Физические упражнения для профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание

Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются все системы его организма. Дошкольный возраст (от трёх до семи лет) особенно важен в этом отношении, это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объёма информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребёнка как личности. К сожалению, многие недооценивают значение этого возраста, рассматривая его как переход от младенчества (когда ребёнку уделяется много внимания) к школьному периоду (когда внимание потребуется вновь), как своеобразный отдых, но именно сейчас формируются основные двигательные навыки, такие как ходьба, бег, прыжки, воспитывается осанка, умение управлять своим телом, проявляются такие черты характера как инициативность, настойчивость и самостоятельность.

Содержание

Введение 3
Понятие осанки, ее виды и анатомо-физиологические особенности.
7
Виды нарушений осанки.
14
Методика профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста.
19
Физические упражнения - основное средство физического развития
22
Комплекс физических упражнений для профилактики и укрепления опорно-двигательного аппарата дошкольников.
31
Заключение 36
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 456.79 Кб (Скачать документ)

       Отводя  локти назад, сближать лопатки.

       "Лягушонок". Из И. П. - ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Привести кисти  к плечам (ладони вперед, пальцы  врозь) и, говоря хором "ква-ак", вернуться в И. П. (4-6 раз).

       В положении "кисти к плечам" локти должны быть прижаты к бокам.

       "Большие  круги". Круги назад выпрямленными  в стороны руками (кисти сжаты  в кулаки) - 6-8 раз. 

       Следить за тем, чтобы дети не опускали руки ниже уровня плеч.

       "Мельница". Поочередное приведение рук за  затылок и спину (6-8 раз).

       Плечи развернуты, локти отведены назад, голова прямо.  

       "Резинка". Разгибая в локтях согнутые  перед грудью руки - вдох. Вернуться в И. П., произнося звук "ш-ш-ш" - выдох.

       При отведении рук в стороны сближать лопатки, не опускать руки ниже уровня плеч.

       "Вместе  ножки - покажи ладошки". Поднимаясь  на носки, отвести плечи назад  и повернуть ладони вперед. Вернуться  в И. П., расслабляя мышцы рук (4-6 раз).

       Держать спину ровно и не выпячивать живот.

       "Потягивание". Подняться на носки, левая рука  вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И. П., расслабив  руки (4-8 раз).

       Плечи развернуты, колени выпрямлены, живот  подтянут.

       Упражнения  в положении "лежа на спине"

       "Здраствуйте-прощайте". Сжать кулаки и согнуть стопы  на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа. (6-8 раз).

       При оттягивании носков рекомендуется  слегка разводить пятки.

       "Волна". Согнуть ноги и подтянуть колени  к животу. Выпрямить. Пауза 3-5 сек.  и отпустить ноги (4-6 раз).

       Следить за тем, чтобы локти были прижаты  к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты.

       "Пляска". И. П. - лежа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги  врозь и вернуться в И. П. (6-8 раз).

       Следить за тем, чтобы локти были прижаты  к коврику.

       Упражнения  в положении "лежа на животе"

       "Воробышек". Круги назад локтями рук, приведенными  к плечам (5-8) раз. 

       Голова  приподнята.

       "Рыбка". Поднять голову и отвести плечи  назад. Приподнять руки и ноги: пауза напряжения 4-6 сек. Опустить руки и ноги: пауза расслабления 6-8 сек. (3-4 раза).

       Следить за тем, чтобы дети не прогибались  в пояснице.

       "Лягушонок". Руки из-под подбородка привести  к плечам ладонями вперед. Поднять  голову и развести ноги. Медленно  вернуться в И. П. (6-8 раз).

       Построение, ходьба обычным шагом (1-2-3 круга). Проверка правильности осанки в положении "стоя" и в движении.

 

Заключение

       Под осанкой понимают привычную непринужденную позу человека в покое и при  движениях, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Правильная осанка обеспечивает оптимальные условия для функционирования всех органов и систем организма как единого целого. Человек приобретает (формирует) осанку в процессе своего роста и развития. Определенную роль играют наследственность, перенесенные заболевания, бытовые условия.

       Осанка - одно из важнейших понятий для  определения положения тела ребенка в пространстве, обнаружения признаков неблагополучия, заболеваний, связанных с нарушением статико-динамических свойств позвоночника, нижних конечностей.

       Осанка  формируется с самого раннего  детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника. Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушения осанки затрудняют работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития.

       Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса.

       Одним из профилактических способов укрепления здоровья детей являются упражнения, формирующие правильную осанку.

       В основу использования специальных  упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение ее дефектов, должны быть положены следующие  принципы: индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку и постепенное нарастание трудности выполнения физических упражнений. При подборе и использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического развития, состояние здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим продумывать объем и интенсивность нагрузок. Поэтому для формирования правильной осанки применяются специальные упражнения. Их разделяют на два вида.

       К первому виду относятся упражнения, которые вырабатывают привычку держать тело в правильной позе. Это упражнения с предметом на голове и упражнения, которые выполняют стоя вплотную к стене.

       Ко  второму виду относятся упражнения, которые развивают, укрепляют мышцы, удерживающие наше тело в вертикальном положении (мышцы шеи, спины, живота, бедер, голени, стопы).

       Нельзя  забывать, что неправильная осанка портит не только фигуру человека, но и  отрицательно влияет на работу сердца, лёгких, желудочно-кишечного тракта, что, в свою очередь, вызывает ухудшение обмена веществ и снижение физической и умственной работоспособности.

       Правильно подобранные, дозированные физические упражнения в дошкольном возрасте способствуют формированию хорошей осанки и способствуют профилактики нарушения осанки.

 

Список  литературы

  1. Алексеева Л.М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 208 с.
  2. Алферова В.П. Как вырастить здорового ребенка. – Л.: Медицина, 1991. – 416 с. – (научно-популярная медицинская литература).
  3. Вайнбаум Я.С., Ковалько В.Н., Родионов Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. – М., 2000 – С. 25-60.
  4. Гитт В.Д. Исцеление позвоночника. – М.: Лабиринт Пресс, 2006. – 256 с. – (Линия здоровья).
  5. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье, укрепление организма – Изд. Академия, СПб; 1998 – 132с.
  6. Зацепин Т. С. Ортопедия детского и подросткового возраста. — М.: Медгиз, 1956. —  146с.
  7. Каштанова Г.В. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей школьного и младшего школьного возраста – М.: АРКТИ, 2006. – 104 с.
  8. Кроковяк Г.М. Воспитание осанки: гигиенические основы. Пособие для учителей и родителей. – Л.: Феникс, 1963. – 64 с.
  9. Мильман И.И. «Гигиеническое воспитание и обучение».
  10. Милюкова И.В., Едемская Т.А. Лечебная гимнастика и нарушение осанки у детей. – СПб.: Сова; М.: ЭКСМО, 2003. – 127 с.
  11. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушение осанки в ДОУ. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2005. – 109 с.
  12. Рохлов В.С. Практикум по анатомии и физиологии человека: Учеб. Пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений. – М.: «АКАДЕМИЯ», 1999. – 160 с.
  13. Сомин Н.И., Сомин М.Р. Биология человек – «Дрофа», М.; 2003 – С. 45-57.
  14. Холодов «Теория и методика физического воспитания».
  15. Цузмер А.И., Петришина О.Л. Биология человек и его здоровье – изд. Просвещением – М.; 1990 – 13с.
  16. Черная Н.Л. Нарушение опорно-двигательного аппарата у детей. Учебное пособие/Н.Л. Черная и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с. (Серия «Медицина для вас»)
  17. Шмелин А.М. Воспитание правильной осанки – М.: Физкультура и спорт, 2000. – С.34 -70.

Информация о работе Физические упражнения для профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста