Физическое воспитание школьников в учебно-воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 03:37, реферат

Описание

Физическая культура — часть
образа жизни человека — система специальных упражнений и спортивной
деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она
опирается на научные данные о физических и психических возможностям
организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их
проявлению и развитию.

Содержание

· ВВЕДЕНИЕ
· ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
· СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
· ШКОЛЬНИКОВ
· УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ, СОДЕЙСТВИЕ ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНИКОВ
· ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ И ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
o 1.Физическое воспитание во время учебных занятий
o 2.Педагогические требования к уроку, структура подхода к учащимся
o 3.Управление деятельностью учащихся
o 4.Дозирование физических нагрузок
o 5.Самостоятельные занятия учащихся
o 6.Организация учебной работы
o 7.Планирование учебной работы
o 8.Педагогический контроль, оценка успеваемости учащихся
· ОСНОВА ОСНОВ — ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ
· ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
· ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
· СВЯЗЬ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
· ЗАКЛЮЧЕНИЕ
· СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Физическое воспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни.docx

— 193.81 Кб (Скачать документ)

подчиняются хорошо знакомому жесту судьи: поднятой, сжатой в кулак руке с

двумя разведенными пальцами — двухминутный штраф. Судья — учитель на уроке,

жесты и объяснения штрафа — как  в хоккее. Например, 2-минутный штраф (малый)

дается за мелкие нарушения (во время  построения, за неопрятную форму,

разговоры и т.п.). Провинившемуся можно дать и предупреждение. 5-минутный

штраф дается за повторное нарушение, за нарушения более грубые (мешает

заниматься другим, нарушает правила  техники безопасности). И последний штраф

— до конца игры.

Все штрафы ученик-нарушитель отбывает не сразу, но в конце урока, как

правило, дается игра, где принимает  участие весь класс, вот в это  время

штрафники и отбывают наказания, сидя на скамейке. Подобный прием может

применяться в любой игре, в эстафете или при преодолении полосы препятствий.

     Во время уроков гимнастики или

лыжной подготовки, когда игра не предусмотрена, применяются штрафные и

поощрительные баллы (по трехбалльной системе). Поощрительные баллы могут

получить все ученики за старание, прилежание, внимательное выполнение строевых

приемов, за четкость выполнения упражнений. После получения трех положительных

баллов в журнал выставляется оценка «5». Штрафные или отрицательные баллы

ученик получает за опоздание в  строй, небрежное выполнение упражнений,

разговоры в строю и т.д. При  получении трех штрафных баллов в журнал может

выставляться оценка «3». Получив  штрафные баллы в начале урока, ученик может

исправиться и даже получить поощрительные баллы к концу занятия.

Всё это проводится как игра, с  оговоренными заранее правилами, поэтому  не

воспринимается учениками так  болезненно, как простое замечание, окрик или

оценка «2», от которых только конфликтные ситуации на уроке. Совсем

нерадивого ученика лучше оставить без внимания, не включать в общий замысел

(что тоже служит наказанием), а индивидуальную беседу отложить до конца

урока.

Систематическими, последовательными  требованиями к учащимся на каждом уроке

(без всяких скидок, но с учетом индивидуальных особенностей), не унижая

личного достоинства, подбадривая и помогая слабым, сдерживая особо ретивых,

опираясь на актив класса, можно  добиться сознательной дисциплины.

Естественно, всё это продолжается и во внеклассной работе, где поле

деятельности учителя еще шире. Можно считать, что соревнование есть нечто иное,

как душа физической культуры и спорта. Урок был и есть главный стержень работы

в школе, но если его спланировать таким образом, чтобы он обосновывал

внеклассные формы физического воспитания, то внеурочные формы станут

необходимым дополнением к уроку. Интерес к внеклассным формам физического

воспитания, к соревнованиям в частности, порождает более осознанное

восприятие урока, а всё это  порождает привычку к самостоятельным  занятиям,

потребность в дальнейшем совершенствовании.

Спортивно-массовая работа в школе  должна строиться не на отдельных

круглогодичных секциях, где занимается кучка ребят, а на массовых

соревнованиях, матчах, спортивных праздниках, днях здоровья, туристских

походах и слетах, всевозможных спортивных встречах между классами, будь то

подвижные игры, гонки на санках, настольный теннис, бадминтон, бег на

коньках или футбол.

ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

Способность учащихся к овладению  двигательными действиями (обучаемость)

зависит от их физического и умственного развития. В подростковом возрасте

продолжается созревание структур головного мозга, в том числе его

двигательного отдела. К 13—15 годам  в основном завершается формирование

двигательного анализатора и важнейших  двигательных функций. К 11—14 годам

достигают полной зрелости зрительный, тактильный, слуховой анализаторы. До

15-летнего возраста постоянно растет роль зрения в ориентировании в

пространстве, о чем свидетельствует увеличение соотношения числа ошибок при

выполнении движений без участия и с участием зрения. Но с 14—15 лет начинает

повышаться роль проприоцепции в управлении движениями. В точности различения

и воспроизведения мышечных напряжений разницы между мальчиками и девочками

не обнаружено. Эта способность продолжает развиваться до 16 лет, достигая в

этот период максимального уровня. Мышечно-суставная чувствительность рук у

школьников развита больше, чем ног. С возрастом уменьшается лишь разница в

пространственной точности движений правой и левой рукой, разница в точности

движений рук и ног.

Уменьшаются колебания тела при  прямостоянии, к 14 годам достигая показателей

взрослых.

К 14—15 годам возрастает способность  школьников поддерживать постоянную

скорость при сложнокоординированных действиях со слежением; управляя

движениями, подростки поддерживают заданное напряжение менее импульсивно, чем

младшие школьники. Совершенствуется, хотя и более замедленными темпами, чем

в предыдущие годы, способность определить момент начала движений при

реакциях на движущийся объект. Наблюдается прирост (но тоже более медленными

темпами) скорости реакций.

В VII—VIII классах учащиеся значительно  больше, чем в предыдущих, отличаются

друг от друга по уровню физической подготовленности, поэтому нужно  тщательнее

изучать способности каждого ученика к освоению техники движений (учитывать

уровень развития относительной силы, координированность и пр.); подбирать для

разных групп школьников наиболее подходящие методы разучивания упражнений и

подготовительные упражнения.

     Уровень физической подготовленности школьников очень влияет на то, как

они овладевают техникой двигательных действий. Особо надо следить за учащимися

с повышенной массой тела: даже небольшое  превышение нормальной массы намного

усложняет обучение лазанью по канату, висам и упорам, опорным прыжкам. Хуже

овладевают такими упражнениями и  школьники со слаборазвитой мускулатурой,

несмотря на небольшую массу тела. Для таких школьников нужно облегчать условия

выполнения упражнений путем оказания помощи.

Очень внимательно надо следить  за состоянием организма девочек. В

подростковом возрасте у большинства из них уже устанавливаются сроки

менструаций. Некоторые переносят  их легко, у других же наблюдается  ухудшение

общего самочувствия: головные боли", тошнота, учащение сердцебиения, иногда

озноб, одышка, боли в конечностях; у некоторых появляется раздражительность,

повышенная требовательность к  окружающему; у других, напротив, угнетенное

состояние, плаксивость, замкнутость, повышенная мнительность, апатия. Как

правило, снижены внимание и память. И хотя девочки в такие дни и не

пропускают уроки, они находятся  в болезненном состоянии. Учитель  должен

Информация о работе Физическое воспитание школьников в учебно-воспитательном процессе