Физическое воспитание школьников в учебно-воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 03:37, реферат

Описание

Физическая культура — часть
образа жизни человека — система специальных упражнений и спортивной
деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она
опирается на научные данные о физических и психических возможностям
организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их
проявлению и развитию.

Содержание

· ВВЕДЕНИЕ
· ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
· СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
· ШКОЛЬНИКОВ
· УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ, СОДЕЙСТВИЕ ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНИКОВ
· ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ И ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
o 1.Физическое воспитание во время учебных занятий
o 2.Педагогические требования к уроку, структура подхода к учащимся
o 3.Управление деятельностью учащихся
o 4.Дозирование физических нагрузок
o 5.Самостоятельные занятия учащихся
o 6.Организация учебной работы
o 7.Планирование учебной работы
o 8.Педагогический контроль, оценка успеваемости учащихся
· ОСНОВА ОСНОВ — ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ
· ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
· ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
· СВЯЗЬ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
· ЗАКЛЮЧЕНИЕ
· СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Физическое воспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни.docx

— 193.81 Кб (Скачать документ)

отталкивание, недостаточный мах  ногой и т. п. Рекомендуется за мелкие ошибки

сбавлять от 0,1 до 0,5 балла, а за грубые—от 0,6 до 1 балла, в зависимости от

степени их выраженности.

Практически   придерживаются   следующего   правила:   если  движение

выполнено с очень незначительными  ошибками, ставят ученику 5; если допущена

крупная ошибка или несколько мелких — 4;  при двух крупных ошибках  или при

одной  крупной, но с большим числом мелких —3; если три или более крупных

ошибок—2; если ученик совсем не в  состоянии выполнить  упражнения—1.

    

ОСНОВА ОСНОВ  — ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ

 

Во многих школах наши уроки проходят по схеме: ходьба, бег, перестроение по

четыре, упражнения типа зарядки с  подсчетом, эстафеты (класс делится  на две

команды) и в заключение — игра. Такие уроки быстро надоедают и ученикам, и

учителю. Дисциплина на уроках падает, научить чему-нибудь очень трудно. Более

опытные учителя «держат» дисциплину, но обычно она основана на окрике,

страхе. И результат: ребята выполняют упражнения кое-как, только обозначают

выполнение. Всё идет насмарку, даже если и составлен хороший план урока.

Уверен, спасение в одном: научить детей сознательно работать на уроках.

Повышение эффективности урока, можно считать, и есть одна из центральных

задач реформы школы. А основа эффективности урока — это сознательная

дисциплина и сознательное, активное, самостоятельное выполнение упражнений.

Слабая занятость всех учащихся на уроке, отсутствие учебно-познавательного

интереса, низкая моторная плотность, т.е. безделье, приводят к снижению

внимания, к ухудшению дисциплины. Если на уроках нет постоянного возбуждения,

заинтересованности, нет положительных эмоций, нет индивидуальных заданий,

не создана ситуация успеха, то нет и повода для стимулирования учеников

—одобрения, поддержки, похвалы. А  ведь известно, что одна похвала может

поднять настроение на весь урок.

Если внимательно приглядеться к деятельности учителей, добивающихся больших

успехов и в обучении, и в воспитании, то нетрудно сделать вывод, что всё

начинается с качества урока. Не ограничивается уроком, а именно начинается.

Известный наш учитель В.А.Сухомлинский писал: «Процесс воспитания — не

какая-то механическая передача моральных норм, требований, правил от

воспитателя к воспитанникам. Воспитание — это живые непринужденные

человеческие взаимоотношения педагога и школьника; от того, что преобладает

в этих отношениях, зависит результат  воспитания».

Вот она — педагогика сотрудничества. И далее: «Если ребенок не видит успеха

в своей учебной работе, его сердце словно гаснет, он теряет веру в свои силы,

он словно ощетинивается, отвечает дерзостью на советы и замечания

учителей».

Поэтому первое, к чему необходимо стремиться в учебной и внеклассной

деятельности, — это создание атмосферы  интереса к занятиям.

Приемов в этом деле немало:

·        объяснить  значение занятий для укрепления здоровья, необходимость

активных и самостоятельных  занятий;

·        объяснить (очень  коротко) значение каждого общеразвивающего

упражнения при дальнейшем обучении полезным навыкам;

·        обеспечить достаточное количество мелкого  раздаточного инвентаря,

что помогает увеличить занятость  учеников;

·        регулярно  использовать игровой и соревновательный методы, создающие

положительные эмоции на занятиях;

·        вводить самостоятельную  работу на уроке, как средство активной

познавательной деятельности. Заметно  повышается интерес учеников на уроках

тренировочного плана; урок легкой атлетики, урок гимнастики, урок игр. У

каждого своя структура, свои, присущие данному виду спорта, упражнения.

Однако другой выдающийся наш соотечественник, педагог А.С.Макаренко

утверждал, что нельзя основывать все воспитание на интересе. «Я требовал

воспитания закаленного крепкого человека, могущего проделать и неприятную, и

скучную работу, если она вызывается интересами коллектива».

Важно на примерах внушать ребятам  и родителям мысль об огромных

потенциальных возможностях организма, о том, что тренировки гарантируют

отличное физическое развитие, а  оно влияет на функции нашей психики;

внимание, память, наблюдательность. Это, как правило, воспринимается

учениками с увлечением, и занятия идут с большей отдачей (что и есть

сознательная дисциплина).

Занятия с подростками требуют  от них не только сознательности, но и

активности. Основной путь к активности — такая организация уроков, при

которой делом занят каждый. Правда, активность проявляется тогда, когда

ученики постоянно получают что-то новое, когда их знания, умения и навыки от

урока к уроку совершенствуются. У подростков творческая активность основана

не столько на двигательной деятельности, сколько на ее результате. Поэтому в

средней школе чаще применяется на уроках соревновательный метод. И очень

важно сделать очевидным для  ребят рост их результатов (тем более  зависящих от

систематических и упорных занятий). В этом необходимы строгий порядок и

четкая организация. И конечно, наглядность.

А еще — демократические сердечные  отношения: без них трудно добиться

положительных результатов в учебном процессе при самых обширных замыслах и

наилучших желаниях.

Часто у нас звучит музыка при  общеразвивающих упражнениях на уроках

гимнастики и фоном во время некоторых соревнований. Но в стремлении провести

урок интересно нельзя перегружать его «развлекательными» моментами, в

частности игровыми, так как это перевозбуждает детей, мешает им

сосредоточиться на менее интересных упражнениях.

Непременное условие интересного  урока — тщательная подготовка к  нему учителя.

Каким бы опытом он ни обладал, каждый урок для него — предмет раздумий о

методике.

Уместно опять напомнить истины: углубление профессиональных знаний, изучение

особенности класса, поиск новых методических решений, качественное

материально-техническое оснащение  во многом гарантируют качество уроков,

заинтересованное отношение к ним учащихся.

Итог: в воспитании сознательной дисциплины на уроках основная роль

принадлежит учителю. Его активность, желание научить и добиться улучшения в

физическом воспитании передается детям.

Не новость для учителя и  то, что игра — не только одно из важнейших средств

обучения и воспитания, но и возможность  повысить дисциплину, наказать ее

нарушителя. В нашей школе ребята привыкли к судейству по примеру  популярной

игры в хоккей с шайбой. Первые нарушители порядка — мальчики охотно

Информация о работе Физическое воспитание школьников в учебно-воспитательном процессе