управления запасами продукции;
- применение основ управления запасами продукции на практике в ООО УПК «Пышка»;
- анализ управления запасами продукции в ООО УПК «Пышка»;
- выявление путей совершенствования системы управления материальными запасами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы управления запасами на предприятии 6
1.1. Сущность товарных запасов 6
1.2. Методы расчетов товарных запасов 16
1.3. Модели управления товарными запасами 27
2. Анализ управления товарными запасами в ООО УПК «Пышка» 32
2.1. Организационно-экономическая характеристика
ООО УПК «Пышка» 32
2.2. Анализ торгово-финансовой деятельности ООО УПК «Пышка» 38
2.3. Анализ обеспеченности товарными запасами 48
2.4. Состояние исследуемой проблемы 54
3. Совершенствование управления товарными запасами
ООО УПК «Пышка» 59
3.1 Основные направления совершенствования управления товарными
запасами 59
3.2 Прогнозирование товарных запасов 62
3.3 Мероприятия по совершенствованию товарных запасов с
обоснованием экономической эффективности 72
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88

Работа состоит из  1 файл

управление товарными запасами.doc

— 1.00 Мб (Скачать документ)

     Рис.3.3.3. Этапы планирования товаров в ООО УПК «Пышка»» 

     Оценим  полноту и устойчивость ассортимента товаров в ООО УПК «Пышка» за 2008 год.

     Коэффициент полноты ассортимента (Кп) можно  определить по формуле:

     Кп = Qф/ Qп,

     где Qф – фактическое количество разновидностей товаров в момент обследования (проверки); Qп – количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.

     В процессе проведения ряда проверок фактического наличия товаров в ООО УПК «Пышка» были получены следующие данные.

     Таблица 3.3.3

     Определение коэффициента полноты ассортимента

     для ООО УПК «Пышка» по кварталам 2008 г.

Показатель Значение  показателя по кварталам 2008 г.
I II III IV
Фактическое количество разновидностей товаров 189 224 180 175
Количество  разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем 315 320 300 320
Коэффициент полноты ассортимента 0,6 0,7 0,6 0,55

     Продолжение таблицы 3.3.3

     Определение коэффициента полноты ассортимента

     для ООО УПК «Пышка» по кварталам 2007 г.

Показатель Значение  показателя по кварталам 2007 г.
I II III IV
Фактическое количество разновидностей товаров 170 230 175 160
Количество  разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем 300 310 294 315
Коэффициент полноты ассортимента 0,8 0,75 0,8 0,78
 

     Динамику  коэффициента полноты ассортимента можно хорошо видеть на рис.3.3.4. Видим, что наиболее полным ассортимент был во втором квартале (апрель, май, июнь) 2008 года.

     

     Рис.3.3.4. Изменение коэффициента полноты ассортимента в ООО УПК «Пышка» по кварталам 2008 г. 

     На  рис. 3.3.5 представлен график изменения коэффициента устойчивости, по которому также наиболее стабильным ассортимент является в первом и втором квартале.

     

     Рис. 3.3.5. Изменение стабильности (устойчивости) ассортимента в ООО УПК «Пышка» по кварталам 

     Как уже отмечалось, для различных  типов предприятий коэффициент  устойчивости ассортимента должен быть не менее 0,75 и не более 0,90. Такой степени устойчивости ООО УПК «Пышка»  достигал только во втором квартале. В остальное время необходимо отметить недостаточную полноту и устойчивость ассортимента в ООО УПК «Пышка».

 

Выводы и предложения

 

     Я считаю, что запасы  - это материальные ценности, оборотные средства в виде сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов, готовой продукции, не используемые в данный момент в производстве, хранимые на складах или в других местах и предназначенные для последующего использования. Запасы представляют способ резервирования ресурсов для обеспечения бесперебойности производства и обращения, снижения опасности возникновения простоев.

     Задачей товарно-материальных запасов является обеспечение предприятия необходимыми материальными ресурсами, с целью обеспечения предприятию нормальной работы.

     Товарно-материальные запасы всегда считались фактором, обеспечивающим безопасность системы материально-технического снабжения, ее гибкое функционирование, и являлись своего рода «страховкой».

     Поскольку в фирмах различных отраслей экономики  создание товарно-материальных запасов определяется той специфической ролью, которую они играют в процессе выпуска продукции, постольку объяснимы и различия в подходах к политике капиталовложений в данной области и к определению приоритетности задач, решаемых в ходе производства. В фирмах некоторых отраслей народного хозяйства основной задачей является контроль за сырьем, в других — за готовой продукцией, а на предприятиях отраслей, производящих инвестиционные товары, большая часть организационных усилий концентрируется на контроле за незавершенным производством.

     Товарно-материальные запасы - это бухгалтерский термин для обозначения стоимости или количества сырья, компонентов, сборок, расходных материалов, незавершенного производства и готовых запасов, которые имеются или хранятся для использования по мере возникновения в них потребности.

     Управление  запасами - контроль за состоянием запасов  и принятие решений, нацеленных на экономию времени и средств за счет минимизации затрат по содержанию запасов, необходимых для осуществления непрерывного процесса производства продукции и достижения полной реализации готовой продукции.

     Принципы  управления запасами можно сформулировать в виде простого алгоритма, состоящего из нескольких шагов:

     - определения, чем может управлять  компания;

     - выявления релевантных затрат  и их зависимости от управляемых  параметров;

     - поиска оптимального решения,  при котором релевантные затраты  для компании будут минимальными.

     Управление  запасами – довольно традиционная сфера практической работы, которая стала развиваться как самостоятельное направление в начале 20 годов прошлого века. Постепенное накопление материала привело в 30 - 40-е годы к формированию теории управления запасами, ориентированной на оптимизацию уровня запасов в организации. Разнообразная специальная литература на русском языке по управлению производством, а позднее по производственному и операционному менеджменту помогла к 80 - 90-м годам сделать инструментарий теории управления запасами легко доступным для практического применения. При этом акцент делался исключительно на расчетной составляющей уровня запаса. За заботами перестройки и развития рыночной экономики в России проблемы непосредственного управления запасами, казалось, ушли на второй план, стали рассматриваться только на уровне исполнителей и низового звена управления.

     Современная отечественная практика управления запасами, зачастую,

     - характеризуется стихийно или  традиционно сложившейся методикой  управления запасами на всех  этапах движения материального  потока в организации;

     - отсутствием попыток алгоритмизации  методической работы по управлению  запасами;

     - недостаточной статистической базой  расчета уровня запасов;

     - высоким уровнем ошибки прогнозирования  потребности в запасе;

     - слабым методическим взаимодействием  служб различных функциональных областей логистики, связанных с формированием запасов;

     - отсутствием четко сформулированной  логистической стратегии управления  запасами.

     Таким образом, в рамках отечественных предприятий расчетный уровень работы с запасами нельзя считать полностью отработанным. Он по-прежнему вызывает не столько практические, сколько методические вопросы.

     Зарубежная  практика управления запасами во многом пошла дальше расчетного уровня работы, и связано это, прежде всего, со значительно  более длительным периодом непосредственного совершенствования управления запасами в рамках логистических систем предприятий. Для анализа целесообразности и эффективности современных подходов к управлению запасами необходимо обратиться к опыту их применения на иностранных предприятиях, и, прежде всего, к опыту историческому.

     Применение  теоретических сведений о запасах, я применила на практике в анализе деятельности ООО УПК «Пышка».

     Целью ООО УПК «Пышка» является извлечение прибыли, оно имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

     Анализируя  весь изученный материал можно сделать  выводы, что ООО УПК «Пышка» является одним из стабильно работающих фирм нашего города. Налаженная система партнерских отношений позволит ООО УПК «Пышка» в скором времени занять основные позиции на располагаемом сегменте рынка. Возможно, более гибкая рыночная политика и новые ориентиры позволят предприятию успешно реализовывать поставленные задачи.

     Планируется завоевать еще большую часть сегмента рынков на которые нацелено предприятие, а также нахождение новых рынков сбыта товаров и услуг и последующее обоснование на этих рынках. Предполагается в значительной степени обновить производственные мощности и оборудование и т.д.

     Таким образом, перспектива развития ООО УПК «Пышка» имеется, и не следует её упустить. В ООО УПК «Пышка» большой удельный вес в оборотных активах занимает готовая продукция. Это может быть связано с ростом конкуренции, потерей рынков сбыта, снижением спроса из-за низкой покупательной способности субъектов хозяйствования и населения, высокой себестоимостью продукции.

     В ООО УПК «Пышка» необходимо принять меры по ускорению поступления денежных средств путем перехода на полную или частичную предоплату продукции покупателями, увеличения ценовых скидок при продажах за наличный расчет, привлечения кредитов банка.

     Для повышения устойчивости финансового  положения ООО УПК «Пышка» можно предложить следующие меры:

     - ускорить оборачиваемость капитала  в текущих активах, в результате чего произойдет относительное его сокращение на рубль оборота;

     - обоснованно уменьшить запасы  и затраты (до норматива);

     - пополнить собственный оборотный  капитал за счет внутренних  и внешних источников.

     Также большую помощь в выявлении резервов улучшения финансового состояния ООО УПК «Пышка» может оказать маркетинговый анализ по изучению спроса и предложения, рынков сбыта и формирование на этой основе оптимального ассортимента и структуры производства продукции.

 

Список использованной литературы

 
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Полный текст. – М.: «АКАЛИС», 2006 – 448с.
  2. Письмо Минфина РФ от 06.05.2004 г. 04-05-12/23 «О налогообложении посреднической деятельности».
  3. Абрамова Н.В. Посредническая деятельность: учет и налогообложение - М.: Главбух, 2007. – 263 с.
  4. Аванесов, Ю.А., Клочко, А.Н., Васькин, Е.В. Основы коммерции на рынке товаров и услуг. Учеб. для вузов / Ю.А. Аванесов, А.Н. Клочко, Е.В. Васькин. – М.: ТОО «Люкс-арт», 2008. – 176с.
  5. Адамов, В.Е., Ильенкова, С.Д. Экономика и статистика фирм: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 240 с.
  6. Алексусин, В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. / В.А. Алексусин– М.: Издат.-торг.корпорация «Дашков и К», 2007. – 360 с.
  7. Ален, Л. Учимся торговать: пер. с англ. / Л. Аллен– Мн.: Амалфея, 2008 – 214 с.
  8. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Под ред. Л.Л. Ермолович. – Минск: Интерпрессервис, 2008. – 592 с.
  9. Баканов, М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учеб. для торговых вузов / М.И. Баканов. – М.: Экономика, 2008 – 352 с.
  10. Багиев, Г.Л. Маркетинг взаимодействия: методология и методика организации коммуникативной политики: Учебное пособие. / Г.Л. Багиев. - СПб.: Изд-во СПбГУФ. – 2007. – 652 с.
  11. Бланк, И.А. Торговый менеджмент / И.А. Бланк. – Киев: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 2007 – 408 с.
  12. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. -  Мн.: Высшая школа, 2009.  – 348 с.
  13. Вахрин П.И. Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях: учебное пособие. - М: «Маркетинг», 2008. – 521 с.
  14. Весник Н.А., Тарасова И.А. Потребитель выбирает // Маркетинговые исследования в России и за рубежом. – 2008. - №7. – С.15 – 23.
  15. Горин, М.А. Технология розничной продажи товаров и обслуживание покупателей. Учебное пособие. / М.А. Горин. - М.: Изд-во М.К.У., 2008. - 315 с.
  16. Грузинов, В.П., Грибов, В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие / В.П. Грузинов, В.Д. Грибов. – М.: Финансы и статистика, 2009 – 208 с.
  17. Грузинов, В.П. Экономика предприятия и предпринимательство. / В.П. Грузинов. – М.: СОФИТ, 2007 – 496 с.
  18. Джоунз, Г. Торговый бизнес: как организовать и управлять: пер. с англ. / Г. Джоунз– М.: ИНФРА – М, 2008– 304 с.
  19. Дородников В.Н. Коммерческо-посреднические фирмы: экономика и управление: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2008. – 562 с.
  20. Зеваков А.М., Петров В.В.  Логистика производственных и товарных запасов, – М.: Изд-во Михайлова В.А., 2009. – 475 с.
  21. Зергман П.Н. Практика управления товарными запасами. - М.: Дело, 2007. – 365 с.
  22. Иванов В.Б., Куликов Г.Г., Речкалов Я.А. Автоматизированное управление запасами предприятия. – Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа, 2008. – 245 с.
  23. Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке / Под ред. А.В. Зырянова – Екатеринбург: Солярис, 2007 – 406 с.
  24. Коммерческая деятельность предприятия: Стратегия, организация, управление: Учеб. пособие / В.К. Козлов, С.А. Уваров, Н.В. Яковлева и др.; Под ред. В.К. Козлова, С.А. Уварова. – СПб.: Политехника, 2007. – 426 с.
  25. Коммерческая деятельность и предпринимательство: Сб. науч. трудов / Под ред. В.П. Попкова. – СПб.: СПбГИЭА, 2007. – 285 с.
  26. Ламбен, Ж-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Ж-Ж. Ламбен. – СПб: Наука. 2009 – 245 с.
  27. Организация торговли / Под ред. Ю.А. Авенсова, Т.К. Идрисова. – М.: Экономика, 2007 – 336 с.
  28. Организация коммерческой деятельности: Справ. Пособие / С.Н. Виноградова, С.П. Гурская, О.В. Пигунова и др.; Под общ. Ред. С.Н. Виноградовой. – Минск: Высшая школа, 2007. – 410 с.
  29. Осипова, Л.В., Синяева, И.М. Основы коммерческой деятельности. Учебник. / Л.В. Осипова, И.М. Синяева. - М.: «Банки и биржи», 2007. - 324 с.
  30. Оформление торговых операций. Практическое пособие по составлению документов / Под ред. Ю.А. Авенсова, Т.К. Идрисова. – М.: «Приор», 2009 – 192 с.
  31. Памбухчиянц, В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2007 – 320 с.
  32. Панкратов Ф.Г., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. / Ф.Г. Панктратов, В.К. Памбухчиянц. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2007. – 420 с.
  33. Панкратов, Ф.Г. Серегина, Г.К. Коммерческая деятельность: Учебник / Ф.Г. Панкратов, Г.К. Серегина. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2009 – 328 с.
  34. Панкрухин, А.П. Маркетинг: Учебник / А.П. Панкрухин. – М.: Институт международного прав и экономики им. А.С. Грибоедова, 2007 – 693 с.
  35. Посредничество: правовое регулирование, бухгалтерский и налоговый учет. - М.: Информцентр XXI века, 2008. – 406 с.
  36. Правила торговли: оптовая и розничная торговля. / Под ред. Ю.А. Авенсова, Т.К. Идрисова.– М.: «Приор», 2007 – 160 с.
  37. Проблемы торговли; управление, маркетинг, финансовый анализ; Сб. научных трудов. / Под редакцией В.Ф. Егорова; Санкт-Петербургский торгово-экономический институт. - СПб, 2008. - 72 с.
  38. Раицкий, К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов / К.А. Раицкий. – М.: ИВЦ Маркетинг, 2007 –693 с.
  39. Романов А.Н., Лукасевич И.Я. Оценка коммерческой деятельности предпринимательства. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 398 с.
  40. Рынок. Бизнес. Коммерция. Экономика. Толковый терминологический словарь / сост. Калашников В.И.; Под ред. Л.П.Дашкова. - М.: Информационно-внедренческий центр, «Маркетинг», 2009. - 219 с.
  41. Скляренко, В.К., Прудников, В.М. Экономика предприятия: Учебник. / В.К. Скляренко, В.М. Прудников.– М.: ИНФРА-М, 2009. – 618 с.
  42. Справочник предпринимателя: розничная торговля, оптовая торговля, грузовой  транспорт, общественное питание и гостиничное хозяйство. - М.: Наука, 2008. - 592 с.
  43. Стерлигова А.Н. Управление запасами широкой номенклатуры: с чего начать? // Логинфо. - 2008. - №12. -  С. 50-55.
  44. Стерлигова А.Н. Роль управления запасами в организации успешного бизнеса // Логистика сегодня. - 2008. - №1. - С.26 – 30.
  45. Торговое дело: экономика и организация. Учебник / Под общ. ред. проф.  Л.А. Брагина и Т.П. Данько – М.: ИНФРА – М. 2007 – 456 с.
  46. Трубников А.А. Суммовые разницы при продаже товаров через комиссионера. // Главбух. - 2008. - №3. – С.41 – 45.
  47. Фатрелл, Ч. Основы торговли: пер. с англ. / Ч. Фатрелл. – Тольятти: Изд. дом Довгань, 2007 – 720 с.
  48. Хисрик, Р.Д., Джексон, Р.В. Торговля и менеджмент продаж: пер. с англ. / Р.Д. Хисрик, Р.В. Джексон. – М.: Филинъ, 2007 – 368 с. 
  49. Шалита Е.С. Учет посреднической деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2008. – 425 с.
  50. Шевченко Н. С., Черных А. Ю., Тиньков С. А., Кузьбожев Э. Н. Управление затратами, оборотными средствами и производственными запасами. / Под общ. ред. Э. Н. Кузьбожева. - Курск: Курск. гос. тех. ун-т, 2006. – 539 с.
  51. Щур Д.Л. Основы торговли. Оптовая торговля. Настольная книга руководителя главбуха и юриста. / Д.Л. Щур. – М.: «Дело и сервис», 2007 – 304 с.
  52. Экономика предприятия: Учебник для вузов / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова. – М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 2006 – 362 с.
  53. Экономика торговли: Учебник для торг. вузов / Под ред. Б.А. Соловьева,  Л.А. Алькевич, В.И. Андросова – М.: Экономика, 2006 – 414 с.
  54. Экономика торгового предприятия: учебник для вузов. / Под ред. А.И. Гребнева, Ю. К. Баженова – М.: Экономика, 2007 – 238 с.
  55. Устав, внутренние документы предприятия ООО УПК «Пышка».

Информация о работе Совершенствование управления товарными запасами ООО УПК «Пышка»